Конспект фронтального логопедического занятия в старшей группе для детей с ТНР "Звук и буква Ф"
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

Пичугина Марина Михайловна

Данный конспект поомжет учителям-логопедам при проведении фронтального занятия. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Звук и буква Ф139.65 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Детский сад №184»

Конспект фронтального логопедического занятия в старшей группе

«Звуки [Ф], [Фь] и буква «Ф»

                                                                                                                    Составила:

                                           

                                     учитель-логопед Пичугина М.М.

Новокузнецкий городской округ, 2022

Цель:  познакомить детей со звуком [Ф].

Задачи:

1. Коррекционно– образовательные:

• Уточнить произношение звуков [Ф], [Фь].

• Формировать умение дифференцировать звуки [Ф], [Фь] по твердости-мягкости.

• Упражнять в определении позиции звуков [Ф], [Фь] в слове (начало, середина, конец, в звуко-слоговом анализе слов.

• Познакомить с буквой Ф.

• Формировать навык чтения прямых и обратных слогов.

• Автоматизировать правильное произношения всех поставленных ранее звуков в спонтанной речевой деятельности.

• Совершенствовать грамматический строй речи : согласование числительных с существительными в творительном падеже.

2. Коррекционно-развивающие:

• Развивать фонематический слух и фонематическое восприятие.

• Развивать артикуляционную и мелкую моторику.

• Развивать словесно-логическое мышление, память, внимание.

• Развивать межполушарное взаимодействие.

3. Коррекционно-воспитательные:

• Воспитывать чувства доброжелательности, ответственности, сотрудничества, активности на занятии.

Оборудование: картинка Фокусника, индивидуальные логопедические пеналы, звуковая птичка, лист с заданием на каждого ребенка..

Ход занятия:

I. Организационный момент.

Логопед: Сегодня я получила странное письмо. «Здравствуйте, меня зовут Фима, я фокусник. Со мной произошла беда. Злая фея Неудача наложила на меня волшебные чары. Теперь я забыл все фокусы и не могу больше радовать детей. Но память моя вернется и злые чары развеются, если выполнить задания, которые приготовила злая Фея. А я вам посылаю свою фотографию и любимую букву.»

II. Основная часть.

1. Знакомство с буквой Ф.

Логопед: Сегодня у нас в гостях любимая буква Фокусника Фимы.

Буква Ф надула щеки

Или встала руки в боки. 

Дети изображают букву.

Логопед: И вот первое задание от Феи. Скажите, какие первые звуки вы слышите в словах.

- Ребята, кто просит помощи в этом письме? (фокусник)

- Как его зовут? (Фима)

- Кто заколдовал фокусника? (фея)

- Что прислал в письме фокусник? (фотографию)

- Какие первые звуки в словах фокусник, Фима, фея, фотография

- Молодцы, верно! Мы на один шаг ближе к тому, чтобы помочь Фиме.

2. Анализ артикуляции и характеристика звуков[Ф], [Фь].

Логопед:Звук Ф – гласный или согласный?
Дети:Согласный.
Логопед:Почему?
Дети:Потому, что он не поется, как гласный, а встречает на своем пути преграду в виде языка, зубов и губ.
Логопед:Каким цветом обозначены согласные звуки?
Дети:Синим и зеленым цветом.
Логопед:Посмотрите, ребята, в зеркала, как вы произносите звук Ф.
Что происходит с губами?
Дети:Нижняя губа поджимается.
Логопед:Что происходит с зубами?
Дети:Верхние зубы поджимают нижнюю губу.
Логопед:Что происходит с языком?
Дети:Язык лежит в домике.
Логопед:Поставьте руку перед ртом. Что вы чувствуете.
Дети:Выходит поток воздуха.
Логопед:Какой он – холодный или теплый?
Дети:Теплый.
Логопед:При произнесении звука Ф, вы слышали шум или голос?
Дети:Шум.
Логопед:Правильно! Значит, это какой звук – звонкий или глухой?
Дети:Глухой!
Логопед:Правильно, звук ф- согласный, глухой, бывает мягкий и твердый.

3. Игра «Зажги фонарик».

Логопед: Второе задание от Феи. Возьмите в руку синий карандаш. Когда вы услышите звук  [Ф], поднимите руку с синим карандашом, если звук ФЬ- с зеленым.

 Изолированно: Ф, М, ФЬ, Ф, Д, Т, Ф, Ы, П, ФЬ, Ф, Б, ФЬ.

 В слогах:  ФА, МУ, ТЫ, ФЕ, ДУ, ФУ, ФЫ, ПО, БУ, ФЯ, УП, АФ, УМ, АФ, ИФ, ЫТ, УФ.

В словах:  флаг, каша, поросенок, филин, магазин, кофта.

4. Игра «Фокусники». 

Логопед: Следующее задание. Сделать звуковой анализ слова: АРФА или ФАРЫ

— Сколько звуков в слове? (звуковая линейка)

— Сколько гласных?

— Сколько согласных?

 5. Физминутка.

Раз - подняться, подтянуться

Два - согнуться, разогнуться

Три - в ладоши три хлопка, головою три кивка.

На четыре - ноги шире.

Пять - руками помахать.

Шесть - за стол тихонько сесть.

6. Игра «Раздели предметы».

Логопед: Ребята, следующее задание не простое. Перед вами две коробки, необходимо распределить предметы, в которых твердый звук -в коробку синюю, со звуком ФЬ-в зеленую.

Слова: фонтан, шкаф,фонарик, телефон,конфеты, дельфин, фен, фиалка.

По ходу ответов спрашивает логопед сколько в слове слогов, в какой части слова располагается звук, на звуковой птичке показывают.

7. Слов. игра «Составь предложение» (работа со схемой).

Логопед: Фея ещё такое задание дала. Нужно составить предложения с этими словами и выложить схему.
8. Работа по заданию на листочках.

III.Итог занятия.

Логопед: Все задания от злой Феи Неудачи мы выполнили, с фокусника Фимы колдовские чары сняты, он опять может показывать фокусы и радовать детей.

Логопед: Давайте вспомним, чем мы с вами занимались?
Логопед:
Дети, с каким звуком и буквой мы сегодня познакомились?

875348013e3de43cb146f8c13a84d317.jpg875348013e3de43cb146f8c13a84d317.jpg875348013e3de43cb146f8c13a84d317.jpg875348013e3de43cb146f8c13a84d317.jpg875348013e3de43cb146f8c13a84d317.jpg875348013e3de43cb146f8c13a84d317.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект фронтального логопедического занятия в старшей группе для детей с общим недоразвитием речи.

Предлагаемаяая авторская разработка занятия по формированию звукопроизношения составлена с учётом возраста детей группы, логопедического заключения, разработана на основе традиционных способов и приём...

Конспект фронтального логопедического занятия в старшей группе для детей с ОНР на тему : "Профессии людей, работающих в детском саду"

Цель занятия: Расширение и уточнение представлений о профессиях людей, работающих в детском саду....

Конспект фронтального логопедического занятия в старшей группе для детей с ОНР «Звук и буква А»

Цель – познакомить детей со звуком и буквой А.Программные задачи:        Коррекционно-образовательные задачи:- учить выделять звук А из состава слова;- познакомить д...

Конспект фронтального логопедического занятия в старшей группе "Буква А"

Начиная формировать знания у дошкольников о буквах и звуках, оченьсложно развести в их представлении эти два понятия. Поэтому, необходимо, что бы данные занятия были максимально разнообразны, нап...

Конспект фронтального логопедического занятия в старшей группе для детей с ОНР «Деревья в осеннем лесу»

Конспект фронтального логопедического занятия в старшей группе для детей с ОНР «Деревья в осеннем лесу»...

Конспект фронтального логопедического занятия в старшей группе для детей с ОНР на тему: «Профессии людей, работающих в детском саду»

Целью данного материала является расширение и углубление знаний и представлений воспитанников старшего возраста с ОНР о профессиях людей, работающих в ДОО;  активизация словаря существительных, о...

Конспект фронтального логопедической занятия в старшей группе по обучению грамоте. Тема: «Звук и буква И».

Конспект фронтального логопедической занятия в старшей группе по обучению грамоте.Тема: «Звук и буква И».Цели:  Знакомство с гласным звуком [И], его характерными особенностями, с...