Система мониторинга
материал по логопедии (старшая группа)

Коррекционно-педагогический процесс организуется на диагностической основе, что предполагает систематическое проведение мониторинга речевого развития воспитанников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Мониторинг речевого развития15.97 КБ

Предварительный просмотр:

Коррекционно-педагогический процесс организуется на диагностической основе, что предполагает систематическое проведение мониторинга речевого развития воспитанников, включающего следующие этапы: первичный, промежуточный, итоговый. Первичный этап представляет собой обследование речи в начале учебного года - 1– 2 неделя сентября, второй этап – середина учебного года 3-4 неделя декабря, третий этап – итоговое обследование в конце учебного года – 3-4 неделя мая.

Речевое обследование проводится по следующим направлениям:

•        Звукопроизношение

•        Фонематические процессы и слуховое восприятие

•        Словарный запас

•        Грамматический строй

•        Связная речь

•        Слоговая структура слова

На каждого ребёнка заводится диагностическая карта речевого развития, позволяющий увидеть «западающие» звенья и активизировать работу в данном направлении.

Для большей наглядности составляется групповая диаграмма путём выведения среднего балла по каждому речевому компоненту на начало, середину и конец учебного года:

1 – низкий уровень;

2 –средний уровень;

3 – высокий уровень.

Подобная форма мониторинга коррекционно-развивающей логопедической работы способствует более глубокому и детальному изучению речевого развития каждого воспитанника и помогает намечать наиболее эффективные пути коррекции речевой патологии.

Результаты обследования речевого развития детей позволяют сделать выводы о динамике речевого развития дошкольников, об особенностях индивидуально-личностного развития, о перспективе деятельности логопеда и всех участников образовательной деятельности.

Данные мониторинга используются для проектирования индивидуальных образовательных маршрутов воспитанников, корректировки поставленных образовательных задач с учетом достижений детей в освоении программы.

Мониторинг речевого развития детей с нарушениями речи

1. Активный словарь.

Низкий уровень – не называет слова или очень ограниченно.

Словарный запас резко ограничен. Может использовать номинативный словарь, в пределах обихода. Предикативный почти отсутствует.

Средний уровень – называет, опираясь на помощь педагога.

Словарный запас ниже возрастной нормы. Преобладает номинативный и предикативный словарь. Неточное употребление глаголов, замена названий частей предметов названиями целых предметов. Большинство заданий выполняется с помощью (стимуляция, расширение инструкции, уточнение вопроса, подсказка).

Высокий уровень – называет самостоятельно.

Словарный запас (номинативный, предикативный, атрибутивный) соответствует возрастной норме, либо в пределах возрастной нормы. Встречаются единичные ошибки, которые исправляются самостоятельно или с помощью уточняющего вопроса.

2. Состояние грамматического строя речи.

Низкий уровень – не владеет способами словоизменения и словообразования.

Грамматический строй речи не сформирован. Смешение падежных форм, употребление существительных в И.п., а глаголов в инфинитиве; отсутствует согласование (прилагательное + существительное; числительное +существительное); пропуск предлогов, замена сложных предлогов простыми; ошибки в употреблении форм числа, рода, глаголов, в изменении имён существительных по числам. Не владеет навыком словообразования.

Средний уровень – не достаточно владеет (помощь педагога).

Грамматический строй речи сформирован недостаточно. Правильно употребляет простые грамматические формы, допускает единичные ошибки при согласовании прилагательных и существительных в роде, числе, падеже; числительных и существительных. Пропускает и заменяет предлоги. Ошибки в ударениях и падежных окончаниях.

Высокий уровень – владеет способами словоизменения и словообразования.

Грамматический строй речи сформирован по возрасту, в пределах возрастной нормы. Ребёнок правильно выполняет задания по словоизменению и словообразованию. Встречаются единичные ошибки, которые исправляются самостоятельно или с помощью уточняющего вопроса.

3. Состояние связной речи

Низкий уровень развития

Связная речь не сформирована. Пересказ и рассказ не доступен. Возможно перечисление предметов, изображённых на картинках. Серию картинок не раскладывает, либо раскладывает по наводящим вопросам, подсказкам.

Средний уровень развития

Связная речь в стадии формирования. Пересказ составлен с помощью. Отмечаются трудности в построении высказываний, многочисленные паузы, повторы фраз, словарный запас ограничен, отмечаются аграмматизмы. Серию сюжетных картин раскладывает, может допускать ошибки.

Высокий уровень развития

Связная речь в пределах возрастной нормы. Пересказ составлен самостоятельно, либо с некоторой помощью, без нарушения лексико – грамматических норм; полностью передаётся содержание текста, соблюдается связность и последовательность изложения. Серию сюжетных картин раскладывает самостоятельно, ошибки замечает и исправляет. Рассказ соответствует изображённой ситуации.

4. Состояние звукослоговой структуры слова

Низкий уровень развития - многочисленные искажения слоговой структуры, требуется повторное предъявление материала.

Средний уровень развития - слова (фразы) воспроизводятся в замедленном темпе, 1 -2 слова (фразы) с искажением слоговой структуры.

Высокий уровень развития -  все слова (фразы) воспроизводятся правильно.

5. Состояние звукопроизношения.

Низкий уровень – отсутствует звук.

Страдает несколько групп звуков. Речь недостаточно интонационно выразительная.

Средний уровень – звук поставлен, но не автоматизирован.

Изолированно звуки в норме, но в спонтанной речи отмечается недифференцированность в определенных фонетических группах. Звуки определённых групп смешивает, различает на слух плохо.

Высокий уровень – звук автоматизирован.

Правильное, отчетливое произношение всех звуков. Умение дифференцировать звуки. Хорошая регуляция темпа речи и речевого дыхания.

6. Состояние фонематических процессов и слуховосприятия

Низкий уровень развития - большинство заданий не выполняется.

При выполнении требуется значительная помощь со стороны взрослого, часть заданий недоступна, даже после разбора образца.        

Средний уровень развития - задания выполняются в замедленном темпе, большинство заданий воспроизводятся неточно, с ошибками.

Высокий уровень развития - задания выполнены правильно.

Все фонетические процессы в норме.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация системы мониторинга в дошкольном образовательном учреждении по физическому развитию, ст. воспитатель Е.А.Никулина

Основной целью психолого-педагогического мониторинга является своевременность коррекции образовательной и оздоровительной деятельности, а также условий среды дошкольного образовательного учрежде...

Система мониторинга достижения планируемых результатов освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования

Социальный портрет ребёнка 7 лет, освоившего основную общеобразовательную программу дошкольного образования, как интегральный результат дошкольного образования (приказ МОиНРФ от 23.11.2009 г. №655)...

Система мониторинга в ДОУ (физическое развитие)

Актуальность проблемы использования мониторинга в дошкольном образовательном учреждении. Создание мониторинга в рамках построения педагогического процесса — насущная потребность современного дошкольно...

создание системы мониторинга в доу

Описание опыта работы  МДОУ № 32 по созданию мониторинга. Материал был представлен на методическом объединении руководителей....

Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения Программы

Данная презентация содержит определения мониторинга, цель педагогического мониторинга и его функции, а так же определения методов и форм мониторинга. ...

Презентация: "Система мониторинга результатов воспитанников в условиях внедрения ФГТ как инструмент обеспечения качества образования"

Ежегодный комплексный мониторинг: участники, компоненты, нормативные документы. Что включает в себя реализация всех позиций мониторинга. Компоненты мониторинга качества дошкольного образования. ...

Система мониторинга достижения детьми планируемых промежуточных результатов освоения Программы/

В материале представлены материалы, позволяющие педагогу выявить  промежуточные результаты освоения Программы воспитанниками ДОУ и динамику формирования интегративных качеств дошкольников в кажды...