Консультация для родителей «Роль артикуляционной (логопедической) гимнастики в развитии речи детей»
консультация по логопедии (старшая группа)

Logopedmta@gmail.com

В данной констультации для родителей представлен материал то теме «Роль артикуляционной (логопедической) гимнастики в развитии речи детей», описаны: понятие артикуляционной гимнастики, цель, виды, а также, даны рекомендации по проведению артикуляционной гимнастики дома. В приложении представлен набор артикуляционных упражений с описанием. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Роль артикуляционной (логопедической) гимнастики в развитии речи детей»

Речь не является врожденной способностью человека, она формируется у ребенка постепенно, вместе с его ростом и развитием.  Уже с младенческих дней ребенок проделывает массу разнообразнейших артикуляционно-мимических движений языком, губами, челюстью, сопровождая эти движения диффузными звуками (гуление, лепет). Такие движения и являются первым этапом в развитии речи ребенка, они играют роль гимнастики органов речи в естественных условиях жизни. Точность, сила и дифференцированность этих движений развиваются у ребенка постепенно. Звуки речи образуются в результате сложного комплекса движений артикуляционных органов - кинем. Выработка той или иной кинемы открывает возможность освоения тех речевых звуков, которые не могли быть произнесены из-за ее отсутствия. Мы правильно произносим различные звуки, как изолированно, так и в речевом потоке, благодаря силе, хорошей подвижности и дифференцированной работе органов артикуляционного аппарата. Таким образом, произношение звуков речи - это сложный двигательный навык.                

Для четкой артикуляции нужны сильные, упругие и подвижные органы речи - язык, губы, небо. Артикуляция связана с работой многочисленных мышц, в том числе: жевательных, глотательных, мимических. Процесс голосообразования происходит при участии органов дыхания (гортань, трахея, бронхи, легкие, диафрагма, межреберные мышцы). Таким образом, говоря о специальной логопедической гимнастике, следует иметь в виду упражнения многочисленных органов и мышц лица, ротовой полости, плечевого пояса, грудной клетки.

Артикуляционная гимнастика – это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе. 

Цель артикуляционной гимнастики - выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.

Артикуляционная гимнастика бывает двух видов:

пассивная (взрослый выполняет движения за ребенка) и активная (ребенок самостоятельно выполняет упражнения). Пассивные движения постепенно переводятся в пассивно-активные, а затем и в активные.

Артикуляционные упражнения бывают беззвучными и с участием голоса. А также, статические артикуляционные упражнения, направленные на выработку правильной позы и динамические, направленные на правильное выполнение движений.    

Рекомендации по проведению упражнений артикуляционной гимнастики:

  1. Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Лучше выполнять упражнения 3-4 раза в день по 3-5 минут.

2. Каждое упражнение выполняется по 5-7 раз.

3. Статические упражнения выполняются по 10-15 секунд (удержание  

   артикуляционной позы в одном положении).

4. При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо соблюдать

   определенную последовательность, идти от простых упражнений к более

   сложным. Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме.

5. Из выполняемых двух-трех упражнений, новым может быть только одно,

   второе и третье даются для повторения и закрепления. Если же ребенок

   выполняет какое-то упражнение недостаточно хорошо, не следует вводить  

   новое упражнение, лучше отрабатывать старый материал. Для его

   закрепления можно придумать новые игровые приемы.

6. Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком

    положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги

    находятся в спокойном положении.

7. Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы

   самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений.  

Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной

 гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом. Также, ребенок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом (примерно 9x12 см),  тогда взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему.

8. Начинать гимнастику лучше с упражнений для губ.

Организация проведения артикуляционной гимнастики

1. Взрослый рассказывает о предстоящем упражнении, используя игровые приемы.

2. Взрослый показывает выполнение упражнения.

3. Упражнение делает ребенок, а взрослый контролирует выполнение.

        Взрослый, проводящий артикуляционную гимнастику, должен следить за качеством выполняемых ребенком движений: точность движения, плавность, темп выполнения, устойчивость, переход от одного движения к другому. Важно следить, чтобы движения каждого органа артикуляции выполнялись симметрично по отношению к правой и левой стороне лица.

 4. Если у ребенка не получается какое-то движение, взрослый помогает ему  

   (шпателем, ручкой чайной ложки или просто чистым пальцем).

5. Подходить к выполнению упражнений творчески.

Например, чтобы понять  и запомнить правильное положение языка в упражнении «Вкусное варенье» (См. приложение № 1), можно намазать верхнюю губу вареньем, шоколадом или чем-то еще, что любит Ваш ребенок.

  Сначала при выполнении детьми упражнений наблюдается напряженность  

  движений органов артикуляционного аппарата. Постепенно напряжение  

  исчезает, движения становятся непринужденными и, вместе с тем,

  координированными.

          Система упражнений по развитию артикуляционной моторики должна  

  включать как статические упражнения, так и упражнения, направленные на

  развитие динамической координации речевых движений.

Приложение №1.

  1. «Окошечко». Рот широко открыт, язык спокойно лежит в ротовой полости.
  2. "Улыбка"- Удерживание губ в улыбке. Зубы не видны.
  3. "Хоботок" - Вытягивание губ вперед длинной трубочкой.
  4. «Улыбка-хоботок». Вытянуть вперед губы трубочкой, затем растянуть губы в улыбку.
  5. "Лягушечка"- Удерживание губ в улыбке. Зубы видны.
  6. "Бублик"  Зубы сомкнуты. Губы округлены и чуть вытянуты вперед. Верхние и нижние резцы видны.
  7. «Лягушечка - бублик»
  8. «Блинчик». Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе.
  9. «Иголочка» Рот открыт. Узкий напряженный язык выдвинут вперед.
  10. «Блинчик – иголочка»
  11. «Часики» Рот приоткрыт. Губы растянуты в улыбку. Кончиком узкого языка попеременно тянуться под счет взрослого (тик-так, тик-так) к уголкам рта (влево-вправо). Челюсть не двигается
  12. «Качели» Рот открыт. Напряженным языком тянуться к носу и подбородку, либо к верхним и нижним резцам. Челюсть не двигается.
  13. «Почистить зубы». Рот закрыт. Круговым движением языка обвести между губами и зубами.
  14. «Чашечка». Рот широко открыт. Передний и боковой края широкого языка подняты, но не касаются зубов.
  15. «Киска сердится». Рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, спинка языка поднята вверх.
  16. «Рыбки». Хлопать губами друг о друга (произносится глухой звук).
  17. «Уточка». Вытянуть губы, сжать их и вытягивать губы вперед как можно сильнее, изображая клюв уточки.
  18.  «Лошадка». Присосать язык к нёбу, щелкнуть языком. Цокать медленно и сильно, тянуть подъязычную связку.
  19. «Грибок». Рот открыт. Язык присосать к нёбу.
  20. «Гармошка». Рот раскрыт. Язык присосать к нёбу. Не отрывая язык от нёба, сильно оттягивать вниз нижнюю челюсть.
  21. «Поцелуйчик» Щеки сильно втянуть внутрь, а потом резко открыть рот. Необходимо добиться, чтобы при выполнении этого упражнения, раздавался характерный звук «поцелуя».
  22. «Сытый хомячок». Надуть обе щеки, потом надувать щеки поочередно.
  23. «Голодный хомячок Втянуть щеки.
  24. Рот закрыт. Бить кулачком по надутым щекам, в результате чего воздух выходит с силой и шумом.
  25.  «Футбол», («Спрячь конфетку»).Рот закрыт. Напряженным языком упереться то в одну, то в другую щеку.
  26.  «Вкусное варенье» Рот открыт, языком облизать верхнюю губу сверху вниз.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей и родителей "Пальчиковая гимнастика для развития речи детей"

Консультация знакомит с основными видами упражнений по развитию мелкой моторики детей дошкольного возраста. Проведение пальчиковых игр в стихотворном сопровождении, использование разнообразного матери...

Консультация для родителей «Роль артикуляционной гимнастики в развитии речи детей»

Уже с младенческих дней ребенок проделывает массу разнообразнейших артикуляционно-мимических движений языком, губами, челюстью, сопровождая эти движения диффузными звуками (бормотание, лепет). Такие д...

Консультация для родителей на тему :"Пальчиковая гимнастика и развитие речи детей дошкольного возраста"

Пальчиковая гимнастика для детей 3-4 лет или упражнения для развития пальчиков — эффективный способ развития мелкой моторики. Она положительно влияет на развитие речи, а также переключает малыша на ег...

Консультация для родителей «Роль и значение дидактических игр для развития речи дошкольников»

Дидактическая игра создает благоприятные условия для активизации речевой и познавательной деятельности. Познавательная деятельность проходит в игровом контакте, и является своеобразным катализатором...

Консультация для родителей: «Роль и значение дидактических игр для развития речи детей дошкольного возраста».

laquo;Без игры нет и не, может быть полноценного умственного развития. Игра-это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается жизненный поток представлений, понятий. ...

Консультация для родителей «Роль артикуляционной гимнастики в развитии речи детей»

о необходимости проведения артикуляционной гимнастики...

Консультация для родителей «Роль чтения и рассказывания сказок для развития речи ребенка»

Слушая рассказы и сказки, дети познают точность слова, перед ними раскрывается меткость и выразительность родного языка....