Конспект занятия в старшей группе по обучению грамоте «Гласный звук У, Буква У.»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

Тема. Гласный звук У, буква У, у. Место звука в словах утка, арбуз, кенгуру.

Определение количества слогов в словах.

Дидактическая игра «Телеграф».

1. Анализ звука У.

Звук У тоже произносится голосом. Только губы складываем трубочкой. Звук У можно произносить и тихо, и громко, его можно тянуть и произносить коротко.

- Как гудит паровоз?

- Как кричит филин?

2. Место звука в словах утка, арбуз, кенгуру. (Задание сопровождается загадками и предметными картинками.)

Загадки

Весь день на воде

А водой не насытиться.

(Утка)

Пестрая крякушка

Ловит лягушек.

(Утка)

Кафтан на мне зеленый,

А сердце, как кумач;

На вкус, как сахар, сладок,

А сам похож на мяч.

(Арбуз)

Сладок он, друзья на вкус,

а зовут его…

(Арбуз)

От чего утка плавает?

(От берега)

Игра «Назови слово». В окружающей обстановке дети находят предметы, в названиях которых звучит У. (Например: стул, аквариум, кукла и т.д.)

2. Анализ буквы У,у.

Буква У - два длинных ушка.

Или: У дубочка два сучочка.

Рассматривание заглавной и строчной (маленькой) буквы, их сравнение. «Прописывание» буквы У в воздухе.

Физкультминутка

А

Рот пошире открываем.

Руки кверху поднимаем.

У

Губы трубочкой вперед.

И руки вперед.

Соответствующие движения.

Несколько упражнений на снятие мышечного тонуса. Например: помахать руками, как птичка крылышками; как бабочка крылышками. Наклонить голову назад, вперед, налево, направо. Медленно вращать головой.

3. Чтение слогов А-У; У-А по разрезной азбуке большого формата, индивидуальным разрезным азбукам. Составление схемы слова АР-БУЗ.

Примечание. Методика составления слова АУ.

- Дети давайте поиграем. Представьте себе, что мы вошли в лес. Одни дети зашли за деревья и не видят, где другие. Это будут девочки. Вот они посоветовались между собой и решили позвать мальчиков. Крикнем хором: «Ау». Еще раз! Молодцы! Мальчики услышали девочек и отвечают им: «Аууу».

Слово «ау» очень коротенькое, но очень нужное: многих людей из беды выручило.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия в старшей группе по обучению грамоте

«Гласный звук У, Буква У

Подготовила: Канаева Е.С.

Тема. Гласный звук У, буква У, у. Место звука в словах утка, арбуз, кенгуру.

Определение количества слогов в словах.

Дидактическая игра «Телеграф».

1. Анализ звука У.

Звук У тоже произносится голосом. Только губы складываем трубочкой. Звук У можно произносить и тихо, и громко, его можно тянуть и произносить коротко.

- Как гудит паровоз?

- Как кричит филин?

2. Место звука в словах утка, арбуз, кенгуру. (Задание сопровождается загадками и предметными картинками.)

Загадки

Весь день на воде

А водой не насытиться.

(Утка)

Пестрая крякушка

Ловит лягушек.

(Утка)

Кафтан на мне зеленый,

А сердце, как кумач;

На вкус, как сахар, сладок,

А сам похож на мяч.

(Арбуз)

Сладок он, друзья на вкус,

а зовут его…

(Арбуз)

От чего утка плавает?

(От берега)

Игра «Назови слово». В окружающей обстановке дети находят предметы, в названиях которых звучит У. (Например: стул, аквариум, кукла и т.д.)

2. Анализ буквы У,у.

Буква У - два длинных ушка.

Или: У дубочка два сучочка.

Рассматривание заглавной и строчной (маленькой) буквы, их сравнение. «Прописывание» буквы У в воздухе.

Физкультминутка

А

Рот пошире открываем.

Руки кверху поднимаем.

У

Губы трубочкой вперед.

И руки вперед.

Соответствующие движения.

Несколько упражнений на снятие мышечного тонуса. Например: помахать руками, как птичка крылышками; как бабочка крылышками. Наклонить голову назад, вперед, налево, направо. Медленно вращать головой.

3. Чтение слогов А-У; У-А по разрезной азбуке большого формата, индивидуальным разрезным азбукам. Составление схемы слова АР-БУЗ.

Примечание. Методика составления слова АУ.

- Дети давайте поиграем. Представьте себе, что мы вошли в лес. Одни дети зашли за деревья и не видят, где другие. Это будут девочки. Вот они посоветовались между собой и решили позвать мальчиков. Крикнем хором: «Ау». Еще раз! Молодцы! Мальчики услышали девочек и отвечают им: «Аууу».

Слово «ау» очень коротенькое, но очень нужное: многих людей из беды выручило.

Воспитатель произносит слово, интонационно подчеркивая каждый звук, одновременно выставляя буквы на полотно азбуки.

- Какой первый звук? Я нарисую для этого звука домик,

Затем воспитатель произносит слово с интонационным выделением второго звука. Дети повторяют.

- Рисуем рядом с первым квадратом второй. В слове два звука, и мы нарисовали для них два квадрата.

Какой звук «живет» в первой клеточке? Во второй?

Если я произнесу звуки друг за другом, плавно, то прочитаю слово. Смотрите и слушайте внимательно, как я это сделаю.

Ведет указкой под первой буквой и произносит звук «а», когда переходит ко второй букве, начинает произносить звук «у»: аа-уу.

Хором произносят слово 2-3 раза. Затем несколько детей по очереди читают это слово вслух.

Воспитатель следит, чтобы никто «не обгонял» указку и «не отставал» от нее.

4. Дидактическая игра «Телеграф». Воспитатель произносит одно-, двухсложные слова, например: дом, сад, лед, мама, рама и т.д., а вызванный ребенок отхлопывает в ладоши количество слогов в слове - «передает дальше слово по телеграфу» (и т.д. цепочкой).

5. Итоги занятия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия в старшей группе по обучению грамоте «Дифференциация звуков [з], [з’]»

Конспект логопедического  занятия в старшей  группе по  обучению  грамоте  «Дифференциация звуков  [з],[з’]»...

Конспект ООД в подготовительной группе по обучению грамоте. Тема: Звук и буква «Д».

Конспект ООД в подготовительной группе по обучению грамоте.Тема: Звук и буква «Д»....

План конспект занятия в подготовительной группе по обучению грамоте. Тема: «Звук Щ, буква Щ».

План конспект занятия в подготовительной группе по обучению грамоте. Тема: «Звук Щ, буква Щ». Цель: познакомить детей со звуком и буквой Щ.Задачи:Создать условия для закрепления прави...

Конспект подгруппового логопедического занятия в старшей группе по обучению грамоте. Тема: «Звук и буква О».

Цели:  Знакомство с гласным звуком [O], его характерными особенностями, с гласной буквой «О».Задачи:         Коррекционно-образо...

Конспект фронтального логопедической занятия в старшей группе по обучению грамоте. Тема: «Звук и буква И».

Конспект фронтального логопедической занятия в старшей группе по обучению грамоте.Тема: «Звук и буква И».Цели:  Знакомство с гласным звуком [И], его характерными особенностями, с...

План конспект занятия в подготовительной группе по обучению грамоте.Тема: "Звук Щ,буква Щ".

Цель:познакомить детей со звуком и буквой Щ.Задачи:1.Создать условия для закрепления правильного произношения звука Щ,определение места  звука в слове.2.Создать условия для знакомства с буквой Щ....