Логоритмические упражнения в работе с детьми с ОНР
методическая разработка по логопедии (старшая, подготовительная группа)

Петрова Елена Александровна

Логоритмические упражнения в работе с детьми с ОНР

 

У значительной части детей, страдающих общим недоразвитием речи, имеются нарушения слухового восприятия и эмоционально-волевой сферы, недоразвитие ритмического слуха. Для них характерны трудности воспроизведения ритмической структуры, в том числе, слов, стихотворных текстов. Решение этой задачи существенно облегчается за счет подключения сопровождающих ритмичных движений. Специальные упражнения, ритмические распевки, пропевание отдельных слогов и фраз благотворно влияют и на состояние речевой моторики. Поэтому занятия по логоритмике так важны для детей с ОНР. Исследования психомоторики дошкольников свидетельствуют о необходимости введения логоритмических занятий в систему преодоления ОНР. Все, окружающее нас живет по законам ритма. Смена времен года, день и ночь, сердечный ритм и многое другое подчинено определенному ритму. Любые ритмические движения активизируют деятельность мозга человека. Ребёнок познаёт мир через движения и эмоции, и преодолеть речевые проблемы ему помогут логоритмические упражнения, занятия, логосказки, способствующие развитию всех сторон речи, воспитанию нравственных качеств, а также активизации психических процессов (внимания, памяти, мышления, воображения).

 

Логоритмические занятия – это комплекс упражнений, опирающийся на связь слова, музыки и движения.

 

Цель логоритмики: профилактика речевых нарушений или их коррекция путем развития двигательных навыков, чувства ритма, слухового внимания.

 

 Задачи:

 -оздоровительные (укрепление костно-мышечного аппарата, развитие дыхания, моторных, сенсорных функций, воспитание чувства равновесия, правильной осанки, походки, грации движений, развитие ловкости, силы, выносливости, переключаемости, координации движений);

 -образовательные (формирование двигательных навыков и умений, пространственных представлений, усвоение теоретических знаний в области метроритмики, музыкальной культуры, музыкального восприятия и впечатлительности);

-воспитательные (воспитание и развитие чувства ритма, способности воспринимать музыкальную образность, воспитание положительных личностных качеств, чувства коллективизма, обучение правилам в различных видах деятельности, организаторских способностей);

 -коррекционные (коррекция определенного нарушения в зависимости от возрастных и личностных особенностей, структуры речевого нарушения, характера и степени нарушений речевых и неречевых процессов, состояния двигательной системы).

 

Правила проведения логоритмических занятий:

 1) Занятия проводятся 2 раза, а если ребенок заикается -до 4-х раз в неделю,  продолжительностью от 20 до 35 минут в зависимости от возраста . Эффект от регулярных упражнений можно заметить через 6-12 месяцев.

2) Занятия логоритмикой основаны на подражании (ребенок повторяет движение и текст за взрослым, постепенно запоминая).

3) Логоритмику проводят увлекательно и весело, используя  игрушки, картинки, яркие костюмы.

4) Для занятий используются детские песенки, фрагменты классических произведений, записи звуков природы и т.д.

5)  Речевые упражнения проговариваются с максимальной тщательностью. Стихотворения подбираются так, чтобы малышу было легко подстроить движения ног, рук под ритм речи. Важно придерживаться правильной последовательности: сначала ребенок смотрит на действие в исполнении взрослого, затем повторяет его вместе с наставником, только потом делает самостоятельно, проговаривая слова и соблюдая ритм.

6) Упражнение нужно повторять до тех пор, пока ребенок не овладеет им в совершенстве. Если малыш не может с ним справиться, то этот элемент упражнений на время убирают из программы занятий, чтобы позже вернуться.

7) Программа должна подстраиваться под малыша с учетом его индивидуальных особенностей.

8) В сюжете занятий можно использовать рассказы и сказки русских и зарубежных писателей, русские народные сказки, которые подбираются в соответствии с возрастом ребенка и позволяют решать коррекционные задачи в игровой форме.

 

Что  включает  логоритмическое занятие:

1. Пальчиковую гимнастику.

2. Музыкально-ритмические игры , игры на музыкальных инструментах (бубен, дудочка, ложки, барабан)..

3. Дыхательные упражнения.

4.Коммуникативные танцы и игры.

5.Артикуляционные упражнения и логопедическая гимнастика.

6. Фонопедические упражнения, чистоговорки.

7. Упражнения на развитие общей моторики.

8. Занятия по развитию словотворчества.

 

Последовательность берется любая, но учитывается принцип: двигательные упражнения и игры чередуются со статичными. И, конечно же, все проводится в игровой форме.  

Использование в работе логоритмических упражнений позволит:

- выработать правильное речевое дыхание у детей, оптимизировать газообмен и кровообращение, что будет способствовать улучшению общего самочувствия воспитанников с нарушениями речи;

- сформировать фонематический слух, развить общую мелкую и артикуляционную моторику детей;

 - повысить речевую активность детей;

- развить связную речь у старших дошкольников;

- оптимизировать эмоциональный фон,

- улучшить настроение детей.

 

Многим детям не нравится заниматься и выполнять скучные заученные упражнения. Логоритмика  заинтересует малышей. Они с удовольствием будут петь и танцевать.

Изначально, эти занятия были направлены на развитие слуха ребѐнка. Впоследствии, было замечено, что дети с удовольствием повторяют все звуки и лучше начинают разговаривать.  В каждой песне поются слова и звуки чѐтко, понятно, разборчиво. Поэтому детям будет несложно повторять сначала слова, а затем и действия.

Логоритмические занятия играют большую роль как для всестороннего развития ребенка, так и для коррекции, формирования нарушенных или недостаточно развитых различных сфер ребенка. Упражнения, используемые в логопедической ритмике, оказывают большое воздействие на развитие и психических функций, и речи в целом, и общей, мелкой моторики, и эмоционально-волевой сферы, и чувства ритма и темпа, и т. д. Они важны и для детей, нормально развивающихся и, особенно, для детей с речевыми нарушениями, в том числе и с ОНР.

 

Рекомендации для родителей

Чистоговорки, пальчиковые игры, артикуляционные и дыхательные упражнения и игры я предлагаю родителям в качестве рекомендаций для закрепления дома.  

 

Чистоговорки:

[д] Ду-ду-ду — с санок спрыгну на ходу.

Да-да-да — в ручейке журчит вода.

[к] Ка-ка-ка — наша речка глубока.

Ку-ку-ку — сидит филин на суку.

Ка-ка-ка — наша речка глубока 

 

 

[х] Ох-ох-ох — под сосной зеленый мох.

Ух-ух-ух — мчится поезд во весь дух.

Ох-ох-ох — мокрый плащ просох. 

[с] Су-су-су — мы любим колбасу.

Со-со-со — у Сони колесо.

Са-са-са — на цветах роса.

 

 

[ц] Ца-ца-ца — растет груша у крыльца.

Цы-цы-цы — поспевают огурцы.

Ца-ца-ца — это сахарница. 

 

[ш] Ша-ша-ша — у меня лапша.

Шу-шу-шу — дай игрушку малышу.

Аш-аш-аш — облетает садик наш. 

[ж] Жи-жи-жи

 

 [ч] Чу-чу-чу — со скакалкой я скачу.

Ач-ач-ач — Маша ловит мяч.

Чок-чок-чок — зеленый кабачок.

 

 [щ] Щи-щи щи — из капусты варим щи.

Щу-щу-щу — водой клумбы угощу.

Ащ-ащ-ащ — мы купили плащ.

 

 

 

 

[л] Ли-ли-ли — улетели журавли.

Ла-ла-ла — ледяная скала!

Ла-ла-ла — вишня наша зацвела.

 

 [р] Ра-ра-ра — гнезда вить пора.

Ра-ра-ра — началась у нас жара.

Ор-ор-ор — я срываю помидор.

 

 

Пальчиковые игры

(по очереди загибать пальчики, начиная с большого)
Этот пальчик большой -
Это папа дорогой.
Рядом с папой – наша мама.
Рядом с мамой – брат старшой.
Вслед за ним сестренка -
Милая девчонка.
И самый маленький крепыш -
Это славный наш малыш.

 

Утром пальчики проснулись, (разжать кулачки)
Потянулись ( развести пальцы)
И встряхнулись (встряхнуть кисти),
Крепко–крепко обнялись,  (имитация рукопожатия),
За работу принялись  (движение, как будто закатываем рукава)
Налепили куличей, (лепим ладошками пирожки)
Стали звать к себе гостей,  (приглашающие движения кистями рук)
Заиграли на рояле  ( имитация игры не клавишах)
И весь день протанцевали (ручки тан

 

Гости

К Кате гости прибежали,
(бежим пальчиками по столу или по полу)
Все друг другу руки жали.
Здравствуй Жора,
(соединяем большой и указательные пальчики)
Здравствуй Жанна,(большой и средний)
Рад Серёжа,(большой и безымянный)
Рад Снежана (большой и мизинец)
Не хотите ль пирожок? ( ладошки складываем вместе)
Может коржик (показываем 2 открытые ладошки)
Иль рожок(2 кулачка ставим друг на дружку)
Вот драже вам на дорожку
(пальчиком тычем в открытую ладошку)
Вы берите понемножку
(несколько раз сгибаем ладошки в кулачки)
Все стряхнули быстро крошки
И захлопали в ладошки!

 

Гномики

Жили – были в домике (сжимать и разжимать кулачки)
Маленькие гномики:
Токи, Бики, Лики, Чики, Микки.
(загибать пальчики, начиная с мизинца)
Раз,два,три,четыре,пять (разгибать пальчики)
Стали гномики стирать (тереть кулачки друг о друга)
Таки – рубашки, (загибать пальчики,начиная с большого)
Тики – платочки,
Лики – штанишки,
Чики – носочки,
Микки умница был,
Всем водичку носил.

 

Дом

Стук -стук- постук, раздается где то стук.
Молоточки стучат, строят домик для зайчат -
Вот с такою крышей, (ладошки над головой)
Вот с такими стенами, (ладошки около щёчек)
Вот с такими окнами, (ладошки перед лицом)
Вот с такою дверью, (одна ладошка перед лицом)
И вот с таким замком! (сцепили ручки)

 

Домик

Я гуляю во дворе ( хлопки ладошками по коленкам поочередно каждой рукой )
Вижу домик на горе ( ритмичные хлопки ладошками )
Я по лесенке взберусь ( раскрыть перед собой ладони и, касаясь поочередно кончиками пальцев, сложить лесенку, начиная с больших пальцев )
И в окошко постучусь.
Тук, тук, тук, тук! ( поочередно стучать кулачком одной руки в ладошку другой )

 

Ёжик (у малыша в руках резиновый колючий ёжик)

Ёжик, ёжик колкий, где твои иголки?
(малыш катает ёжика ладошками)
Надо бельчонку сшить распашонку
(малыш катает ёжика по животику)
Шалуну зайчишке починить штанишки (катаем по ножкам)
Фыркнул ёжик - отойдите и не плачьте, не просите

 

  Артикуляционные игры

«Дудочка». Губы нужно сложить в трубочку и максимально вытянуть вперед.

«Заборчик». Объясняем, что нужно улыбнуться так, чтобы показать зубки.

Чередование упражнений «Дудочка» и «Заборчик».

«Кролик». Нужно приподнять верхнюю губу, чтобы приоткрыть резцы.

«Злая лошадка». Нужно изображать фырканье лошади. С силой выдыхать воздух ртом, не раскрывая его. При этом губы начнут вибрировать.

«Пятачок». Нужно вытянуть губы трубочкой, а затем сомкнутыми губами вращать по кругу в разные стороны.

«Лошадка». Ребенок должен пощелкать языком, озвучивая цокот копыт.

«Грибок». Язык плотно прикладывается (присасывается к небу) и удерживается в таком положении.

«Гармошка». Держа язык в положении «грибок» нужно несколько раз открыть/закрыть рот.

«Лопни шарик». Щеки надуваются, затем ребенок должен легонько ударить по ним, чтобы воздух вышел.

«Хомяк». Сначала надуваются обе щеки, затем поочередно правая и левая.

«Рыбка». Щеки втягиваются и в таком положении удерживаются.

«Лопатка». Расслабленный язык нужно положить на нижнюю губу (не высовывая).

«Иголка». Узкий язычок высовывается как можно дальше.

«Часики». Приоткрыть рот и кончиком языка поочередно касаться левого и правого угла рта.

«Чашечка». С широко открытым ртом нужно удерживать язычок вверху.

«Фокус». Поднять язык в положение «чашечка» и плавно подуть на кончик носа. Можно на кончик носа положить кусочек ваты.

«Вкусное варенье». Широким языком облизывается верхняя губа (можно слизывать настоящее варенье).

«Маляр». Языком проводим по небу в направлении спереди назад (от зубов к горлу). Ребенку можно рассказать, что язык — малярная кисточка, которой раскрашивается небо.

«Чистим зубки». Кончиком языка нужно провести по верхним, а затем по нижним зубам от одного до другого края.

«Обезьянка». Чуть приоткрыть рот и поместить язык между нижней губой и нижними зубами. Губы при этом сближены.

«Бульдог». Из положения «обезьянка» перевести язык в положение между верхней губой и верхними зубами. Губы сближены.

«Кружок». Рот закрыт. Язык движется с внутренней стороны, плавно очерчивая кончиком языка круг.

«Парус». Конец языка опирается о верхние зубы и удерживается в этом положении.

«Качели». Рот открывается, а язык поочередно поднимается вверх и опускается вниз.

«Барабанщик». Улыбнуться, открыть рот, поставить язычок за верхние зубы, звонко, отчетливо, многократно повторять: «Д-Д-Д-». Темп постепенно убыстрять, зубы не сближать.

«Месим тесто». Язык ложится на нижнюю губу (как при «лопатке»), а рот при этом открывается и закрывается, губы шлепают по языку.

«Покусаем язычок». Улыбнуться, приоткрыть рот, покусать кончик и центр языка.

«Где конфета?». Нужно плотно закрыть ротик, кончиком языка надавливая то на одну, то на другую щеку изнутри.

«Индюк» («Болтушка»). Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, положить широкий язык на верхнюю губу и производить быстрые движения кончиком языка по верхней губе вперед-назад, стараясь не отрывать язык от верхней губы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для родителей на тему:

« Логоритмические упражнения в работе с детьми с ОНР »

У значительной части детей, страдающих общим недоразвитием речи, имеются нарушения слухового восприятия и эмоционально-волевой сферы, недоразвитие ритмического слуха. Для них характерны трудности воспроизведения ритмической структуры, в том числе, слов, стихотворных текстов. Решение этой задачи существенно облегчается за счет подключения сопровождающих ритмичных движений. Специальные упражнения, ритмические распевки, пропевание отдельных слогов и фраз благотворно влияют и на состояние речевой моторики. Поэтому занятия по логоритмике так важны для детей с ОНР. Исследования психомоторики дошкольников свидетельствуют о необходимости введения логоритмических занятий в систему преодоления ОНР. Все, окружающее нас живет по законам ритма. Смена времен года, день и ночь, сердечный ритм и многое другое подчинено определенному ритму. Любые ритмические движения активизируют деятельность мозга человека. Ребёнок познаёт мир через движения и эмоции, и преодолеть речевые проблемы ему помогут логоритмические упражнения, занятия, логосказки, способствующие развитию всех сторон речи, воспитанию нравственных качеств, а также активизации психических процессов (внимания, памяти, мышления, воображения).

Логоритмика для детей 3-4 лет

Логоритмические занятия – это комплекс упражнений, опирающийся на связь слова, музыки и движения.

Цель логоритмики: профилактика речевых нарушений или их коррекция путем развития двигательных навыков, чувства ритма, слухового внимания.

Задачи:

-оздоровительные (укрепление костно-мышечного аппарата, развитие дыхания, моторных, сенсорных функций, воспитание чувства равновесия, правильной осанки, походки, грации движений, развитие ловкости, силы, выносливости, переключаемости, координации движений);

-образовательные (формирование двигательных навыков и умений, пространственных представлений, усвоение теоретических знаний в области метроритмики, музыкальной культуры, музыкального восприятия и впечатлительности);

-воспитательные (воспитание и развитие чувства ритма, способности воспринимать музыкальную образность, воспитание положительных личностных качеств, чувства коллективизма, обучение правилам в различных видах деятельности, организаторских способностей);

-коррекционные (коррекция определенного нарушения в зависимости от возрастных и личностных особенностей, структуры речевого нарушения, характера и степени нарушений речевых и неречевых процессов, состояния двигательной системы).

Правила проведения логоритмических занятий:

1) Занятия проводятся 2 раза, а если ребенок заикается -до 4-х раз в неделю,  продолжительностью от 20 до 35 минут в зависимости от возраста . Эффект от регулярных упражнений можно заметить через 6-12 месяцев.

2) Занятия логоритмикой основаны на подражании (ребенок повторяет движение и текст за взрослым, постепенно запоминая).

3) Логоритмику проводят увлекательно и весело, используя  игрушки, картинки, яркие костюмы.

4) Для занятий используются детские песенки, фрагменты классических произведений, записи звуков природы и т.д.

5)  Речевые упражнения проговариваются с максимальной тщательностью. Стихотворения подбираются так, чтобы малышу было легко подстроить движения ног, рук под ритм речи. Важно придерживаться правильной последовательности: сначала ребенок смотрит на действие в исполнении взрослого, затем повторяет его вместе с наставником, только потом делает самостоятельно, проговаривая слова и соблюдая ритм.

6) Упражнение нужно повторять до тех пор, пока ребенок не овладеет им в совершенстве. Если малыш не может с ним справиться, то этот элемент упражнений на время убирают из программы занятий, чтобы позже вернуться.

7) Программа должна подстраиваться под малыша с учетом его индивидуальных особенностей.

8) В сюжете занятий можно использовать рассказы и сказки русских и зарубежных писателей, русские народные сказки, которые подбираются в соответствии с возрастом ребенка и позволяют решать коррекционные задачи в игровой форме.

Что  включает  логоритмическое занятие:

1. Пальчиковую гимнастику.

2. Музыкально-ритмические игры , игры на музыкальных инструментах (бубен, дудочка, ложки, барабан)..

Логоритмика как средство развития речевых, музыкальных, двигательных  способностей детей дошкольного возраста

3. Дыхательные упражнения.

4.Коммуникативные танцы и игры.

5.Артикуляционные упражнения и логопедическая гимнастика.

6. Фонопедические упражнения, чистоговорки.

7. Упражнения на развитие общей моторики.

8. Занятия по развитию словотворчества.

Последовательность берется любая, но учитывается принцип: двигательные упражнения и игры чередуются со статичными. И, конечно же, все проводится в игровой форме.

Использование в работе логоритмических упражнений позволит:

- выработать правильное речевое дыхание у детей, оптимизировать газообмен и кровообращение, что будет способствовать улучшению общего самочувствия воспитанников с нарушениями речи;

- сформировать фонематический слух, развить общую мелкую и артикуляционную моторику детей;

- повысить речевую активность детей;

- развить связную речь у старших дошкольников;

- оптимизировать эмоциональный фон,

- улучшить настроение детей.

Многим детям не нравится заниматься и выполнять скучные заученные упражнения. Логоритмика  заинтересует малышей. Они с удовольствием будут петь и танцевать.

Логоритмические упражнения для детей дошкольного возраста с ОВЗ

Изначально, эти занятия были направлены на развитие слуха ребѐнка. Впоследствии, было замечено, что дети с удовольствием повторяют все звуки и лучше начинают разговаривать.  В каждой песне поются слова и звуки чѐтко, понятно, разборчиво. Поэтому детям будет несложно повторять сначала слова, а затем и действия.

Логоритмические занятия играют большую роль как для всестороннего развития ребенка, так и для коррекции, формирования нарушенных или недостаточно развитых различных сфер ребенка. Упражнения, используемые в логопедической ритмике, оказывают большое воздействие на развитие и психических функций, и речи в целом, и общей, мелкой моторики, и эмоционально-волевой сферы, и чувства ритма и темпа, и т. д. Они важны и для детей, нормально развивающихся и, особенно, для детей с речевыми нарушениями, в том числе и с ОНР.

Рекомендации для родителей

Чистоговорки, пальчиковые игры, артикуляционные и дыхательные упражнения и игры я предлагаю родителям в качестве рекомендаций для закрепления дома.

Чистоговорки:

[д] Ду-ду-ду — с санок спрыгну на ходу.

Да-да-да — в ручейке журчит вода.

[к] Ка-ка-ка — наша речка глубока.

Ку-ку-ку — сидит филин на суку.

Ка-ка-ка — наша речка глубока

[х] Ох-ох-ох — под сосной зеленый мох.

Ух-ух-ух — мчится поезд во весь дух.

Ох-ох-ох — мокрый плащ просох.

[с] Су-су-су — мы любим колбасу.

Со-со-со — у Сони колесо.

Са-са-са — на цветах роса.

[ц] Ца-ца-ца — растет груша у крыльца.

Цы-цы-цы — поспевают огурцы.

Ца-ца-ца — это сахарница.

[ш] Ша-ша-ша — у меня лапша.

Шу-шу-шу — дай игрушку малышу.

Аш-аш-аш — облетает садик наш.

[ж] Жи-жи-жи

[ч] Чу-чу-чу — со скакалкой я скачу.

Ач-ач-ач — Маша ловит мяч.

Чок-чок-чок — зеленый кабачок.

[щ] Щи-щи щи — из капусты варим щи.

Щу-щу-щу — водой клумбы угощу.

Ащ-ащ-ащ — мы купили плащ.

[л] Ли-ли-ли — улетели журавли.

Ла-ла-ла — ледяная скала!

Ла-ла-ла — вишня наша зацвела.

[р] Ра-ра-ра — гнезда вить пора.

Ра-ра-ра — началась у нас жара.

Ор-ор-ор — я срываю помидор.

Пальчиковые игры.

(по очереди загибать пальчики, начиная с большого)
Этот пальчик большой -
Это папа дорогой.
Рядом с папой – наша мама.
Рядом с мамой – брат старшой.
Вслед за ним сестренка -
Милая девчонка.
И самый маленький крепыш -
Это славный наш малыш.

Утром пальчики проснулись, (разжать кулачки)
Потянулись 
( развести пальцы)
И встряхнулись 
(встряхнуть кисти),
Крепко–крепко обнялись,  
(имитация рукопожатия),
За работу принялись  
(движение, как будто закатываем рукава)
Налепили куличей, 
(лепим ладошками пирожки)
Стали звать к себе гостей,  
(приглашающие движения кистями рук)
Заиграли на рояле
  ( имитация игры не клавишах)
И весь день протанцевали 
(ручки тан

Гости

К Кате гости прибежали,
(бежим пальчиками по столу или по полу)
Все друг другу руки жали.
Здравствуй Жора,
(соединяем большой и указательные пальчики)
Здравствуй Жанна,(большой и средний)
Рад Серёжа,(большой и безымянный)
Рад Снежана (большой и мизинец)
Не хотите ль пирожок? ( ладошки складываем вместе)
Может коржик (показываем 2 открытые ладошки)
Иль рожок(2 кулачка ставим друг на дружку)
Вот драже вам на дорожку
(пальчиком тычем в открытую ладошку)
Вы берите понемножку
(несколько раз сгибаем ладошки в кулачки)
Все стряхнули быстро крошки
И захлопали в ладошки!

Гномики

Жили – были в домике (сжимать и разжимать кулачки)
Маленькие гномики:
Токи, Бики, Лики, Чики, Микки.
(загибать пальчики, начиная с мизинца)
Раз,два,три,четыре,пять (разгибать пальчики)
Стали гномики стирать (тереть кулачки друг о друга)
Таки – рубашки, (загибать пальчики,начиная с большого)
Тики – платочки,
Лики – штанишки,
Чики – носочки,
Микки умница был,
Всем водичку носил.

Дом
Стук -стук- постук, раздается где то стук.
Молоточки стучат, строят домик для зайчат -
Вот с такою крышей, (ладошки над головой)
Вот с такими стенами, (ладошки около щёчек)
Вот с такими окнами, (ладошки перед лицом)
Вот с такою дверью, (одна ладошка перед лицом)
И вот с таким замком! (сцепили ручки)

Домик

Я гуляю во дворе ( хлопки ладошками по коленкам поочередно каждой рукой )
Вижу домик на горе ( ритмичные хлопки ладошками )
Я по лесенке взберусь ( раскрыть перед собой ладони и, касаясь поочередно кончиками пальцев, сложить лесенку, начиная с больших пальцев )
И в окошко постучусь.
Тук, тук, тук, тук! ( поочередно стучать кулачком одной руки в ладошку другой )

Ёжик (у малыша в руках резиновый колючий ёжик)


Ёжик, ёжик колкий, где твои иголки?
(малыш катает ёжика ладошками)
Надо бельчонку сшить распашонку
(малыш катает ёжика по животику)
Шалуну зайчишке починить штанишки (катаем по ножкам)
Фыркнул ёжик - отойдите и не плачьте, не просите

Артикуляционные игры.

«Дудочка». Губы нужно сложить в трубочку и максимально вытянуть вперед.

«Заборчик». Объясняем, что нужно улыбнуться так, чтобы показать зубки.

Чередование упражнений «Дудочка» и «Заборчик».

«Кролик». Нужно приподнять верхнюю губу, чтобы приоткрыть резцы.

«Злая лошадка». Нужно изображать фырканье лошади. С силой выдыхать воздух ртом, не раскрывая его. При этом губы начнут вибрировать.

«Пятачок». Нужно вытянуть губы трубочкой, а затем сомкнутыми губами вращать по кругу в разные стороны.

«Лошадка». Ребенок должен пощелкать языком, озвучивая цокот копыт.

«Грибок». Язык плотно прикладывается (присасывается к небу) и удерживается в таком положении.

«Гармошка». Держа язык в положении «грибок» нужно несколько раз открыть/закрыть рот.

«Лопни шарик». Щеки надуваются, затем ребенок должен легонько ударить по ним, чтобы воздух вышел.

«Хомяк». Сначала надуваются обе щеки, затем поочередно правая и левая.

«Рыбка». Щеки втягиваются и в таком положении удерживаются.

«Лопатка». Расслабленный язык нужно положить на нижнюю губу (не высовывая).

«Иголка». Узкий язычок высовывается как можно дальше.

«Часики». Приоткрыть рот и кончиком языка поочередно касаться левого и правого угла рта.

«Чашечка». С широко открытым ртом нужно удерживать язычок вверху.

«Фокус». Поднять язык в положение «чашечка» и плавно подуть на кончик носа. Можно на кончик носа положить кусочек ваты.

«Вкусное варенье». Широким языком облизывается верхняя губа (можно слизывать настоящее варенье).

«Маляр». Языком проводим по небу в направлении спереди назад (от зубов к горлу). Ребенку можно рассказать, что язык — малярная кисточка, которой раскрашивается небо.

«Чистим зубки». Кончиком языка нужно провести по верхним, а затем по нижним зубам от одного до другого края.

«Обезьянка». Чуть приоткрыть рот и поместить язык между нижней губой и нижними зубами. Губы при этом сближены.

«Бульдог». Из положения «обезьянка» перевести язык в положение между верхней губой и верхними зубами. Губы сближены.

«Кружок». Рот закрыт. Язык движется с внутренней стороны, плавно очерчивая кончиком языка круг.

«Парус». Конец языка опирается о верхние зубы и удерживается в этом положении.

«Качели». Рот открывается, а язык поочередно поднимается вверх и опускается вниз.

«Барабанщик». Улыбнуться, открыть рот, поставить язычок за верхние зубы, звонко, отчетливо, многократно повторять: «Д-Д-Д-». Темп постепенно убыстрять, зубы не сближать.

«Месим тесто». Язык ложится на нижнюю губу (как при «лопатке»), а рот при этом открывается и закрывается, губы шлепают по языку.

«Покусаем язычок». Улыбнуться, приоткрыть рот, покусать кончик и центр языка.

«Где конфета?». Нужно плотно закрыть ротик, кончиком языка надавливая то на одну, то на другую щеку изнутри.

«Индюк» («Болтушка»). Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, положить широкий язык на верхнюю губу и производить быстрые движения кончиком языка по верхней губе вперед-назад, стараясь не отрывать язык от верхней губы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование логоритмических упражнений в работе с детьми старшего дошкольного возраста

Логоритмические занятия - это специально организованная деятельность детей, в которой использование всех видов игр и упражнений имеет специфические особенности: тесная связь движений с музыкой и обяза...

Использование логоритмических упражнений в работе с детьми с дизартрией

Логоритмические занятия - это специально организованная деятельность детей, в которой использование всех видов игр и упражнений имеет специфические особенности: тесная связь движений с музыкой и обяза...

Использование логоритмических упражнений в работе с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР

Использование логоритмических упражнений в работе с детьми  старшего дошкольного возраста с ОНР...

Использование логоритмических упражнений в работе с детьми, имеющими нарушения речи

Движения помогают глубже прочувствовать музыкально-эмоциональные характеристики слова, осмыслить его. Слово и музыка организуют и регулируют двигательную сферу ребенка, что активизирует познавательную...

Отчёт по самообразованию на тему: «Применение логоритмических упражнений в работе с детьми» 2018-2019 учебный год

В течение  учебного года на  музыкальных  занятиях  применяла логоритмические упражнения в работе с детьми. Использовала подход к каждому ребёнку с учетом его возрастных, речевых и...

Мастер класс- " Применение логоритмических упражнений в работе с детьми с нарушениями ОДА для обеспечения эмоционального благополучия"

Мастер класс- " Применение логоритмических упражнений в работе с детьми  с нарушениями ОДА  для обеспечения эмоционального благополучия"...

Использование логоритмических упражнений в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья

Логоритмические занятия - это специально организованная деятельность детей, в которой использование всех видов игр и упражнений имеет специфические особенности: тесная связь движений с музыкой и ...