Имена прилагательные - "краски" речи. Как сделать речь ребенка яркой, впечатляющей , интересной?
статья по логопедии

Криворучкина Елена Анатольевна.
В данной статье раскрывается суть проблемы скудной речи ребенка и что является "красками" речи. Даны рекомендации родителям , как обогатить словарь ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл krivoruchkina_statya_kak_sdelat_rech_rebenka_yarkoy.docx96.44 КБ

Предварительный просмотр:

Игры по дороге в детский сад.

 Имена прилагательные - "краски" речи.

          Как сделать речь ребенка яркой, впечатляющей, интересной?

 

Криворучкина Елена Анатольевна,

учитель-логопед,

ГА КО «Центр диагностики и

консультирования детей и подростков»

Каждый родитель мечтает о том, чтобы ребенок ясно излагал свои мысли, чтобы его речь  была яркой, красочной, впечатляющей. Русский язык богат и очень красив, но как научить ребенка использовать все возможности русского языка?

Сравните три предложения. « По дороге идет человек», «По грязной  мокрой грунтовой дороге идет уставший пожилой голодный человек», « По асфальтированной новой узкой дороге идет радостный низкорослый толстый   человек». В первом предложении излагается только сам факт. Два других предложения рисуют перед нами целые образы дороги и человека. В чем же секрет?

Имена прилагательные – это «краски» нашего языка. Какие  имена прилагательные используются в речи, такие образы  рисуются нашим воображением.  Имена прилагательные отвечают на вопросы: какой?, какая?, какое?, какие?. Они  настолько разнообразны и многочисленны, что с их помощью можно создать не только обыденный, но и художественный текст. По количеству слов имена прилагательные занимают второе место в русском языке после имен существительных.

Играть в такие игры следует играть с 4-х летнего  возраста.  

Устная речь является базой для формирования  письменной речи. Прилагательные будут «спасательным кругом» при написании сочинений в школе.

          Все имена прилагательные можно классифицировать на три разряда : качественные , относительные, местоименные. Знания  о разрядах будут своего рода  «шпаргалкой» для каждого родителя, помогут каждому  родителю в подборе имен прилагательных для игр, а так же пригодятся   для проверки домашних заданий школьников, так как с 6 класса дети учатся на письме определять разряды имен прилагательных.

Внизу представлена таблица-«шпаргалка», в которой дана  характеристика  каждого разряда и приведены примеры.

Для определения разряда нужно задать вопрос к прилагательному. Если это вопрос «чей?» — речь идет о притяжательном. Если же вопрос «какой?» — у нас есть выбор между двумя разрядами по значению: качественным и относительным. Если возможно  от имени прилагательного образовать превосходную форму или добавить слово «очень», то это, скорее всего, качественное прилагательное. Если нет, то  относительное.

Для того, чтобы научить ребенка пользоваться «красками» русского языка, есть простые игры, в которые можно поиграть с ребенком по дороге в детский сад, в очереди к врачу, в общественном транспорте.  

Игры рассчитаны на  5 минут. При каждодневном применении уже через месяц принесут великолепные результаты. Каждый раз , играя в эти игры,  у ребенка будут образовываться новые нейроны ( клетки головного мозга) и новые нейронный связи, которые будут накапливаться  и останутся с ребенком на всю жизнь.

Игра «Добавлялка»

Зачем играть в эту игру: пополнить словарь ребенка качественными именами прилагательными. 

Что понадобиться для игры: любой предмет ( игрушка, мяч, предмет природного материала и т.п.)

Правила: родитель называет любое имя прилагательное и передает предмет ребенку в правую руку. Ребенок к данному слову добавляет слово «очень» или его синонимы «слишком», «чрезвычайно» и передает предмет родителю в правую руку. Родитель добавляет к имени прилагательному имя существительное и передает предмет ребенку.

Игра должна носить быстрый темп, чтобы ребенку было интересно.  

Пример:

Родитель: «Большой.»

Ребенок: «Очень большой.»

Родитель: «Очень большой шар.»

Ребенок: «Кислый.»

Родитель: «Очень кислый.»

Ребенок: «Очень кислый помидор»

Игры « Эхо»

Зачем играть в эту игру: научиться образовывать сложные прилагательные, пополнить словарь сложными прилагательными 

Что понадобиться для игры: любой предмет ( игрушка, мяч, предмет природного материала и т.п.)

У этой игры ест два уровня сложности. На легком уровне ребенок повторяет за родителем имена прилагательные, на втором уровне к именам прилагательным  подбирается имя существительное.

Правила: родитель называет любое имя прилагательное и передает предмет ребенку в правую руки, а ребенок его повторяет два раза и переда

Пример:

Родитель: «Красный»

Легкий уровень: Ребенок: «Красный- красный»

Сложный уровень. Ребенок: «Красный-красный»

Родитель: «Что?»

Ребенок: «Гранат»

Игра « Негативщик»

Зачем играть в эту игру: пополнить словарь имена прилагательными с приставкой не-)

Что понадобиться для игры: любой предмет ( игрушка, мяч, предмет природного материала и т.п.)

Правила игры: родитель называет любое прилагательное и передает предмет ребенку. Ребенок добавляет приставку не-  и передает предмет  родителю.  Родитель заменяет, получившееся слово,  синонимом и передает предмет ребенку. Ребенок, отвечая на вопрос «Кто? Что?» добавляет имя существительное.

Пример:

Родитель: «Добрый»

Ребенок: «Недобрый»

Родитель: «Злой»

Ребенок: «Пес»

Игра «Новое слово»

Зачем играть в эту игру :  развивает у ребенка умение словообразования имен прилагательных, так же открывает новый взгляд у родителей  на возможности русского языка, так как не всегда будут в итоге получаться общеупотребительные имена прилагательные, но при этом имеющие право на существование, а иногда и не существующие, поэтому, заставляющие поразмышлять или вызывающие приступ смеха, но закрепляющие навык словообразования.

Правила игры: родитель называет  ребенку два или три любых слова. Варианты: существительное + прилагательное, существительное + существительное и т.д. Ребенок должен их соединить в одно слово, отвечающее на вопрос: « Какой?, Какое?, Какая? или Какие?»

Пример.

Зима+шапка= зимне-шапочный

Желтый +цвет= желто-цветный

Дерево+металл= деревянно-металлический

Яблоко+ груша= яблочно-грушевый


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

консультация "Что могут сделать родители для развития речи ребенка на ранних этапах?"

В консультации даны рекомендации родителям по развитию речи детей раннего возраста. Маретиал будет полезен и специалистам, работающим с детьми раннего возраста....

Проект в старшей группе «Сделаем мир ребёнка ярким»

Создавать для детей радостное настроение....

Консультация: "Как сделать речь ребенка выразительной"

                                             План:1. Возрастные особенности пс...

Раннее развитие или как сделать детство ребёнка ярким?

Пожалуй сейчас нет такой мамы, которая не слышала бы термин "раннее развитие". Мнение относительно его полезности среди родителей существенно расходятся. Одни мамы учат читать малыша уже с 6...

«Как сделать речь ребенка образной и выразительной с помощью сказки»

Образная, богатая описаниями речь детей старшего дошкольного возраста – явление очень редкое. Дети усваивают родной язык, подражая речи окружающих. К сожалению, многие родители в наше время част...