План конспект занятия в подготовительной группе по обучению грамоте. Тема: «Звук Щ, буква Щ».
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа)

План конспект занятия в подготовительной группе по обучению грамоте. Тема: «Звук Щ, буква Щ».

 

Цель: познакомить детей со звуком и буквой Щ.

Задачи:

  1. Создать условия для закрепления правильного произношения звука Щ, определение места звука в слове.
  2. Создать условия для знакомства с буквой Щ.
  3. Формировать умения подбирать слова на заданный звук.
  4. Закрепление навыка подбора слов на заданное количество звуков.
  5. Уточнение имеющегося словаря существительных и его обогащение.
  6. Развивать умение вслушиваться в обращённую речь, отвечать на вопросы полными ответами.
  7. Развитие фонематического восприятия; навыков звукового анализа, чтения, внимания, памяти.
  8. Развитие мелкой моторики и ориентировки на листе бумаги.

Ход занятия:

 

1. Игровое упр -е «Сочиняем чистоговорки».

Повторить понятие «чистоговорка», предложить вспомнить чистоговорку.

Придумать складную фразу:

Ща-ща-ща, ща-ща-ща -Дождь идет – … я без плаща.

Ще-ще-ще, ще-ще-ще — Нет дождя, а я … в плаще.

Щу-щу-щу, щу-щу-щу — … Я тебя ищу.

Щи-щи-щи, щи-щи-щи — … Ты иди, меня ищи!

Щу-щу-щу, щу-щу-щу – … я тебя отыщу.

Ощ-ощ-ощ, ощ-ощ-ощ — … Будем мы готовить борщ.

Ащ- ащ- ащ — … мы купили плащ.

Скажите, какой звук встречается чаще остальных? Звук (Щ).

2. Анализ звука.

[Щ’] — согласный, шипящий «щ – щ- щ …» — как шипит яичница на сковородке

Согласный звук [щ’] — глухой, когда мы его произносим, горлышко «спит». Всегда произносится мягко. Произносить этот звук нам помогает язык, который находится за верхними зубами, губы слегка в улыбке.

Предлагаю произнести звук Щ изолированно.

Закрепляем интонационное произношение звука с помощью скороговорки.

Скороговорка

Два щенка, щека к щеке,

Щиплют щетку в уголке. В виде диалога – вопрос – повествование.

3. Игровое упражнение «Поймай звук».

(Хлопком).

Ша, та, ща, шу, щи, со, що;

клещи, нож, щавель, чайка, щегол, щепка, чемодан, щит.

4. Игровое упражнение «определи место звука «Щ» в слове. Презентация.

Отгадывание загадок:

Я у Хомки — хомяка брал вчера уроки,

Как получше набивать угощеньем... (ответы детей) (Щеки)

Хвостом виляет,

Зубаста, а не лает (ответы детей) (Щука)

Он пока что не подрос,

Подрастёт и будет пёс.

Его голос как звонок.

Это маленький … (ответы детей) (Щенок)

Вроде ёжика на вид,

Но не просит пищи.

По одежде пробежит,

И одежда станет чище (ответы детей) (Щётка)

Я бел, как мел,

На зубы сел.

Подожду-ка тётку

Я зубную … (ответы детей) (Щётка)

5. Физкультминутка «Часы»

Тик-так, тик-так –

Все часы идут вот так:

Тик-так. (Наклоняем голову)

Смотри скорей, который час:

Тик-так, тик-так, тик-так. (раскачиваемся в такт маятника)

Налево — раз, направо — раз,

Мы тоже можем так.

Тик-так, тик-так.

6. Знакомство с буквой

На расческу Щ похожа.

Три зубца всего? Ну что же!

На что похожа?

Прописывание в воздухе указательным пальцем

7. «Соберите» слово из «рассыпанных» звуков

 Л, п, а, щ. (Плащ).

Послушайте слоги: нок, ще. Какое слово получится из этих слогов? (Щенок). Щи, кле. А теперь? (Клещи).

  1. Звуко-слоговой анализ слов:

Плащ, щенок, клещи.

  1. Подведение итогов:

С каким звуком мы сегодня с вами познакомились? Какой это звук? Какое задание было для вас сегодня трудным?   

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zvuk_shch_konspekt.docx21.04 КБ

Предварительный просмотр:

План конспект занятия в подготовительной группе по обучению грамоте. Тема: «Звук Щ, буква Щ».

13. 02 2023г.

Цель: познакомить детей со звуком и буквой Щ.

Задачи:

  1. Создать условия для закрепления правильного произношения звука Щ, определение места звука в слове.
  2. Создать условия для знакомства с буквой Щ.
  3. Формировать умения подбирать слова на заданный звук.
  4. Закрепление навыка подбора слов на заданное количество звуков.
  5. Уточнение имеющегося словаря существительных и его обогащение.
  6. Развивать умение вслушиваться в обращённую речь, отвечать на вопросы полными ответами.
  7. Развитие фонематического восприятия; навыков звукового анализа, чтения, внимания, памяти.
  8. Развитие мелкой моторики и ориентировки на листе бумаги.

Ход занятия:

 

1. Игровое упр -е «Сочиняем чистоговорки».

Повторить понятие «чистоговорка», предложить вспомнить чистоговорку.

Придумать складную фразу:

Ща-ща-ща, ща-ща-ща -Дождь идет – … я без плаща.

Ще-ще-ще, ще-ще-ще — Нет дождя, а я … в плаще.

Щу-щу-щу, щу-щу-щу — … Я тебя ищу.

Щи-щи-щи, щи-щи-щи — … Ты иди, меня ищи!

Щу-щу-щу, щу-щу-щу – … я тебя отыщу.

Ощ-ощ-ощ, ощ-ощ-ощ — … Будем мы готовить борщ.

Ащ- ащ- ащ — … мы купили плащ.

Скажите, какой звук встречается чаще остальных? Звук (Щ).

2. Анализ звука.

[Щ’] — согласный, шипящий «щ – щ- щ …» — как шипит яичница на сковородке

Согласный звук [щ’] — глухой, когда мы его произносим, горлышко «спит». Всегда произносится мягко. Произносить этот звук нам помогает язык, который находится за верхними зубами, губы слегка в улыбке.

Предлагаю произнести звук Щ изолированно.

Закрепляем интонационное произношение звука с помощью скороговорки.

Скороговорка

Два щенка, щека к щеке,

Щиплют щетку в уголке. В виде диалога – вопрос – повествование.

3. Игровое упражнение «Поймай звук».

(Хлопком).

Ша, та, ща, шу, щи, со, що;

клещи, нож, щавель, чайка, щегол, щепка, чемодан, щит.

4. Игровое упражнение «определи место звука «Щ» в слове. Презентация.

Отгадывание загадок:

Я у Хомки — хомяка брал вчера уроки,

Как получше набивать угощеньем... (ответы детей) (Щеки)

Хвостом виляет,

Зубаста, а не лает (ответы детей) (Щука)

Он пока что не подрос,

Подрастёт и будет пёс.

Его голос как звонок.

Это маленький … (ответы детей) (Щенок)

Вроде ёжика на вид,

Но не просит пищи.

По одежде пробежит,

И одежда станет чище (ответы детей) (Щётка)

Я бел, как мел,

На зубы сел.

Подожду-ка тётку

Я зубную … (ответы детей) (Щётка)

5. Физкультминутка «Часы»

Тик-так, тик-так –

Все часы идут вот так:

Тик-так. (Наклоняем голову)

Смотри скорей, который час:

Тик-так, тик-так, тик-так. (раскачиваемся в такт маятника)

Налево — раз, направо — раз,

Мы тоже можем так.

Тик-так, тик-так.

6. Знакомство с буквой

На расческу Щ похожа.

Три зубца всего? Ну что же!

На что похожа?

Прописывание в воздухе указательным пальцем

7. «Соберите» слово из «рассыпанных» звуков

 Л, п, а, щ. (Плащ).

Послушайте слоги: нок, ще. Какое слово получится из этих слогов? (Щенок). Щи, кле. А теперь? (Клещи).

  1. Звуко-слоговой анализ слов:

Плащ, щенок, клещи.

  1. Подведение итогов:

С каким звуком мы сегодня с вами познакомились? Какой это звук? Какое задание было для вас сегодня трудным?