Семинар – практикум «Использование нейропсихологических игр в работе с детьми 5-7 лет»
консультация по логопедии (старшая группа)

Тюлькина Юлия Валерьевна

«Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а  умелые руки снова способствуют развитию мозга»
                                                                                             Иван Петрович Павлов

Скачать:


Предварительный просмотр:

Семинар – практикум

«Использование нейропсихологических игр в работе

 с детьми 5-7 лет»

Цель: повышение уровня знаний педагогов по использованию нейропсихологических технологий, применение которых возможно в образовательном процессе, пропаганда и распространение нетрадиционных методов и форм работы с дошкольниками.
Задачи:
1.Познакомить участников мастер-класса с использованием нейропсихологических технологий, способствующих умственному и физическому развитию дошкольников.
2.Отработать совместно с участниками мастер-класса последовательность действий и приемов нейропсихологических технологий по применению в работе с дошкольниками.
3.Повысить мотивацию к овладению нетрадиционными методиками, их широкому применению в совместной деятельности с ребенком.


                                 «Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а                  умелые руки снова способствуют развитию мозга»
                                                                                            Иван Петрович Павлов

Ход

Актуальность:
Речь, являясь высшей психической функцией, инструментом мышления и общения.  В последние годы сложно встретить детей просто с речевыми нарушениями. Даже ОНР в чистом виде встречается не так часто. У данной категории детей есть еще проблемы с координацией, общей и мелкой моторикой, восприятием, вниманием, памятью. Дети данной категории моторно неловки. Они не могут бросить мяч в цель и поймать его, обвести предмет по контору, т. к. здесь необходимо включить зрительный контроль.
Этим детям очень сложно осознать и выполнить сложные инструкции. Так как их внимание рассеивается, дети улавливают только какую-то часть.

Поэтому одним из актуальных направлений внедрения инновационных технологий в коррекционный процесс является использование нейропсихологических технологий.
Почему именно нейропсихология?
Эффективность нейропсихологического (психомоторного) подхода доказана наукой и практикой. Он является здоровьесберегающей и игровой технологией. Данный подход предполагает коррекцию нарушенных психических процессов (внимания, памяти, мышления, речи и др.), эмоционально-волевой сферы ребёнка через движение.

Всем нам хорошо известно, что человеческий мозг состоит из двух полушарий. По исследованиям физиологов правое полушарие головного мозга – гуманитарное, образное, творческое – отвечает за тело, координацию движений, пространственное и кинестетическое восприятие.
Левое полушарие головного мозга – математическое, знаковое, речевое, логическое, аналитическое – отвечает за восприятие – слуховой информации, постановку целей и построений программ.
        В норме развитие межполушарных связей должно сформироваться у девочек до 7-ми лет, у мальчиков до 8,5 лет.

 У детей с нарушением межполушарного взаимодействия главный признак - нарушение речи.
Поэтому, развивая координацию движений, моторику ребенка, мы создаем предпосылки для полноценного функционального становления многих психических процессов.
Какие же нейропсихологические игры можно использовать в образовательной деятельности.
Нейродинамическая гимнастика является одним из направлений работы по развитию интегрированного межполушарного взаимодействия у детей 4-7 лет. В нашем саду такую гимнастику проводит инструктор по физической культуре. Где может использовать такую гимнастику или отдельные ее части воспитатель? (как физминутка, как часть проведения подвижных игр).

Игры, которые можно использовать на первом этапе:

«Попробуй, повтори!» - карточки

«Попробуй, повтори!» - цифры

«Рыбка плывёт…выплыла»

«Ухо – нос»

«Козырек – нос»

По месяцам – нейрогимнастика с пальцами рук

Нейродорожки со стразами

Нейродорожки с крышечками

«Слепые шаги». Ребенок с завязанными глазами стоит спиной к логопеду. Инструкция: «Если я дотронусь до головы, сделай шаг вперед, если дотронусь до правого плеча – шаг вправо, если до левого плеча – шаг влево, если дотронусь до спины – сделай шаг назад». Данное упражнение отлично развивает быстроту реакции, ловкость, умение ориентироваться в пространстве, опираясь на слух.

«Рисунок на спине»

«Зеркальное рисование»
Уважаемые коллеги, предлагаю на листе чистой бумаги, взяв в обе руки карандаши или фломастеры, рисовать одновременно обеими руками зеркально симметричные рисунки, буквы, цифры. Рекомендуется при выполнении этого задания использовать музыку.

«Мячик перекладываем из рук в руки»

«Стучим по картинке»

           Основным требованием к эффективному использованию специальных нейропсихологических технологий является точное выполнение движений и приёмов вместе с педагогом, систематически, постепенно усложняя и увеличивая время и сложность.
        Уважаемые коллеги, надеюсь, вы пополнили свою рабочую копилку новыми упражнениями, которые так же станут для вас любимыми и полезными в работе с детьми дошкольного возраста.
Спасибо за внимание, и за работу.
                                        Творческих всем успехов!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум "Использование нетрадиционных техник рисования в работе с детьми дошкольного возраста"

Материал содержит цель, задачи и план проведения семинара-практикума, а также краткое описание нетрадиционных техник рисования для дошкольников...

Семинар – практикум «Использование интерактивной доски в работе с детьми в условиях внедрения ФГОС ДО».

Семинар – практикум«Использование интерактивной доски в работе с детьми в условиях внедрения ФГОС ДО»...

Презентация к семинару - практикуму "Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми".

В презентации раскрывается цель и виды здоровьесберегающих технологий....

Семинар-практикум "Использование мыслительных карт Тони Бьюзена в работе с детьми"

Цель данного семинара: повышение уровня профессиональной компетентности педагогов через освоение научно-методических и практических основ применения в образовательной деятельности метода мыслительных ...

Семинар-практикум "Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми с нарушением зрения"

Использование здоровьесберегающих технологий в работе  с детьми с нарушением зрения...

Семинар-практикум «Использование сказкотерапии в работе с детьми дошкольного возраста»

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"24180131","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]]Цель: актуальность Сказкотерапевтических занятий с детьми дошкольного возраста....