Пальчиковая гимнастика (картотека)
картотека по логопедии (старшая, подготовительная группа)

Иванова Алёна Михайловна

Картотека пальчиковой гимнастики по всем лексическим темам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_palchikovoy_gimnastiki.pptx1.8 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«В корзиночке» У девчушки Зиночки Овощи в корзиночке ( делают ладошки «корзиночкой») Вот пузатый кабачок Положила на бочок, Перец и морковку уложила ловко, Помидор и огурец ( сгибают пальчики, начиная с большого ). Наша Зина молодец! ( показывают большой палец ) «Апельсин» Мы делили апельсин. (дети разламывают воображаемый апельсин на дольки) Много нас, (показывают 10 пальцев) А он один. (показывают 1 палец) Эта долька – для ежа. Эта долька – для стрижа. Эта долька – для утят. Эта долька – для котят. Эта долька – для бобра. (загибают по одному пальчику на каждую строчку) А для волка – кожура. (бросательные движения правой рукой) Он сердит на нас – беда!!! (сжимают кулаки и прижимают их к груди) Разбегайтесь – кто куда!!! («бегут» пальцами по столу) «Грибы» Топ-топ – пять шагов, (дети «шагают» пальчиками по столу) В туесочке пять грибов. (сгибают и разгибают кулачки) Мухомор красный – Гриб опасный. (на каждое двустишие дети разгибают по одному пальчику, начиная с большого) А второй – лисичка, Рыжая косичка. Третий гриб – волнушка, Розовое ушко. А четвёртый гриб – сморчок, Бородатый старичок. Пятый гриб – белый, Ешь его смело! Картотека пальчиковой гимнастики

Слайд 2

«Осень» Летом деревья росли, зеленели. (руки - "деревья") Осенью листья на них пожелтели. (кисти рук - "падают") Стали деревья листья терять. (поочередно пальцы прижимаются к ладони) Стали деревья листья ронять. (пальцы по очереди стучат о крышку стола) Тихо ложится листок за листком. (плавно кладем ладони на крышку стола) Скоро накроет листья снежком. (одна ладонь накрывает другую) «Мыло» Чище чтоб ладошки были, Нужно их побольше мылить, ( имитация намыливания ладошек ) Три ладошечки , давай, ( тереть ладошки друг о друга ) Их от грязи оттирай. «Деревья» ( плавные волнообразные движения ладонями ) Ветер по лесу летал , ветер листики считал : ( загибаем пальчики ) Вот дубовый , вот кленовый, вот рябиновый резной , Вот с берёзки — золотой , Вот последний лист с осинки Ветер бросил на тропинку ( спокойно укладывают ладони на стол ) «Посуда» Мы в новом магазине посуду покупали: ( руки на столе ладонями вниз; разводить пальцы в стороны и соединять ) Тарелки, блюдца, чашки ( поднимать поочередно пальцы правой руки на каждый предмет посуды ) На полках выбирали. Красивую кастрюлю, молочник и солонку, Набор ножей и вилок, ( поднимать поочередно пальцы левой руки ) Шумовку и масленку.

Слайд 3

«Хлеб» Муку в тесто замесили, ( сжимают и разжимают пальчики ) А из теста мы слепили: ( прихлопывают ладошками, «лепят») Пирожки и плюшки, Сдобные ватрушки, Булочки и калачи – Всё мы испечём в печи. ( поочерёдно разгибают пальчики, начиная с мизинца. Обе ладошки разворачивают вверх ) Очень вкусно! ( гладят живот ) «Рубашка» У рубашки два манжета, ( показать манжеты на двух руках ) Воротник, ( показать воротник руками ) И рукава ( провести ладонями по рукавам ) И застежка есть, чтоб легче ( показать застежку сверху вниз ) Проходила голова. Пуговицы застегнем, ( имитировать застегивание пуговиц ) А потом гулять пойдем. («ходьба» пальчиками по столу ) «Семья» Раз, два, три, четыре! (хлопают в ладоши) Кто живет в моей квартире? Раз, два, три, четыре, пять! (хлопают в ладоши) Всех могу пересчитать: Папа, мама, брат, сестренка, кошка Мурка, два котенка, мой щегол, сверчок и я (поочередное поглаживание- массаж всех десяти пальцев). Вот и вся моя семья! «Обувь» Посчитаем в первый раз, Сколько обуви у нас. (попеременные хлопки ладонями и удары кулачками по столу) Туфли, тапочки, сапожки Для Наташки и Серёжки, Да ещё ботинки Для нашей Валентинки , А вот эти валенки Для малышки Галеньки . (на каждое название обуви загибают по одному пальчику, начиная с большого)

Слайд 4

«Спортсмены» Чтоб болезней не бояться ( поднимают руки к плечам, плечам, в стороны ) Надо спортом заниматься ( сжимаем и разжимаем кулаки ) Играет в теннис теннисист ( сгибаем пальцы в кулачок, начиная с мизинца ) Он спортсмен, а не артист. В футбол играет футболист В хоккей играет хоккеист, В волейбол — волейболист, В баскетбол — баскетболист. «Зимующие птицы» Прилетайте, птички! («зовущие» движения пальцами обеих рук) Сала дам синичке. («режущие движения» одной ладони по другой) Приготовлю крошки, (пальцы щепоткой – «крошить» хлеб) Хлебушка немножко. (тереть подушечки пальцев друг о друга) Эти крошки – голубям, (вытянуть вперёд правую руку с раскрытой ладонью) Эти крошки – воробьям. (вытянуть левую руку с раскрытой ладонью) Галки да вороны Ешьте макароны (тереть ладонь о ладонь) «Мы во двор пошли гулять» Раз, два, три, четыре, пять, (загибают пальчики по одному) Мы во двор пришли гулять. («идут» по столу указательными и средними пальчиками) Бабу снежную лепили, («лепят» комочек двумя ладонями) Птичек крошками кормили, («крошат хлебушек» всеми пальчиками) С горки мы потом катались, (ведут указательным пальцем правой руки по ладони левой руки) А ещё в снегу валялись. (кладут ладошки на стол то одной, то другой стороной) Все в снегу домой пришли. (отряхивают ладошки) Съели суп и спать легли. (движения воображаемой ложкой; руки под щёку) «Домашние птицы» Есть у курицы цыплёнок, (большим пальцем поочерёдно касаться остальных, начиная с мизинца.) У гусыни есть гусёнок, У индюшки – индюшонок, А у утки есть утёнок. У каждой мамы малыши – (перебирать пальцами по очереди.) Все красивы, хороши.

Слайд 5

«Подарки» Дед Мороз принёс подарки: (шагают пальчиками по столу) Буквари, альбомы, марки, Кукол, мишек и машины, Попугая и пингвина, Шоколадок полмешка И пушистого щенка! (на каждое название подарка загибают по одному пальчику сначала на правой, потом на левой руке) «Домашние животные» Раз , два, три, четыре, пять, Как животных нам назвать? ( поочередно загибаем пальчики на левой руке ) Самых близких, самых верных — Каждый знает их, наверно ( хлопаем в ладоши ). Лошадь, корова, собака и кошка ( указательным пальцем левой руки загибаем пальцы на правой руке ). Как назовем их? Подумай немножко ( разводим руки в стороны, как бы спрашивая у окружающих ). В доме с хозяином дружно живут ( изображаем руками крышу дома над головой ), Значит, домашними все их зовут . «Дикие животные» Это зайчонок, это бельчонок, (сгибают пальцы в кулак, начиная с мизинца.) Это лисёнок, это волчонок, А это спешит, ковыляет спросонок (вращают большим пальцем.) Бурый, мохнатый, Смешной медвежонок . «Животные холодных стран» (хлопки ладошки – кулачки, попеременно) Кто на севере живет? Кто там ест и кто там пьет ? Звери необычные к холоду привычные . ( « Замок» - меняя положение пальцев) Вот песец из норки смотрит . (с оприкосновение подушечек пальцев с большим пальцем образовывая «колечки ») Белый мишка важно ходит , (пальчики – «шагают ») Ну , а морж, как капитан Покоряет океан . (ладони «лодочкой» двигаются вперед) Гордый северный олень (кисти рук скрещены, пальцы раздвинуты) Грузы возит целый день . (растирание ладоней движениями вверх, вниз)

Слайд 6

«Животные жарких стран» (Сжать руки в кулак, большой палец сверху. Поочерёдно из кулачков разжимают пальцы то левой, то правой руки, начиная с больших) За мамой слонихой шагает слонёнок, За крокодилихой – крокодилёнок , За львицей шагает маленький львёнок, За тигрицей бежит тигрёнок, За зеброй спешит полосатый зебрёнок . За кем же торопится каждый ребёнок? (Сжимать и разжимать кулачки) «Профессии. Инструменты» Много есть профессий знатных, (На каждое слово соединять пальцы правой руки с большим) И полезных, и приятных. (На каждое слово соединять пальцы левой руки с большим) Повар, врач, маляр, учитель, Продавец, шахтёр, строитель… ( Последовательно соединять пальцы обеих рук с большим ) Сразу всех не называю, ( Сжимать и разжимать кулачки ) Вам продолжить предлагаю. ( Вытянуть руки вперёд ладонями вверх ) «Транспорт» Раз, два, три, четыре, пять – (Сжимают пальчики на обеих руках, начиная с большого) Буду транспорт я считать . (Сжимать и разжимать кулачки) Автобус, лодка и мопед, (Поочередно сжимают пальчики обеих рук в кулачки, начиная с мизинца левой руки) Мотоцикл, велосипед, Автомобиль и самолет, Корабль, поезд, вертолет . «День Защитника Отечества» Сегодня праздник всех отцов, ( сжимают и разжимают пальцы) Всех сыновей, всех, кто готов, ( хлопают в ладоши) Свой дом и маму защитить, ( из ладошек делают «домик ») Всех нас от бед отгородить! ( сжимают и разжимают пальцы)

Слайд 7

«Весна» Вырос весенний цветок на поляне, (« Цветок с закрытыми лепестками ») Утром весенним раскрыл лепестки. ( Развести пальцы рук ) Всем лепесткам красоту и питание ( Ритмичные движения пальцами – вместе и врозь ) Дружно дают под землей корешки ( Опустить ладони вниз., прижать тыльной стороной, пальцы развести ) «Перелётные птицы» (Скрещивают большие пальцы, машут ладошками.) Тили- тели , тили- тели - С юга птицы прилетели! ( Поочередно сгибают пальцы на обеих руках на каждое название птицы, начиная с мизинца левой руки) Прилетел к нам скворушка - Серенькое перышко. Жаворонок, соловей Торопились: кто скорей? Цапля, лебедь, утка, стриж, аист, ласточка и чиж - (Снова, скрестив большие пальцы, машут ладошками.) Все вернулись, прилетели, ( Указательным и большим пальцами делают клюв – «птицы поют ») Песни звонкие запели! «Мебель» (Ритмично сжимать и разжимать пальцы рук) Эту мебель мы купили С папой вместе в магазине. ( Загибать пальцы на руках, перечисляя мебель ) Это стул, на нем сидят. Это стол, за ним едят. На диване отдыхают, Книги умные читают. На кровати крепко спят. Вещи все в шкафах хранят. ( Ритмично сжимать и разжимать пальцы рук ) Эту мебель мы купили С папой вместе в магазине. «Бытовые электроприборы» Что за шум на кухне этой? ( Сгибать мизинцы) Будем жарить мы котлеты. ( Сгибать безымянные пальцы) Мясорубку мы возьмем ( Вращать средние пальцы вокруг друг друга) Быстро мясо провернем . (То же указательными пальцами) Миксером взбиваем дружно ( То же большими пальцами) Все, что нам для торта нужно, ( Соединить мизинцы) Чтобы торт скорей испечь, ( Соединить безымянные пальцы) Включим мы электропечь. ( Соединить средние пальцы) Электроприборы – это чудо! ( Сжимать пальцы в кулаки, большой палец поднимать вверх) Жить без них нам было б худо. ( Пожимать плечами)

Слайд 8

«Подводный мир» Посмотри скорей вокруг! ( делают ладошку у лба «козырьком») Что ты видишь, милый друг? (приставляют пальцы колечками у глаз) Здесь прозрачная вода ( разводят ладони в стороны) Плывёт морской конёк сюда. ( волнообразные движении ладонями вперёд) Вот медуза, вот кальмар (опущенные вниз ладони обеих рук в форме шапочки) А вот это – рыба шар. (соединить пальцы обеих рук в форме шара) А вот, расправив восемь ног, (показывают тыльную сторону обеих ладоней и перемещают их вверх, выполняя колебательные движения пальцами рук) Гостей встречает осьминог . «Дни недели» В понедельник я стирала, ( кулачки трём друг о друга ) Пол во вторник подметала. ( кисти расслабленных рук вниз и делаем имитирующие движения по столу ) В среду я пекла калач, ( печём "пирожки") Весь четверг искала мяч, (правую руку подносим ко лбу и делаем "козырёк" ) Чашки в пятницу помыла, ( пальцы левой руки полусогнуты, ладонь стоит на ребре, а указательным пальцем правой руки водим по кругу внутри левой руки ) А в субботу торт купила. (ладошки раскрыты и соединены вместе по стороне мизинцев ) Всех подружек в воскресенье Позвала на день рождения. ( машем ладошками к себе ) «Космический отряд» Раз, два, три, четыре, пять ( По одному загибать пальчики на обеих руках) В космос полетел отряд. ( Соединять ладони вместе, поднимать руки вверх) Командир в бинокль глядит, ( Пальцы обеих рук соединять с большими, образуя «бинокль ») Что он видит впереди? Солнце, планеты, ( Загибать пальцы обеих рук, начиная с большого пальца) Спутники, кометы, Большую желтую луну. «Наши нежные цветки» Наши нежные цветки ( Руки в вертикальном положении ) Распускают лепестки. ( Развести пальцы рук ) Ветерок чуть дышит, ( Ритмичные движения пальцев рук ) Лепестки колышет. Наши нежные цветки Закрывают лепестки. ( Соединить пальцы вместе ) Тихо засыпают, ( Небольшие покачивания рук со сжатыми пальцами ) Головой качают.

Слайд 9

«Насекомые» ( Махать ладонями) Прилетела к нам вчера (На каждое название насекомого загибать пальчик) Полосатая пчела. А за нею шмель – шмелёк И весёлый мотылёк, Два жука и стрекоза , Как фонарики глаза. (Делать очки из пальчиков и подносить к глазам) Пожужжали, полетали, (Махать ладонями) От усталости упали. ( Ронять ладони на стол) «Здравствуй, мой край» (Пальцами правой руки по очереди « здороваемся» с пальцами левой руки, похлопывая друг друга кончиками) Здравствуй, Солнце золотое! Здравствуй, небо голубое! Здравствуй , вольный ветерок! Здравствуй , маленький дубок! ( Сжимать руки в кулаки и разжимать ) Мы живем в одном краю - Всех я вас приветствую ! «Лето» Вот за что люблю я лето ? ( Загибаются пальцы по одному на каждый счет) Раз - лето солнышком согрето. Два – в лесу растет трава. Три – ромашки – посмотри! А четыре – это лес, полный сказок и чудес. Пять – купались мы опять. Шесть – пора грибов поесть. Семь – малины я поем. Восемь – сено мы покосим. Девять – бабушка идет, землянику нам несет. Десять – все вокруг в листву одето. Вот за что люблю я лето ! «Карандаш» Между пальцами зажат, Карандаш ужасно рад. Вы его качайте, братцы, Очень любит он качаться. (Дети держат карандаш между указательными пальцами, упираясь подушечками пальцев в его кончики. Затем качают карандаш влево и вправо. Упражнение по очереди повторяют всеми пальцами . )

Слайд 10

«Бойцы-молодцы» Пальцы эти — все бойцы, (Дети показывают ладони с выпрямленными пальцами) . Удалые молодцы. (Сжимают и разжимают пальцы обеих рук) . Два — больших и крепких (Пальцы сжаты в кулак, подняты малых только большие) . И солдат в боях бывалых. Два — гвардейца-храбреца, (Показывают указательные пальцы) Два — сметливых молодца. (Показывают средние пальцы) . Два — героя безымянных, (Показывают безымянные пальцы) Но в работе очень рьяных. Два мизинца — коротышки — (Показывают мизинцы) . Очень славные мальчишки ! Один, два, три, четыре, пять. (Поочередно считают пальцы на левой руке) Будем молодцев считать. (Начиная с мизинца, затем на правой руке). Пальцы встали дружно в ряд- (Показывают ладони, разводят стороны пальцы и сводят их). Десять крепеньких солдат. (Показывают ладони с прямыми пальцами, хлопают в ладоши).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пальчиковая гимнастика. Картотека.

Картотека игр для пальчиков....

Пальчиковая гимнастика картотека старшей группы

Пальчиковая гимнастика старших дошкольников....

Пальчиковая гимнастика. Картотека пальчиковых игр для детей 2-3 лет.

Значение пальчиковых игр для развития речи детей....

Пальчиковая гимнастика (картотека) для детей 5-7 лет

В течение дошкольного детства ребёнок практически овладевает речью. Но, к сожалению, существует много причин, когда его речь не сформирована должным образом, и одна из них: плохо развитая мелкая мотор...

Пальчиковая гимнастика картотека

Данный материал содержит подборку пальчиковых игр для 2 младшей группы....

Для чего нужна пальчиковая гимнастика? Картотека

Картотека пальчиковой гимнастики...

Пальчиковая гимнастика - картотека

Пальчиковая гимнастика - картокека. Для чего она нужна?...