Памятка для родителей детей, страдающих заиканием
материал по теме

Петухова Анастасия Витальевна

Стендовая информация для родителей.Заикание

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pamyatka_dlya_roditeley_detey.doc46.5 КБ

Предварительный просмотр:

Памятка для родителей детей, страдающих заиканием

1. Старайтесь говорить с ребенком неторопливо, короткими предложениями без лишней эмоциональности, употребляйте простые слова.

2. Постарайтесь удержать ребенка от речи, когда он на грани истерики или плачет. Сначала надо любым способом его успокоить, отвлечь чем-нибудь интересным, приласкать.

3. Не нужно просить ребенка рассказывать о своих страхах, если он этого не хочет. Родители должны показать, что им известны его тревоги, и постараться успокоить тем, что они рядом и от всего защитят.

4. Не завышайте требования к ребенку, не оказывайте на него давления во избежание неблагоприятной конфликтной обстановки.

5. Попытайтесь конструктивно решать возникающие проблемы. Вот несколько примеров:

  1.  вместо «Кончай возиться с конструктором!» скажите спокойно: «Мне очень поможет, если ты это закончишь позже»;
  2.  подскажите: «Будь ласковым, собаки это любят», а не одергивайте: «Не смей обижать собаку!»;
  3.  вместо «Ешь быстрее!», лучше сказать: «Давай посчитаем, сколько ложек ты сможешь съесть».

6.        С уважением относитесь к ребенку, внимательно слушайте его, не перебивайте. Не стесняйтесь выражать свою любовь. Чаще улыбайтесь, хвалите ребенка.


Рекомендации родителям детей, страдающих заиканием

при инициальном (начальном) заикании

1.        При инициальном (начальном) заикании специальные
логопедические занятия, улучшающие речевые способности, не проводятся.
Но нужно помочь ребенку изменить манеру речи. Помните, что дети
подражают речи окружающих взрослых.

2.        При остро возникшем заикании в первую очередь надо попытаться
устранить ситуацию, травмирующую психику. Если это произошло в детском
саду, сделайте все возможное, чтобы ребенок хотя бы какое-то время туда не
ходил. Нужно обеспечить домашний режим минимум на 2 мес. Чем быстрее
удастся восстановить нарушенную плавность речи, тем благоприятнее
прогноз.

3.        Часто общение с некоторыми людьми провоцирует усиление
запинок. Постарайтесь организовать жизнь ребенка так, чтобы свести до
минимума такое общение.

  1. Составьте список ситуаций, в которых речь ребенка ухудшается, а также перечень людей, которые влияют на его эмоциональное состояние.
  2. Отмените посещение зрелищных мероприятий. Избегайте ситуаций, которые чрезмерно возбуждают, смущают или расстраивают ребенка.
  3. Постарайтесь говорить медленно, короткими предложениями без излишней эмоциональности. Помните, что дети подражают речи окружающих их взрослых.
  4. Приучайте ребенка к настольным играм. Это успокаивает. Очень укрепляют нервную систему игры с водой, песком.
  5. Полезно петь, двигаться под музыку.

9.        Привлекайте детей к спокойным домашним занятиям. Зачастую
девочки с удовольствием перебирают крупу, раскладывают пуговицы, а
мальчики возятся с рабочими инструментами.

10.        Не готовьте ребенка к предстоящим событиям. Ожидание создает
напряжение.

11.        Нужно как можно раньше показать ребенка неврологу или
психиатру. Чем раньше подобрано необходимое медикаментозное лечение,
тем благоприятнее прогноз.

Как помочь заикающемуся ребенку

(памятка для размещения на стенде или в качестве индивидуального раздаточного материала)

1. После того как ваш ребенок закончил фразу, сделайте небольшую паузу, давая таким образом для него передышку. Сделайте небольшую паузу перед тем, как прокомментировать то, что сказал ребенок. Если он хочет сказать что-то еще, дайте ему такую возможность.

  1. Не перебивайте ребенка, пока он не закончит фразу. Не заканчивайте фразу за него, если он вдруг начал заикаться. Если часто перебивать речь ребенка, он начнет еще больше спешить и нервничать, чтобы успеть все сказать.
  2. Соблюдайте правила ведения беседы в семье: говорите по очереди как во время еды, так и в отдельно отведенное для беседы время. Дайте возможность высказаться каждому, не перебивайте друг друга.
  3. Выделите время для взаимодействия с ребенком наедине. Малышу очень важно получать неразделенное родительское внимание. Беседу проводите с учетом детского уровня развития речи. Можно почитать книжку и задать вопросы по картинкам, которые требуют короткого, простого, предсказуемого ответа. Многим детям легче обсуждать то, что происходит в настоящем, чем касаться вопросов прошлого и будущего.

5.        Не критикуйте вашего ребенка. Фразы «Прекрати!», «Подожди!»,
«Подумай сначала о том, что ты хочешь сказать!» не помогают, а усиливают
заикание. Ребенок напрягается, чтобы не заикаться, а дополнительное
напряжение способствует развитию заикания. Критические замечания, даже
сказанные с самыми лучшими намерениями, ухудшают ситуацию.

  1. Избегайте ситуаций, в которых ребенок испытывает давление. Некоторые дети начинают сильнее заикаться, если им задают много вопросов или просят что-то рассказать.
  2. Будьте терпеливы. Успокоив малыша, используйте это время для приятного взаимодействия с ним.

Как помочь заикающемуся ребенку

(памятка для размещения на стенде или в качестве индивидуального раздаточного материала)

Родители могут обучить детей выполнять многие задания, но моделировать индивидуальную программу обучения ребенка лучше доверить специалистам. Занимаясь с ребенком самостоятельно, учитывайте его состояние и возможности (работоспособность, внимание, память). Занятия могут быть непродолжительными, но частыми. Успех любых начинаний зависит от систематичности работы. Режим должен быть щадящим, но основная   установка   —   ведите   обычный   образ   жизни.   Единственное ограничение — не следует посещать шумные зрелищные мероприятия до 6 лет. Домашний режим намного предпочтительнее режима детского сада.

 Не стоит ругать ребенка при неудачах. Исследования психологов свидетельствуют, что при отсутствии стресса, критического отношения у детей повышается работоспособность, они легче справляются с интеллектуальными и творческими заданиями. Приведем некоторые из них.

  1. Приучайте ребенка к настольным играм (лото, мозаика), занятиям с конструктором. Это не только успокаивает, но и развивает тонкую моторику пальцев рук.
  2. Пение, движение под музыку очень полезны.
  3. Поощряйте игры с водой, песком. Они увлекают детей и укрепляют нервную систему.
  4. Привлекайте детей к спокойным домашним делам.
  5. Постарайтесь организовать домашний театр, можно кукольный. Это не только даст возможность ребенку перевоплотиться, почувствовать себя другим, незаикающимся персонажем, но и поможет умению высказываться.

6.        Упражняйте ребенка в пересказе различных литературных произведений.

7.        Чрезвычайно полезно научить заикающегося ребенка читать по слогам. Это помогает увидеть ритмический рисунок слова и нормализовать ритм устной речи, предотвратить нарушения слоговой структуры, научиться правильно делить слова на слоги.

В 3 года многие дети могут начать занятия с логопедом. Необходимо помнить, что для течения заикания характерна волнообразность. В моменты так называемого ухудшения более желательны неречевые занятия. Постарайтесь ограничить речевое общение, отложить все занятия, которые могут усилить заикание.

В периоды улучшения нужно заниматься как можно больше: читать, беседовать на разные темы, пересказывать короткие рассказы, инсценировать стихи, сказки.

Заикание

Заикание — нарушение темпо-ритмической организации речи, обусловлен ное судорожным состоянием мышц речевого аппарата. Судороги являются ос новным внешним симптомом заикания.

Механизмы возникновения заикания неоднородны. В одних случаях оно появляется в результате ошибки нервных процессов в коре головного мозга, расстройства темпа речевых движений (голоса, дыхания и артикуляции). В других случаях заикание является результатом зафиксированного рефлекса неправильной речи, возникшего вследствие различных речевых затруднений. Возможно возникновение заикания вследствие дисгармоничного развития личности. Но в любом случае необходимо учитывать нарушения физиологи ческого и психологического характера, составляющие единство.

В настоящее время выделяют две группы причин возникновения заика ния: предрасполагающие и производящие.

К предрасполагающим причинам относят неврологическую отягощенность родителей (нервные, инфекционные и соматические заболевания, ослабляю щие нервную систему), невропатические особенности самого заикающегося (ночные страхи, энурез, повышенная раздражительность, эмоциональная на пряженность), конституциональную предрасположенность (заболевание веге тативной нервной системы, подверженность психическим травмам), наслед ственную отягощенность (врожденная слабость речевого аппарата, передаю щаяся по наследству), поражение головного мозга.

В группе производящих причин выделяют анатомо-физиологические (фи зические заболевания с энцефалитическими последствиями, травмы и сотря сения головного мозга, заболевания, ослабляющие нервную систему; несо вершенство звукопроизносительного аппарата при дислалии и дизартрии), психические и социальные (психическая травма, избалованность, неровное воспитание, хронические конфликтные переживания, длительные отрица тельные эмоциональные переживания, перегруженность детей младшего до школьного возраста речевым материалом, не соответствующее возрасту ус ложнение речевого материала, многоязычие, подражание заикающимся и т. п.) факторы.

Выделяют физиологические и социальные симптомы заикания. К физио логическим относят речевые судороги, нарушения центральной нервной сис темы, соматическую ослабленность, нарушения общей и речевой моторики. К психологическим — речевые уловки, сопутствующие движения, феномен фиксированности на дефекте, фобии (страхи) и т. п.

В настоящее время для преодоления заикания применяется комплексный метод, включающий в себя целый ряд медико-педагогических мероприятий:

  1. терапевтическое лечение (медикаментозное и немедикаментозное), на правленное на оздоровление нервной системы и ор ганизма в целом;
  2. психотерапевтическое воздействие;
  3. коррекционные занятия с логопедом;
  4. обеспечение благоприятного социального окружения и создание нормальных бытовых условий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для учителей-дефектологов: Формирование темпа-ритма средствами логоритмических занятий у детей, страдающими заиканием.

Заикание является одним из наиболее сложных и длительно протекающих речевых нарушений. В соответствии с определением, заикание - это нарушение темпа, ритма и плавности речи, обусловленное судорожным с...

Программа корекционно-развивающей работы для детей страдающих заиканием.

Данная программа составлена для детей 5 лет страдающих заиканием и ФНР....

Памятка для родителей детей, страдающих заиканием

Рекомендации при инициальном (начальном) заикании...

Памятка для родителей и педагогов Заикание у детей

Памятка для родителей и педагогов Заикание у детей...

Памятка для родителей "Как предупредить заикание у детей"

quot;Как предупредить заикание у детей"...

Особенности детей, страдающих заиканием

Первоначально развитие речи у заикающихся детей (понимание и активное пользование ею) чаще всего происходит так же, как и у нормально говорящих сверстников. Отдельные слова у них появляются в возрасте...