Упражнения, игры и эстафеты, способствующие подготовке дошкольников к овладению графикой письма на занятиях по физической культуре.
картотека по логопедии (подготовительная группа)

Топычканова Татьяна Николаевна

Большинство упражнений являются комплексными и одно­временно решают несколько частных задач специальной физи­ческой подготовки дошкольников к овладению графикой письма. В связи с этим разделение упражнений условное — по признаку преимущественного развития координации движений, простран­ственных представлений, чувства ритма или «ручной умелости».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uprazhneniya.docx37.76 КБ

Предварительный просмотр:

Упражнения, игры и эстафеты, способствующие подготовке дошкольников к овладению графикой письма на занятиях по физической культуре.

Большинство упражнений являются комплексными и одновременно решают несколько частных задач специальной физической подготовки дошкольников к овладению графикой письма. В связи с этим разделение упражнений условное — по признаку преимущественного развития координации движений, пространственных представлений, чувства ритма или «ручной умелости».

4.1. Координация движений

  1. Бег наперегонки из разных исходных положений (стоя
    на коленях, сидя по-турецки, лежа на спине и т. п.).
  2. Бег с изменением направления по сигналу.
  3. Челночный бег с 3, 4, 5 кубиками; длина одного отрезка — 4—5 м
  1. Прыжки с одной ноги на другую по кружкам («слалом») (рис. 2).
  2. Спрыгивание с повышенной опоры — прыжки в глубину (рис. 3):
  • в круг диаметром 30—40 см на точность приземления;
  • с поворотом на 90° влево, вправо;
  • с хлопком во время полета;
  • с поворотом и приземлением в круг;
  • с хлопком и приземлением в круг;
  • с поворотом и хлопком;
  • с поворотом, хлопком и приземлением в круг;
  • с ловлей мяча, брошенного руководителем.

6. Пробегание через катящийся обруч .

7.Балансирование гимнастической палкой на ладони правой и левой руки.

8.Прокатывание мяча в воротики.

9. Прокатывание мяча по гимнастической скамейке.

10. Броски мяча в «окно» после отскока от пола .

11. Броски мяча в горизонтальную мишень (корзину)

12. Бросание мячей навстречу друг другу.

13. Метание в вертикальную мишень.

14. Набрасывание колец.

15. Метание малого мяча.

16. Полоса препятствий.

Игры

1. «День и ночь». Поперек зала проводятся две линии на расстоянии .2 метра друг от друга. Группа делится на две команды. Одна команда — «день», другая — «ночь». У противоположных сторон зала обозначаются «дома» команд (очерчиваются линией, кладутся гимнастические маты). Команды строятся вдоль своих линий лицом друг к другу. По показу руководителя все дети выполняют упражнения: наклоны, прыжки, махи руками, ногами и т. п. Неожиданно руководитель дает команду. Если он говорит: «День!», то дети команды «ночь» убегают в свой «домик»,  а дети команды «день» стараются их догнать и «осалить» (дотронуться рукой) раньше, чем они забегут в «дом». Подсчитывается количество детей, пойманных командой «день». Если руководитель командует: «Ночь!», то убегает команда «день», а команда «ночь» догоняет. Снова подсчитывается количество «осаленных».

2. «Удочка». На полу мелом обозначается круг. Дети становятся вдоль линии на небольшом расстоянии друг от друга. В центре круга — руководитель. Он вращает по кругу шнур, к концу которого привязан мешочек с песком. Длина шнура соответствует радиусу начерченного круга. Играющие внимательно следят за мешочком и при его приближении подпрыгивают на месте вверх, чтобы мешочек не

 коснулся ног. Тот, кого мешочек заденет, делает шаг назад, выходит из круга и временно выбывает из игры.' Ребенок, вышедший за линию круга во время вращения мешочка, также выбывает из игры (рис. 16).

3. «Охотники и утки». На полу зала обозначается круг. Группа делится на две команды — «охотники» и «утки». «Утки» заходят в круг, «охотники» располагаются вдоль линии по кругу с внешней стороны. За линию «охотникам» заходить не разрешается. Перебрасывая мяч друг другу, «охотники» стараются попасть в «уток». «Утки» убегают и уворачиваются от мяча. «Утка», которую задел мяч, считается подстреленной и выходит из круга. По сигналу руководителя «охотники» подсчитывают выбитых «уток». Команды меняются ролями .

4.        «Охотник и зайцы» (Салочки с мячом). Из группы выбирается один ребенок — «охотник», остальные дети — «зайцы». У охотника* в руках мяч. По команде руководителя «зайцы» разбегаются по поляне, а «охотник» бегает за ними и бросает мяч, стараясь попасть им в «зайца» («осалить»). «Заяц», в которого попал мяч,  становится «охотником», а отыгравший «охотник» — «зайцем».

5.        «Змейка». На полу зала устанавливаются два ряда кеглей; расстояние между рядами 3 метра, дистанция между кеглями — 2 метра. В игре участвуют двое детей. У каждого играющего в руках средний мяч и гимнастическая палка. По команде «Марш!» игроки начинают катить мяч при помощи палок, обводя им кегли то справа, то слева «змейкой». Побеждает тот, кто первый докатит мяч до линии финиша, не сбив ни одной кегли.

6. «Сбей кеглю». В середине зала параллельно устанавливаются две гимнастические скамейки на расстоянии 2—3 метра друг от друга. Группа делится на две команды. Каждая команда встает в колонну по одному у конца своей скамейки. У каждого играющего в руках мяч. На противоположном конце каждой скамейки ставится кегля. По команде «Марш!» направляющие обеих команд, а за ними все играющие по очереди бросают мяч так, чтобы он, катясь по скамейке, сбил кеглю. Если кегля сбита, команде засчитывается очко, а играющий быстро ставит кеглю на место, подбирает мяч и становится в конец своей команды. Следующий играющий может бросать мяч, как только кегля будет установлена на место. Если кегля не сбита, играющий подбирает мяч и становится в конец своей команды. Команда, набравшая 10 очков первой, побеждает.

Эстафеты «Перемени предмет». Команды выстраиваются в 2 колонны. На расстоянии 5—7 метров напротив команд кладется по обручу. У первых номеров в руках кегля или кубик. По команде «Марш!» первые номера добегают до своего обруча, ставят в центр кеглю, берут обруч, бегом возвращаются назад, передают обруч второму номеру и встают в конец своей команды. Второй номер, получив обруч, добегает до кегли, кладет сверху обруч, берет кеглю, бегом возвращается назад, передает кеглю третьему номеру и встает в конец своей команды. Третий номер повторяет действие первого, и т.д., пока первый номер не вернется на свое место.

«Хоккеисты». Прокатывание мяча при помощи палки.

«Футбольная». Прокатывание мяча ногами.

«Баскетбольная». Ведение мяча (отбивание мяча от пола с продвижением вперед).

«Самый ловкий». Бег с преодолением препятствий (например, бег по гимнастической скамейке, подлезание под воротики, прыжки из обруча в обруч).

«Передай мяч». Команды садятся на пол в затылок друг другу, ноги врозь. У первого играющего в руках мяч. Напротив команд на расстоянии 5—7 метров стоит по кегле. По команде «Марш!» первый номер поднимает руки вверх и передает мяч назад — второму, второй — третьему и так далее, пока мяч не окажется в руках последнего. Последний игрок с мячом в руках вскакивает, бежит до кегли, обегает ее, возвращается к своей команде, поворачивается, садится (ноги врозь) перед первым игроком, поднимает руки с мячом вверх и передает мяч назад. Эстафета продолжается до тех пор, пока первый номер не окажется снова впереди и не поднимет руки с мячом вверх.

7. «Посадка картошки». Напротив команд обозначаются мелом три крестика — на расстоянии 2, 4 и 6 метров от старта — и ставится кегля на расстоянии 8 метров от линии старта. У первых номеров в руках три мешочка с песком — «картошка». По команде «Марш!» первые номера раскладывают мешочки на крестики, обегают кеглю, возвращаются к своей команде, дотрагиваются рукой до руки второго играющего и встают' в конец команды. Вторые номера собирают «картошку» — забирают мешочки с крестиков, обегают кеглю, возвращаются к своей команде и передают мешочки («картошку») третьему номеру, а сами встают в конец своей команды. Третий номер повторяет действия первого, и так далее, пока первый номер не вернется на свое место.

4.2. Пространственные представления

Упражнения

Ходьба спиной вперед.

Ходьба до заданной точки с закрытыми глазами. На расстоянии 3—4 метров от играющего ставится кегля. Ребенку предлагается запомнить расстояние до кегли. После этого играющему завязываются глаза и он двигается по направлению к кегле. Когда он считает, что дошел до кегли, то останавливается и пытается взять кеглю. Руководитель развязывает ему глаза и оценивает, насколько правильно ребенок выполнил задание.

3.        Ходьба с закрытыми глазами по кругу. Играющий встает около кегли. Ему завязываются глаза. После этого он пытается пройти по кругу и остановиться около кегли. Руководитель снимает повязку и вместе с ребятами оценивает, насколько точно играющий выполнил задание.

4.        Ходьба шеренгами по 5—6 человек. Группа делится на команды по 5—6 человек. Команды вызываются по очереди. Играющие строятся в шеренгу и по команде «Марш!» начинают движение в шеренге от линии старта до линии финиша. Задача — пройти, сохранив построение в шеренгу. Побеждает команда, сумевшая удержать строй.

Игры  «Найди свое место». Группа строится в одну шеренгу. Детям предлагается запомнить место, на котором они стоят, и своих соседей. По команде «Разойдись!» дети расходятся по залу, по команде «Становись!» быстро строятся на своих местах. После того как они хорошо запомнят свое место, им предлагается построиться на своем месте, но заняв другое положение (например, сидя по-турецки лицом к окну или стоя на скамейке на одной ноге и т. п.).

«К своим флажкам». Группа делится на три команды. В командах выбираются капитаны. Каждая команда образует круг. Капитаны встают в центр своего круга, взяв в руку флажок. Флажки разного цвета. Играющие запоминают, какого цвета флажок у их команды. По знаку руководителя дети разбегаются по залу, на месте остаются только капитаны. Как только руководитель скажет: «Закрыть глаза!» — играющие приседают и закрывают глаза руками. В это время капитаны разбегаются по залу и встают на другие места. После слов руководителя: «К своим флажкам!» — играющие открывают глаза, поднимаются, находят своего капитана и бегут строиться вокруг него. Побеждает команда, которая построится быстрее.

«Следопыт». В игре участвуют двое детей: один — «следопыт», другой — «помощник». «Следопыту» завязывают глаза. На противоположной от играющих стороне зала ставится кубик. «Помощник» словами направляет «следопыта», подсказывая ему, куда идти, например: «Иди прямо, остановись, повернись направо, иди прямо, остановись, наклонись, бери кубик!». После того как «следопыт» находит кубик, вызывается следующая пара.

Эстафеты

1. «Зебра». Гимнастические палки устанавливаются параллельно на равных расстояниях — как пешеходный переход «зебра». Напротив каждой команды на дистанции 6—8 метров руководитель укладывает на полу по две гимнастические палки параллельно на расстоянии 15—20 см друг от друга. Рядом с каждой командой в корзине или тумбе находятся остальные палки. _ Задача каждого члена команды — быстро взять одну палку, подбежать к лежащим на полу палкам и положить свою так, чтобы она расположилась параллельно им и на таком же расстоянии. Постепенно образуется дорожка — «зебра». Командный результат определяется по быстроте построения дорожки и ее качеству. Оценка качества производится при обязательном участии детей всех команд. Для лучшей организации перед началом эстафеты только направляющие держат в руке палку. Положив палку на дорожке «зебра», они подбегают к корзине, берут одну палку и, передав ее очередному участнику своей команды, становятся в конец колонны. Очередные играющие выполняют такие же действия.

2. Эстафета с гимнастическими палками для составления фигур.

3. Эстафета с обручами «Цветок».

4. Эстафета «Солнышко».

5. Эстафета с кубиками. Основу всех игровых заданий в эстафетах составляет главное требование к участникам — правильно изобразить фигуры из предметов (гимнастических палок, обручей, кубиков) в условиях ограниченного времени. Форма фигур, количество лепестков цветка, лучей солнышка зависят от численного состава команд. Для быстрой организации эстафет руководитель должен иметь схемы всех вариантов, изображенные на листах картона. После деления детей на команды руководитель показывает фигуру, которую нужно составить из трех, четырех, пяти и более предметов (в зависимости от количества детей в каждой команде).

6. Эстафета «Найди цифре место» с цветными кубиками для составления ряда цифр. Для эстафеты необходим набор больших (с ребром 7 см) кубиков (по 6 кубиков на команду). Каждая грань кубика окрашена в один из шести цветов: красный, синий, желтый, зеленый, оранжевый, коричневый. На гранях, окрашенных одним цветом, наклеены белые цифры от 1 до 6. Таким образом, все одноцветные грани имеют свой цифровой ряд и комбинация цветов и цифр каждого кубика не повторяется. Команды выстраиваются в колонны у старта. На расстоянии 5—7 м от стартовой линии напротив каждой команды укладываются бумажные полоски длиной 42—45 см (6 кубиков по 7 см), окрашенные в один из указанных цветов (для каждой команды свой цвет). Направляющие команд получают по кубику. Остальные пять кубиков каждой команды находятся в обручах, лежащих около бумажных полосок врассыпную. По сигналу руководителя направляющие команд бегут к своим полоскам и ставят кубик так, чтобы верхняя грань соответствовала цвету полоски, и на то место, где в цифровом ряду должна находиться соответствующая цифра. Например, если на верхней грани оказалась цифра «1» — то первым слева, если «6» — то крайним справа, если «3» — то у середины, ближе к левой стороне. Затем ребенок берет любой кубик из своего обруча и, возвращаясь к своей команде, передает его следующему (второму) участнику, а сам встает в конец колонны. Команда-победитель определяется по быстроте установки всех кубиков при условии правильного порядка цифр и соответствия цветов граней и полоски. Точность выполнения задания определяется руководителем вместе с участниками эстафеты.

4.3. Чувство ритма  

Упражнения

Ходьба под счет, под бубен, под метроному изменением темпа. Ходьба с хлопками на заданный счет (+ означает хлопок):

а)        +        +        + +

б)        +        -        + -

в)        +        +        - -

г)        +        +        + -

д)                -        + -

е) сочетание вариантов а—б, б—в и др.

Ходьба в соответствии с заданным ритмическим рисунком.

Прыжки через длинную скакалку.

Пробегание под вращающейся длинной скакалкой.

Прыжки через длинную скакалку с заданием: со сменой ног; на одной ноге; с поворотами; вдвоем, втроем; с закрытыми глазами; с хлопками и т.д. Прыжки через короткую скакалку. Прыжки через короткую скакалку с заданием: в быстром темпе; в медленном темпе; с двойным прокручиванием скакалки на один прыжок; с вращением скакалки назад;  с крестным положением ног; со скрестным положением рук.

9.        Ритмическая гимнастика. Развивающие программы и Программы совершенствования по танцевально-ритмической гимнастике и музыкально-ритмическому воспитанию дошкольников 3—4, 4—5, 5—6, 6—7 лет, разработанные на кафедре гимнастики Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена кандидатом педагогических наук Фирилевой Ж. Е. и кандидатом педагогических наук Сайкиной Е. Г. Игры

1. «Паровоз». Дети встают в колонну по одному и кладут руки на пояс впередистоящего. По команде «Поезд отправляется!» группа начинает движение в обход по залу. Руководитель задает темп движения хлопками или ударами в бубен. Сначала темп медленный, потом все быстрее и быстрее. Когда дети пройдут круг и приблизятся к месту отправления «поезда», руководитель постепенно замедляет темп до полной остановки. После этого следует команда: «Поезд прибыл на станцию „Луговая” (или „Цветочная" и т.п.)» Дети расходятся по залу (гуляют по перрону, едят мороженое). По команде «Поезд отправляется!» дети быстро занимают свои места, и игра начинается снова.

Эстафеты1. «Пять прыжков». Группа делится на 2—3 команды. На расстоянии 5—7 метров от линии старта напротив каждой команды рисуется мелом круг диаметром 40—50 см, в каждый круг кладется скакалка. По команде «Марш!» первые участники команд добегают каждый до своей скакалки, делают пять прыжков через скакалку, кладут скакалку обратно в круг, бегом возвращаются к своей команде, дотрагиваются рукой до второго играющего, после чего встают в конец колонны. Второй участник эстафеты повторяет действия первого, и т.д., пока все члены команды не выполнят задание и направляющий не окажется на своем месте. Во время эстафеты руководитель внимательно следит, чтобы все участники выполнили по пять прыжков на скакалке.

2. «Передай скакалку». Группа делится на 2—3 команды. На расстоянии 3—4 метров от линии старта напротив каждой команды ставится по кегле. В руках у направляющих скакалки. По команде «Марш!» первые участники бегут, перепрыгивая через скакалку, обегают свою кеглю, добегают, перепрыгивая через скакалку, до своей команды, передают скакалку следующему участнику и встают в конец колонны.

Упражнения «для пальчиков»

 «Пальчики здороваются». Кончик большого пальца правой руки поочередно касается кончиков указательного, среднего, безымянного пальцев и мизинца; то же — пальцами левой руки; то же — пальцами обеих рук одновременно.

«Руки здороваются». Пальцы правой руки дотрагиваются до ' пальцев левой руки по очереди: сначала большой палец «здоровается» с большим, затем указательный с указательным.

«Оса». Выпрямить указательный палец правой руки и вращать им; то же — указательным пальцем левой руки; то же — пальцами обеих рук одновременно.

«Маленькая волна». Правая рука согнута в локте, предплечье горизонтально, на уровне лица. Волнообразные движения кистью с продвижением руки вправо; то же — левой рукой.

«Большая волна». Кисти рук на уровне лица, ладонями книзу, пальцы переплетены. Правое плечо поднимается вверх, затем поднимается правое предплечье, а правое плечо опускается, далее поднимается правая кисть с одновременным опусканием правого предплечья. Затем поднимается левая кисть одновременно с опусканием правой, и так волнообразное движение передается с правой руки на левую и обратно.

«Муравейник». Кисти рук на уровне груди, пальцы полусогнуты и соприкасаются; беспорядочное движение пальцами.

«Дельфин». Правая рука согнута в локте, кисть на уровне плеча. «Дельфин» ныряет в волну: волнообразное движение правой руки вперед, начиная с кончиков пальцев (нос «дельфина»); то же левой рукой; то же двумя руками (два «дельфина»).

«Хвост рыбки». Руки вытянуты вперед ладонями вниз, большие пальцы касаются друг друга. Волнообразные движения кистями: правая кисть опускается — левая поднимается, левая кисть опускается — правая поднимается.

«Моторчик». Пальцы рук сцеплены перед грудью. Вращательные движения кистями.

«Прятки». Руки согнуты в локтях, кисти, сжатые в кулак, — на уровне головы. Разжать кулаки, пальцы растопырены («пальчики появились»), сжать кулаки («пальчики спрятались»).

«Улитка». Большой, безымянный пальцы и мизинец сжаты, указательный и средний подняты вверх («рога улитки»). Правая рука изображает «улитку», которая ползет по левой руке; то же — левой рукой по правой руке. «Фонарики». Руки согнуты в локтях, кисти повернуты ладонями вперед слева и справа от головы. В таком положении дети поочередно сжимают и разжимают кисти, имитируя мигание фонариков.

«Собачка». Рука согнута в локте перед грудью ладонью к груди, согнуты указательный палец («глаз») и большой («ухо»). Дети сгибают и разгибают большой палец («собачка шевелит ушами»), сгибают и разгибают указательный палец («собачка моргает глазами»), выполняют отведение и прижимание мизинца («собачка лает»). Упражнение выполняется поочередно правой и левой рукой.

«Лягушка». И. п. — ладонь прижата к полу; счет «раз» — сжимая кисть, ребенок, удерживая кончики пальцев на месте, продвигает вперед лучезапястный сустав; счет «два» — лучезапястный сустав прижимается к полу, а пальцы выпрямляются вперед. Движение повторяется 5—6 раз.

«Змея». Правая рука вытянута вперед, ладонь вертикально; волнообразные движения, имитирующие продвижение змеи; то же левой рукой. Пальчиковые гимнастики по плану лексических тем.

Упражнения с предметами

«Катись, мячик». И.п.— сидя на пятках, опустить руки с мячом вниз. Перебирая пальцами правой руки, прокатывание мяча справа вокруг себя за спину; перехватывание за спиной мяча левой рукой; прокатывание мяча слева вокруг себя вперед, перебирая пальцами левой руки; перехватывание перед собой мяча правой рукой. Упражнение повторяется 2—3 раза в одну сторону, затем 2—3 раза в другую.

 «Вертушка». Вращение обруча малого диаметра (50 см), поставленного вертикально, пальцами правой руки; то же левой рукой.

 Упражнения с лентами: «Круги»; «Змейка»; «Серпантин»; «Змей Горыныч» и т. п.  

Игры

1. «Космонавты». До начала игры на полу по краям зала раскладываются обручи малого диаметра. Обручей должно быть на 3—5 штук меньше, чем играющих. В начале игры дети с руководителем строятся в круг в середине зала и начинают готовить ракеты к полету в космос: проверяют работу двигателя (упражнение «Моторчик»), заливают горючее (упражнение «Большая волна»), проверяют сигнальные огни (упражнение «Фонарик»). Затем берут с собой в космос собачек Белку и Стрелку (упражнение «Собачка»), После этого руководитель спрашивает: «Ракеты готовы?». Дети отвечают хором: «Готовы!» Все берутся за руки и, двигаясь шагом по кругу, произносят слова:

Ждут нас быстрые ракеты

Для прогулок по планетам.

На какую захотим, На такую полетим.

Но в игре один секрет: Опоздавшим места нет!

После слова «нет!» руководитель начинает отсчет: «Раз, два, три, четыре...» Неожиданно для детей руководитель командует: «Пуск!» Дети разбегаются и стараются занять место в ракете (встать в обруч). Играющие, которым не хватило мест (ракет), подходят к руководителю в центр зала. Они —«провожающие» на космодроме и машут «космонавтам» руками. По команде руководителя «Взлетаем!» «космонавты» медленно поднимают руки вверх, издавая звук летящей ракеты. По команде «Долетели до Луны, поворачиваем к Земле!» «космонавты» с поднятыми вверх руками медленно поворачиваются вокруг себя. По команде «Приземляемся!» «космонавты» медленно опускают руки, выходят из «ракет» и снова встают в круг вместе с «провожающими». Игра повторяется 2—3 раза. (Ракеты готовятся к полету только в первой игре.)  

2. «Дельфины». Дети и руководитель встают в круг и начинают произносить стихи, одновременно выполняя руками движения.

В море бурном, море синем

Быстро плавают дельфины.

Не пугает их волна,

Рядом плещется она.

Проплывает в море кит

 И дельфинам говорит:

«Вы, дельфины, не шумите,

Рыбку быструю ловите!»

Раз,  Два, Три, Четыре, Пять —

Надо рыбкам уплывать.

Пока дети произносят заключительные слова, руководитель обходит круг с внешней стороны и на слово «уплывать» останавливается и кладет руки на плечи двоих детей, стоящих справа и слева от него. Они будут «дельфинами», остальные — «рыбками». «Рыбки» разбегаются, а «дельфины» их ловят и уводят в «домик» (очерченное место в углу зала или гимнастический мат). Когда все «рыбки» (или большинство) будут пойманы, игра начинается сначала3. «Совушка». В одном из углов зала очерчивается гнездо. В гнезде находится водящий — «совушка». По команде «День!» остальные играющие бегают по площадке. По команде руководителя «Муравьи!» дети изображают муравьев, которые бегают по дорожкам '(упражнение «Муравьи»); по команде «Лягушки!» — изображают лягушек (упражнение «Лягушка»); по команде «Улитки!» — изображают улиток (упражнение «Улитка»); по команде «Осы!» — изображают ос (упражнение «Оса»); по команде «Змеи!» — изображают змей (упражнение «Змея») и т.п. Как только руководитель скажет: «Ночь!» — играющие замирают на месте. «Совушка» вылетает из гнезда, медленно летит, машет крыльями и смотрит, не пошевелится ли кто. Того, кто пошевелится, «совушка» уводит к себе в гнездо. После того как в гнезде соберутся все пошевелившиеся, «совушка» выбирает из оставшихся одного, который и становится «совушкой» в следующей игре. Руководитель командует; «День!», новая «совушка» уходит в гнездо, а играющие разбегаются по залу, и игра начинается снова.

Эстафеты

1. «Цветные квадраты». Для эстафеты требуются 2—3 набора маленьких (с ребром 2,5—3 см) кубиков. В каждом наборе по 16 кубиков с разноцветными гранями (красная, синяя, зеленая, желтая, коричневая, белая). Группа делится на 2—3 команды. На расстоянии 5—7 метров от линии старта напротив каждой команды кладется по обручу, а в них — наборы кубиков, рассыпанных в беспорядке. Команды строятся, и руководитель, кто какой цвет будет собирать. Например, первые — красный, вторые — синий, третьи — зеленый, четвертые — желтый, пятые — коричневый, шестые — белый. Если в команде больше участников, то седьмые снова собирают красный и т.д. По команде «Марш!» первые участники добегают до своих обручей, быстро, поочередно переворачивая каждый кубик, ставят их красной гранью кверху и собирают из них квадрат. Затем бегом возвращаются к своей команде, касаются рукой второго участника и встают в конец колонны. Вторые номера выполняют те же действия, только построить они должны синий квадрат. Эстафета заканчивается, когда все участники выполнят задание и направляющие вернутся на свои места.

2. «Составь слово». Для эстафеты необходимо иметь 3—4 набора кубиков с буквами (ребро кубика 7 см) и полоски бумаги со словами из 3, 4, 5, 6 букв. Группа делится на 2—3 команды. На расстоянии 5—7 метров от линии старта напротив каждой команды укладывается полоска бумаги со словом; рядом с полосками в малых обручах находится соответствующее количество кубиков с буквами. По команде «Марш!» первые участники эстафеты подбегают к своим полоскам, перебирая кубики в обруче, находят нужную первую букву, устанавливают кубик под первой буквой на полоске так, чтобы буква была на верхней грани, бегом возвращаются назад, дотрагиваются до руки второго участника и встают в конец своей колонны. Вторые участники устанавливают вторую букву, и так далее. По окончании эстафеты руководитель вместе с детьми подходят к сложенным словам и оценивают действия команд. Побеждает команда, выполнившая задание быстро и правильно. Подбор слов осуществляются с учетом численного состава команд. Варианты проведения эстафеты с двумя командами:

  • обе команды составляют одно слово;
  • команды составляют разные слова, но с одинаковым количеством букв;

команды, состоящие из 6 человек, собирают два слова по три буквы, из 7 человек — слово из трех букв и слово из четырех букв и т.д


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по физической культуре «Школа мяча» в старшей группе построенный на играх-эстафетах.

             В своей работе я очень люблю на занятиях физической культуры использовать мяч, стараюсь разнообразить действия детей с мячом. Считаю мяч одним из...

Подготовка детей к овладению графикой письма

презентация создана в помощь воспитателям дошкольного образования, для ознакомления детей с олимпиадой, используя ИКТ.задачи : привлечь внимание детей к  олимпийскому движению на примере Олимпиад...

Роль физических упражнений в подготовке дошкольников к овладению графикой письма

Исследования показали, что для большинства детей самым сложным предметом в начальной школе, является письмо........Двигательный опыт ребёнка может влиять на успешность его обучения письму. Чем богаче ...

Распределение упражнений, игр по возрасту способствующих развитию физических качеств – силы, выносливости, гибкости, ловкости, координации движений на занятиях по физической культуре.

Распределение упражнений, игр  по возрасту способствующих развитию физических  качеств – силы, выносливости, гибкости, ловкости, координации движений на занятиях по физической культуре....

Консультация для педагогов "ФИЗИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ И ПОДГОТОВКА К ОВЛАДЕНИЮ ГРАФИКОЙ ПИСЬМА У ДОШКОЛЬНИКОВ"

Предложенные физические упражнения используются в работе с детьми для развития моторики, координации системы «глаз- рука» и чувства ритма....