Консультация для родителей "Развитие речевого дыхания", апрель 2022
консультация по логопедии

Станкевич Антонина Николаевна

В консультации предлагаются комплексы упражнений для развития речевого дыхания.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для родителей: "Развитие речевого дыхания"

Учитель-логопед: Станкевич А.Н.

МБДОУ д/с № 56 «Солнышко»

Апрель, 2022

        Правильное речевое дыхание является основой звучащей речи. Оно обеспечивает нормальное голосо- и звукообразование, сохраняет плавность и музыкальность речи. Особенности речевого дыхания связаны с тем, что дыхание в момент речи зависит от речевого звена, которое может быть длинным или коротким, громким или тихим, спокойным или эмоционально окрашенным. Очень часто у детей возникают сложности с речевым дыханием. Это обусловлено рядом причин:

• Поверхностное и частое дыхание ребенка (грудное);

• Слабый вдох и выдох;

• Неправильный толчкообразный вдох;

• Неравномерное распределение воздуха на фразу, добор воздуха в середине слова;

• Торопливое произнесение фраз на вдохе с захлебыванием.

        Дыхательные упражнения в сочетании с речью способствуют развитию речевого дыхания. Речевое дыхание, в отличие от физиологического, характеризуется коротким глубоким вдохом и длительным выдохом, во время которого происходит речевой акт.

В работу включаются голосовые упражнения. После вдоха через нос следует медленный выдох с одновременным произнесением согласных, гласных звуков, слогов. В качестве речевого материала на занятиях сначала используются отдельные гласные, согласные, затем слоги, слова, фразы. По мере выполнения упражнений по развитию речевого дыхания, продолжительность речевого выдоха будет возрастать.

КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ.

1. Звуковая ниточка (дорожка)

Цель: воспитание правильного речевого дыхания, автоматизация изолированного звука.

Описание упражнения

Дети соединяют пальцы рук, собранные в щепоть, перед грудью (как будто держат за концы короткую ниточку, а затем начинают разводить руки в стороны, одновременно пропевая какой – либо гласный звук (тянут длинную нить). Вдох производится до начала движения рук.

Для вызывания большего интереса к упражнению можно предложить детям сначала вытянуть короткую ниточку (спеть короткую песенку «А» в течении 1 секунды) лишь слегка разведя руки в стороны, а затем вытянуть длинную звуковую нить (пропев звук «А» в течении 3-6 секунд).

В следующий раз предложите детям пропеть гласные звуки У, О, И, Э.

В процессе автоматизации звуков можно предложить ребенку тянуть и некоторые согласные звуки, например, С, З, Ш, Ж, Щ, Л, Р.

2. Намотай клубочек

Цель: формирование длительного речевого выдоха, автоматизация изолированного звука.

Описание упражнения

Дети вращают кисти рук одну вокруг другой перед грудью и в это время длительно произносят гласный звук – как будто наматывают на клубок длинную звуковую ниточку. Можно посоревноваться, чья ниточка окажется длиннее.

В процессе автоматизации звуков можно предложить ребенку, наматывая «ниточку на клубочек», тянуть и некоторые согласные звуки, например: С, З, Ш, Ж, Щ, Л, Р.

3. Ручки поднимаем – звуки распеваем

Цель: воспитание правильного речевого дыхания, умение произнести на одном выдохе два гласных звука, автоматизация

изолированных звуков.

Описание упражнения

После короткого глубокого вдоха дети поднимают руки вверх, одновременно произнося звук «А», а затем опускают руки вниз, произнося звук «У».

В процессе автоматизации звуков можно предложить ребенку делать движения руками и одновременно длительно произносить и некоторые согласные звуки, например, пары: С-З; Ш-Ж; Л-Р.

4. Звуковая зарядка

Цель: воспитание правильного речевого дыхания, умение произнести на одном выдохе три и более гласных звуков.

Описание упражнения

ВАРИАНТ 1. (для детей с 3-х лет)

Дети поднимают руки вверх, а затем опускают их через стороны вниз, одновременно произнося на одном дыхании цепочку их трех гласных звуков. Во время движения рук из нижнего положения в положение «вперед» - поется звук «А», при движении из положения «вперед» в положение «вверх» - произносится звук «У», а при опускании рук через стороны вниз произносится звук «И».

ВАРИАНТ 2. (для детей с 4-х лет)

Дети поднимают руки через стороны вверх и так же их опускают, одновременно произнося цепочку из четырех гласных звуков. Во время движения рук из нижнего положения в положение «в стороны» - поется «А», при движении из положения «в стороны» в положение «вверх» - произноситься звук «О», затем при движении рук из положения «вверх» в положение «в стороны» произносится звук «У», а из положения «в стороны» в нижнее положение - звук «И».

КОММЕНТАРИЙ: у дошкольников длительность пения на одном выдохе в секундах соответствует количеству полных лет. Так, двухлетний ребенок может тянуть звук в течение двух секунд, или пропеть подряд два гласных звука, трехлетний – три секунды или три звука и т. д. Для сравнения: взрослый человек может пропевать один звук в среднем 12-16 секунд, а вот оперный певец – 32 секунды.

5. Слоговая зарядка

Цель: развитие речевого дыхания, умения произносить на одном выдохе несколько слогов; автоматизация звуков в слогах.

Описание упражнения

ВАРИАНТ 1 (для детей с 3-х лет)

Дети поднимают руки вверх, а затем опускают их через стороны вниз, одновременно произнося на одном дыхании цепочку из трех слогов. Во время движения рук из нижнего положения в положение «вперед» проговаривается слог ТА, при движении из положения «вперед» в положение «вверх» произносится слог ТО, а при опускании рук через стороны вниз – ТУ.

ВАРИАНТ 2 (для детей с 4–х лет)

Дети поднимают руки через стороны вверх и так же их опускают, одновременно проговаривая цепочку из четырех слогов.

• Во время движения рук из нижнего положения в положение «в стороны» - произносится слог ГА.

• При движении из положения «в стороны» в положение «вверх» - ГО.

• При движении рук из положения «вверх» в положение «в стороны» проговаривается слог ГУ,

• Из положения «в стороны» в нижнее положение произносится слог ГЫ.

В период работы над автоматизацией в слогах свистящих звуков рекомендуется делать слоговую зарядку со следующим слоговым материалом:

СА-СО-СУ-СЫ;

ЗА-ЗО-ЗУ-ЗЫ;

ЦА-ЦО-ЦУ-ЦЫ

Отрабатывая с детьми произнесение шипящих звуков, можно предложить для проговаривания слоги:

ША-ШО-ШУ-ШИ

ЖА-ЖО-ЖУ-ЖЫ

ЩА-ЩО-ЩУ-ЩИ

ЧА-ЧО-ЧУ-ЧИ

Аналогично закрепляются в слогах звуки «Л» и «Р».

С детьми, у которых нарушена слоговая структура слов (пропускают или переставляют в словах звуки и слоги, полезно проговаривать слоги с сочетанием согласных такие, как

МНА-МНО-МНУ-МНЫ

ПТА-ПТО-ПТУ-ПТЫ

СТА-СТО-СТУ-СТЫ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Речевое дыхание"

Рекомендации для родителей, о том как можно развивать речевое дыхание детей....

Консультация " Развитие правильного речевого дыхания"

Правильное речевое дыхание является основой звучащей речи. Именно благодаря правильному речевому дыханию мы изменяем громкость речи, делаем ее плавной и выразительной. Что же такое правильное речевое ...

Консультация для родителей "Речевое дыхание – основа правильной речи"

Изложены упражнения на развитие речевого дыхания....

Консультация - тренинг "Развитие речевого дыхания"

В краткой форме дается понятие речевого дыхания, его значения в коррекционном процессе. Предлагаются игры и игровые упражнения для выработки правильного речевого дыхания, рекомендации для занятий в до...

Консультация для родителей Речевое дыхание - основа правильной речи.

Консультация для родителей  Речевое дыхание - основа правильной речи....

Консультация «Как развивать речевое дыхание».

Консультация«Как развивать речевое дыхание»....