Кружок "Веселый язычок"
презентация к уроку по логопедии (средняя группа)

Наумова Екатерина Владимировна

В 2021-2022 я проводила кружок с детьми средней группы "Веселый язычок" В презентации представлены итоги кружковой работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok_veselyy_yazychok.pptx2.99 МБ
Файл programma_veselyy_yazychok.docx50.53 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Кружок «Веселый язычок» Учитель-логопед Наумова Е.В. Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение детский сад №1 комбинированного вида г. Пудожа Республики Карелия корпус 5 «Горнячок» 2021-2022 г.

Слайд 2

гщщ Причина создания кружка «Веселый язычок»: Скудный активный словарь, Отсутствие понимания грамматических категорий, значений предлогов, Несформированность многих артикуляционных укладов Программа кружка «Веселый язычок» позволяет в игровой форме развивать активную речь, пополнять словарный запас, развивать артикуляционную и мелкую моторику рук у детей 4-5 лет. Группу детей, посещающих кружок «Веселый язычок» можно считать профилактическо-диагностической, т.к. в процессе занятий можно выявить детей с особенностями речевого развития, а также провести профилактическую работу по профилактике дислалии.

Слайд 3

Условия реализации программы. Программа кружка рассчитана на детей 4 до 5 лет. Обучение детей осуществляется в форме подгрупповых занятий (8 человек). Длительность занятий 20 минут. Цель программы: развитие моторики органов артикуляции, мелкой моторики, создание условий для формирования правильного звукопроизношения. Задачи: Развитие психологической базы речи (внимания, восприятия, памяти, мыслительных операций). развитие понимания речи (лексических значений, грамматических категорий). накопление и активизация словарного запаса. развитие дыхания, артикуляционной моторики, координации движений, двигательного воображения (использование подвижных игр и динамических пауз с речевым сопровождением). развитие мелкой моторики рук. развитие психоэмоциональной сферы (использование элементов психогимнастики). Развитие коммуникативных навыков.

Слайд 4

Ожидаемые результаты: четкая, точная, координированная работа артикуляционного аппарата (губ, языка, нижней челюсти, мягкого нёба); усвоение навыков произношения отдельных звуков и умение различать их в речевом потоке; пополнение пассивного и активного словаря. Знания, умения и навыки. 1. Иметь представление об органах артикуляционного аппарата. 2. Иметь навыки концентрации внимания и согласованной работы пальчиков. 3. Уметь слышать звуки разной высоты. 4. Уметь слушать сказки, потешки, считалки, чистоговорки, скороговорки.

Слайд 5

Каждое занятие включало следующие элементы: Артикуляционная гимнастика

Слайд 6

Артикуляционная гимнастика «Заборчик»

Слайд 7

« Улыбка»

Слайд 8

«Лопатка»

Слайд 9

«Лопатка»

Слайд 10

«Трубочка»

Слайд 11

Дыхательная гимнастика

Слайд 14

Пальчиковая гимнастика

Слайд 15

Пальчиковая гимнастика

Слайд 16

Обогащение и активизация словарного запаса

Слайд 17

Обогащение и активизация словарного запаса

Слайд 18

Игра «Назови ласково»

Слайд 19

Игра «Какой? Какая? Какое?»

Слайд 20

Итоги: ребята овладели четкими, точными движениями органов артикуляционного аппарата (губ, языка, нижней челюсти, мягкого нёба); усвоили навыки произношения отдельных звуков и научились различать их в речевом потоке; пополнили пассивный и активный словарь, овладели навыками концентрации внимания и согласованной работы пальчиков. Также в ходе кружковой деятельности выявились дети, которым необходима дальнейшая коррекционная помощь учителя-логопеда.

Слайд 21

Спасибо за внимание!!!



Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад комбинированного вида №1 г. Пудожа Республики Карелия

ПРИНЯТА:

На Педагогическом совете

Протокол №__1_

От «___31__»__08__2021 г.                                                                                                                                                                                                       УТВЕРЖДАЮ:                                                            

                                                                                                                                               Заведующий д/c

                                                                                                                                                                         _____/Богданова М.С/                                                                                                                                                                      Приказ № 247

От 01.09.2021 г.                                                                                      

                                                                                                                                   

                                                                                     

 

                                                                 

                                                                                                                                           

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОД

Кружковая работа учителя-логопеда

Тема: «Весёлый язычок»

для детей 4 – 5 лет (средний возраст корпус 5 Горнячок)

на 2021 – 2022 учебный год

Составитель программы:

учитель-логопед

Наумова Е.В.

2021 г.

Содержание программы

  1. Пояснительная записка
  2. Перспективный тематический план занятий
  3. Список литературы

Пояснительная записка

Дошкольный возраст – замечательный период в жизни любого человека. Это время, когда развиваются мотивации, желание что-то делать, выражать себя, творить, общаться. Дошкольный возраст – важный и неповторимый период в развитии ребенка, особенно в плане развития его речи. Без формирования чистой и правильной речи невозможно приобретать навыки общения и учиться строить отношения с окружающим миром. При нормальном развитии овладение правильным звукопроизношением у дошкольников заканчивается к 4-5 годам. Но иногда в силу ряда причин этот процесс затягивается.

Современная система дошкольного образования предъявляет высокие требования к организации образовательного процесса в дошкольном учреждении. Основной задачей дошкольного учреждения является подготовка ребенка к школе, в том числе к усвоению письменной речи. Формирование звуковой стороны речи рассматривается, как одно из необходимых средств воспитания звуковой культуры и подготовки к школьному усвоению письменной речи. Формирование звуковой стороны речи рассматривается, как одно из необходимых средств воспитания звуковой культуры и подготовки к школьному овладению письменной формы речи.

В настоящее время наблюдается быстрый рост числа детей с различными речевыми нарушениями. У многих детей наблюдается низкий уровень развития речи. Речь у таких детей малопонятна для окружающих: некоторые звуки полностью отсутствуют, т.е. не произносятся, пропускаются или заменяются другими. Наблюдается неумение правильно построить фразу, составить рассказ по картинке.

Очень часто речевые нарушения, являются первичным дефектом, что влечет за собой заметное отставание в психическом развитии. Нарушение произносительной стороны речи требует специальной коррекционной помощи. И. как уже доказано, чем раньше начинается коррекционная работа, тем она эффективнее.

Причина создания кружка «Веселый язычок» возникла в результате логопедического обследования детей средней группы, которое показало:

  • несформированность многих артикуляционных укладов (включая нередко отсутствие звуков раннего онтогенеза);
  • отсутствие фразовой речи;
  • скудный активный словарь, не соответствующий возрасту;
  • отсутствие понимания грамматических категорий, значений предлогов.

    Программа логопедического кружка «Веселый язычок» позволяет в игровой форме развивать активную речь, пополнять словарный запас, развивать артикуляционную и мелкую моторику рук у детей 4-5 лет.

Группу детей, посещающих кружок «Веселый язычок» можно считать профилактическо - диагностической, так как в процессе занятий можно выявить детей с особенностями речевого развития, а также провести профилактическую работу по профилактике дислалии.

Условия реализации программы.

        Программа кружка рассчитана на детей от 4 до 5 лет. Обучение детей дошкольного возраста осуществляется в подгруппе (8 человек) в форме развивающих занятий.

          Длительность одного занятия:

  •  20 минут.

Цель программы: развитие и совершенствование моторики органов артикуляции, мелкой моторики и создание оптимальных условий для формирования правильного звукопроизношения.

Задачи:

  • Развитие психологической базы речи (внимания, восприятия, памяти, мыслительных операций).
  • Развитие понимания речи (лексических значений, грамматических категорий).
  • Накопление и активизация словарного запаса.
  • Поэтапное формирование фразовой речи, практическое усвоение грамматических конструкций.
  • Развитие дыхания, артикуляционной моторики, голоса.
  • Развитие общей моторики, координации движений, двигательного воображения (использование подвижных игр и динамических пауз с речевым сопровождением).
  • Развитие мелкой моторики рук.
  • Развитие психоэмоциональной сферы (использование элементов психогимнастики).
  • Развитие коммуникативных навыков.

             Занятие включает в себя следующие элементы:

1. Артикуляционная сказка «Веселый язычок».

2. Разучивание артикуляционного упражнения.

3. Упражнения и задания на развитие мелкой моторики (пальчиковые игры, самомассаж кистей и пальцев рук шариками, массажными ёжиками и др.)

4.Упражнения, направленные на формирование правильного речевого дыхания.

5. Физкультминутка.

6. Дидактические игры на развитие фонематических представлений, развития лексико – грамматических представлений.

Ожидаемые результаты:

  • четкая, точная, координированная работа артикуляционного аппарата (губ, языка, нижней челюсти, мягкого нёба);
  • усвоение навыков произношения отдельных звуков и умение различать их в речевом потоке;
  • пополнение пассивного и активного словаря.

Знания, умения и навыки.

1. Иметь представление об органах артикуляционного аппарата.

2. Иметь навыки концентрации внимания и согласованной работы пальчиков.

3. Уметь слышать звуки разной высоты.

4. Уметь слушать   сказки, потешки, считалки, чистоговорки, скороговорки.

Перспективный тематический план занятий.

        

Дата

Тема

Задачи

(оборудование)

Ход занятия

Кол. часов

1

20.10

ЧАСТИ ТЕЛА

  • развитие артикуляционного аппарата;
  • закрепление в активной речи уменьшительно-ласкательной формы существительных;
  • развитие слухового внимания и понимания обращенной речи;
  • развитие мелкой и общей моторики.

1. Организационный момент

Дидактическая игра «Какой цвет пропал?»

2. Дидактическая игра «Части лица и тела»

3. Игра «Слушай и выполняй»

На носочки поднимайся, Приседай и выпрямляйся, Ноги вместе, ноги врозь, Ноги прямо, ноги вкось.

4. Дидактическая игра «Чего не стало?»

5. Пальчиковая гимнастика

Маленькие ножки (Указательный и средний пальцы руки «бегут» по)

Бегут по дорожке: топ-топ-топ. (дорожке, построенной из палочек.)…

6. Динамическая пауза

Мы топаем ногами,

Мы хлопаем руками..

7.  Игра с язычком с речевым сопровождением. Видео урок.

Дети повторяют за логопедом

1

2

27.10

ОДЕЖДА. ОБУВЬ

  • активизация словаря;
  • практическое усвоение предложно-падежной конструкции типа «на голову»;
  • развитие фразовой речи;
  • развитие слухового внимания, восприятия;
  • развитие координации движений.

  1. Организационный момент

Дети называют предметы одежды, в которую одеты. Логопед уточняет цвет одежды.

2. Дидактическая игра «На что наденем?»

3. Дидактическая игра «Да — нет».

4. Дыхательное упражнение «Задуй свечу»

5. Игра «Матрешка»

 

1

3

10.11

ДЕРЕВО (ПРИЗНАКИ ОСЕНИ)

  •  упражнение в классификации предметов (по пройденным темам);
  • упражнение в образовании существительных множественного числа; развитие дыхания;
  • развитие слуховой и зрительной памяти;
  • развитие мелкой моторики рук.

 1. Организационный момент.

Дидактическая игра «Назови одним словом»

2. Дидактическая игра «Волшебное осеннее дерево»

3. Дыхательные упражнения

На уровне лиц детей подвешены картонные листья, разные по цвету и форме (по количеству детей). Дети, следуя указаниям логопеда, дуют на свои листики (не надувая щек), изображая при этом то «слабый ветерок», то «сильный ветер», то «ветер, колышущий листья».

4. Заучивание стихотворения «Что какого цвета?»

5. Дидактическая игра «Назови ласково».

6. Игра с язычком с речевым сопровождением. Видео урок.

Дети повторяют за логопедом.

1

4

17.11

ДОМА

  • активизация словаря;
  • закрепление понятий «высокий» - «низкий»;
  • упражнение в образовании множественного числа существительных;
  • развитие дыхания;
  • развитие зрительного восприятия;
  • закрепление названий основных цветов в речи детей;
  • упражнение в сличении предметов по цвету.

.

1. Организационный момент.

Дыхательное упражнение

Мы подуем далеко,

Подуть на пальцы вытянутых вперед рук.

2. Дидактическая игра «Найди свой домик»

3. Дидактическая игра «Один - много»

4. Дидактическая игра «Коробочки»

5. Игра с язычком с речевым сопровождением. Видео урок.

Дети повторяют за логопедом.

1

5

24.11

СЕМЬЯ

  • обучение детей диалогу;
  • развитие фразовой речи;
  • упражнение в образовании предложно-падежной конструкции типа «у папы»; обучение элементарному пересказу;
  • развитие слухового внимания, памяти.

1. Организационный момент

Упражнение детей в диалоге.

- Как тебя зовут? I -

Меня зовут...

2. Активизация бытовой лексики

Логопед предлагает детям вспомнить, как зовут их родителей, братьев, сестер.

Дыхательное упражнение «Болит пальчик».

3. Дидактическая игра « У кого?» (с мячом)

4. Пересказ текста «Олина кукла» по двум сюжетным картинкам

«Бабушка и дедушка подарили Оле куклу. Оля катала куклу на санках».

5. Игра с язычком с речевым сопровождением. Видео урок.

Дети повторяют за логопедом

1

6

01.12

МЕБЕЛЬ

  • развитие фразовой речи;
  • практическое усвоение предложно-падежных конструкций;
  • развитие памяти.

1. Организационный момент

Логопед демонстрирует детям игрушку:

- Это Хрюша. Он пришел к нам в гости.

2. Дидактическая игра «Научите Хрюшу»

3. Конструирование из палочек «Стул»

Дети строят стул из палочек для Хрюши.

 4. Пальчиковая гимнастика «Стул»

5. Игра «Насос».

6. Игра с язычком с речевым сопровождением. Видео урок.

Дети повторяют за логопедом

1

7

08.12

  «ЗИМА»

  • развитие словесно-логического мышления;
  • упражнение в пересказе со зрительной опорой;
  • развитие речевого выдоха.

1. Организационный момент

Дети хором отвечают на вопросы логопеда:

- Когда идет снег?

2. Пересказ текста с опорой на картинки

3. Игра на развитие дыхания «Покати снежный ком» Логопед предлагает детям присесть на корточки перед столом (рот на уровне столешницы), положить перед собой комочек ваты («снежный ком») и подуть на него так, чтобы он покатился: «Фу-уу».

4.  Игра с язычком с речевым сопровождением. Видео урок.

Дети повторяют за логопедом.

1

8

15.12

ЗИМА. ЗИМНИЕ ЗАБАВЫ

  • активизация словаря прилагательных, глагольного словаря;
  • практическое усвоение предлога «на» с существительными в предложном падеже;
  • развитие речевого выдоха;
  • развитие памяти (воспроизведение стихотворного текста);
  • развитие общей координации движений.

1. Организационный момент

Повторение стихотворения:

Шуба, шапка, валенки

У Наташи маленькой.

2. Знакомство со свойствами снега

3. Дыхательное упражнение «Погреем ручки»

4. Закрепление лексики по теме

Дети по вопросам логопеда припоминают, какой бывает снег:

- Какого цвета снег? ( - Белый.)

5. Игра с имитацией движений «Весело зимой»

5. Игра с язычком с речевым сопровождением. Видео урок.

Дети повторяют за логопедом.

1

9

22.12

ЗИМА. ЗИМНИЕ ЗАБАВЫ

  • активизация словаря;
  • практическое употребление в речи предлогов «на», «с»;
  • практическое употребление существительных в винительном и предложном падежах; развитие зрительного внимания, восприятия; развитие мелкой моторики.

1. Организационный момент

Перед детьми картинка «Бабушка вяжет». Пальчиковая гимнастика.

2. Дидактическая игра «На что наденешь?» (с мячом)

- На что наденешь носки?

3. Беседа по содержанию картинки «Зимние забавы»

Дети рассматривают картинку и вспоминают, на чем можно кататься зимой, что лепят из снега, откуда и на чем скатываются.

4. Подбор определений к слову «снег»  (белый, пушистый, мягкий, холодный, липкий, мокрый).

5. Игра с язычком с речевым сопровождением. Видео урок.

Дети повторяют за логопедом.

1

10

29.12

НОВОГОДНИЙ ПРАЗДНИК. ЕЛКА

  • развитие фразовой речи;
  • активизация словаря признаков;
  • упражнение в образовании существительных множественного числа;
  • практическое усвоение согласования прилагательных с существительными в числе;
  • развитие тактильного и слухового восприятия;
  •  развитие логического мышления.

1. Организационный момент

Дети около елочки читают заученные к празднику стихи.

2. Закрепление лексики по теме

Логопед предлагает вспомнить, кто приходит к детям на Новый год. Дети при помощи логопеда подбирают определения к словам «Дед Мороз», «Снегурочка».

3. Дидактическая игра «Найди игрушку и достань»

4. Игра «Что висит на елке?»

Дети поднимают руки вверх и громко говорят «Да!», если согласны с ответом. Если не согласны - молчат и руки не поднимают.

5. Игра с язычком с речевым сопровождением. Видео урок.

Дети повторяют за логопедом.

1

11

12.01

ДОМАШНИЕ ПТИЦЫ

  • упражнение детей в классификации предметов;
  • развитие фразовой речи; упражнение в звукоподражании; развитие внимания, памяти;
  • упражнение в составлении целой картинки из трех частей.

1. Организационный момент

Логопед производит действия с игрушечным петушком. Дети оречевляют действия логопеда, стараясь отвечать фразой.

- Что делает петушок? ( - Петушок гуляет (кричит, зовет курочек и цыплят).) И т.п.

2. Дидактическая игра «Назови, что покажу»

Логопед показывает голову, хвост, лапы, крылья, гребешок, бородку петуха. Детям дается образец ответа: «У петушка голова» и т.д.

3. Игра с движением «Цыпленок»

4. Пальчиковая гимнастика

Как цыплята зернышки клюют.  Согнутыми пальцами обеих рук поочередно стучать по крышке стола.

5. Конструирование модели «Курятник» (из счетных палочек)

Дети рассказывают, кто будет жить в курятнике.

6. Игра с язычком с речевым сопровождением. Видео урок.

Дети повторяют за логопедом.

1

12

19.01

ПТИЦЫ

  • упражнение в звукоподражании; развитие фразовой речи;
  • упражнение в понимании категории числа глаголов прошедшего времени;
  • упражнение в образовании существительного множественного числа; развитие общей и мелкой моторики.

1. Организационный момент.

Дидактическая игра «Угадай птицу по голосу»

Логопед подражает голосам птиц и выставляет картинки с изображениями тех, которых лети угадали.

2. Дидактическая игра «Что есть у птиц?»

Дети вспоминают (вместе с логопедом) названия частей тела птиц, затем составляют фразы типа:

«У воробья клюв» и т.п.

3. Дидактическая игра «Один — много» (с мячом).

Прилетела синичка - прилетели... (синички). Прилетела ворона - прилетели... (вороны). И т.д.

4. Подвижная игра «Вороны».

5. Пальчиковая гимнастика «Колодец»

5. Игра с язычком с речевым сопровождением. Видео урок.

Дети повторяют за логопедом

1

13

26.01

КОШКА С КОТЯТАМИ

  •  развитие фразовой речи;
  • развитие понимания падежных конструкций;
  • развитие речевых модуляций; развитие логического мышления.

1. Организационный момент.

Дидактическая игра «Позовем кошку»

Дети по инструкции логопеда зовут кошку громко или тихо: «Кис-кис-кис».

2. Дидактическая игра «Бывает — не бывает»

3. Пересказ текста «Ежик и кот»'

Логопед выставляет по ходу рассказа опорные картинки на фланелеграф (ёжик, корка, кот):

К нам во двор ежик зашел. Еж арбузную корку нашел. Пока ежик корку ел, к нему сзади кот подкрался. Хотел кот ежика схватить, но укололся. Замяукал кот, заплакал и убежал.

4. Игра с язычком с речевым сопровождением. Видео урок.

Дети повторяют за логопедом

1

14

02.02

СОБАКА СО ЩЕНКАМИ

  • развитие понимания обращенной речи;
  • расширение словаря детей по теме;
  • развитие слухового и зрительного внимания, восприятия.

1. Организационный момент.

Дидактическая игра «Гав. Мяу»

2. Уточнение лексики по теме: Выставляется картинка «Собака сторожит дом». Логопед рассказывает о собаке и о содержании картинки.

3. Дидактическая игра «Поиграем с собачкой»

4. Игра «Пес Барбос»

1

15

09.02

ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ

  • активизация словаря;
  •  развитие фразовой речи;
  • развитие слухового внимания, памяти;
  • развитие словесно-логического мышления.

1. Организационный момент

Логопед предлагает детям вспомнить домашних животных. Он бросает мяч ребенку, а тот, возвращая мяч, называет животное.

2. Дидактическая игра «Как животные помогают дедушке?»

3. Дидактическая игра «Чей домик?» (см. с. 89)

4. Дидактическая игра «Помоги дедушке накормить животных»

Выставляются игрушки (собака, кошка, корова, курица), на столе предметные картинки кость, миска с молоком, трава, зернышки). Дети по очереди выходят к столу, берут картинку и «кормят» то животное, для которого подходит эта картинка. С помощью вопросов логопеда дети оречевляет свои действия:

- Кому дали косточку?

- Что дали корове? И т.д.

Дети отвечают однословно или фразой, логопед следит за правильным произнесением окончаний имен существительных.

1

16

16.02

ПАПИН ПРАЗДНИК

  • расширение и активизация глагольного словаря;
  • практическое усвоение употребления существительных в винительном падеже;
  • развитие фразовой речи; развитие дыхания.

1. Организационный момент.

Дыхательное упражнение «Горячий суп»

У каждого ребенка столовая ложка. Дети имитируют процесс еды. Прежде чем «съесть» суп из ложки, дети дуют на него.

2. Дидактическая игра «Выбери картинку»

3. Игра с имитацией движений

4. Дидактическая игра «Кто что делает?»

Логопед выставляет две картинки и предлагает образец 3-словного предложения, заменяя в нем глагол. Затем дети рассказывают самостоятельно.

5. Составление предложений по двум картинкам

1

17

24.02

ПРОДУКТЫ ПИТАНИЯ

  • расширение и активизация глагольного словаря;
  • практическое усвоение употребления существительных в винительном падеже; развитие фразовой речи; развитие дыхания.

1. Организационный момент

Упражнение на развитие дыхания «Горячий суп».  

2. Игра «Выбери картинку»

3. Игра с имитацией движений.

4. Составление предложений по двум предложенным картинкам

5. Итог занятия

18

02.03

ПРОФЕССИИ В ДЕТСКОМ

САДУ

  • закрепление знаний детей по теме;
  • активизация словаря; развитие дыхания.

 

1. Экскурсия на кухню детского сада

2. Беседа об увиденном на кухне

- Кто работает на кухне?

- Что делает повар?

3. Дыхательное упражнение «Горячий суп»  

4. Итог занятия

 

1

19

09.03

ВЕСНА. КОРАБЛИК

  •  упражнение в пересказе по зрительной опоре;
  • закрепление понятий «один» - «много»;
  • развитие произвольного выражения чувств;
  •  развитие «дыхания.

1. Организационный момент.

Психогимнастика

2. Пересказ с опорой на картинки «Весна» Дети заканчивают фразы, начатые логопедом (с опорой на картинки):

3. Игра «Воробей» Воробей с березы

4. Игра с корабликами

Каждому ребенку логопед дает кораблик и спрашивает:

- Сколько у тебя корабликов? ( - Один.)

Затем все дети подходят к тазику с водой и опускают свои кораблики. Логопед спрашивает:

- Сколько здесь корабликов? ( - Много.)

Дети дуют на кораблики. Затем логопед спрашивает у детей:

- Что делают кораблики? ( - Плывут.)

5. Итог занятия

1

20

16.03

ПЕРЕЛЕТНЫЕ ПТИЦЫ

  • развитие словесно-логического мышления;
  • активизация словаря;
  • практическое усвоение согласования существительных с глаголами прошедшего времени в роде;
  •  употребление глаголов настоящего времени во множественном числе;
  •  употребление приставочных глаголов;
  • развитие общей и мелкой моторики.

1. Организационный момент.

Пальчиковая гимнастика «Птичка пьет водичку»

2. Дидактическая игра «Доскажи»

3. Подвижная игра «Птички и кошка»

4. Дидактическая игра «Кто улетел?»

Проводится с картинками перелетных и зимующих птиц (известных детям) аналогично игре «Что пропало?».

21

23.03

ТРАНСПОРТ

  • развитие фразовой речи;
  • закрепление употребления предлога «на»;
  • обучение элементам пересказа;
  • развитие зрительного восприятия.

1. Организационный момент

Повторение рифмовки

2. Выкладывание машины из геометрических фигур

- На какую фигуру похожа кабина? Кузов? Колесо?

И показывают соответствующую фигуру. Затем дети самостоятельно выкладывают машину из геометрических фигур (по образцу).

3. Дидактическая игра «На чем я поеду в гости?»

У детей картинки с изображением легковых, грузовых машин, автобусов. Дети строят фразы:

- Я поеду на автобусе.

4. Динамическая пауза «Послушные машины»

Дети-«машины» едут по кругу. По просьбе логопеда двигаются быстро, медленно, гудят тихо, громко.

5. Пересказ рассказа «Мы поехали на дачу» по опорным картинкам

Логопед 2-3 раза читает  рассказ, демонстрируя действующих лиц или предметы, выступающие в рассказе, изображениями предметов на фланелеграфе.

1.2. Пересказать (поочередно) текст по картинкам.

1

22

30.03

САМОЛЕТ

  • развитие фразовой речи;
  • развитие логического мышления;
  • развитие длительного плавного ротового выдоха;
  • развитие зрительного слухового внимания; развитие мелкой моторики.

1. Организационный момент.

Дыхательное упражнение «Чей самолетик дальше улетит?»

2. Дидактическая игра «Летает — не летает»

3. Складывание разрезных картинок «Птица», «Самолет» из четырех частей

4. Сравнение птицы и самолета

На доску выставляются картинки с изображением птицы и самолета, в котором сидит пилот. Дети сравнивают птицу и самолет, отвечая на вопросы логопеда. В конце делается вывод: птица - живая, сама летает, машет крыльями, клюет зерна и т. п., самолет - не живой, его сделали люди, им управляет летчик (пилот)

5. Игра с движением «Пилот»  

6. Артикуляционная гимнастика «Самолет летит - ЛЛЛЛЛЛ»

1

23

06.04

Тема ВЕСНА

  • упражнение детей в диалоге;
  • уточнение временных ориентировок;
  • развитие словесно-логического мышления;
  • развитие слухового и зрительного внимания, восприятия, памяти;
  • развитие мелкой моторики.

1. Организационный момент

Логопед предлагает детям образец диалога. Затем дети получают картинки с изображением разных времен года и ведут диалог:

- Что у тебя на картинке?

2. Дидактическая игра «Отгадай время года»

3. Дидактическая игра «Закончи фразу»

4. Дидактическая игра «Расставь по порядку»

Логопед берет картинки с мольберта, перемешивает их и предлагает каждому ребенку расставить их по порядку.

5. Конструирование модели «Дерево»

1

24

13.04

НАСЕКОМЫЕ

  • расширение пассивного и активного словаря;
  • развитие зрительного восприятия, внимания, памяти; 
  • развитие мелкой моторики.

1.Организационный момент

На доске картинка с изображением поздней весны. Дети отвечают на вопросы логопеда (по возможности полной фразой):

- Какое время года на картинке? ( - На картинке весна.)

2. Уточнение лексики по теме

Дети рассматривают картинки с изображением насекомых, знакомятся с внешним видом, уточняют названия отдельных частей тела насекомых.

3. Дидактическая игра «Кто спрятался?»

Проводится с тремя-четырьмя картинками аналогично игре «Что пропало?». Ответ дается в именительном падеже

4. Конструирование модели «Бабочка» (из счетных палочек)

5. Подвижная игра «Бабочки»

6. Дидактическая игра «Времена года»

7. Подвижная игра «Бегите ко мне»

1

25

20.04

ЦВЕТЫ

  • закрепление временных понятий;
  • развитие словесно-логического мышления; обучение пересказу по зрительным опорам; закрепление названий основных цветов;
  • развитие общей моторики и ориентации в пространстве.
  • Оборудование: картинки с изображением времен года, картинки для фланелеграфа (мак, ромашка, желтый одуванчик, черная полоска земли, бабочки - красная, белая, желтая, чайная), бабочки (по числу детей), крупные цветы из листов картона.

1. Организационный момент

У детей картинки с изображением разных времен года. Логопед последовательно напоминает детям приметы определенного времени года и спрашивает, у кого такая картинка

2. Прослушивание рассказа «Четыре бабочки»

3. Дыхательное упражнение «Сдуй бабочку»

4. Пересказ рассказа «Четыре бабочки»

С помощью опорных картинок, выставляемых логопедом на фланелеграфе, дети пересказывают прослушанный рассказ.

5. Итог занятия

1

ИТОГО: 25 ЧАСОВ

Литература

1.      Жукова Н.С., Мастюкова У.М., Филичева Т.Б. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. - Екатеринбург: АРД ЛТД, 1998.

2.      Миронова С А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях. - М.: Просвещение, 1991.

3.      Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. -М.: Институт практической психологии, 1997.

4.      Селиверстов В.И. Игры в логопедической работе с детьми. - М.: Просвещение, 1981.

5.      Филичева Т.Б., Шаховская С.Н., Соболева АБ. Малышу три года. -М.: Соц.-полит, журн., 1995.

6.      Дедюхина Г.В., Кириллова Е.В. Учимся говорить. 55 способов общения с неговорящим ребенком. - М.: Техинформ МАИ, 1997.

7.      Кузьмина Н.Н., Рождественская В.И. Воспитание речи у детей с моторной алалией. - М.: Просвещение, 1982.

8.      Ермакова И.И. Коррекция речи и голоса у детей и подростков. -М.: Просвещение, 1996. Козак О.Н. Игры и занятия с детьми от рождения до трех лет. -СПб.: Союз, 1998. Савина Л.П. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников. - М.: ACT, 1999.

9.      Бугуславская З.М., Смирнова Е.О. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста (3-4 года). - М., 1991.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сказка о язычке

Развитие артикуляционного аппарата.  ...

Путешествие язычка

Конспект занятия вокального кружка в старшей и подготовительной группесоставитель Мертвищева О.Г. музыкальный руководитель МДОУ №3 «Орленок»...

Подборка артикуляционной гимнастики " Сказки веселого язычка"

Никто не заменит работу логопеда, но родители могут самостоятельно помочь ребенку в речевом развитии, чтобы не терять времени до поступления в логопедическую группу  или на прием к логопеду. Дан...

Артикуляционная гимнастика "Весёлые превращения Язычка"

Комплекс артикуляционных упражнений в стихотворной форме....

Знаете ли вы …что у нашего язычка есть тоже сказки. Можно весело и с пользой поиграть. Сказка «О Веселом Язычке»

Знаете ли вы …что  у нашего язычка есть тоже сказки.  Сказка «О Веселом Язычке»...

Логопедический проект "Мой подвижный язычок, Язычок - Звуковичок"

Информационно - практический  проект  для детей  старшего  дошкольного возраста с тяжелым нарушением  речи. Этот  проект  призван вызвать  интерес  детей к...