Консультация для родителей "Игры по формированию фонематического слуха"
консультация

Вагнер Оксана Викторовна

В консультации предлагаются игры по формированию фоематического слуха в домашних условиях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditeley.docx20.51 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

 «Игры по формированию фонематического слуха».

Подготовила: Вагнер О. В.

учитель-логопед

Для чего ребенку нужен хороший фонематический слух и что это такое?

Фонематический слух – это способность правильно слышать и узнавать звуки. У детей формирование фонематического слуха происходит при восприятии устной речи окружающих и, одновременно, при собственном проговаривании слов в соответствии с воспринимаемыми образцами.

Нарушение фонематического слуха мешает детям овладеть словарным запасом и, соответственно, тормозит развитие связной речи, ведь при несформированности звукоразличения ребенок воспринимает и повторяет не то, что ему сказали, а то, что он услышал. Нарушение фонематического слуха также может привести к дислалии (нарушению звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации артикуляционного аппарата) . Уровень развития фонематического слуха детей влияет на овладение звуковым анализом. Звуковой анализ – это операция мысленного разделения на составные элементы (фонемы) разных звукокомплексов: сочетаний звуков, слогов и слов.

Несформированность навыка звукового анализа и синтеза, а также нарушение фонематического слуха негативно сказываются на формировании навыков правильного чтения и грамотного письма, а значит в дальнейшем могут привести к проблемам в обучении в школе, повлиять на личностную самооценку своих способностей ребёнком.  

К.Д.Ушинский отмечал, что «сознательно читать и писать может только тот, кто понял звуко-слоговое строение слова».

Таким образом, Развитие фонематического слуха и навыка звукового анализа и синтеза являются важнейшей базовой предпосылкой для успешного овладения письмом и чтением.

Важно, чтобы работа по формированию фонематического слуха , развитию слухового внимания проводилась не только на занятиях с логопедом, а продолжалась и дома. Это можно делать и в домашних условиях, используя различные игры, что поможет повысить эффективность работы по формированию фонематического слуха. Кроме этого, такие игры способствуют развитию коммуникативных навыков, развивают общую и мелкую моторику, позволяют развивать пространственную ориентировку, вызывают положительные эмоции.

Примеры игр:

1. «Какие звуки нарушают тишину»

Цель: совершенствовать умение различать неречевые звуки

Помолчать и прислушаться к звукам, которые нас окружают, а потом называть их (скрипнула дверь и пр.). Можно придумывать различные задания: сгруппировать звуки по их громкости (назови самые тихие); за определенное время назвать наибольшее количество звуков; угадать «что звучит» (в какой комнате работает телевизор, скрипнула дверь или паркет и др.)

2.  «Ушки - слушки»

Цель: закреплять умение дифференцировать звуки, развивать слуховое внимание.

Родитель показывает деревянные, металлические ложки, хрустальные рюмки. Ребёнок называет эти предметы. Родитель предлагает послушать, как звучат эти предметы. Установив ширму, воспроизводит звучание этих предметов по очереди. Ребёнок узнаёт звуки и называют предметы их издающие.

2. «Кто сказал «Мяу?»»

Цель: совершенствовать умение различать на слух голоса домашних животных.

Родитель включает аудиозапись со звуками голосов домашних животных. Ребёнок должен услышать и назвать, кому из домашних животных принадлежит голос.

Игра «Кто как голос подаёт» проводится аналогично. Включается аудиозапись со звуками лесных птиц.

3. «Кто стоит у светофора?»

Цель: развивать слуховое внимание, узнавать и называть виды транспорта.

Родитель включает аудиозапись со звуками улицы. Ребёнок слушает звуки и называет транспорт, остановившийся у светофора (легковую машину, грузовик, трактор, мотоцикл, телегу, трамвай).

4. «Жмурки с колокольчиком»

Цель: развивать слуховое внимание, умение ориентироваться в пространстве с закрытыми глазами.

Ребёнок стоит с закрытыми глазами. Родитель с колокольчиком бесшумно передвигается по комнате и звенит. Ребёнок , не открывая глаз, указывает рукой в направлении источника звука.

5. «Эхо»

Цель: развивать фонематический слух.

Взрослый обсуждает с ребенком что такое эхо и где с ним можно повстречаться. Делаем вывод – эхо всегда повторяет то, что ему говорят. Играем в эхо следующим образом – сначала называются по очереди несколько простых слогов (ау, ао), а потом переходят к повторению более сложных (па-ба, па-ба-па, ка-га, ка-га-ка). Нужно следить за тем, чтобы ребенок в точности воспроизводил звуковой ряд. Постепенно можно переходить к словам и стихотворным строчкам.

6. «Перевозим грузы»

Цель: развивать фонематический слух, группировать слова по признаку (одинаковый звук)

 В игрушечных грузовиках (или нарисованных), каждый из которых отмечен одной буквой, можно перевозить только вещи, начинающиеся на тот же звук. 

7. Шутки-минутки

Цель: Совершенствовать умение различать на слух слова, звучащие неправильно. Развивать фонематический слух. Развивать чувство юмора

Взрослый читает строчки из стихов, заменяя буквы в словах. Ребёнок находит ошибку и исправляет её.

Хвост с узорами,
Сапоги со шторами.
Кот плывёт по океану,
Кит из блюдца ест сметану.
Божья коробка, полети на небо,
Принеси нам хлеба.

8. Тихо – громко говори.

Цель: развитие голосового аппарата и фонематического слуха. Упражняться в произношении слов и фраз с различной скоростью и громкостью.

Взрослый предлагает повторить слово, затем словосочетание, предложение с различной силой громкости, медленно или быстро. Ребёнок повторяет.

9. «Поймай звук"

Цель: развитие фонематического слуха,

Взрослый просит ребёнка хлопнуть, когда услышишь заданный звук. Сначала называть следует рях звуков, затем усложнять, произносить слоги, а потом слова.

10.Назови одинаковый звук в словах.

Цель: развивать фонематический слух, слышать и называть слова с одинаковым звуком.

Взрослый произносит три-четыре слова, с заданным звуком: санки, кость, нос –ребёнок должен назвать одинаковый звук (с), который есть в этих словах.

11. Назови первый звук в слове.

Цель: развивать фонематический слух, учить определять место звука в слове.

Родитель показывает игрушку, например, собаку и предлагает определить, с какого звука начинается это слово. Затем показывает игрушки других домашних животных и просит: «Назови первый звук в слове». Обращать внимание на то, что звуки надо произносить чётко.

(Аналогично проводится игра «Назови последний звук в слове».)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов ДОУ "Формирование фонематического слуха и восприятия в процессе совместной деятельности у детей старшего дошкольного возраста"

Основной задачей любого дошкольного учреждения является подготовка ребенка к школе, в том числе к усвоению письменной речи. Одним из показателей готовности ребенка к чтению и письму является чистая, ч...

Перспективный план по формированию фонематического слуха, фонематического анализа и синтеза

В работе изложена система работы по формированию фонематического слуха, фонематического анализа и синтеза для детей старшей группы l года обучения...

Проект «Формирование фонематического слуха у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи»

Проект «Формирование фонематического слуха у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи»...

Консультация для воспитателей "Формирование фонематического слуха — залог успешной коррекции звукопроизношения"

Консультация для воспитателей рассказывает о мире звков, о том , какой бывает слух. Здесь можно познакомиться с возрастными границами и условиями формирования фонематического слуха, а также, как проис...

Консультация родителей детей дошкольного возраста на тему "Формирование фонематического слуха"

В материале перечислен комплекс упражнений по формированию фонематического слуха у детей дошкольного возраста...

Статья. " Фонематический слух. Этапы формирования фонематического слуха"

Аннотация.      Предлагаемая логопедическая статья рассказывает о фонематическом слухе и этапах его формирования. Даёт представление о правильной организации коррекционной раб...

Консультация для педагогов: «Как развивать фонематический слух?» - развитие фонематического слуха у детей с ТНР в процессе игровой деятельности.

Консультация для педагогов: «Как развивать фонематический слух?» - развитие фонематического слуха у детей с ТНР в процессе игровой деятельности....