Конспект фронтального логопедической занятия в старшей группе по обучению грамоте. Тема: «Звук и буква И».
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа)

Дитерле Валентина Валерьевна

Конспект фронтального логопедической занятия в старшей группе по обучению грамоте.

Тема: «Звук и буква И».

Цели:  Знакомство с гласным звуком [И], его характерными особенностями, с гласной буквой «И».

 

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

  • Знакомство со звуком [И];
  • Знакомство с многозначными словами;

Коррекционно-развивающие:

  • Образование слов с уменьшительно-ласкательными и увеличительными суффиксами;
  • Развитие фонематического слуха, слухового внимания и памяти;
  • Выделение звука из слова;
  • Развитие умения составлять предложения по картинкам;

Коррекционно-воспитательная:

  • Воспитание у детей доброжелательности, самостоятельности, инициативности.

Оборудование: телевизор.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zvuk_i_bukva_i.docx17.96 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект фронтального логопедической занятия в старшей группе по обучению грамоте.

Тема: «Звук и буква И».

Цели:  Знакомство с гласным звуком [И], его характерными особенностями, с гласной буквой «И».

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

  • Знакомство со звуком [И];
  • Знакомство с многозначными словами;

Коррекционно-развивающие:

  • Образование слов с уменьшительно-ласкательными и увеличительными суффиксами;
  • Развитие фонематического слуха, слухового внимания и памяти;
  • Выделение звука из слова;
  • Развитие умения составлять предложения по картинкам;

Коррекционно-воспитательная:

  • Воспитание у детей доброжелательности, самостоятельности, инициативности.

Оборудование: телевизор.

Ход занятия:

1.Организациооный момент.

- Ребята! Доброе утро!

Дети: Доброе утро!

- Присаживайтесь, пожалуйста,  на стульчики. Я хочу прочитать вам стихотворение.

2. Чтение стихотворения.

Выделение начального звука в слове «иголка».

«Есть иголки у ежа.

Есть иголки для шитья.

И у ёлки есть иголки».

И в больнице есть иголки.

Все иголки очень колки.

- Какое слово прозвучало несколько раз? Ответы детей.

- Иголки одинаковые или разные? Ответы детей.

- Посмотрите, (на слайде иголка швейная, ёлка, ёж.). Есть иголки для шитья, швейная, у ёлки есть иголки, у ежа есть иголки.

 - У слова «иголки» много значений. Такие слова в русском языке называются многозначными.

Какое слово признак мы можем подобрать к слову «иголка»? Швейная, иголки ежа, иголки у ёлки – все они какие?

- Острые.

Я ещё раз произнесу слово «иголка».

- И- и- и- иголка.

- Какой звук я выделяла голосом? Какой звук первый? Ответы детей.

- Сегодня мы будем знакомиться с новым  звуком. Это звук [И].

( На слайде артикуляция звука и).

3. Артикуляция звука и его характеристика.

- Я буду произносить звук и вы вместе со мной произнесём звук [И]. (Хором, индивидуально, громко, тихо).

- Какой красивый звукКогда мы его произносим, наше лицо преображается. Оно становится добрым.

Наши губы растягиваются в улыбке.

Кто хочет проверить, так ли это?

Дети произносят звук.

Вопросы:

- Когда вы  произносили  этот звук, вам мешали губы, язык

- Этот звук  поётся?

- Действительно, звук [И] поётся. В его образовании участвует голос.

- Какой это звук?

- И жить он будет в каком домике. (на слайде красный домик).

- Вот его домик.

Кто хочет посмотреть в зеркало и увидеть, какое положение занимают губы, язычок при произнесении звука [И]?

Вывод: Губы улыбаются, язычок внизу, воздух выходит широкой струйкой. Звук [И] – гласный звук и живёт в красном домике.

4.Выделение гласного звука в словах:

( на слайде картинки со звуком в начале, и картинки, в которых этого звука нет.) (Игрушки, индюк, иголка, изюм).

- Дети, посмотрите, сколько картинок на экране. Кто хочет назвать слова, в названиях которых есть звук [И]? Называем слово так, чтоб звук [И] хорошо слышался.

5.Отгадывание загадок.

И у дедушки есть.

И у бабушки есть.

И у мамы есть.

И у папы есть.

И у нас есть.

Чтоб его узнать,

Надо вслух назвать.

Ответы детей

-  Какой первый звук в слове имя?

- Кто хочет сказать своё имя?

6.Физкульминутка.

- Мы с вами превратимся в ёжиков.

Ходит, бродит ёжик - коротенькие ножки.

(Дети идут, присев на корточки.)

А свернётся в клубок- и не видно больше ног.

(Останавливаются, обхватывают колени руками, опускают голову.)

Одни иголки торчат,

(Встают, показывают пальцами иголки).

- Мы называла имена детей. Есть имена и у пальчиков.

7.Гимнастика для пальчиков и глаз.

Идут четыре братца навстречу старшему.

- Здравствуй, большак! -  говорят.

- Здорово, Васька-указка,

(Когда большой палец будет прикасаться к другим пальцам,  закрывать и  открывать глаза).

- Мишка-серёдка,

- Гриша сиротка

- Да крошка Тимошка!

6.Составление предложений со словами, изображёнными на слайде.

( На слайде картинки на звук И)

- Кто хочет составить предложение со словами на звук [И]?

Составление предложений.

7.Игровое упражнение «Закончи предложение»

Сказка о братьях Ик, Ищ.

Я хочу рассказать вам сказку. Хотите послушать?

Жили-были два брата. Одного звали Ик, а другого – Ищ.

Ик был маленький, а Ищ – огромный (показ «портретов»)  (на слайде)                                                  

У Ика был домик, а у  Ища – домище.

- А сейчас я хочу, чтобы вы помогли мне рассказать об Ике.

У Ика не рот, а …

У Ика не нос, а …

У Ика не глаз, а … и т.д.

- А что же Ищ? Если он такой огромный, значит, у него всё очень большого размера.

У Ища, не рот, а… У Ища не нос, а …

У Ища не глаз, а …

Прошло много лет, но люди не забыли о братьях. Если они хотят назвать маленький предмет, то вспоминают о брате Ике. Если надо назвать предметы огромного размера, то вспоминают о брате Ище.

В именах Ик, Ищ, есть общий звук. Назовите его, пожалуйста. Ответы детей.

8.Знакомство с буквой И.

- Как вы думаете, можно ли увидеть звук [И]?

- Звуки мы не видим.

- Для обозначения звуков люди придумали специальные знаки (буквы).

Звук [И] обозначается буквой И. Вот как она выглядит (показ буквы на сладе).

У нас на столе есть буквы, кто хочет может их потрогать.

и обвести их пальцем (работа с раздаточным материалом).

9. Итог занятия.

- С каким звуком вы сегодня познакомились?

- Можно ли этот звук петь?

- Как называются звуки, которые поются?

- Какой буквой обозначается звук [И]?

Вы мне сегодня очень понравились. Хорошо отвечали на вопросы, были активными на занятии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия в старшей группе по обучению грамоте «Дифференциация звуков [з], [з’]»

Конспект логопедического  занятия в старшей  группе по  обучению  грамоте  «Дифференциация звуков  [з],[з’]»...

Конспект фронтального логопедического занятия в старшей группе по обучению связной речи

Занятия помогает усвоить множественное число существительных, образовывать прилагательные, согласовывать прилагательные с существительными, развивает словесно-логическое мышление, связную речь...

Конспект фронтального логопедического занятия в старшей группе для детей с ОНР «Звук и буква А»

Цель – познакомить детей со звуком и буквой А.Программные задачи:        Коррекционно-образовательные задачи:- учить выделять звук А из состава слова;- познакомить д...

Конспект занятия в старшей группе по обучению грамоте «Гласный звук У, Буква У.»

Тема. Гласный звук У, буква У, у. Место звука в словах утка, арбуз, кенгуру.Определение количества слогов в словах.Дидактическая игра «Телеграф».1. Анализ звука У.Звук У тоже произносится ...

Конспект фронтального логопедического занятия в старшей группе для детей с ТНР "Звук и буква Ф"

Данный конспект поомжет учителям-логопедам при проведении фронтального занятия....

План конспект занятия в подготовительной группе по обучению грамоте. Тема: «Звук Щ, буква Щ».

План конспект занятия в подготовительной группе по обучению грамоте. Тема: «Звук Щ, буква Щ». Цель: познакомить детей со звуком и буквой Щ.Задачи:Создать условия для закрепления прави...

Конспект подгруппового логопедического занятия в старшей группе по обучению грамоте. Тема: «Звук и буква О».

Цели:  Знакомство с гласным звуком [O], его характерными особенностями, с гласной буквой «О».Задачи:         Коррекционно-образо...