Выполнение артикуляционной и пальчиковой гимнастики в домашних условиях
консультация

Косырева Антонина Сергеевна

Становление речи очень тесно зависит от развития тонких движений пальцев рук. Сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов: всё последующее совершенствование речевых реакций стоит в прямой зависимости от степени тренировки движений пальцев. Таким образом, есть все основания рассматривать кисть руки как орган речи - такой же, как артикуляционный аппарат. С этой точки зрения, проекция руки, есть ещё одна речевая зона мозга, которую можно тренировать с помощью пальчиковой гимнастики.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБДОУ

«Детский сад № 105»

 

 

 

 

 

Консультация для родителей по выполнению артикуляционной и пальчиковой гимнастики                                 в домашних условиях.

 

 

 

 

 

 

 

 Учитель-логопед

 Косырева А.С.

 

г. Рязань

Пальчиковая гимнастика

   Становление речи  очень тесно зависит от развития тонких движений пальцев рук. Сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов: всё последующее совершенствование речевых реакций стоит в прямой зависимости от степени тренировки движений пальцев.

   Таким образом, есть все основания рассматривать кисть руки как орган речи – такой же, как артикуляционный аппарат. С этой точки зрения, проекция руки, есть ещё одна речевая зона мозга, которую можно тренировать с помощью пальчиковой гимнастики.

   В домашних условиях можно выполнять следующие виды упражнений, которые будут способствовать развитию мелкой моторики, вниманию и памяти вашего ребенка.

            

«Сидит белка на тележке».

Сидит белка на тележке,  (пальцы обеих рук раскрываются из кулачка от себя)

Продает она орешки.

Мишке-толстолапому,      (начинаем разминать с большого пальца)

Заиньке-усатому,               (указательный палец)

Лисичке-сестричке,           (средний палец)

Воробью                            (безымянный палец)

Синичке.                            (мизинец)

 

«Цветки».

Наши красные цветки,        (плавно разжимают кулаками)

Расправляют лепестки.       (машут перед собой руками)

Ветерок чуть дышит,

Лепестки колышет.

Наши красные цветки        

Закрывают лепестки.           (плавно сжимают руки в кулаки)

Головой качают,                 

Тихо засыпают.                    (кладут руки под щеку, качают головой)

«Апельсин».

Мы делили апельсин.

(пальцы в замок в виде шара)

Много нас, а он один

(растопырить пальцы)

Эта долька для ежа

(отогнуть мизинец левой руки)

Эта долька для чижа

(отогнуть безымянный палец)

Эта долька для утят

(отогнуть средний палец)

Эта долька для котят

(отогнуть указательный палец)

Эта долька для бобра.

(отогнуть большой палец)

А для волка кожура.

(ладони повернуть и погладить тыльную сторону руки)

Он сердит на нас – беда!!!

(Ладони к лицу поднести)

Разбегайтесь, кто куда!!!!!!

(руки разбегаются по столу)

 

«Моя семья».

Этот пальчик- дедушка,

Этот пальчик – бабушка,

Этот пальчик – папочка,

Этот пальчик – мамочка,

Ну а это я.

Вот и вся моя семья!!   (Руки сжимают в кулак, поочередно разгибают пальцы, начиная с большого)

 

«Курица».

Как  по нашей улице

Пробегала курица,

Растеряла всех цыплят-

Шустрых желтеньких ребят:

Первый цыпленок

Следит за лягушкой,

Второй и третий –

Возле кадушки.

Бабочку ловят

Четвертый и пятый.

Эх, попадет вам

От мамы, ребята! (Поочередно загибать пальцы, начиная с мизинца.)

 

                 Артикуляционная гимнастика

   Артикуляционную гимнастику следует выполнять перед зеркалом, ежедневно по     5-10 минут. Основная цель гимнастики: выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.

Основные задачи:

- развитие подвижности языка (умение делать язык широким и узким, удерживать язык в определенном положении);

- развитие достаточной подвижности губ (умение вытягивать их вперед, округлять, растягивать их в улыбке);

- развитие умения удерживать нижнюю челюсть в определенном положении, что очень важно для звуков.

Приведу пример нескольких упражнений, которые вы можете закрепить с ребенком в домашних условиях.

«Вкусное варенье».

Рот приоткрыть. Высунуть широкий язык, облизать им верхнюю, а затем нижнюю губу по кругу. Выполнять в одну, а затем в другую сторону.

«Маляр».

Улыбнуться, открыть рот, язык поднять вверх и кончиком языка проводить по нёбу от верхних зубов до горла и обратно.

 

«Качели».

Улыбнуться, открыть широко рот, на счёт «раз» - опустить кончик языка за нижние зубы, на счёт «два» - поднять язык за верхние зубы.

«Часики».

Улыбнуться, открыть рот. Тянуться языком

попеременно то к левому углу рта, то к правому.

Повторить 5-10 раз.

«Месим тесто».

   Улыбнуться, открыть рот,  пошлёпать язык губами – пя-пя-пя.

 

«Блинчики».

   Улыбнуться, открыть рот, положить  широкий язык на нижнюю губу и удерживать  его неподвижно под счёт взрослого до пяти; потом до десяти.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум для родителей: "Артикуляционная гимнастика в домашних условиях"

Данный файл содержит информацию для родителей - как правильно, эффективно и интересно делать дома артикуляционную гимнастику.Цель: оказание помощи родителям в овладении основными приемами артикуляцион...

Семинар-практикум для родителей Тема: "Артикуляционная гимнастика в домашних условиях"

Цель: оказание помощи родителям в овладении основными приемами артикуляционной моторики ребенка в домашних условияхЗадачи:активизировать знания родителей о значимости развития артикуляционной мо...

Конспект мастер-класса для родителей "Проведение артикуляционной гимнастики в домашних условиях"

Данный мастер-класс поможет логопеду дать родителям необходимые навыки по проведению артикуляционной гимнастики в домашних условиях....

Конспект мастер-класса для родителей "Проведение артикуляционной гимнастики в домашних условиях"

Данный мастер-класс поможет логопеду дать родителям необходимые навыки по проведению артикуляционной гимнастики в домашних условиях....

Консультация для родителей на тему: "Выполнение артикуляционной гимнастики в домашних условиях"

Артикуляционная гимнастика очень важна в коррекции звукопроизношения дошкольников. Её правильное и систематическое выполнение ведёт к более быстрой постановке того или иного звука или группы звуков. А...

Мастер-класс для родителей «Артикуляционная и дыхательная гимнастика в домашних условиях»

Цель: Оказание помощи родителям в овладении основными приемами развития артикуляционной моторики ребенка в домашних условияхЗадачи:• Познакомить родителей с приемами работы логопеда.• Отрабо...

Методическое пособие для родителей по проведению пальчиковой гимнастики в домашних условиях

Методическое пособие,которое поможет родителям радостно и с пользой общаться со своими детьми....