Мастер-класс для родителей «Артикуляционная и дыхательная гимнастика в домашних условиях»
материал по логопедии (средняя, старшая, подготовительная группа)

Дрыкина Анастасия Сергеевна
Цель: Оказание помощи родителям в овладении основными приемами развития артикуляционной моторики ребенка в домашних условиях
Задачи:
Познакомить родителей с приемами работы логопеда.
Отработать навыки развития речевых органов в игровой форме в домашних условиях.
Обучать родителей артикуляционной и дыхательной гимнастике.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_klass.docx21.62 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс для родителей «Артикуляционная и дыхательная гимнастика в домашних условиях»

Цель: Оказание помощи родителям в овладении основными приемами развития артикуляционной моторики ребенка в домашних условиях

Задачи:

  • Познакомить родителей с приемами работы логопеда.
  • Отработать навыки развития речевых органов в игровой форме в домашних условиях.
  • Обучать родителей артикуляционной и дыхательной гимнастике.

Участники семинара: 17 родителей дошкольников с речевыми нарушениями воспитатель комбинированной группы и учитель- логопед.

Продолжительность: 45-50 минут

Оборудование: 5 столов, стулья, зеркала, ватные шарики, вертушки, снежинки, листы бумаги, ручки на каждого участника семинара, тазик с водой, бумажный кораблик, мыльные пузыри, стакан с водой, коктейльные трубочки разного диаметра, жидкость для мытья посуды.

Ход:

Приветствие- Здравствуйте, уважаемые родители! Мы очень рада вас видеть на нашем мастер классе.

Хорошая речь - важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказать свои мысли, тем шири его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношение со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Практически у всех детей дошкольного возраста встречаются недостатки произношения звуков. Они обусловлены тем, что у ребенка данного возраста ещё недостаточно хорошо функционируют центральный слуховой и речевой аппарат. Связь между ними недостаточно выработана и прочна, мышцы речевого аппарата слабые и нетренированные. Всё это приводит к тому, что движения речевых органов ребенка недостаточно чёткие и согласованные.

На развитие речи ребёнка могут повлиять многие факторы:

- заболевание мамы во время беременности;

- употребление лекарственных препаратов во время беременности;

- экологический фактор;

- травмы во время беременности;

- травмы во время родов;

- заболеваемость ребёнка в раннем возрасте и т.д……

Естественно, ведущая роль в работе по исправлению дефектов речи принадлежит логопеду. Но только занятий с логопедом недостаточно для выработки прочных навыков правильного звукопроизношения, необходимы дополнительные упражнения — с родителями.

Основная трудность для родителей - нежелание ребенка заниматься. Чтобы преодолеть это, необходимо заинтересовать малыша. В процессе выполнения заданий важно помнить о создании положительного эмоционального настроя у ребенка, для этого вы можете проявить свою фантазию и обратить артикуляционную гимнастику в сказку. Вы можете использовать специальную тематическую литературу, которая будет отличным подспорьем в работе, сделает ваши занятия интереснее, веселее.

Очень важной в коррекции речевых нарушений является артикуляционная гимнастика. Гимнастика для рук, ног - дело нам привычное и знакомое. Понятно ведь, для чего мы тренируем мышцы - чтобы они стали сильными, ловкими, подвижными. А вот зачем язык тренировать, ведь он и так "без костей"? Оказывается, язык - главная мышца органов речи. И для него, как и для всякой мышцы, гимнастика просто необходима. Ведь язык должен быть достаточно хорошо развит, чтобы выполнять тонкие целенаправленные движения, именуемые звукопроизношением.

Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков фонем - и коррекции нарушений звукопроизношения; она включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определенных положений губ, языка, мягкого неба, необходимых для правильного произнесения, как всех звуков, так и каждого звука той или иной группы.

Начинать гимнастику лучше с дыхательных упражнений (1-2 упражнения) с использованием следующего материала: ваты, соломинок, воздушных шаров, мыльных пузырей, дидактических пособий. 

Правильное дыхание очень важно для развития речи, так как дыхательная система - это энергетическая база для речевой системы. Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса. Регулярные занятия дыхательной гимнастикой способствуют воспитанию правильного речевого дыхания с удлиненным, постепенным выдохом, что позволяет получить запас воздуха для произнесения различных по длине отрезков слов, т.е. коротких и длинных. Сейчас я хотела бы Вам предложить поработать со мной практически, чтобы у Вас была возможность попробовать некоторые упражнения на себе и понять важность и трудность деятельности вашего ребенка.

«Плыви, кораблик» - на невысокий стол поставьте таз с водой, в котором плавает бумажный кораблик. Поначалу лучше использовать пластмассовый кораблик, так как бумажные кораблики быстро размокают и тонут. Взрослый дует на кораблик, затем предлагает подуть ребёнку.

- Представь, что это море. Давай пустим в плавание кораблик. Смотри какой сильный ветер! Как быстро поплыл наш кораблик. А теперь ты попробуй. Молодец!

«Расти, пена» - Эту игру можно предложить ребёнку после того, как он научится хорошо дуть через трубочку в стакан с водой (не пьёт воду, не перегибает трубочку). Добавьте в воду немного жидкости для мытья посуды, затем возьмите трубочку и подуйте в воду - с громким бульканьем на глазах у ребёнка вырастет облако переливающихся пузырей, затем предложите подуть ребёнку. Когда пены станет много, можно подуть на неё.

- Сейчас я устрою фокус - покус! Беру жидкость для мытья посуды и капаю в воду... Теперь помешаю - ары - бары - топ - топ - топ! Беру трубочку и дую. Смотри, что получилось! Это пена из маленьких и больших пузырьков! Теперь попробуй ты подуть.

«Мыльные пузыри» - научите ребенка пускать мыльные пузыри: вдох – носом, а выдох через сложенные в трубочку губы, длинный и мягкий, тогда пузырь получится большой и красивый.

«Ветряная мельница» - ребенок дует на лопасти игрушки-вертушки

«Футбол» - дуть на горошину через соломинку или ватный шарик стараясь попасть в ворота.

«Фокус» - язык чашечкой, сдувать ватку с носа.

«Снежинка», «Листочек» - предложите ребенку легким, длительным ротовым выдохом сдуть с ладони (на уровне рта ребенка) снежинку, листочек из бумаги.

А теперь переходим непосредственно к артикуляционной гимнастике, которую необходимо начинать с упражнений для губ.

Упражнения для губ

«Заборчик» - губы в улыбке, зубы сомкнуты в естественном прикусе и видны.

Зубы ровно мы смыкаем

И заборчик получаем

«Дудочка» - вытягивание губ вперёд длинной трубочкой. Зубы сомкнуты.

Мои губы – трубочка

Превратились в дудочку.

«Улыбка – Трубочка» - чередование положений губ

Свои губы прямо к ушкам растяну я, как лягушка.

А теперь - слонёнок я, видишь – хобот у меня.

Мне понравилось играть, повторю – ка всё опять.

Упражнения для щек

«Сытый хомячок» - надуть обе щеки.

«Голодный хомячок» - втянуть щеки.

«Воздушный шарик» - рот закрыт, надувать щеки поочередно.

Статические упражнения для языка

(выработка контроля за положением языка и удержанием позы)

«Накажу непослушный язычок» - это упражнение является самомассажем для языка.

На губу язык клади,

Пя-пя-пя произноси.

«Лопаточка» - рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе.

Язык лопаткой положи и спокойно подержи.

Язык надо расслаблять и под счёт его держать:

Раз, два, три, четыре, пять! Язык можно убирать

«Иголочка» - рот открыт. Узкий напряженный язык выдвинут вперед.

Язык в иголку превращаю, напрягаю и сужаю.

Острый кончик потяну, до пяти считать начну.

Раз, два, три, четыре, пять –иголку я могу держать.

«Горка» — широко открыть рот, улыбнуться, показать зубы. Кончиком языка упереться в нижние зубы.

«Чашечка» - рот широко открыт. Передний и боковой края широкого языка подняты, но не касаются зубов.

Язык широкий положи, его края приподними.

Динамические упражнения для языка

(выработка координации и точности движений)

«Часики» - рот приоткрыт. Губы растянуты в улыбку. Кончиком узкого языка попеременно тянуться под счет взрослого к уголкам рта.

Влево - вправо мой язык скользит лукаво:

Словно маятник часов покачаться он готов.

«Качели» - рот открыт. Напряженным языком тянуться к носу и подбородку, либо к верхним и нижним резцам.

На качелях я качаюсь: вверх, вниз, вверх, вниз.

Я до крыши поднимаюсь, а потом спускаюсь вниз.

«Орешек» - губы сомкнуть, напряжённым языком упираться то в одну щёку, то в другую.

«Вкусное варенье» - рот открыт, широким языком облизать попеременно верхнюю и нижнюю губу.

Ох и вкусное варенье!

Жаль осталось на губе.

Язычок я подниму

И остатки оближу.

«Чистим зубки» - рот открыт, кончиком языка погладить внутри верхние и нижние зубы. Важно – подбородок не двигается.

Чищу зубы, чищу зубы и снаружи, и внутри.

Не болели, не темнели, не желтели чтоб они.

«Маляр» - рот открыт, широким кончиком языка, как кисточкой, ведем от верхних резцов до мягкого нёба.

Красить потолок пора,

Пригласили маляра.

Ниже челюсть опускаем,

Язык к нёбу поднимаем.

Проведём вперёд – назад –

Наш маляр работе рад.

«Лошадка» - присосать язык к нёбу, щелкнуть языком. Цокать медленно и сильно, тянуть подъязычную связку. Остановим лошадку – губки сомкнуты, выпустить воздух через сомкнутые губы «пр-пр-пр…..».

Я лошадка Серый Бок! Цок-цок-цок.

Я копытцем постучу! Цок-цок-цок.

Если хочешь – прокачу! Цок-цок-цок.

«Индюк» — приоткрыть рот и широким кончиком языка быстро двигать по верхней губе вперед-назад, произнося звук, близкий к «бл-бл-бл…».

«Грибок» — приоткрыть рот, показать зубы. Цокнув языком, снова присосать широкий плоский язык к нёбу и удерживать так 5-10 с (уздечка языка — это «ножка грибка», сам язык — его «шляпка»).

Вот наша встреча подошла к концу. Если у вас возникли вопросы, я буду рада на них ответить. Очень надеюсь, что смогла убедить вас в значимости выполнения артикуляционных упражнений для правильного звукопроизношения ребенка дошкольного возраста и в том, что только совместными усилиями мы можем ему в этом помочь. Удачи, успехов и удовольствия в совместном досуге с ребёнком! 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Артикуляционная и дыхательная гимнастики"

Консультация для родителей с выполнением практических заданий....

Семинар-практикум для родителей: "Артикуляционная и дыхательная гимнастика"

Познакомить родителей с основными упражнениями артикуляционной и дыхательной гимнастики, дать практические навыки по теме....

Консультация для родителей «Артикуляционная, пальчиковая, дыхательная гимнастика. Техника выполнения»

Артикуляционная, пальчиковая, дыхательная гимнастика. техники выполнения....

Тренинг для родителей "Артикуляционная и дыхательная гимнастика".

Знакомство родителей с упражненниями по развитию артикуляционной и дыхательной гимнастики....

Мастер-класс для родителей «Артикуляционная и дыхательная гимнастика в речевом развитии детей раннего возраста».

Проблема: большое количество детей раннего дошкольного возраста с трудностями в речевом развитии.Цель: Вовлечение родителей в работу по развитию активной речи детей средствами артикуляционной и д...

Выполнение артикуляционной и пальчиковой гимнастики в домашних условиях

Становление речи очень тесно зависит от развития тонких движений пальцев рук. Сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов: всё последующее совершенствование ре...