Предупреждение дисграфии в дошкольном возрасте
консультация по логопедии

Дерикьянц Анна Павловна

Что такое дисграфия, причины появления и пути преодоления.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sayt_distgrafiya.docx15.35 КБ

Предварительный просмотр:

«Предупреждение дисграфии в дошкольном возрасте».

В начальной школе у некоторых детей наблюдается специфическая проблема при обучении письму — дисграфия: ребенок не может написать без ошибок практически ни одного слова, при этом, казалось бы, он полностью развит и нет проблем с интеллектуальным развитием. Дисграфия — это специфическое нарушение письма, когда ребенок пишет слова с фонетическими ошибками, т. е. происходит замена, вместо "п" пишет "б", вместо "т" — "д", добавляет лишние буквы, меняет местами или пропускает слоги, пишет несколько слов слитно.
      Как появляется дисграфия? Большинство специалистов считает основной причиной – наследственность, а так же родовые травмы, патологии развития плода при беременности, недостаток общения с малышом в раннем возрасте, неправильное произношение у членов семьи, длительное коверкание слов, «сюсюканье» с детьми, родители говорят на разных языках.

Необходимыми предпосылками для формирования письменной речи является хорошее состояние у ребенка слухового, зрительного восприятия, двигательного развития, устной речи, психических процессов. Любой сбой, даже самый незначительный, в формировании вышеназванных сторон развития ребенка, может послужить причиной возникновения проблем при обучении чтению и письму.

Дисграфия «начинается» не в школе, а значительно раньше, в дошкольном возрасте. Именно в этот период возможно выявление предпосылок дисграфии, которая неизбежно проявится у детей с началом школьного обучения, в случае отсутствия профилактических мер. Давно известно – проблему легче предупредить, чем исправлять потом красной пастой в тетрадях первоклассников. Поэтому еще в дошкольном возрасте необходимо формировать и совершенствовать лексико-грамматический строй речи; развивать мелкую моторику рук; ориентировки в пространстве; развивать все психические процессы; готовить к обучению грамоте через знакомство с основными понятиями: звук, буква, слог, слово, предложение. Если ребенок старшего дошкольного возраста не способен «почувствовать» звуковой состав слова, он не сможет в положенный срок овладеть полным фонематическим анализом слов. На этом основании можно рассматривать данное «несовершенство» как явную предпосылку дисграфии на почве несформированности анализа и синтеза речевого потока.
      Предупреждение дисграфии у дошкольников должно осуществляться по нескольким направлениям:
      1. Важно перед школой и в момент обучения чтению тренировать навыки звукового анализа и синтеза. Недоработка в этом вопросе чревата ошибками на письме и чтении. Важно, чтобы ребенок перед школой хорошо овладел понятиями «звук», «буква», «согласный», «гласный», «твердый согласный», «мягкий согласный», «слог», «ударение», «слово», «предложение».

Дошкольник должен понимать различия между:
• буквой и звуком;
• гласным и согласным;
• словом, слогом и звуком;
• твердыми и мягкими согласными;
• звонкими и глухими согласными;

Будущий школьник должен хорошо уметь делить слово на слоги, выделять ударный слог, выделять позицию заданного звука (или слога) в слове.
       2. Если у ребенка были нарушения звукопроизношения и он заменял один звук другим, необходимо исправить речь прежде, чем начатьн обучать ребенка письму и чтению. Различение звуков, которые ребенок неправильно произносил, путал и менял друг на друга, должно быть хорошо отработано в разнообразных упражнениях по профилактике дисграфии.
      3. При знакомстве с буквами необходимо учить называть букву ее звуковым аналогом: [В] а не [ВЭ], [Щ] а не [ЩА] или [ЩЕ], [Л] а не [ЭЛ] или [ЛЭ]. Сразу же нужно учитеь ребенка читать букву только одним звуком, который ее обозначает. Иначе на письме появятся ошибки, связанные с неправильным, искаженным звуковым образом буквы, ребенок будет писать вместо «ваза» — «вэаза», вместо «щука» — «щаука», вместо «лапа» — «лэапэа», потому что ребенок произносит название буквы как 2 звука. Возникнет путаница в восприятии букв и звуков нашей речи.
     4. При обучении письму (печатными буквами) перед школой нужно делать много упражнений по закреплению правильного образа буквы. Нужно научить ребенка не путать буквы, имеющие сходные элементы и не переворачивать их, писать каждую букву в нужную сторону. Чем лучше ребенок запомнит образ буквы, тем меньше ошибок он допустит при письме.
     Причины нарушения письма у детей младшего школьного возраста множественны, и, как правило, сочетаются друг с другом, поэтому коррекционная работа должна учитывать имеющийся уровень сформированности базовых составляющих развития, предполагать разностороннее воздействие на личность ребенка, что в свою очередь, дает построить коррекционную программу, создать оптимальную последовательность привлечения специальных средств, методов и различных упражнений по коррекции дисграфии или иных развивающих или коррекционных воздействий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Предупреждение дисграфии в дошкольном возрасте"

Консультация поможет родителям в предупредении дисграфии у дошкольников. Рассказывается об особенностя дисграфии, как проявляется и с чего начать раннюю коррекцию....

Предупреждение дисграфии в дошкольном возрасте.

Консультация для родителейПредупреждение дисграфии в дошкольном возрастеУчитель-логопед С.А. Позднякова...

Предупреждение дисграфии в дошкольном возрасте.

Для успешной профилактики дисграфии у дошкольников необходимо определить признаки, по которым можно предсказать появление дисграфии,  и конкретные методические приёмы, позволяющие  уст...

Предупреждение дисграфии в дошкольном возрасте

В презенттации родители смогут познакомиться с упражнениями по предупреждению дисгафии у детей в дошкольном возрасте....

Консультация для родителей "Предупреждение дисграфии в дошкольном возрасте"

Большинство детей, поступающих в первый класс, функционально готовы к выполнению школьных требований и без труда справляются с новым видом деятельности.Однако среди первоклассников есть и такие д...

Предупреждение дисграфии в дошкольном возрасте

Презентация содержит краткую теорию для ознакомления с нарушением (специфическое расстройство письменной речи-дисграфия), а также игры и упражнения, которые могут выполнять родители с детьми...