Консультация по теме: «Играем и дыхание развиваем»
консультация по логопедии

 Кошелева Татьяна Алексеевна
Развитие речевого дыхания играет большую роль в воспитании правильной речи. Дыхательные упражнения развивают продолжительный, равномерный выдох у детей, формируют сильную воздушную струю через рот. Предлагаю несколько простых игр и упражнений для ваших детей. Вызывая положительные эмоции, такие игры повышают интерес ребенка к дыхательной гимнастике, и к тому же способствуют развитию творческого воображения и фантазии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon igraem_i_dyhanie_rvzvivaem.doc46.5 КБ

Предварительный просмотр:

 Консультация учителя-логопеда по теме: 

«Играем и дыхание развиваем»

 Развитие речевого дыхания играет большую роль в воспитании правильной речи. Дыхательные упражнения развивают продолжительный, равномерный выдох у детей, формируют сильную воздушную струю через рот. Вызывая положительные эмоции, такие упражнения повышают интерес ребенка к дыхательной гимнастике, которые к тому же способствуют развитию творческого воображения и фантазии.

Необходимо соблюдать последовательность упражнений (счет ведем про себя): вдох (носом) 1—3, пауза — 1, выдох (ртом) — 1—6. Плечи при вдохе не должны подниматься, выдох должен быть целенаправленным (щеки не надувать). Во избежание головокружения продолжительность упражнения 3—4 раза. Повторять можно четыре раза в день.

 Предлагаю несколько простых игр и упражнений для ваших детей: 

«Свеча»

Исходное положение – сидя за столом.

«Представьте, что перед вами стоит большая свеча. Сделайте глубокий вдох на пальчики, изображающие горящую свечу, и постарайтесь одним выдохом задуть свечу».

Усложнение:
«А теперь представьте перед собой 5 маленьких свечек. Сделайте глубокий вдох и задуйте эти свечи маленькими порциями выдоха».

«Дышим носом»

Исходное положение – лежа на спине или стоя. Дыхание только через левую, а потом только через правую ноздрю (при этом правую ноздрю закрывают большим пальцем правой руки, остальные пальцы смотрят вверх, левую ноздрю закрывают мизинцем правой руки). Дыхание медленное, глубокое.

«Ныряльщик»

Исходное положение – стоя. Сделать глубокий вдох, задержать дыхание, при этом закрыть нос пальцами. Присесть, как бы нырнуть в воду. Досчитать до 5 и вынырнуть – открыть нос и сделать выдох.

«Облако дыхания»

Исходное положение – стоя, руки опущены. Делаем медленный вдох через нос, надуваем животик, руки перед грудью. Медленный выдох через рот, одновременно рисую круг симметрично обеими руками. Стараемся распределить воздух на весь круг, повторяем три раза.

Усложнение: - «Теперь нарисуем квадраты и треугольники».

Упражнение «Футбол»

Из кусочка ваты скатать шарик. Это мяч. Ворота - два кубика или карандаша. Ребенок дует на «мяч», пытаясь «забить гол». Вата должна оказаться между кубиками.

Упражнение «Снегопад»

                                Снег, снег кружится,

                                Белая вся улица!

                                Собрались мы в кружок,

                               Завертелись, как снежок.      (А. Барто)

Сделать снежинки из ваты. Предложите ребенку устроить снегопад. Положите снежинку на ладошку ребенку. Пусть сдует ее.

Упражнение «Бабочка»

Вырежьте из бумаги несколько бабочек. К каждой бабочке привяжите нитку на уровне лица ребенка. Произнесите вместе с ним русскую народную поговорку:

Бабочка - коробочка, полети на облачко,

                               Там твои детки — на березовой ветке!

Затем подуть на бабочку длительным плавным выдохом, «чтобы она полетела».

Упражнение «Шторм в стакане».

Для этой игры необходимы соломинка для коктейля и стакан с водой. Посередине широкого языка кладется соломинка, конец которой опускается в стакан с водой. Ребенок дует через соломинку, чтобы вода забурлила. Следите, чтобы щеки не надувались, а губы были неподвижны.

«Самолетики»

Самолет построим сами,

Поиграем сейчас с вами.

Чей дальше улетит,

Тот пилот и победит.

Готовые бумажные самолетики выставить на старт на столе. Каждый пилот дует на свой самолет. У кого лучше работает двигатель, чей самолет улетит дальше, тот и выигрывает.

«Настольная игра с кубиком»

 Здесь я кубик не кидаю,

Я дыханьем помогаю.

Мы посмотрим, кто вперед

От старта до финиша дойдет,

Кубики нужно не бросать как обычно, а сдувать с ладошки. 

«Задуй свечи»

Свечи  - это  крышки от фломастеров, расставить их на столе и «зажечь».

Кто больше «потушит свечей» (уронит) с одного выдоха, тот и выиграет.      

Игру можно сопровождать стихотворением:

                                     Свечи я задуть хочу,

                                    Всех сейчас я научу.

                                    Полной грудью вдохну,

                                    Свечи все я потушу.

 «Перекати - поле»

Из сухой травы сделать подобие растения «Перекати-поле». Задача ребенка — перекатить его через поле.

По полю, всем на удивление,

Катится растение.

Ветер громко завывает,

В догонялки с ним играет.

«Цветик-семицветик»

Лети, волшебный лепесток,

Через запад на восток.

Эники-беники, эники-ё

Исполни желание моё.

Загадав желание, ребёнок отрывает по лепестку и с «волшебными» словами дует на свой лепесток. 

«Дорожка»

Ленту цветную я раскручу,

Длинную дорожку вам покажу.

Мы посмотрим, кто быстрей:

Хлопай, топай веселей.

Игроки по команде начинают дуть на ленточку, скрученную в трубочку. Задача — быстрее раскрутить свою трубочку. 

«Берлога»

Как на горке снег, снег

И под горкой снег, снег

 А в берлоге спит медведь.

Хотите, дети, посмотреть?

Дети раздувают «снег» из пенопласта (ваты) и получают представление о зимовке медведя. 

«Хорошая погода»

Небо хмурится с утра,

Надо солнышку помочь.

Ветерочком стану я,

Уходите, тучи, прочь.

На столе приклеить картинку - солнце, закрыть его тучами из ваты (пенопласта).  Дети разгоняют - раздувают тучи.

«Снегопад»

 Игра со снежинками. Можно использовать ватные или пенопластовые шарики, а можно при крепить на ниточку бумажные снежинки и дуть на них.

 Снежинок много я собрал,

Ветерочком легким стал.

Если очень постараться,

Снежинки дружно разлетятся.

«Листопад»

Игрок  сдувает листья.

Листьев много я собрал,

Ветерочком легким стал.

Если очень постараться,

Листья дружно разлетятся.

«Мяч»

Будем вчетвером играть,

Мяч по полю мы гонять.

У кого мячик упал,

Тот выходит, проиграл.

Вокруг стола встают два или четыре игрока, дуют на теннисный мяч по направлению к соперникам. У какого игрока мяч упал, тот выходит из игры.

Играйте на здоровье!

Учитель-логопед Кошелева Т.А.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс для родителей детей младшего дошкольного возраста в рамках работы клуба «Семейная академия» по теме: «Играем пальчиками и развиваем речь»

Мастер-класс для повышения  компетентности родителей в вопросах развития мелкой моторики  в домашних условиях....

Играйте - речевое дыхание развивайте

Дыхание – это важнейшая функция организма. Малыш рождается и делает первый вдох, затем раздаётся  первый крик. Между физиологическим дыханием и речевым нельзя поставить знак равенства. Дыхательны...

«Играйте - речевое дыхание развивайте».

Дыхание – это важнейшая функция организма. Малыш рождается и делает первый вдох, затем раздаётся первый крик. Между физиологическим дыханием и речевым нельзя поставить знак равенства....

С детьми играйте - речевое дыхание развивайте!

Дыхание – это важнейшая функция организма. Малыш рождается и делает первый вдох, затем раздаётся первый крик. Для того  чтобы появился звук, нужен воздух. Для звучания голоса такж...

Игра-практикум для родителей на тему: «Играем пальчиками и развиваем речь»

Повысить компетентность родителей по вопросу развития мелкой моторики и побудить заниматься с ребёнком в домашних условиях....