Консультация для воспитателей " Подготовка руки к письму дошкольника старшего возраста"
консультация по логопедии (подготовительная группа)

Невская Екатерина Александровна

текст консультации

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tekst_k_video.docx19.63 КБ

Предварительный просмотр:

Овладение письмом – трудоемкий процесс, который обычно приходится на первые месяцы пребывания детей в школе. Однако в дошкольные годы и в семье, и в детском саду можно сделать очень многое, чтобы подготовить малыша к этому процессу и облегчить будущему первокласснику процесс овладения письмом.

Родители и педагоги дошкольных учреждений должны помнить о том, что наибольшие трудности  у  первоклассников  возникают  при  выполнении  графических упражнений. Причиной этого являются, во-первых, отсутствие интереса к освоению письма, во-вторых, недостаточная развитость мелкой моторики, в-третьих, недостаток опыта выполнения графических заданий.

Подготовка руки к письму

Для подготовки руки к письму используются пальчиковые гимнастики и разные упражнения.

- «Подними пальчики». Руки лежат на столе ладонями вниз. Нужно поднять пальчики по одному сначала на одной руке, потом на другой. Затем упражнение повторяется в обратном порядке. Другой вариант этой игры: Нужно по очереди поднять пальчики сразу на обеих руках.

- «Собери палочки (карандаши)». Положите на стол 10-15 счетных палочек или карандашей.  Задание – одной рукой собрать все палочки по штуке в кулак, не помогая второй рукой. Затем так же по одной палочке выложить их на стол.

- «Шаги». Будем шагать по столу пальчиками.

Развивать мелкую моторику и подготавливать руку к письму можно начинать уже с 3 лет.

В каких случаях необходимы дополнительные упражнения по подготовки руки к письму? Если ваш ребенок раскрашивает  картинки недостаточно четко, выходит за пределы фигур, штрихует неровно, обводит по контуру фигуры неточно, линии рисунка прерывистые, угловатые, а движения руки отрывистые, то в таких случаях необходима дополнительная подготовка руки к письму.

Прежде чем приступить к играм и упражнениям, направленным на подготовку руки к письму, необходимо определить ведущую руку у ребенка. для определения ведущей руки попросите ребёнка продемонстрировать следующие действия: полить цветы, пересыпать песок лопатой, почистить зубы, толкнуть палкой шарик, достать книги с полки, открыть замок, молнию, вынуть пробку из ванной и т.д. Обращайте внимание какой рукой ребёнок выполняет эти поручения.

Также есть несколько специальных проб

"Переплетение пальцев рук"

Предложите ребёнку сложить руки в замок. Тест должен выполняться

быстро, без подготовки. Считается, что у правшей сверху ложится большой палец левой руки, у левшей – левой.

"Поза Наполеона"  или переплетение рук на груди.

Если ребенок при выполнении всех заданий выбирает правую руки и движения этой руки точные и координированные, значит ребенок правша, и наоборот.

При выполнении упражнений необходимо научить ребёнка правильно удерживать карандаш в руке. Правильный захват карандаша выглядит так: он удерживается тремя подогнутыми пальцами (большим, средним и указательным). Безымянный и мизинец могут лежать внутри ладони либо находиться в свободном состоянии у основания большого пальца. Карандаш располагается на среднем пальце, указательный и большой пальцы придерживают его, соответственно, справа и слева. Карандаш не надо сильно сжимать.

Признаки неправильного навыка использования карандаша или ручки ребенком – дошкольником:

Ребенок неправильно держит карандаш и ручку – он держит «щепотью» (собирает пальцы в горсть вместе) или даже в кулаке.

Ребенок держит карандаш или ручку слишком близко к грифелю, либо слишком далеко от него.

Как надо сидеть при письме?

- сидеть прямо;

 - опираться спиной на спинку стула;

 - не опираться грудью на стол;

 - ноги держать прямо, стопы на полу или подставке;

 - туловище, голову, плечи держать ровно;

 - положить обе руки на стол, чтобы они опирались о край стола, а локти выступали за край стола;

 - придерживать тетрадь левой рукой (если правша) и правой рукой (если левша);

Приёмы развития  мелкой  моторики.  

-  игры с мозаикой, мелким конструктором

- вырезание и аппликация фигур

- Лепка

- нанизывание бусин и изготовление детских бус

- раскрашивание раскрасок (важно не само по себе раскрашивание, а чтобы картинка была раскрашена карандашом без выхода за контуры, аккуратно, не спеша)

- рисование с трафаретами и контурами

- рисование по точками или пунктирным линиям

- рисование в лабиринте

- рисование графических диктантов

- штриховки

- оригами

Для подготовки к письму и выполнения графических упражнений с детьми дошкольного возраста используется простой карандаш. Нельзя использовать в этих упражнениях фломастеры, так как они не требуют от малыша мышечных усилий для проведения линии.

Важно помнить, что Продолжительность выполнения каждого задания — 3-5 минут. И обязательно научите ребенка расслабляться после каждого движения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей и воспитателей «Организация графической деятельности и подготовки руки к письму детей старшего дошкольного возраста».

В данной работе предлагаются рекомендации для родителей и воспитателей по организации графической деятельности детей. Целью данной консультации является знакомство с упражнениями и играми дл...

Консультация для воспитателей: "Подготовка руки к письму"

Консультация для воспитателей:  «Подготовка руки дошкольника к письму»  При поступлении в школу у ребенка игровая деятельность сменяется новой - учебной деятельностью.Ч...

Исследование на тему : " Использование пальчиковых игр и упражнений как условие подготовки руки к письму детей старшего возраста"

Статья посвящена проблеме подготовки детей к обучению в школе,в частности подготовке руки старшего дошкольника к письму.  В статье представлена разработанная автором педагогическая технология исп...

Консультация для родителей «Подготовка руки к письму» в старшей группе

Консультация для родителей «Подготовка руки к письму» в старшей группе...

Консультация для родителей «Подготовка руки к письму» в старшей группе

Подготовка к письму — один из самых сложных способов подготовить ребенка к системному обучению. С одной стороны, это связано с психофизиологическими наблюдениями за 5-6 летними и другими д...

Консультация для родителей «Подготовка руки к письму» в старшей группе

Подготовка к письму — один из самых сложных способов подготовить ребенка к системному обучению. С одной стороны, это связано с психофизиологическими наблюдениями за 5-6 летними и другими детьми ...