Особенности детей, страдающих заиканием
консультация по логопедии

Зайцева Ж. В.
Первоначально развитие речи у заикающихся детей (понимание и активное пользование ею) чаще всего происходит так же, как и у нормально говорящих сверстников. Отдельные слова у них появляются в возрасте около одного года, фраза — к двум годам. Заикание, как правило, возникает в период овладения фразовой речью, примерно от двух до четырех лет.       В большинстве случаев заикание наступает постепенно, начинаясь с легкой прерывистости речи по типу физиологических затруднений, сопровождающих переход к фразовой речи. В благоприятных условиях прерывистость речи быстро исчезает, уступая место нормальной регуляции речевого акта.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word_2.docx14.69 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности речи детей, страдающих заиканием

      Первоначально развитие речи у заикающихся детей (понимание и активное пользование ею) чаще всего происходит так же, как и у нормально говорящих сверстников. Отдельные слова у них появляются в возрасте около одного года, фраза — к двум годам. Заикание, как правило, возникает в период овладения фразовой речью, примерно от двух до четырех лет.
      В большинстве случаев заикание наступает постепенно, начинаясь с легкой прерывистости речи по типу физиологических затруднений, сопровождающих переход к фразовой речи. В благоприятных условиях прерывистость речи быстро исчезает, уступая место нормальной регуляции речевого акта. В неблагоприятных условиях прерывистость речи усиливается, переходя в заикание. Чаще всего заикание возникает тогда, когда переход от общения в ситуации наглядности к чисто словесным его формам происходит недостаточно постепенно, с непомерной активизацией этого процесса. Овладевая речью в общении с окружающими людьми, ребенок заимствует сложное содержание и построение речи, которое ему непосильно. Поэтому причиной заикания нередко становится усиленное развитие речи, поощряемое родителями, заучивание и пересказ не по годам сложного речевого материала, ранние выступления при посторонних, воспитание детей без учета особенностей их нервной системы.

Заикание является выражением самых разнообразных затруднений в овладении коммуникативной функцией речи. Оно обычно усиливается в ситуации общения и ослабевает в условиях речи, обращенной к себе, а не к другим. По-разному протекает общение ребенка со взрослыми и детьми, с близкими и незнакомыми, с детьми старше и моложе себя, в коллективе или с единичным собеседником. Вне общения ребенок полностью освобождается от прерывистой речи. Он не заикается в речи без видимого собеседника или с мнимым собеседником, как это бывает в игре, когда ослабевает коммуникативная ответственность.  Проявления заикания связаны с тем, что дети начинают затрудняться в построении речи, не всегда могут быстро и точно подобрать нужные слова, иногда создается впечатление, что в момент высказывания они не могут вспомнить названия некоторых предметов, действий, качеств, хотя имеют достаточный по возрасту запас знаний и представлений. Самостоятельные высказывания детей начинают сопровождаться повтором слов, слогов, звуков, паузами при поиске слов. При наличии нормального объема активного словаря и достаточной сформированности грамматического строя речь дошкольников изобилует вставными словами и звуками: ну, вот, как его, и, э и др. В самостоятельных развернутых высказываниях часто встречаются незаконченные предложения, неточные, приближенные по смыслу ответы на вопросы, часто их рассказы бывают непоследовательными. Подробно описывая малозначащие детали, дети упускают главное содержание мысли. Некоторые заикающиеся говорят в более быстром темпе по сравнению со своими незаикающимися сверстниками. Довольно часто заикание сопровождается сопутствующими или насильственными движениями (подергиванием век, морганием, постукиванием пальцами, притоптыванием и т. д.).  У заикающихся детей отмечаются специфические особенности общего и речевого поведения: повышенная импульсивность высказывания и в связи с этим недоучет точного содержания речи собеседника, слабость волевого напряжения, замедленное или опережающее включение в деятельность, неустойчивость внимания, несобранность, неумение вовремя переключиться с одного объекта на другой. Все это проявляется на фоне быстрой утомляемости, повышенной истощаемости и ведет к различного рода ошибкам при выполнении заданий.Некоторые из указанных особенностей свойственны и незаикающимся дошкольникам, но у заикающихся детей они выражены более ярко. У данной категории детей чаще проявляется резкая неустойчивость внимания, пониженная регуляция и саморегуляция деятельности.
      


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Памятка для родителей детей, страдающих заиканием

Стендовая информация для родителей.Заикание...

Особенности работы педагога-психолога с детьми и подростками, страдающими заиканием

Заикание как нарушение коммуникативной функции накладывает отпечаток на поведение и характер ребенка, формируя чувство неполноценности и неуверенности в своей речи, поэтому наряду с логопедической кор...

Консультация для учителей-дефектологов: Формирование темпа-ритма средствами логоритмических занятий у детей, страдающими заиканием.

Заикание является одним из наиболее сложных и длительно протекающих речевых нарушений. В соответствии с определением, заикание - это нарушение темпа, ритма и плавности речи, обусловленное судорожным с...

Программа корекционно-развивающей работы для детей страдающих заиканием.

Данная программа составлена для детей 5 лет страдающих заиканием и ФНР....

Памятка для родителей детей, страдающих заиканием

Рекомендации при инициальном (начальном) заикании...

Психологические особенности детей с заиканием.

Задачи коррекционно – развивающей работы психолога с детьми с заиканием. Психологические особенности детей с заиканием. Детям с нарушениями в психоэмоциональной сфере характерна,...

Рекомендации родителям детей, страдающих заиканием при инициальном (начальном) заикании

Рекомендации родителям детей, страдающих заиканием при инициальном (начальном) заикании 1. При инициальном (начальном) заикании специальные логопедические занятия, улучшающие речевые способности, не п...