Открытый урок "Морозные деньки"
план-конспект урока по логопедии (подготовительная группа)

Осипова Татьяна Александровна

Цель: закреплять и систематизировать знания о признаках времени года - зима.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytoe_zanyatie_.docx25.37 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №1

«МАЛЕНЬКАЯ СТРАНА»

143968, Московская обл.,                                                                             Тел./факс 8 (495) 528-01-23

г.о. Реутов, ул. Реутовских ополченцев, дом 12                              e-mail: madou_1reutov@mail.ru

Сценарий открытой организованной образовательной деятельности  

в группе компенсирующей направленности для  детей с  ТНР

«Морозные деньки»

Подготовила:

воспитатель Осипова Т. А.

г.о. Реутов, 2022г.

Образовательная область: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Физическое развитие».

Цель: закреплять  и систематизировать  знания  о признаках времени года - зима.

Задачи:

образовательные:

  • обобщать представления  о зимних изменениях в природе;
  • совершенствовать грамматический строй речи, продолжать учить согласовывать существительные с прилагательными в роде, числе, падеже;
  • Активизировать словарь детей;
  • Познакомить со звуками [Л],  [Ль].

развивающие задачи:

  • развивать связную речь: умение составлять сложные предложения;
  • развивать фонематическое восприятие, развивать слуховое внимание;
  • общую, мелкую и артикуляционную моторику;
  • координацию речи с движением, творческое воображение при составлении рассказа по теме - зима.

коррекционно-воспитательные задачи:

  • продолжать воспитание навыков сотрудничества, инициативности, активности, самостоятельности; воспитывать  любовь к природе.

Словарная работа на занятии:

Обогащение и закрепление активного словаря по теме «Зима»: зима, снег, снежинка, снегопад, снеговик, подснежник;  холодная, метельная, пушистая, морозная, волшебная, тёплая, поздняя, сказочная; кататься, смотреть, играть, лепить.

Предварительная работа с детьми:

наблюдения в природе -  за зимними явлениями природы, рассматривание картин и иллюстраций о зиме, просмотр мультфильма С. Я. Маршака «Двенадцать месяцев; заучивание с детьми стихотворений, подбор комплекса пальчиковой гимнастики по теме.

Оборудование:

Мультимедиа, контейнеры с манкой по количеству детей, синие квадратики, иллюстрации с изображением предметов на звуки [Л], [Ль];  елка, пластмассовые снежинки, разрезные картинки на тему «Зима» по количеству детей; демонстрационный материал: иллюстрации по теме «Зима», мнемотаблица.


1.Организационный момент

В:  Доброе утро, дети!

В:  Я хочу вам сегодня предложить  отправиться  в  волшебное путешествие, в очень интересное  время года: холодное, снежное, вьюжное. В  это время года мы с вами отмечаем замечательный праздник – Новый год, можем покататься на лыжах и коньках, поиграть в снежки. Вы, конечно, уже догадались, о чем идет речь, но, прежде, чем вы ответите,  я предлагаю вам посмотреть  отрывок из мультфильма С. Я. Маршака «Двенадцать месяцев».

Дети смотрят отрывок из мультфильма (1,5-2мин.)

В:  Дети, пожалуйста, кто расскажет нам, в какое время  года сегодня я вам предлагаю отправиться  путешествовать? Это лето? Это осень? Это весна?

Д:  Это зима.

В:  Правильно! А  вы хотите со мной в путешествие?

Д:  Да.

В:  Хорошо. Давайте займем удобные места в салоне нашего волшебного поезда и отправимся в путь (дети встают, образуя круг).

2.Основная часть

В:  Зима – красивое, волшебное время года. Сколько прекрасных произведений написано музыкантами, художниками  и поэтами про  зиму. А как мы узнаем зиму,  и  по каким приметам мы сейчас узнаем из стихотворения.

(Читаю стихотворение)

Кругом глубокие снега,

Куда я взгляд не кину,

Метет и кружится пурга.

Вы узнаете зиму?                

Заснули реки подо льдом,

Застыли недвижимы,

Горят сугробы серебром.

Вы узнаете зиму?        

На лыжах мчимся мы с горы,

Нам ветер дует в спину.

Нет веселее той поры!

Вы узнаете зиму?      

В:  Молодцы! А вы, ребята, умеете отгадывать загадки?  Сейчас я вам загадаю загадки о зиме, а вы послушайте внимательно и постарайтесь назвать правильную отгадку.

- Он черной тучей был сначала,

Он белым пухом лег на лес,

Покрыл всю землю одеялом,

А по весне совсем исчез.  

Д:  Снег.

В:  Правильно, слушайте следующую загадку:

Белая, узорчатая звездочка-малютка,

Ты слети мне на руку, посиди минутку.

Покружилась звездочка в воздухе немножко,

Села и растаяла на моей ладошке.  

Д:  Снежинка

Игра со снежком в кругу: «Почему мы любим зиму?»  

В:  Около  детского сада нашла вот этот волшебный снежок. Хотите с ним поиграть?

В:  Сейчас мы с вами будем сочинять большой рассказ  о зиме.  Снежок мы будем передавать друг другу из рук в руки, поэтому встаньте поближе, чтобы не потерять его. Каждый будет рассказывать нам всем, почему он любит зиму.

- Я  люблю зиму, потому что…- можно носить  теплые сапоги.

(Логопед передает снежок ребенку)

(Каждый ребёнок проговаривает фразу и передаёт «снежок» другому)

- Я люблю зиму, потому что можно  кататься на лыжах, коньках.

- Я люблю зиму, потому что мне нравится смотреть на падающий снег.

В:  Молодцы! Посмотрите, какой большой рассказ мы сочинили о том, почему мы любим зимнее время года.

В:  Наше путешествие продолжается… У нас остановка, наш волшебный поезд прибыл на станцию «Снежная».  

В:  Занимаем места  за столами, мы в волшебной мастерской Зимушки.

У  каждого из вас на столах снежинки, посмотрите какие они красивые и все разные.

Игра: «Зимний комплимент» 

В:  Снежинки эти не простые -  надо взять снежинку в руки и сказать красивые слова Зимушке. Подумайте и ответьте на вопрос: «Зима -  она  какая?»

- Саша, возьми снежинку и скажи мне свое красивое слово.

- Хорошо. А теперь, Таня….

Д: Зима – холодная, метельная, пушистая, морозная, волшебная, тёплая, поздняя, сказочная…

Дети называют слова – прилагательные…

В:  Молодцы

Много слов вы назвали о зиме. Да,  зима бывает …..

А сейчас попробуйте нарисовать свою снежинку на манке, постарайтесь  нарисовать самую красивую снежинку….

В:  Молодцы. Пока мы с вами рисовали снежинку, наш волшебный поезд увез нас в зимний лес.

Знакомство со звуками [Л], [Ль]

- Послушайте стихотворение:

Белым-бело! Белым-бело!

Всю землю снегом замело!

Нарядным стало всё село

— белым-бело, белым-бело!

- Какой звук очень часто повторяется в словах?

Д: [Л].

В:  Правильно! Давайте произнесем этот звук все вместе.

Дети вместе с логопедом произносят звук [Л] .

В:  Обратите внимание: при произношении этого звука - кончик языка упирается в верхние зубы, зубы сближены, губы в улыбке. Как вы думаете, звук [Л] – гласный или согласный?

Д: Согласный

В:  Верно. Послушайте слова: лес, лыко, Леня, колос….

Как вы думаете, это звук бывает только твердым? Или он звучит в разных позициях - твердый и мягкий?

Д: Этот звук бывает твердый и мягкий.

В:  Каким цветом обозначаем твердый и мягкий звук?

Д: Твердый - синим  цветом, а мягкий – зеленым цветом.

В:  Правильно. На столе у вас синие и зеленые квадраты. Сейчас я вам буду называть слова с этими звуками,  а вы внимательно послушаете,  и поднимите тот квадрат, который, по вашему мнению,  подходит для звука.

Логопед  называет слова, используя опорные  иллюстрации с нужным звуком. Дети слушают и поднимают квадраты нужного цвета, услышав звуки  [Л] или  [Ль].

В:  Молодцы вы справились с заданием.

Игра: «Укрой ёлочку»

Логопед: Зимой лес выглядит сказочно, волшебно. И берёзки и ёлочки одеты в снежные шубки.  Как вы думаете, почему деревья зимой не мерзнут?

Д: Они укрыты снегом.

В:  Ребята, посмотрите на эту маленькую ёлочку, на ней нет снега. Зима забыла укрыть её своим тёплым покрывалом.  А теперь я предлагаю вам взять в руки снежинки, и мы отправимся с вами укрывать елочку от мороза. Я  прошу вас вспомнить  красивые слова о зиме, в которых живут звуки [Л] или  [Ль].  Мы будем говорить слова, и класть на веточки елочки наши снежинки.

Д: Лед, лыжи, лыжник, лес, холод, салазки, …

В: Смотрите, какая елочка- красавица, покрылась белым снежным  покрывалом.

Вы, наверное, уже устали,  я вас приглашаю поиграть.

Подвижная игра: «Снежок»

Выпал беленький снежок.                       Дети, взявшись за руки, идут по кругу.

Соберемся мы в кружок.

Снег, снег, белый снег.                        Остановились, машут руками перед собой.

Засыпает он нас всех.                                      

Не боимся мы пороши,                                    Указательным пальцем «грозят»

Ловим снег – хлопок в ладоши.                                              «ловят»

Руки в стороны, по швам –                                    Разводят руки в сторону,

Снега хватит вам и нам.                                             Опускают по швам.

(Дети садятся за столы)

- Отдохнули? Посмотрите, у вас, у каждого контейнер с разрезными картинками. Я вам предлагаю собрать картинку – и у нас получится большая красивая картина о зиме.

Упражнение: «Собери картинку»

В: Молодцы ребята. Какие замечательные картинки вы собрали. У нас получилась галерея картин.  Расскажите мне, что у вас нарисовано художниками на ваших картинах?

Д:  На моей картинке изображены дети, которые катаются на лыжах.

На моей картинке изображен зимний лес.

(дети играют в снежки, птицы в кормушке…)

3.Итог занятия

В: О каком времени года мы говорили во время нашего путешествия?

Давайте порадуем зимушку и ещё раз  расскажем  о ней по мнемотаблице.

План рассказа:

1. признаки зимы (характерные признаки);

2. природа зимой;

3. игры зимой;

4. одежда зимой;

5. праздники зимой.

В: Вы отлично справились со всеми заданиями. Молодцы!

И наше путешествие  подошло к концу. Вам понравилось путешествовать  в зимнее время года?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

летние деньки

отчет о проделанной летней работе...

Весенние деньки

Тема: «Весенние деньки»Цель: Способствовать развитию познавательной активности детей, обогащать их представления о весенних явлениях природы.Задачи:Дать детям представления о вес...