Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми с ОВЗ.
статья по логопедии

Полицковая Оксана Леонидовна

Данная статья будет полезна для учителей-логопедов школ и дошкольных учрежде ний, воспитателей детей с ОВЗ, родителей детей с нарушением речи. В ней представлена система обучения детей и их родителей приемам самомассажа рук, мимических мышц, артикуляционных органов (языка и губ). 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми с ОВЗ.

        Здоровьесберегающие технологии в образовательном учреждении - это система организованной деятельности, направленная на защиту здоровья детей и взрослых. Самомассаж является стимулирующей здоровьесберегающей технологией, активизирующей собственные силы организма человека. Организуя логопедическую работу с детьми, я обучаю детей и их родителей приемам самомассажа, что позволяет решать следующие задачи:

1.Совершенствовать двигательную активность и точность мелкой моторики,

  1. развивать тактильную чувствительность пальцев рук.
  2. 2.Развивать мимическую мускулатуру.
  3. 3.Подготовить артикуляционный аппарат к постановке звуков.
  4. 4.Воспитывать у ребенка умение расслабляться, снимать напряжение, сохранять
  5. эмоциональное равновесие.
  6. 5.Развивать творческие и исследовательские способности детей, предлагая им
  7. опытным путем подбирать для себя варианты массажеров – помощников.  
  8. 6.Приучать ребенка соблюдать гигиенические нормы, следить за чистотой рук,
  9. лица, предметов, которые он использует во время самомассажа.
  10. 7.Научить ребенка бережно относиться к своему здоровью, чувствовать
  11. потребности своего организма, проводить профилактику простудных
  12. заболеваний.
  13. 8.Стимулировать родителей и детей к использованию приемов самомассажа.

                Обучаю следующим видам самомассажа:

1.Самомассаж кистей и пальцев рук.

2.Самомассаж рук с использованием помощников — массажеров.

3.Самомассаж лицевых мышц (смотри список литературы № 4).

4. Самомассаж артикуляционных органов (губ и языка).

Описание массажных комплексов.

Самомассаж кистей и пальцев рук.

  1. Разминание подушечек пальцев руками.
  2. Сжимание кончиков пальцев.
  3. Разминание, затем растирание каждого пальца вдоль, а затем поперек от конца к ладони.
  4. Круговые поглаживание с нажимом ладони кулачком другой руки.
  5. Растирание и разминание бугров ладони большим пальцем другой руки.
  6. Растирание ладони веером из одной точки к основанию каждого пальца.
  7. Растирание ладоней движениями вверх-вниз.
  8. Растирание боковых поверхностей сцепленных пальцев.
  9. Растирание ладони веером ребром ладони противоположной руки.
  10. Покалывание ладони ногтями другой руки.

Комплекс с использованием массажных шаров и

палочек (орехов, бусин, карандашей).

1.Массажный шарик положить между ладонями, делать круговые движения, постепенно увеличивая нажим и темп.

2.Массажную палочку или шестигранный карандаш зажать ладонями, катать палочку вверх-вниз, постепенно увеличивая нажим.

3.С силой сжимать в каждой руке по шарику, по палочке. С силой сжимать в одной руке массажный шарик, в другой — палочку.

4.Катать с нажимом по мягкой поверхности (по коврику) два массажных шарика одновременно по часовой стрелке, против часовой стрелке, навстречу друг другу, в разные стороны друг от друга.

5.Катать по мягкой поверхности массажную палочку или карандаш вверх-вниз одновременно двумя руками.

6.Катать одновременно по кругу массажный шарик одной рукой и массажную палочку вверх-вниз другой рукой, не путаясь в разных движениях. Затем поменять массажеры в руках и продолжить упражнения с разными движениями.

7.Используя два ореха (две крупные бусины),перекатывать один через другой левой рукой, затем правой рукой.

8.Набирать в ладонь правой руки орехи или бусины по одной, не роняя, затем то же выполнить левой рукой.

9.Выкладывать из ладони правой руки по одному ореху (бусине), не роняя предметы, повторить это левой рукой.

10.Набирать одновременно двумя руками предметы, не роняя.

11.Выкладывать одновременно бусины одну за одной из двух рук.

Комплекс с использованием щетки — расчески.

1. Массировать с постепенным нажимом подушечки пальцев щеткой.

2 .Массировать палец от ладони к концу и обратно.

3. Массировать с постепенным нажимом ладонь по кругу и веером к основаниям пальцев.

4. Массировать бугры ладони по кругу.

Самомассаж артикуляционных органов.

Самомассаж выполняется при помощи индивидуальной зубной щетки или пальцами с соблюдением всех гигиенических норм.

Массаж губ.

1.Поглаживание указательными пальцами над верхней губой и под нижней губой от середины  к краям рта.

2.Поглаживание указательными пальцами по верхней губе и по нижней губе от середины к краям рта.

3.Собирание губ в вертикальную складку. Пальцы ребенка помещаются на точку, находящуюся между серединой верхней губы и углом рта с обеих сторон. Движения идут к средней линии, так что верхняя губа собирается в вертикальную складку. Такое же движение проделывается с нижней губой, затем с обеими губами вместе.

4.«Покажи свои зубки».  Пальцы ребенка помещаются в то же положение, но движения идут вниз по нижней губе,обнажая нижние десны, и вверх по верхней губе, обнажая верхние десны.

5.Сжимание губ в «клювик». Указательные и большие пальцы сжимают верхнюю и нижнюю губы и делают из губ  «клювик утенка».

6.Растягивание губ — «играем на гармошке». Указательные пальцы помещаются в углы рта и губы растягиваются (как при улыбке). Обратным движением с образованием морщинок губы возвращаются в исходное положение (предлагаю ребенку представить, что он играет на губах, как на гармошке).

7.Легкое постукивание щеткой или пальцами по губам от угла к углу губ.

8.Легкое постукивание щеткой или пальцами от середины к углам губ.

9.Пощипывание верхней, а затем и нижней губы пальцами проводится от середины к краям губ. При гипертонусе артикуляционных мышц не применяется. Рекомендуется при гипотонии.

Массаж языка.

Именно в мышцах языка наиболее выражено спастическое напряжение. Нельзя сразу начинать расслабление и массаж с мышц языка. Массаж языка проводится после общего расслабления и указанных выше приемов самомассажа или массажа.

Следует помнить, что мышцы языка тесно связаны с мышцами нижней челюсти. Поэтому движение языка вниз в полости рта и тем самым его расслабление проще всего достигается при одновременном опускании нижней челюсти.

При недостаточной подвижности языка массаж проводит логопед, постепенно подключается  и ребенок. Массаж можно проводить попеременно щеткой или шпателем. Возможны варианты, когда у взрослого шпатель, а у ребенка щетка, и ребенок повторяет за логопедом движения своей щеткой.  Ребенок постепенно учится приемам самомассажа.

1.Логопед, а в дальнейшем сам ребенок, поглаживает язык от  средней части к кончику языка щеткой или шпателем по средней части языка. Затем то же поглаживание по боковым краям языка.

2.Учитывая особенности кровоснабжения языка, предлагаю погладить язычок по боковым краям от серединки кончика до середины средней части спинки языка.

3.Постукивание от кончика языка до серединки и наоборот по средней линии языка и по бокам. Предлагаю ребенка «барабанить» по языку, как по барабану.

4.Постукивание щеткой или шпателем от одного бокового края языка до другого.

5.Рисование «елочки» на языке щеткой. «Ствол» — движение щетки с надавливанием на язык сверху вниз, «ветки» —движения от середины языка к боковым краям.

6.«Зубки крокодила» — выполняется щеткой и шпателем одновременно. Щетка помещается под язык, а шпатель — сверху. Язык сжимается между ними ритмичными движениями. Затем предлагаю поменять щетку и шпатель местами. Очень полезное упражнение при отсутствии у ребенка своих резцов. Похожее на это, «покусывание язычка» по бокам — ритмичное сжимание языка двумя щеткой и шпателем по боковым краям.

7.Прошу положить язык на верхнюю губу и погладить язычок по нижней части к кончику. Это упражнение очень сложное, но при системных занятиях — выполнимое.

8.Заканчиваем работу поглаживанием языка.

        Обучение приемам самомассажа языка происходит в присутствии родителей с использованием личных щеток, которые приносят родители на индивидуальные занятия. Дома дети массируют язык под наблюдением взрослых. Обучение  приемам массажа, которые не требуют личных инструментов, проходят на индивидуальных и погрупповых занятиях.

Календарное планирование использование технологии самомассажа

месяц

неделя

Вид работы

сентябрь

3

Самомассаж кистей и пальцев рук (1-6)

4

Комплекс с использованием массажных шаров и

палочек (орехов, бусин, карандашей) (1-6)

октябрь

1

Комплекс с использованием массажных шаров и

палочек (орехов, бусин, карандашей) (6-11)

2

Самомассаж кистей и пальцев рук (6-10)

3

Комплекс с использованием щетки — расчески (1-4)

4

Самомассаж лицевых мышц. Комплекс №4, упр. 1-4.

ноябрь

1

Массаж губ (1-4)

2

Массаж губ (4-9)

3

Массаж языка (4-8)

4

Самомассаж пальцев и лицевых мышц.

Комплекс №4, упр. 1-4.

декабрь

1

Самомассаж лицевых мышц. Комплекс №5, упр. 1-4.

2

.Массаж языка (1-4)

3

Самомассаж лицевых мышц. Комплекс №1, упр. 1-4.

4

Комплекс с использованием массажных шаров и

палочек (орехов, бусин, карандашей) (3-9)

январь

2

Самомассаж лицевых мышц. Комплекс №1, упр. 1-4.

3

Комплекс с использованием массажных шаров и

палочек (орехов, бусин, карандашей) (1-6)

4

Массаж языка (1-4)

февраль

1

Самомассаж лицевых мышц. Комплекс №1, упр. 1-4.

2

Самомассаж кистей и пальцев рук (1-6)

3

Массаж языка (4-8)

4

Массаж губ (1-4)

март

1

Комплекс с использованием массажных шаров и

палочек (орехов, бусин, карандашей) (6-11)

2

Самомассаж лицевых мышц. Комплекс № 6, упр. 1-3.

3

Массаж губ (4-9)

4

Массаж языка (3-6)

апрель

1

Самомассаж лицевых мышц. Комплекс № 6, упр. 4-6.

2

Комплекс с использованием массажных шаров и

палочек (орехов, бусин, карандашей) (1-6)

3

Массаж губ и языка (4-8)

4

Самомассаж кистей и пальцев рук (1-6)

май

1

Самомассаж лицевых мышц. Комплекс № 2, упр. 1-4.

2

Массаж губ и языка (1-4)

3

Комплекс с использованием массажных шаров и

палочек (орехов, бусин, карандашей) (6-11)

4

Самомассаж кистей и пальцев рук (6-10)

июнь

Самомассаж лицевых мышц. Комплекс № 3, упр. 1-4.

Применение приемов самомассажа позволяет:

      Совершенствовать двигательную активность и точность мелкой моторики, развивать тактильную чувствительность пальцев рук.

   Увеличить подвижность лицевых мышц, что дает возможность ребенку выражать различные эмоции за счет мимической мускулатуры.

  Улучшить кровоснабжение мышц языка и губ, подготовив этим артикуляционный аппарат к постановке отсутствующих звуков.

   Воспитывать у ребенка умение расслабляться, снимать напряжение, сохранять эмоциональное равновесие.

     Развивать творческие и исследовательские способности детей, предлагая им опытным путем подбирать для себя варианты массажеров-помощников (разные предметы обихода, плоды и семена деревьев, камни, бусины, игрушки и другое).

    Приучить ребенка соблюдать гигиенические нормы, следить за чистотой рук, лица, предметов, которые он использует во время самомассажа.

   Научить ребенка бережно относиться к своему здоровью, чувствовать потребности своего организма, проводить профилактику простудных заболеваний.

   Привлечь внимание родителей к состоянию здоровья всех членов семьи ребенка, стимулировать родителей и детей к здоровому образу жизни.

        Список используемой литературы

   

  1. Полицковая О.Л. Использование игровых приемов при выполнении артикуляционной гимнастики и самомассажа у детей с дизартрией.-Сборник учебно-методических материалов общего и специального образования, выпуск №2 под редакцией Ю.А. Русиновой; Спб-2013
  2. Полицковая О.Л. Использование приемов самомассажа в логопедической работе в целях сохранения здоровья ребенка и развития речи.- Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения в современной молодежной среде (сборник статей); СПБ-2014
  3. Куликова Г.Б., Лупашку И.В., Полицковая О.Л. Использование приемов самомассажа в логопедической работе.- Педагогические технологии: теория, методология, практика применения; Чебоксары, 2014
  4. Куликовская Т. А. Массаж лицевых мышц. - М.: Книголюб, 2004. - 16 с. цв. ил.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

« Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста » ( из опыта работы)

В статье описывается опыт работы по использованию здоровьесберегающих технологий в работе с детьми - дошкольниками....

Презентация из опыта работы по теме: "Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми старшего дошкольного возраста"

Сегодня в дошкольных учреждениях уделяется большое внимание здоровьесберегающим технологиям, которые направлены на решение самой главной задачи дошкольного образования – сохранить, поддержать и обогат...

Опыт работы "Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста"

laquo;Я не боюсь ещё и ещё раз повторять: забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя.От жизнерадостности бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умс...

Презентация опыта работы «Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста».

В соответствии с Законом “Об образовании” здоровье детей относится к приоритетным направлениям государственной политики в сфере образования. Вопрос об укреплении и сохранении здоровья на сегодняшний д...