Советы логопеда по автоматизации поставленных звуков в домашних условиях
материал по логопедии (старшая группа)

Казакова Надежда Николаевна

Уважаемые родители, хочется обратить ваше внимание на то, что закрепление поставленных звуков в речи ребёнка - очень важный и необходимый этап в коррекции звукопроизношения.

Логопед показывает, учит вашего ребенка правильной артикуляции звука и вот, ваш ребёнок научился изолированно произносить звук, а значит можно и нужно переходить к следующему этапу — автоматизации.

Но что же такое автоматизация? Это тысячекратное повторение звука в слогах, в словах (в начале, в середине, в конце слова), в словосочетаниях, в предложениях, в стихах и рассказах, в процессе которого ребёнок учится правильному произношению звуков в связной речи.

 

Игра – что может быть значимее и интереснее для ребенка

 

Произношение звуков нужно обязательно закрепить в речи ребёнка, иначе в повседневной речи он по-прежнему будет произносить свой старый звук. Часто встречаются случаи, когда овладев правильным произношением звуков, ребёнок их не употребляет или имеет «кабинетную речь» (только в кабинете у логопеда говорит правильно).

Помощь со стороны родителей на этом этапе просто незаменима. Необходим полный контроль всей речи ребёнка в обычных жизненных ситуациях. Неправильно произносимый звук нужно каждый раз поправлять. Именно этим и будет обеспечена полная автоматизация звуков, причём в самый короткий срок, что избавит вас от необходимости ходить на занятия к логопеду.

Просто повторять за родителями слова или фразы ребёнку не интересно. Лучше закреплять звуки в игре, тем более что игровая деятельность является ведущей в дошкольном возрасте.

 

Все игры очень простые:

 

«Четвертый лишний»

Цель: Автоматизация  заданного звука в словах, развитие фонематического слуха.

Подобрать разные картинки, повторить ряд слов в заданной последовательности, определить, какое слово лишнее, объяснить почему. Например:

Сапоги, шуба, кроссовки, туфли (шуба) (звук Ш)

Лак, рыба, ладонь, лодка  (рыба) (звук Р)

И так далее….

 

«Что из чего сделано?»

Цель: Автоматизация звука в словах, формирование правильного грамматического строя речи, развитие фонематического слуха.

Рассмотрите с ребенком одежду, затем попросите описать каждую вещь. Например:

Желтый, шелковый халат; белая кружевная шаль, дедушкина клетчатая рубашка и

 

«Загадки»

Цель: Автоматизация звука  в словах, формирование правильного грамматического строя речи, развитие фонематического слуха.

Разложите игрушки или картинки перед ребенком и задайте вопрос: например, что находится между шкафами? (кушетка), что находится между кувшинами? (чашка). Ребенок должен всегда отвечать полным ответом.

 

«Где спрятался звук»

Цель: Автоматизация звука «ш» в словах, формирование правильного грамматического строя речи, развитие фонематического слуха.

 

Разложите картинки перед ребенком и начертите под картинками три клетки. Предложите ребенку произнести четко название картинки и определить, где спрятался звук? ( в начале, середине или в конце слова), соответственно закрашивается квадратик:

 

«Загадочные картинки»

Цель: Автоматизация звука в словах, формирование правильного грамматического строя речи, развитие фонематического слуха, развитие мелкой моторики.

Нарисуйте ребенку картинку и попросите его назвать и дорисовать картинку:

 

 

Сюда можно добавить игры на развитие или закрепление грамматических категорий:

«Один-много»,

«Что пропало»,

«Назови ласково»,

«Сосчитай от 1 до 5» и так далее.

 

Игра «Вспомни имя»

Цель: Автоматизация  заданного звука в словах, развитие фонематического слуха

Дети вспоминают и называют имена со звуком [р]. Александр, Макар, Тимур, Назар, Раиса, Маруся, Кирилл, Роман, Егор Дмитрий, Дарья, Ирина, Борис, Аркадий, Владимир, Артем, Вера, Виктор, Екатерина, Кристина, Маргарита, Петр, Сергей.

 

Стихи для для автоматизации звука р

Для лучшего закрепления звука -р- в самостоятельной речи предлагаю детям для заучивания наизусть небольшие стишки.

 

Игра: «Я и ты»

Цель: Автоматизация звука в словах, формирование правильного грамматического строя речи, развитие фонематического слуха

Я работаю, и ты работаешь.      

И так далее…..

 

Игра: «Вкусная еда» 

Цель: Автоматизация звука в словах, формирование правильного грамматического строя речи, развитие фонематического слуха

Расскажи, из каких продуктов что получилось.

Например. Какой пирог получится из моркови? Морковный пирог.   

 

Ига: "Запомни - повтори"

Цель: Автоматизация  заданного звука в словах, развитие фонематического слуха.

Взрослый произносит несколько слов. Ребенок должен их повторить, сохранив порядок слов и количество.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему:"Автоматизация поставленных звуков в домашних условиях"

Консультация посвещена теме "Автоматизация поставленных звуков в домашних условиях".Данный материал направлен на:- привлечение родителей к совместной работе в коррекции речи детей;- оказание...

Консультация для родителей Автоматизация поставленных звуков в домашних условиях

Консультация для родителей Автоматизация поставленных звуков в домашних условиях...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ "ИГРЫ ДЛЯ АВТОМАТИЗАЦИИ ПОСТАВЛЕННЫХ ЗВУКОВ В ДОМАШНИХ УСЛОВИЯХ"

Посещая регулярно занятия логопеда, родителям необходимо уделять время выполнению домашних заданий, направленных на автоматизацию поставленных звуков. Эти занятия должны длиться по 5-15 минут в день....

Игры для автоматизации поставленных звуков в домашних условиях.

Игры для автоматизации поставленных звуков в домашних условиях....

Ошибки с которыми сталкиваются родители при автоматизации поставленных звуков в домашних условиях.

Ошибки родителей которые мешают успешной автоматизации поставленных звуков у детей ...

Мастер-класс для родителей Тема: «Автоматизация поставленных звуков в домашних условиях. Учимся, играя».

Совместная работа педагогов ДОУ и родителей – неотъемлемая часть всего педагогического процесса и её трудно переоценить. Успех в воспитании и обучении детей в дошкольном учреждении во многом зав...