Конспект занятия в подготовительной группе «Глухой согласный звук Ц, буква Ц»
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Цели:

  • Четкое произнесение звука Ц;
  • Воспроизведение цепочки  слогов типа ца-цо-цу-цы, цва-цво-цвы-цву и т.д;
  • Определение позиции звука [Ц] в слове (начало, середина,  конец);
  • Подбор слов с заданным количеством слогов и позицией звука [Ц] в слове;

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл развитие речи67.36 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия в подготовительной группе

«Глухой согласный звук Ц, буква Ц»

Цели:

  • Четкое произнесение звука Ц;
  • Воспроизведение цепочки  слогов типа ца-цо-цу-цы, цва-цво-цвы-цву и т.д;
  • Определение позиции звука [Ц] в слове (начало, середина,  конец);
  • Подбор слов с заданным количеством слогов и позицией звука [Ц] в слове;

 Знакомство с буквой Ц;  Печатание буквы Ц в тетрадях,  слов по следам анализа;

  • Чтение  прямых и обратных слогов, односложных и двусложных слов.

Ход занятия.

I. Организационный момент.

: Ребята, доброе утро! Ребята, какое сегодня число? Какой день недели?  Какой месяц? А время года? Почему вы так решили?

 Организационный момент.

1,2,3,4,5 – будем мы сейчас опять

Смотреть, слушать, рассуждать,

Но друг другу не мешать!

Говорить мы будем четко, внятно,

Чтобы было всем понятно

Воспитатель: Сегодня к нам пришла девочка из сказки. Чтобы узнать, кто она, нужно отгадать загадку.

Не могу никак иначе:
Я всё плачу, плачу, плачу…
Утром плачу, плачу днём,

Рассмешить и не пытайтесь,

Кто я, лучше догадайтесь    (Царевна – Несмеяна)

  1. Сообщение темы занятия.

Воспитатель: Царевна-Несмеяна, хочет поиграть с нами. Разрешим ей?

А сейчас послушайте загадки:

На шесте дворец

Во дворце певец (скворец)

Кто все пугается, под кустом спасается

Злому волку в зубы попадается (заяц)

Без окон, без дверей

Полна горница людей (огурец)

Два кольца, два конца-

По середине гвоздик. (Ножницы)

Явился в жёлтой шубке,

Прощайте, две скорлупки. (Цыплёнок)

Расцвели весной на кочке

В поле первые… (цветочки)        

Проживают в трудной книжке

Хитроумные братишки

Десять их, но братья эти сосчитают всё на свете. (цифры)

Проживают в трудной книжке

Хитроумные братишки

Десять их, но братья эти сосчитают всё на свете. (цифры)

Был белый дом,

Чудесный дом

И что-то застучало в нём

И он разбился, и оттуда

Живое выбежало чудо. (цыплёнок)

Шея мамина обвита

Тонкой и блестящей нитью.

И сверкают завиточки

На серебряной… (цепочке)

Во дворе она живёт

И всё время слёзы льёт

Ах, как хочет царь-отец

Плачу положить конец. (царевна-несмеяна)   Дети: (отгадывают)

Воспитатель  

Воспитатель как вы думаете, с какими звуками мы сегодня будем работать? (со звуками]   [ц])

Ребята, есть ли звук [ц]  в имени Царевны? Где он находится?

Воспитатель: -Скажите, какой последний звук вы услышали в словах-отгадках?   Дети: -Звук Ц.

Вы должны не только отгадать, но ещё определить первый звук в отгадке, разделить слова-отгадки на слоги и составить предложение

Воспитатель: Посмотрите дети, Царевна принесла свою тетрадь. Тут записаны предложения. Только я ничего не могу понять. Исправьте предложения.

Сосна сидит на сове.

Кусок мяса кусает собаку.

На посуду поставили стол.

Астры посадили садовника.

Теплица растёт в огурцах.

Лисица боится зайца.

На цветах много улиц.

Вода пьёт цыплят из блюдца.

Цветы, много, в, цветнике, разные.

Курица, цыплята, двенадцать, у, пестрая.

Пять, ручка, на, пальцы.

Хлебница, стол, стоять, на.

Конфетница, в, конфеты, лежать.        

Молодцы, я думаю, царевна поняла свои ошибки. Она почти не плачет, потому что вы ей помогаете

-Ребята, определите место звука [Ц], в трёх позициях:

в начале слова: цапля, цветок, цель.

в середине: пуговица, курица, кольцо.

- в конце: заяц, певец, немец.

(Приведите свои примеры: огурец, скворец, мудрец,  картинкицапля, цепь, кольцо, яйцо, колодец, индеец, цветок, овца, огурец, молоток, пила, кошка, синица молодец и т.д.)

«Один и много». Я буду называть один, а вы должны назвать много.

(Курица – курицы, мельница- мельницы, рукавица, пуговица, луковица, лисица.)

Игра «Поймай звук»

Воспитатель: Царевна любит играть в игру «Поймай звук», давай поиграем вместе с ней. Хлопни в ладоши когда услышишь слово со звуком [с] , топни ногой, когда услышишь слово со звуком [ц].

Самолёт, капуста, синица, автобус, индеец, посуда, огурец, курица, улица, цыплёнок, колодец, ананас, стадион, саженец, синица, ножницы, хоккеист, певица.

Упражнение на дыхание.

Сделать несколько коротких вдохов через нос и долгий выдох через рот

 Игра с мячом «Скажи ласково»

Дело – дельце

Задание – заданьице

Платье – платьице

Мыло – мыльце

Стихотворение – стихотвореньице

Расписание – расписаньице

Ружье – ружьецо

Сало – сальце

Здание – зданьице

Шило – шильце

Зеркало – зеркальце

Одеяло – одеяльце

Масло – маслице

Варенье – вареньице

Печенье – печеньице

Письмо – письмецо

Украшение – украшеньице

Угощение - угощеньице

Це-це-це, це-це-це     Вот вам сказка о яйце,
Цо-цо-цо, цо-цо-цо    Курица снесла яйцо
Цу-цу-цу, цу-цу-цу    Киска тянется к яйцу
Ца-ца-ца, ца-ца-ца     Брысь, котенок, от яйца!
Цу-цу-цу,цу-цу-цу     Не пускать его к яйцу!
Цо-цо-цо, цо-цо-цо     Сами мы съедим яйцо
Цы-цы-цы,цы-цы-цы    Отогнали? Молодцы!
Це-це-це, це-це-це    Вот вам сказка о яйце,

Сегодня мы познакомимся с этим новым звуком и буквами.

Царевна не любит писать и читать, но любит рисовать. Давайте мы вместе с ней нарисуем её любимое животное.

1 направо, 2 вверх, 2 направо, 1 вниз, 1 направо, 1 вниз, 3 направо, 1 вниз, 2 направо, 3 вверх, 1 направо, 5 вниз, 1 налево, 1 вниз, 1 налево, 1 вниз, 2 налево, 1 вверх, 1 направо, 1 вверх, 3 налево, 1 вниз, 1 налево, 1 вниз, 2 налево, 1 вверх, 1 направо, 2 вверх, 1 налево, 1 вверх, 1 налево, 1 вверх. (собака).

Назовите любимое животное Царевны-Несмеяны. Где стоит звук [с]  в этом слове? Сколько слогов в этом слове

Физкультминутка"Цапля".

Цапля серая носатая                          (руки к носу)
Целый день стоит, как статуя             (руки на пояс, лопатки свести)
На одной ноге постой-ка ,                  (руки на поясе поднимаем левую ножку)
Если ты солдатик стойкий.
А теперь постой на правой,              (руки на поясе, поднимаем правую ножку)
Если ты солдатик бравый.
Цапля серая носатая,                          (на двух ножках, руки к нос
Целый день стоит, как статуя.             ( руки  на пояс)

Характеристика звука. (согласный, глухой, твёрдый)        

Давайте произнесём звук «ц»

Что делают губы? (улыбаются)

Что делают зубы? (заборчик)

Что делает язык? (приподнимается)

Какой дует ветерок? (холодный)

А есть ли в горлышке звоночек? (нет)

Характеристика звука: звук согласный (язычок создает преграду воздуху), всегда твердый, глухой. Обозначение: синий квадрат.

 Ребята, а на что похожа буква Ц? 

Вот такая буква Ц  

 С коготочками на конце.

Коготок-царапка,  

Как кошачья лапка.

 Место буквы в алфавите: - Ребята назовите соседей буквы Ц. ( Х, Ч).

Печатание буквы Ц в тетрадях,  слов по следам анализа;

Чтение слоговой таблицы и слов.

Характеристика звука. (согласный, глухой, твёрдый)

Итог: - С каким звуком познакомились? Дайте характеристику.

                  - С какой буквой? На что она похожа?

Сказка про букву Ц

Сказка про букву Ц – это сказка о том, что бывает, когда кто-то ведет себя недостаточно правильно, недостаточно мудро.

Сказка про букву Ц

Жила-была буква Ц. Она имела цветущий вид. Была по натуре цепкой и целеустремленной. Буква Ц много путешествовала по свету. И очень хотела побывать в Цветочном царстве. Она знала, что цветов в нем видимо-невидимо.

Всё в Цветочном царстве было необычным. Цветы большие и маленькие, всевозможных красок и оттенков, чудесные и фантастические, никогда не ругались, а лишь мило улыбались друг другу.

И вот в этом самом царстве однажды случилась такая история. Роза больно уколола цветок, названия которого она не помнила. А звали этот цветок Незабудка. Роза посчитала, что Незабудка отнимала у нее слишком много солнца. И к тому же Роза рассчитывала, что цветок быстро забудет про укол. Но Незабудка не забыла. И страшно обиделась.

В Цветочном царстве начался разлад. Кто-то защищал красавицу Розу, кто-то безобидную Незабудку. И никто не занимался восстановлением мира.    Цветы гневно поглядывали друг на друга. Они кидались друг в друга ароматами. И не шли на мировую.     И тогда целебный цветок Горицвет решил, что восстановить мир в Цветочном царстве сможет только буква Ц, самая цивилизованная буква Алфавита. Горицвет попросил, чтобы солнышко, которое знало всех и вся, поторопило с приездом букву Ц. Она была очень нужна в Цветочном царстве.

Буква Ц немедленно отправилась в путь. Она очень ценила мир и дружбу.

Все цветы относились к букве Ц с большим уважением. По приезду буквы Ц мир в Цветочном царстве был восстановлен. Роза мило улыбалась Незабудке, а Незабудка дружески подмигивала Розе.

Горицвет от души поблагодарил букву Ц и сказал, что она самая мудрая буква Алфавита

https://flomaster.club/uploads/posts/2022-05/1653625498_48-flomaster-club-p-raskraska-tsarevna-nesmeyana-krasivo-59.png


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе Тема: Согласный звук [ш], буква Ш

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группеТема: Согласный звук [ш], буква Ш...

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе Тема: Согласный звук [ш], буква Ш

познакомить со звуком [ш], буквой Ш; повторить пройденные буквы, упражнять в определении словесного состава предложения; развивать фонематическое восприятие через  работу со словами-паронимами (о...

Конспект занятия в подготовительной группе компенсирующей направленности. Звук « Щ». Буквы Щщ.

Конспект занятия в подготовительной группе компенсирующей направленности.Тема:    1. Звук « Щ». Буквы Щщ.        ...

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Глухой согласный звук [ш], буква Ш» .

Цель занятия: познакомить  детей с глухим согласным звуком    [ш] и буквой Ш; обогатить  представления детей о жизни медведей  в осенний период....

Конспект занятия в подготовительной группе по теме «Звук и буква э»

Представлен конспект зантия по обучению грамоте в старшей группе детского сада для детей с ОНР...

Конспект занятия в подготовительной группе по теме «Звук и буква э»

Представлен конспект занятия в старшей группе для детей с общм недоразвитием речи....

Конспект занятия в подготовительной группе «Глухой согласный звук Ц, буква Ц»

Конспект занятия в подготовительной группе«Глухой согласный звук Ц, буква Ц»...