Мастер-класс для родителей «Артикуляционная гимнастика дома»
консультация по логопедии (старшая группа)

Харитинова Галина Викторовна

  Речевые нарушения у детей – серьёзная проблема нашего времени. Почему-то все чаще перед поступлением в школу родители с удивлением узнают, что их семилетний ребенок не выговаривает один или несколько звуков родного языка, а милая и забавная, для родителей картавость – это отклонение от нормы, которое будет мешать ребенку полноценно заниматься в школе. Самое неприятное – это то, что нет тенденции к уменьшению количества таких детей, – напротив, с каждым годом все больше детей нуждаются в помощи логопеда.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass_art._gimn.docx26.17 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 29 «Полянка» г. Павлово

Мастер-класс для родителей

«Артикуляционная гимнастика дома»

Подготовила и провела

Учитель-логопед Харитинова Г.В.

Тема: «Артикуляционная гимнастика дома»

Цель: Создание условий для качественного взаимодействия семьи и учителя–логопеда через организацию единого образовательно-воспитательного пространства;

Задачи:

  1. Повышать компетентность родителей в области педагогического и речевого развития ребенка на определенных возрастных этапах и его индивидуальных особенностей;
  2. Познакомить родителей с понятием «артикуляционная гимнастика», ее значением.
  3. Проводить обучение родителей артикуляционной гимнастике;
  4. Способствовать сплочению родителей через совместную деятельность, создавать положительную эмоциональную атмосферу.

План проведения мастер-класса

  1. Теоретическая часть.
  • проблемы развития речи детей дошкольного возраста.
  • артикуляционная гимнастика, значение и рекомендации по проведению.

2.Практическая часть. 

  • Выполнение упражнений для губ, щек, языка.

3.Советы учителя-логопеда родителям.

4.Вопросы логопеду.

Оборудование и материалы: картинки с изображением упражнений артикуляционной гимнастики, презентация, зеркала, салфетки, влажные салфетки.

Общая продолжительность: 40 минут.

1. Теоретическая часть

Логопед: Здравствуйте, уважаемые родители! Я рада приветствовать вас на мастер-классе, тема которого «Артикуляционная гимнастика дома».

  Речевые нарушения у детей – серьёзная проблема нашего времени. Почему-то все чаще перед поступлением в школу родители с удивлением узнают, что их семилетний ребенок не выговаривает один или несколько звуков родного языка, а милая и забавная, для родителей картавость – это отклонение от нормы, которое будет мешать ребенку полноценно заниматься в школе. Самое неприятное – это то, что нет тенденции к уменьшению количества таких детей, – напротив, с каждым годом все больше детей нуждаются в помощи логопеда.

Произношение звуков сложный двигательный навык, которым должен овладеть каждый ребенок.   Естественно, ведущая роль в работе по исправлению дефектов речи принадлежит логопеду. Но только занятий с логопедом недостаточно для выработки прочных навыков правильного звукопроизношения, необходимы дополнительные упражнения — с родителями.

Основная трудность для родителей – нежелание ребенка заниматься. Чтобы преодолеть это, необходимо заинтересовать малыша. Важно помнить, что основная деятельность детей – игровая.  Все занятия должны строиться по правилам игры!

Очень важной в коррекции речевых нарушений является артикуляционная гимнастика.

 Гимнастика для рук, ног - дело нам привычное и знакомое. Всем понятно, для чего мы тренируем мышцы - чтобы они стали сильными, ловкими, подвижными. А вот зачем язык тренировать, ведь он и так "без костей"? Оказывается, язык - главная мышца органов речи. И для него, как и для всякой мышцы, гимнастика просто необходима. Ведь язык должен быть достаточно хорошо развит, чтобы выполнять тонкие целенаправленные движения, именуемые звукопроизношением.На нашей сегодняшней встрече мы узнаем, что такое артикуляционная гимнастика и для чего она нужна.

Артикуляционная гимнастика – это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата.

Цель артикуляционной гимнастики – выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков. Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков - фонем и коррекции нарушений звукопроизношения. Она включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определенных положений губ, языка, мягкого неба, необходимых для правильного произнесения, как всех звуков, так и каждого звука той или иной группы.

При проведении артикуляционной гимнастики

необходимо соблюдать следующие рекомендации:

  1. Внимательно прочитайте описание упражнения. Попробуйте выполнить его перед зеркалом. Только после того, как Вы сами освоите это упражнение, предлагайте его ребенку.
  2. Гимнастика проводится ежедневно по 5-10 минут.
  3. Упражнения выполнять сидя перед зеркалом (достаточно настольного зеркала 15*15 см.), в спокойной обстановке, при достаточном освещении.
  4. Каждое упражнение выполняется по 5 раз.
  5. Упражнения выполняются после показа взрослого.
  6. После того, как упражнение усвоено, ребенок выполняет его без показа взрослого (по названию).
  7. Взрослый обязательно контролирует правильность и четкость выполнения упражнений.
  8. Упражнения должны быть целенаправленными: важно не их количество, а качество выполнения.
  9. Точность движения речевого органа определяется правильностью конечного результата.
  10. Плавность и легкость движения предполагают движения без толчков, подергиваний, дрожания органа (напряжение мышцы всегда нарушает плавность и мягкость движения); движение должно совершаться без вспомогательных или сопутствующих движений других органов.
  11. Темп – это скорость движения. Вначале движение производится несколько замедленно, постепенно убыстряется. Затем темп движения должен стать произвольным – быстрым или медленным.
  12. Устойчивость конечного результата означает, что полученное положение органа удерживается без изменений произвольно долго.
  13. Переход (переключение) к движению и положению должен совершаться плавно и достаточно быстро.

Наиболее сложными в артикуляционной гимнастике являются упражнения для языка, язык – самая главная и самая подвижная мышца органов речи, для него, как и для всякой мышцы, гимнастика прости необходима.

Приготовились. Сели все удобно, спинки выпрямили, зеркала поставили так, чтобы вы себя видели в них. Артикуляционную гимнастику можно разделить на: упражнения для нижней челюсти, упражнения для щек, упражнения для губ и языка.

  1. Практическая часть

Артикуляционные упражнения

  1. ЗАБОР Максимально растянуть губы (улыбнуться), показать верхние и нижние зубы. Верхние зубы должны находиться напротив нижних. Необходимо проверить наличие расстояния между ними (1 мм). Удерживать под счет до 5-10.
  2. ОКОШКО Широко открыть рот, обнажая верхние и нижние зубы, язык внизу под нижними зубами. Удерживать в таком положении под счет до 5-10.
  3. ЛЯГУШКА Улыбнуться без напряжения так, чтобы были видны передние верхние и нижние зубы. Чтобы показать ребенку, как это сделать, надо про себя произносить звук «И». Удерживать в таком положении губы под счет до 5-10.
  4. ХОБОТОК Вытянуть сомкнутые губы вперед трубочкой. Удерживать в таком положении под счет до 5-10.
  5. ЛЯГУШКА-ХОБОТОК Чередовать упражнения «Лягушка» – «Хоботок». Переключение позиций плавное, в одном ритме. Выполнять 7-10 раз.
  6. БУБЛИК Выполнить упражнение «Хоботок». Затем округлить губы так, чтобы были видны зубы в положении «Забор». Удерживать в таком положении на счет до пяти.
  7. ЁЖИК Рот закрыт. Совершать круговые движения языком между губами и зубами то в одну, то в другую стороны. Выполнять по 5 раз в каждую сторону.
  8. ОРЕШКИ Рот закрыт. Кончик языка с напряжением упирать то в одну, то в другую щёку так, чтобы под щекой надувались «шарики-орешки».
  9. ШАРИКИ Рот закрыт. Надуть одну щёку – сдуть. Надуть другую щеку – сдуть. Надувать попеременно 5-6 раз.
  10. НАКАЖЕМ НЕПОСЛУШНЫЙ ЯЗЫЧОК Чтобы язык был широким и спокойным, надо немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить звуки «пя-пя-пя». Удерживать широкий язык в спокойном положении при открытом рте под счет от одного до 5-10.
  11. ПРИЧЕШЕМ ЯЗЫЧОК Улыбнуться, закусить язык зубами и протаскивать язык между зубами вперёд-назад, как бы причёсывая его.
  12. ПАРОХОД Приоткрыть рот и длительно произносить звук «ы (как гудит пароход). Следить, чтобы кончик языка был опущен и находился в глубине рта, а спинка была поднята к небу.
  13. ЛОПАТОЧКА Улыбнуться, приоткрыть рот, положить передний широкий край языка на нижнюю губу. Удерживать в таком положении под счет от одного до 5- 10.
  14. КАЧЕЛИ Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий язык за нижние зубы и удерживать в таком положении под счет от 1 до 5. Потом поднять широкий язык за верхние зубы тоже с внутренней стороны, удерживать под счет от 1 до 5. Так поочередно менять положение языка 4-6 раз.
  15. ПАРУС Улыбнуться, открыть рот, поднять язык вверх, поставить его за верхние зубы, крепко прижать. Удерживать под счет до 5-10. 
  16. ТРУБОЧКА Открыть рот, свернуть язык трубочкой. Длительно подуть в эту трубочку.
  17. КАТИМСЯ СО СНЕЖНОЙ ГОРКИ Положение «Забор». Язык горкой упирается в нижние зубы. Спокойно и плавно подуть по середине языка. Воздух должен быть холодным.
  18. ЧИСТИМ НИЖНИЕ ЗУБКИ Приоткрыть рот и кончиком языка «почистить» нижние зубы с внутренней стороны, делая движение языком из стороны в сторону.
  19. ЧИСТИМ ВЕРХНИЕ ЗУБКИ Приоткрыть рот и кончиком языка «почистить» верхние зубы с внутренней стороны, делая движение языком из стороны в сторону.
  20. ЧАСИКИ Улыбнуться, открыть рот. Кончик языка переводить на счет «раз-два» из одного уголка рта в другой. Нижняя челюсть остается при этом неподвижной. Выполнить 5 раз по 10 движений.
  21. МАЛЯР Улыбнуться, открыть рот и погладить кончиком языка твердое небо, делая движение языком вперед-назад. Выполнить 3-4 раза.
  22. ВКУСНОЕ ВАРЕНЬЕ Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движения языком сверху вниз, но не из стороны в сторону.
  23. ИНДЮК Приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу, производить движения передним краем языка по верхней губе вперед-назад, стараясь не отрывать язык от губы, как бы поглаживая ее. Сначала производить медленные движения, потом убыстрять темп и добавить голос, пока не послышатся звуки «бл-бл» (как индюк болбочет).
  24. ФОКУС Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты, а посередине языка был желобок, и сдуть ватку, положенную на кончик носа. Воздух при этом должен идти посередине языка, тогда ватка полетит вверх.
  25. ЧАШЕЧКА Из положения «Лопаточка» поднять язычок вверх, загибая боковые края. Следить, чтобы кончик языка не загибался вглубь рта, чтобы язык не лежал на нижней губе, а боковые края находились у верхних зубов. Удерживать под счет до 10.
  26. ЛОШАДКА Улыбнуться, открыть рот, поднять язык вверх, присосать к верхнему нёбу кончик языка. Щёлкать языком. Челюсть неподвижна, широкий язык за верхними зубами и не подворачивается внутрь. Выполнять 5-6 раз.
  27. ГРИБОК Улыбнуться, приоткрыть рот, присосать язык к небу и, не отпуская языка, надо стараться открывать рот все шире и дольше удерживать язык в верхнем положении.
  28. ГАРМОШКА Улыбнуться, приоткрыть рот, присосать язык к небу и, не отпуская языка, закрывать и открывать рот. Губы находятся в положении улыбки. При повторении упражнения рот надо стараться открывать все шире и дольше удерживать язык в верхнем положении.
  29. БАРАБАН Улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка за верхними зубами: д-д-д или дын-дын-дын. Сначала произносить медленно. Постепенно убыстрять темп. Выполнить 3-5 раз. Рот широко открыть.
  30. МОТОРЧИК Во время длительного произношения звука д-д-д или дын-дын-дын быстрыми движениями одноразового шпателя или просто чистым!!! прямым указательным пальцем самого ребенка производить частые колебательные движения из стороны в сторону.

3.Советы логопеда

  1. Очень часто дети, которые плохо говорят для своего возраста, еще и плохо едят. Как правило, для них целая проблема скушать яблоко или морковку, не говоря уж о мясе. Вызвано это слабостью челюстных мышц, а она, в свою очередь, задерживает развитие движений артикуляционного аппарата. 
    Поэтому обязательно заставляйте ребенка жевать сухари, овощи и фрукты, хлеб с корочками, кусковое мясо.

Чтобы развить мышцы щёк и языка, покажите ребёнку, как полоскать рот. Научите надувать щёки и удерживать воздух, "перекатывать" его из одной щеки в другую.

  1. Говорите с ребёнком медленно, короткими фразами; пользуйтесь правильным русским языком, не переходите на "детский язык" (сюсюканье) сами и не разрешайте делать это другим.
  2. Каждый день читайте ребёнку. Не показывайте своей досады и нежелания, если ребёнок попросит вас в сотый раз прочитать книжку, которую особенно полюбил. Если вы очень заняты, то можно поставить кассету или диск, но помните, что личное общение наиболее ценно.
  3. Чаще разговаривайте с ним, терпеливо отвечайте на все его вопросы, поощряйте желание их задавать.
  4. Говорите чётко, внятно, несколько раз повторяя слово или фразу, меняя в ней слова местами.
  5. Не забывайте развивать и мелкую моторику - то есть ребенок как можно больше должен работать своими непослушными пальчиками. Учёные доказали, что развитие мелкой моторики рук напрямую связано с развитием речевых центров головного мозга. Как бы ни казалось вам это утомительным, пусть ваш ребенок сам застегивает пуговицы, шнурует ботинки, засучивает рукава. Причём начинать тренироваться ребёнку лучше не на своей одежде, а сперва "помогать" одеться куклам и даже родителям. По мере того, как детские пальчики будут становиться проворнее, его язык будет все понятнее не только маме.
  6. Не сравнивайте своего ребёнка с другими детьми. Каждый человек ценен и индивидуален. 

Спасибо за проявленный интерес. Я надеюсь, что результатом дальнейшего взаимодействия между нами, станет успешное преодоление речевого нарушения наших детей. Дома не забываем, что вы уже многое умеете, и занимаемся вместе с детьми!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс для педагогов " Применение артикуляционной гимнастики в работе педагогов ДОУ"

Мастер-класс для воспитателей ДОУ по формированию правильного звукопроизношения у детей средствами артикуляционной гимнастики. Цель- передача опыта путем прямого и комментированного показа последовате...

Мастер-класс для родителей "Артикуляционная гимнастика дома"

Цель: Создание условий для качественного взаимодействия семьи и учителя–логопеда через организацию единого образовательно-воспитательного пространства...

Мастер-класс для родителей:"Артикуляционная гимнастика дома".

Артикуляционная гимнастика — это комплекс упражнений, одни из которых помогают улучшить подвижность органов артикуляции, другие — увеличить объём и силу движений, третьи вырабатывают точно...

Мастер-класс для родителей «Артикуляционная гимнастика дома»

Цель мастер-класса:Познакомить родителей с понятием «артикуляционная гимнастика», ее значением. Научить правильно выполнять артикуляционные упражнения с детьми дома....

Мастер класс для родителей «Артикуляционная гимнастика дома»

Цель: познакомить родителей с понятием «артикуляционная гимнастика», ее значением. Научить правильно,  выполнять артикуляционные упражнения с детьми дома.Задачи: - показать важно...