методика обследования связной речи
методическая разработка по логопедии

Шеляг Нина Михайловна

методика обследования связной речи

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodika_svyaznoy_rechi.docx27.54 КБ

Предварительный просмотр:

Методика исследования связной монологической речи у дошкольников

Задание 1. Составление предложений по отдельным ситуационным картинкам.

Цель: определить способность ребенка к составлению адекватного законченного высказывания на уровне фразы (по изображенному на картинке действию).

Материал: картинки «Мальчик поливает цветы», «Мальчик ловит рыбу», «Девочка ловит бабочку», «Девочка катается на санках», « Девочка везет малыша в коляске».

Процедура – инструкция: Ребенку поочередно предлагаются картинки. При показе каждой картинки ребенку задается вопрос: «Скажи, что здесь нарисовано?». При отсутствии фразового ответа задается второй – вспомогательный вопрос, указывающий на изображенное действие (Что делает мальчик (девочка)?).

Оценка результатов.

I (хороший) уровень. Ребенок способен самостоятельно установить смысловые отношения и передать их в виде соответствующей по структуре фразой. Фраза составлена грамматически правильно. Второй – вспомогательный вопрос не требуется.

II (удовлетворительный) уровень. Ребенок способен самостоятельно установить смысловые отношения. Аграмматизмы отсутствуют. Задание выполнено с некоторой помощью (побуждения, стимулирующие вопросы).

III (недостаточный) уровень. Ребенок не способен самостоятельно установить смысловые отношения и передать их в виде соответствующей по структуре фразы. Задание выполнено с помощью экспериментатора. Отмечаются  нарушения структуры фраз.  Морфологический аграмматизм.

IV (низкий) уровень. Ребенок не способен самостоятельно установить смысловые отношения. Задание выполнено по наводящим вопросам. Грубые аграмматизмы, затрудняющие восприятие фразы.

V уровень. Задание не выполнено.

Задание 2. Составление предложения по трем предметным картинкам, связанным по смыслу.

Цель: выявить способность детей к установлению логико-смысловых отношений между предметами и вербализации их в виде законченной фразы-высказывания.

Материал: три предметные картинки с изображением девочки, леса, корзинки.

Процедура-инструкция: ребенку предлагается назвать картинки. А затем составить предложения, чтобы в них говорилось о всех трех предметах. Для облегчения задания дается вспомогательный вопрос “что сделала девочка”. Ребенок должен, опираясь на семантическое значение каждой картинки и вопрос педагога, установить возможное действие и передать его в форме законченной фразы.  Если он составил предложение с учетом только двух картинок, то инструкция повторяется с указанием на пропущенную картинку.

Оценка результатов.

I (хороший) уровень. Ребенок способен установить логико-смысловые отношения между предметами и реализовать их в виде законченной фразы - высказывания. Фраза оформлена грамматически правильно.

II (удовлетворительный уровень. Ребенок способен установить логико-смысловые отношения между предметами. Аграмматизмы отсутствуют. Задание выполнено с помощью наводящих вопросов.

III (недостаточный) уровень. Ребенок не может установить самостоятельно логико-смысловые отношения между предметами. Отмечается составление предложения с учетом двух картинок. Отмечаются нарушения структуры фраз. Морфологический аграмматизм.

IV (низкий) уровень. Ребенок не устанавливает логико-смысловые отношения между предметами. Отмечается составление предложения по двум картинкам.  Грубые аграмматизмы, затрудняющие восприятие предложения.

V уровень. Задание не выполнено.

Задание 3. Составление пересказа текста короткого рассказа.

Цель: выявить возможности детей с общим недоразвитием речи в воспроизведении небольшого по объему и простого по структуре литературного текста.

Материал: рассказ Л.Н. Толстого «Весна пришла…».

Процедура-инструкция: текст произведения прочитывается дважды; перед повторным чтением дается установка на составление пересказа. При применении авторских произведений после повторного чтения, перед пересказом, рекомендуется задавать вопросы (3-4) по содержанию рассказа.

Оценка результатов.

I (хороший) уровень. Пересказ составлен самостоятельно. Полностью передается содержание текста, соблюдается связность и последовательность изложения. Употребляются разнообразные языковые средства в соответствии с текстом произведения. При пересказе соблюдаются грамматические нормы родного языка.

II (удовлетворительный) уровень. Пересказ составлен с некоторой помощью (побуждения, стимулирующие вопросы). Полностью передается содержание текста. Отмечаются отдельные нарушения связного воспроизведения, отсутствие художественно – стилистических элементов. Отмечаются единичные нарушения структуры предложений.

III (недостаточный) уровень. Используются повторные наводящие вопросы. Отмечаются пропуски отдельных моментов действия или целого фрагмента, неоднократные нарушения связности изложения, единичные смысловые несоответствия .

IV (низкий) уровень. Пересказ составлен по наводящим  вопросам. Связность изложения значительно нарушена. Отмечаются пропуски частей текста, смысловые ошибки. Нарушается последовательность изложения. Отмечается бедность и однообразие употребляемых языковых средств.

V уровень. Задание не выполнено.

Задание 4.  Составление рассказа по картинке или серии сюжетных картинок.

Цель: выявить возможности детей в составлении связного сюжетного рассказа на основе наглядного содержания последовательных фрагментов-эпизодов.

Материал: серия картинок с подробно представленным сюжетом.

Процедура - инструкция: картинки в нужной последовательности раскладываются перед ребенком, и дается время, чтобы их внимательно рассмотреть. Составлению рассказа предшествует разбор предметного содержания  каждой картинки серии с объяснением значения отдельных деталей изображенной обстановки. При затруднениях, помимо наводящих вопросов, применяется жестовые указания на соответствующую картинку или конкретную деталь.

Оценка результатов.

I (хороший) уровень. Самостоятельно составлен связный рассказ, достаточно полно и адекватно отражающий изображенный сюжет. Рассказ построен в соответствии с грамматическими нормами языка (с учетом возраста детей).

II (удовлетворительный) уровень. Рассказ составлен с некоторой помощью (стимулирующие вопросы, указания на картинку). Достаточно полно отражено содержание картинок (возможны пропуски отдельных моментов действия, в целом не нарушающие смыслового соответствия рассказа изображенному сюжету). Отмечаются не резко выраженные нарушения связанности повествования; единичные ошибки в построениях фраз.

III (недостаточный) уровень. Рассказ составлен с применением повторных наводящих вопросов и указаний на соответствующую картинку или конкретную деталь. Нарушена связность повествования. Отмечаются пропуски нескольких моментов действия, отдельные смысловые несоответствия.

IV (низкий) уровень. Рассказ составлен с помощью наводящих вопросов. Его связность резко нарушена. Отмечаются пропуск существенных моментов действия и целых фрагментов, что нарушает смысловое соответствие рассказа, изображенному сюжету. Встречаются смысловые ошибки. Рассказ подменяется перечислением действий, представленных на картинках.

V уровень. Задание не выполнено.

Задание 5. Составление рассказа из личного опыта (по вопросам экспериментатора).

Цель: выявить индивидуальный уровень и особенности владения связной  монологической речью при передаче своих жизненных впечатлений.

Процедура-инструкция: ребенку предлагается составить рассказ на близкую ему тему, связанную с повседневным пребыванием в детском саду (“Игры на детской площадке”). Дается план из нескольких вопросов-заданий. Ребенку предлагается рассказать, что находится на детской площадке; в какие игры они играют; назвать свои любимые игры и занятия; вспомнить о зимних играх и развлечениях. После этого ребенок составляет рассказ по отдельным фрагментам, перед каждым из которых вопрос – задание повторяется.

Оценка результатов.

I (хороший) уровень. Рассказ содержит достаточно информативные ответы на все вопросы задания. Все его фрагменты представляют связные развернутые высказывания. Применение лексико-грамматических средств соответствует возрасту.

II (удовлетворительный) уровень . Рассказ составлен в соответствии с вопросным планом задания. Большая часть фрагментов представляет связные, достаточно информативные высказывания. Отмечаются отдельные морфолого-синтаксические нарушения (ошибки в построении фраз, в употреблении глагольных форм и т. д.).

III (недостаточный) уровень. В рассказе отражены все вопросы задания. Отдельные его фрагменты представляют собой простое перечисление (название) предметов и действий; информативность рассказа недостаточна. В большей части фрагментов нарушена связность повествования. Отмечаются нарушения фраз и другие аграмматизмы.

IV (низкий) уровень. Отсутствуют один или два фрагмента рассказа. Большая его часть представляет простое перечисление предметов и действий (без детализации).   Отмечается крайняя бедность содержания. Резко нарушена связность повествования. Отмечаются грубые лексико-грамматические недостатки, затрудняющие восприятие рассказа.

V уровень. Задание не выполнено.

Задание 6. Составление рассказа – описания.

Цель: выявить способности ребенка логически организовывать сообщение, последовательно описывать признаки и детали предмета.

Материал: кукла-клоун.

Процедура  - инструкция: ребенку предлагается в течение нескольких минут внимательно рассмотреть предмет, а затем составить рассказ о нем по данному вопросному плану.

При описании куклы-клоуна ребенку дается инструкция – указание: «Расскажи об этом клоуне: как его зовут, какой он по величине, назови основные части тела, скажи, во что одет, что у него на голове» и т. п. Может быть указана и последовательность отображения основных качеств предмета в рассказе – описании.    

В случае, когда ребенок оказывается не в состоянии составить даже короткий описательный рассказ, ему предлагается для пересказа образец описания, данный логопедом.

Оценка результатов.

I (хороший) уровень. Фрагменты рассказа-описания представляют связное развернутое высказывание. Основные свойства предмета полно и точно отображены в рассказе. Применение  лексико-грамматических средств соответствует возрасту.

II (удовлетворительный) уровень. Рассказ-описание составлен в соответствии с вопросным планом задания. Большая часть описания представляет собой связные, достаточно информативные высказывания. В описании отражены почти все основные свойства предмета. Отмечаются отдельные морфолого-синтаксические нарушения (ошибки в построении фраз, употреблении глагольных форм и т. д.).

III (недостаточный) уровень. Связность и логичность повествования нарушена. Отражены не все основные свойства предметов. Отмечаются нарушения структуры фраз и другие аграмматизмы. При выполнении задания ребенку требуется образец описания предмета экспериментатором.

IV (низкий) уровень. Резко нарушена связность и логика повествования. Рассказ беден по содержанию.  Выражен аграмматизм, затрудняющий восприятие рассказа.

V уровень. Задание не выполнено.

Задание 7. Составление окончания рассказа по данному началу (с использованием картинки).

Цель: выявить возможности детей в решении поставленной речевой и творческой задачи, умении применять при составлении рассказа предложенный текстовой и наглядный материалы.

Материал: картинка, изображающая кульминационный момент действия рассказа. Текст начала рассказа.

Процедура-инструкция: ребенку предъявляется картинка, изображающая кульминационный момент действия рассказа и предлагается придумать его продолжение.

Текст начала рассказа: «Коля учился в первом классе. Дорога от дома до школы шла через лес. Однажды зимой он возвращался домой из школы. Коля шел по лесной тропинке. Вот он вышел на опушку и увидел домики своей деревни. Вдруг из-за деревьев выскочили четыре больших волка. Коля бросил портфель и быстро влез на дерево. Волки окружили дерево и, щелкая зубами, глядели на мальчика. Один волк прыгнул и хотел схватить его…». Что было дальше?

Содержание картинки: мальчик залез на дерево; внизу, под деревом волки; вдали виднеется деревня.

Вопросы по содержанию: Что ты видишь на картинке? Какое время года изображено? Что виднеется вдали? Что лежит под деревом?

Оценка результатов.

I (хороший) уровень. Рассказ составлен самостоятельно, соответствует по содержанию преложенному началу, доведен до логического завершения. Дается объяснение происходящих событий. Соблюдается связность и последовательность событий,  изложения. Языковое оформление, в основном, соответствует грамматическим нормам.

II (удовлетворительный) уровень. Рассказ составлен самостоятельно или с небольшой помощью, достаточно информативен и завершен. Отмечаются  не резко выраженные нарушения связности. Некоторые языковые трудности в реализации замысла.

III (недостаточный) уровень. Рассказ составлен с помощью повторных наводящих вопросов. Отмечаются отдельные смысловые несоответствия, недостаточная информативность, отсутствие объяснения передаваемых событий, что снижает коммуникативную целостность сообщения. Отмечаются лексические и синтаксические затруднения, препятствующие полноценной реализации замысла. Связность изложения нарушена.

IV (низкий) уровень. Продолжение крайне бедно по содержанию, схематично и продолжено в соответствии с заданием, но не завершено. Резко нарушена связность повествования; допускаются грубые смысловые ошибки. Нарушается последовательность изложения. Выраженный аграмматизм, затрудняющий восприятие рассказа.

V уровень. Задание не выполнено.

Задание 8. Составление рассказа на заданную тему.

Цель: выявить особенности монологической речи детей и наличие элементов собственного творчества.

Материал: предметные картинки с изображением девочки, корзинки,  леса.

Процедура-инструкция: ребенку предъявляются картинки с изображением девочки, корзинки, леса, к которому через поле идет дорожка. Задаются следующие вопросы: «Как мы назовем девочку?», «Куда пошла девочка?», «Зачем она пошла в лес?». После этого предлагается составить рассказ о каком-нибудь случае с девочкой в лесу. Предварительное составление «экспозиции» рассказа с учетом картинки облегчают детям подход к рассказыванию по собственному замыслу. Чтобы исключить пересказ знакомой сказки, предварительно оговаривается, что ребенок должен придумать свой рассказ. Обращается внимание на структуру и содержание детских рассказов.

Оценка результатов.

I (хороший) уровень. Рассказ составлен самостоятельно, соответствует по содержанию предложенной теме, доведен до логического завершения. Дается объяснение происходящих событий. Соблюдается связность и последовательность изложения. Творческая задача решена в создании достаточно развернутого сюжета и адекватных образов. Языковое оформление, в основном, соответствует грамматическим нормам.

II (удовлетворительный уровень) – . Рассказ составлен самостоятельно или с небольшой помощью, в целом соответствует  поставленной творческой задаче, достаточно информативен и завершен. Отмечаются не резко выраженные нарушения связности, пропуски сюжетных моментов, не нарушающих общей логики повествования; некоторые языковые трудности  в реализации замысла.

III (недостаточный) уровень. Рассказ составлен с помощью повторных наводящих  вопросов. Отмечаются отдельные смысловые несоответствия, недостаточная информативность, отсутствие объяснения передаваемых событий; что снижает коммуникативную целостность сообщения. Отмечаются лексические и синтаксические затруднения, препятствующие полноценной реализации замысла рассказа. Связность изложения нарушена.

IV (низкий) уровень. Рассказ составлен целиком по наводящим вопросам; крайне беден по содержанию, схематичен и продолжен в соответствии с заданием, но не завершен. Резко нарушена связность повествования, допускаются грубые смысловые ошибки. Нарушается последовательность изложения. Выраженный аграмматизм, затрудняющий восприятие рассказа.

V уровень. Задание не выполнено.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методика обследования связной речи старших дошкольников с ОНР III уровня

В данной методике содержится описание обследования связной речи старших дошкольников с ОНР III уровня, а так же прилагается карта обследования и тексты для пересказа....

Методика обследования связной речи

Методика обследования связной речи...

Методика обследования связной речи Глухова В.П.

Методика обследования связной речи Глухова В.П....

Методика обследования связной речи

Методика обследования связной речи Глухов В.П....

Методики обследования связной речи у дошкольников

Подборка методик по обследованию связной речи у детей старшего дошкольного возраста...

«Логопедическое обследование детей группы с ФФНР» (по методикам Н. В. Нищевой «Речевая карта ребенка с общим недоразвитием речи (от 4-7 лет)» и Г.А. Волковой «Методика обследования нарушений речи у детей»).

  Всем известно, что эффективность коррекционной работы во многом зависит от того, насколько правильно и грамотно была проведена логопедическая диагностика. Своевременное выявление нарушен...