Конспект занятия для подготовительной группы по обучению грамоте "В гости к букве Ж"
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа)

Дацкив Анастасия Валерьевна

Конспект для погодоготовительной группы по обучению грамоте "В гости к букве Ж"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod.docx29.1 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД «В гости к букве Ж»

Цель : формирование представлений  о звуке Ж, букве Ж.

Задачи:

образовательные : познакомить со звуком [Ж],  и буквой Ж, формировать умения детей характеризовать звук[Ж],  находить  место звука в слове; составлять прямые и обратные слоги;

формировать навык самоконтроля и самооценки;

развивающие: развивать фонематическое восприятие, внимание, память, мышление;

- развивать общую, мелкую моторику рук и артикуляционную моторику;

- расширять слов запас

воспитательные:

- воспитывать у детей самоконтроль за речью, аккуратность при выполнении работы

Приоритетные направления: обучение грамоте.

Интеграция с другими образовательными областями: ФЦКМ, конструирование

Ход НОД.

Орг.момент. В: Ребята, сегодня мы с вами совершим путешествие в страну звуков и букв, отправимся в гости к одной замечательной букве нашего алфавита. Вы готовы? Давайте возьмемся за руки и перенесемся в страну букв с помощью волшебного ветра! (1 мин)

(звучит музыка 1)

В. Вот мы и оказались в  стране звуков и букв! А какие бывают согласные?

Д: (мягкие, твердые, глухие, звонкие)

Но кроме согласных звуков у нас есть и гласные. Какие они бывают? (ударные/безударные, обозначаются красным) А чем согласные отличаются от гласных? (гласные поются, а пропеть согласные мы не можем, так как нам встречается преграда) (2мин)

Вот мы и оказались на месте! Сейчас мы проверим, готовы ли вы к походу в гости. У меня есть волшебный мяч, кому он в руки попадет, тот и определит место звука ш в слове, которое я назову.

Игра «Мяч по кругу»

 Кошка, мышка, шубка, шапка, шалаш, крыша, мишка, клюшка, (автоматизация изученного звука [Ш]). (3мин)

В: Звук Ш какой?

Дети (согласный, твердый, глухой, обозначается синим).

Итак, перед нами дверь, за которой спряталась буква. Буквы мы видим, и звуки мы слышим. Чтобы эту дверь открыть, нужно выполнить  задание, которое нам приготовила загадочная буква и узнать ее звук.

Игра «Свои ушки напряги, третий звук мне назови»:

лужа, ножик, сижу, рыжик, может, ложа, тужу, бежит, пожар, лыжи, кожа, лужок. Какой звук вы услышали? (звук ж)

Молодцы, сегодня мы  повторим  звуке [ж] (дверь открывается), познакомимся с буквой, которая его обозначает. (5 мин)

Давайте определим, какой же звук Ж. Мы его можем пропеть? (нет, значит это согласный звук)/ Положим руку на горлышко. Если горлышко дрожжит, значит голос там бежит, значит звук Ж- звонкий. А ещё каким он может быть (твердым или мягким)

Воспитатель: У буквы Ж есть помощник – жук Жужа. Он принес нам сегодня жужжащую чистоговорку Давайте, все вместе произнесем

Жа-жа-жа- есть иголки у ежа

Жи-жи-жи- под кустом сидят ежи,

жу-жу-жу- молоко дадим ежу.

Дети: Повторяют вместе с воспитателем.

Игра «Кто внимательный?» 

Воспитатель: Жужа хочет знать, как вы запомнили звук ж. Я называю вам слово, а вы мне говорите, где в слове находится звук «ж», в начале, в середине, или в конце слова.

Слова: ужи, журавли, ножницы, снежинка, лыжи,  10-12 слов

Игра «Назови ласково»

Воспитатель:  Жужа еще хочет  с вами поиграть и приготовил ещё одно задание. ОН будет называть большие предметы, а вы как маленькие жуки (передают маленького жука по очереди)  будете называть маленькие предметы. Например: луг – лужок.

флаг – флажок                  шаг - шажок

снег – снежок                   пирог - пирожок

берег – бережок                круг - кружок

друг – дружок                   утюг - утюжок

сапог - сапожок                творог – творожок

Дети: отвечают по - одному.

В: а теперь мы поселим нашего большого жука в домик. А как нам это сделать? (поселить звуки слова в отдельные окошки). Большой жук дома, теперь поселим маленького (берут схемы, выкладывают из красных, синих, зеленых карточек)

Музыкальная физминутка

 А вы знаете, что у звука Ж есть брат-близнец звук Ш? Сегодня в начале нашего путешествия мы о нем говорили.  Сейчас мы с Жужей проверим, можете ли вы их отличить.

Игра «Хлопни правильно» На звук Ж вы хлопаете, на звук Ш топаете

Жора, Штора, Жучок, Шнурок, Шар, Жар, Шить, Жить 10

В. Ребята, вот мы с вами говорили о звуке , [Ж]. Мы его слышали, произносили, а что сделать, чтобы его увидеть. Что нам для этого нужно? (Буква).

В: - Да, нам нужна буква, которая обозначает эти звуки. Вот она.

На что же она похожа? (на жука, на бабочку и пр.)

А давайте сложим ее из палочек! Букве Ж и ее помощнику Жуку Жуже будет очень приятно видеть такую яркую букву. (выкладывают букву)

(Набор палочек Кюизенера) Молодцы! Жук Жужа и буква Ж очень были рады видеть вас в гостях! И на память вам дарят эти замечательные раскраски анти-стресс!

Ребята, нам пора возвращаться в детский сад! Закрываем глаза и ждем волшебный ветер!

Рефлексия и  итог.

Где мы с вами сегодня побывали? (в гостях у буквы ж и ее помощника жука Жужи)

Какой у нас звук Ж? (согл, звон, тверд)

Назовите слова со звуком Ж.

Какой буквой обозначается звук Ж?