Тетрадь взаимосвязи учителя-логопеда и воспитателя в подготовительной к школе группе для детей с ТНР
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа)

Лейнгард Оксана Зуфаровна

Методическая разработка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vzaimosvyaz.docx118.9 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«ДЕТСКИЙ САД № 9 г. Челябинска»

Тетрадь взаимосвязи

учителя-логопеда и воспитателя

в подготовительной к школе группе для детей с ТНР

Учитель-логопед Лейнгард О.З.

Сентябрь 3 неделя

 Тема « Урожай, овощи, фрукты, ягоды»

Инструкция

Выполняемые действия

Отметка о выполнении

Развитие общей моторики

Листья осенние тихо кружатся.

Листья нам под ноги тих ложатся.

И под ногами шуршат, шелестят,

Будто опять закружиться хотят.

Кружатся, руки в стороны.

Приседают.

Движения руками влево-вправо;

Кружатся на носочках.

Развитие мелкой моторики

Ветер по лесу летал,

Ветер листики считал:

Вот дубовый,

Вот кленовый,

Вотт рябиновый резной,

Вот с берёзки золотой,

Вот последний лист осинки

Ветер бросил на тропинку.

Плавные, волнообразные движения ладонями.

Загибают по одному пальчику

Спокойно укладывают ладони на стол.

Задание 1. Дидактическая игра «Подбери признак»: яблоко (какое?) - ..., клюква (какая?) - ..., помидор (какой?) - ... .

Задание 2. Дидактическая игра «Узнай по описанию» (попросить ребенка самостоятельно составить описательную загадку об овоще, фрукте или ягоде): «Овальный, твердый, желтый, кислый, кладут в чай» (Лимон).

Задание 3. Образование относительных прилагательных (по темам «овощи, фрукты, ягоды»): сок из яблок - яблочный, варенье из яблок - яблочное, начинка для пирога из яблок - яблочная и т.д.

Задание 4. Составить описательные  рассказы  об  овощах, фруктах и ягодах по плану:

Что это?

Где растет?

Внешний вид.

Каков на вкус?

Что из него готовят?

Задание 5. Составить предложение из слов.

Яблоко, лежать, яблоня, под.

Картошка, расти, огород, в.

Клубника, тарелка, лежать, на.

Задание 6. Прослушать рассказ и ответить на вопросы.

Работа на огороде

Наступила осень. Колхозники выкопали картофель. Они убрали с колхозных полей лук, свеклу, морковь, огурцы у репу. Пусто стало на полях. Колхозники собрали большой урожай овощей.

Как одним словом можно назвать лук, морковь, свеклу, картофель, огурцы?

Где растут овощи?

Что делают колхозники на огороде осенью?

Задание 7. Объяснить  значение пословицы «Летний день год кормит».

Сентябрь 4 неделя

 Тема «Осень. Слова - предметы»

Инструкция

Выполняемые действия

Отметка о выполнении

Развитие общей моторики

Листья осенние тихо кружатся,

Листья нам под ноги тихо ложатся,

И под ногами шуршат, шелестят.

Будто опять закружиться хотят.

К нам на длинной  тонкой ножке

Скачет дождик по дорожке.

В лужице – смотри, смотри! –

Он пускает пузыри.

Дети кружатся на цыпочках, руки в стороны.

Приседают.

Движения руками вправо, влево.

Поднимаются кружатся.

Прыжки на одной ноге по кругу.

Прыжки на другой ноге.

Показывают руками на воображаемые пузыри.

1. Развитие фонетико-фонематических процессов:

 1. «Кто это, что это?» Воспитатель показывает картинки с одушевленными и неодушевленными предметами, ребенок задает вопрос:  кто это? или что это?

2. Разложи картинки в первую стопку картинки, отвечающие на вопрос кто это, во вторую на вопрос что это?

2. Развитие лексико-грамматических процессов 1. Согласование существительного и прилагательного «Скажи со словам «осенний». Небо (какое?) ... , ветер (какой?) ... , аллея (какая?) ... , солнце (какое?), туча (какая?) ... , дождь (какой?) и т.д.

2. Игра «Скажи наоборот»: осень ранняя, день веселый, день солнечный, облако белое, погода холодная.

3. Игра «Подбери признак» по теме «Осень» листья, трава, небо, дождь, земля, день, облака, ветер.

4. «Что делает?» Осень – наступает, приходит, начинается.

Птицы, дождь, тучи, трава, животные, деревья, ветер, листья.

3. «Назови ласково» солнце – солнышко, туча – тучка, лист – листочек, ветка – веточка (нарисуй ).

3. Развитие связной речи

1.«Сравни и назови» «Ранней осенью мы собирали грибы, а поздней осенью грибов нет. Ранней осенью на деревьях разноцветные листья, а поздней осенью мы эти листья собирали под деревьями. Ранней осенью мы рвали яблоки с яблонь, а поздней осенью яблок на деревьях уже нет. Ранней осенью мы убирали овощи, а поздней осенью никаких овощей на огородах нет. Ранней осенью идут дожди, а поздней осенью дожди со снегом».

2. Прочитать стихотворения, обсудить, одно из них выучить по выбору. Спросить у ребенка, какие чувства вызывают у него эти стихи.

                    Осень

Опустел скворечник, улетели птицы,

Листьям на деревьях тоже не сидится.

Целый день сегодня все летят, летят...

Видно тоже в Африку улететь хотят. (И. Токмакова)

                    Осень

Скучная картина! Тучи без конца,

Дождик так и льется, лужи у крыльца.

Что ты рано, осень, в гости к нам пришла?

Еще просит сердце света и тепла. (А. Плещеев)

Октябрь 1 неделя

 Тема «Грибы»

Инструкция

Выполняемые действия

Отметка о выполнении

Развитие общей моторики

Красный, красный мухомор,

Белых крапинок узор.

Ты красивый, но не рвём!

И  в корзинку не берём!

Соединяем пальчики, изображая шляпку гриба

Грозим пальчиком!

Развитие мелкой моторики

Ножки, ножки, где вы были?

За грибами в лес ходили.

Что вы, ручки, работали?

Мы грибочки собирали.

А вы, глазки, помогали?

Мы искали да смотрели,

Все пенёчки оглядели.

(ходьба на месте)

(присели, собирают грибы)

(смотрят из-под руки, поворот влево, вправо)

1. Развитие фонетико-фонематических процессов:

 1. «Кто, что делает?» на эти вопросы отвечают слова-действия;

2. Скажи, что делает: самолет, рыба, море, радуга, осень, ветер, гриб, ягода.

2. Развитие лексико-грамматических процессов:

1. Делим названия грибов и ягод на слоги:

бо-ро-вик, по-до-си-но-вик, под-бе-ре-зо-вик, мо-хо-вик, мас-ле-нок, вол-нуш-ка, сы-ро-еж-ка, ли-сич-ка, ры-жик, груздь.

Ма-ли-на, чер-ни-ка, го-лу-би-ка, брус-ни-ка, мо-рош-ка, ря-би-на, клю-ква, зем-ля-ни-ка, е-же-ви-ка.

2. Игровое упражнение «Ещё»:

У Таниного подосиновика ножка длинная, а у Коли еще длиннее.

Коля собирает грибы медленно, а Оля еще …

У Кати корзина с грибами тяжелая, а у Раи еще ….

У Алеши корзина широкая, а у Коли еще ….

3. «Продолжи предложение»

• Лисички, маслята, рыжики, опята – это … (грибы).

• Брусника – ягода, а боровик – … (гриб).

• Ягоды срывают, грибы … (срезают).

• Вместо корней у грибов — … (грибница).

•Человек, который собирает грибы — … (грибник).

• Лисица – животное, лисичка – … (гриб).

• Подберёзовик растёт под … (берёзой).

• Маслёнка – посуда, маслёнок – … (гриб).

• Подосиновик растёт под – … (осиной).

• Волнушки – съедобные, поганки – … (несъедобные, ядовитые).

• Суп из грибов — … (грибной).

4.«Четвертый лишний»

Подберезовик, подосиновик, рыжик, мухомор.

Клюква, брусника, черника, виноград.

Крыжовник, ежевика, желудь, земляника

Чтение художественной литературы:

Сказка «Война грибов с ягодами» (в обработке В. Даля).

Октябрь 2 неделя

Тема «Дикие животные наших лесов. Звуки П-Пь»

Инструкция

Выполняемые действия

Отметка о выполнении

Развитие общей моторики

Медвежата в чаще жили,

Головой своей кружили

Вот так, вот так.

Медвежата мед искали,

Дружно дерево качали

Вот так, вот так.

Вперевалочку ходили

И из речки воду пили

Вот так, вот так

А потом они плясали,

Выше лапы поднимали

Во так, вот так.

Вращение головой в одну сторону, затем в другую.

Наклоны в сторону.

Ходьба  на месте  на внешней стороне стопы. Наклоны вперед.

Поднимание ног, согнутых в коленях.

Развитие мелкой моторики

Вышла кошечка вперед,

К нам идет, хвостом играет.        

К ней навстречу из ворот

Две собаки выбегают .

Показывают руками «кошечку

Кошка «машет» хвостом

«ворота»

«собаки» обеими руками.

 1. Развитие фонетико-фонематических процессов, обучение грамоте.

1. «Назови гласные в словах»: дом, дым, сок, сук, бык, вол, лис, мир, жук, парк, мост, слон, глаз, кит.

2. Согласный звук П- твердый, глухой, Пь-мягкий, глухой.

Раздели слова на слоги:

По-ми-дор, пе-рец, план, пе-ре-ме-на, кап-кан.

3.Составь звуковую схему слов пар, пила, писк.

4.Найди лишнее слово (звук мягкий или твердый):

Парк, петух, парикмахер, патруль.

Песок, пионер, пианино, парта.

2. Развитие лексико-грамматических процессов:

 1.Игра «Назови всю семью» лис – лиса- лисенок, волк, медведь, лось, еж, заяц, и т.д.

2. «Кто, где живет?» - волк в логове, заяц под кустом, лиса в норе, еж в норке, медведь в берлоге, белка в дупле и т.д.

3. «Кто как защищается, обороняется от опасности?»

4. «Назови  чей, чья, чье» у лисы хвост – лисий, уши лисьи, морда лисья, у медведя –хвост медвежий, уши медвежьи, морда – медвежья и т. д.

3. Развитие связной речи:  

Составление описательного рассказа о животном: название- какое это животное (дикое) – части тела- чем покрыто тело – чем питается – как зовут детеныша – как называется домик – в каких сказках встречается.

Октябрь 3 неделя

Тема «Зоопарк. Звуки К-Кь. Звуки Т-Ть»

Инструкция

Выполняемые действия

Отметка о выполнении

Развитие общей моторики

-Кап-кап-кап – стучат дождинки.

Мокнут лапы, мокнут спинки –

Жизнь в вольере нелегка.

Солнца нет, лишь облака.

Отстукиваем пальчиками ритм

Развитие мелкой моторики

Мы – с вами на полянке

Скачем как обезьянке,

Все ногами топаем,

Все руками хлопаем.

Надуваем щёчки.

Скачем на носочках.

И друг другу даже

Язычки покажем!

Прыгаем

Топаем ногами

Надуваем щеки

Прыгаем на носочках

Показываем язычки

1. Развитие фонетико-фонематических процессов, обучение грамоте.

1. «Назови слова на слог»: ка- картошка, Катя; на ко-.., на ку-…., на ки-….

на то-….,на та-….., на ту-…., на ты-…., на ти-…..

2. Согласный звук К,Т- твердый, глухой, Кь,Ть-мягкий, глухой.

3.Раздели слова на слоги:

Танк, кен-гу-ру, бе-ге-мот,пан-да,бам-бук,слон,хо-бот.

3.Составь звуковую схему слов кит, кот, том, Тим. (составь слова из букв)

4.Найди место звука в слове:

Компас, косатка, пеликан, лук. (Ищем звук К)

Тигр, кактус,бегемот. (Ищем звук Т)

2. Развитие лексико-грамматических процессов:

1.Упражнение «Скажи одним словом».

У слона толстые ноги, поэтому его называют толстоногим.

У жирафа короткая шерсть, поэтому его называют ....

У обезьяны длинный хвост, поэтому ее называют ....

У жирафа длинная шея, поэтому его называют ....

У слона большие уши, поэтому его называют ....

У моржа длинные усы, поэтому его называют .... 

2.Упражнение «Четвертый лишний».

Зебра, северный олень, морж, тюлень

Кенгуру, обезьяна, белый медведь, зебра.

Зебра, лев, жираф, слон.

3. Развитие связной речи:  

Составь сравнительные рассказы о льве и северном олене; о зебре и о белом медведе по образцу.

Образец: Северный олень — животное севера, а лев — животное юга. Северный олень и лев крупные животные. У оленя на голове рога, а у льва густая грива. У оленя и льва шерсть короткая. У оленя короткий хвост, а у льва длинный хвост с кисточкой. У оленя на ногах копыта, а у льва лапы с острыми когтями. Олень травоядное животное. Он питается мхом, корой деревьев. Лев хищное животное. Он питается мясом других животных. Льва называют царем зверей.

Октябрь 4 неделя

Тема «Мебель. Посуда. Быт. Звуки К-Кь, Т-Ть, П-Пь»

Инструкция

Выполняемые действия

Отметка о выполнении

Развитие мелкой моторики

Эту мебель надо знать:        

Стол, комод, диван, кровать.

На диване полежу,

В шкаф одежду положу,

На кровати буду спать,

За столом буду писать,

Если стану уставать,

Сяду в кресло отдыхать.

Упражнение «Колечки»

1. Развитие фонетико-фонематических процессов, обучение грамоте.

1. «Придумай слово на заданный звук» Звук п в конце слова, звук к в начале, звук ть в начале, звук кь в начале и т.д.

2.Раздели слова на слоги:

Э-та-жер-ка, стол, по-то-лок, ко-мод, хо-ло-диль-ник, ди-ван.

3.Составь звуковую схему слов пик, суп, папа, танк (составь слова из букв)

4.Графический диктант.

2. Развитие лексико-грамматических процессов:

1.Игра «Назови части».

У стола – столешница, ножки.

У стула – ножки, сиденье, спинка.

У кресла – мягкая спинка и сиденье, подлокотники, ножки.

У кровати -  основание, матрац, изголовье, ножки.

У дивана – мягкая длинная спинка и сидение, подлокотники, ножки.

У шкафа – стенки, полки, дверцы, ножки.

У комода – стенки, ящики, дверцы.

2. «Счет 1- 2-5» один диван, два дивана, пять диванов; стол…, шкаф…,одно полотенце, окно, дом.

3. «Прятки».  Спрячь мяч под стул, взять из-под стола, спрячь за шторку, взять из-за шторки, спрячь в коробку, взять из коробки и т.д.

4. «Назови ласково»

Окно — окошко, окошечко.                         Рама — рамка, рамочка.

Комната — комнатка, комнатушка.            Стена — стенка, стеночка.

Дверь — дверка, дверца.                               Балкон — балкончик.

Лестница — лесенка.                                     Звонок — звоночек.

3. Развитие связной речи:  

1.Поговорки и пословицы про мебель…

Без соли стол кривой.

Хлеб на стол - и стол престол, а хлеба ни куска — и стол доска.

Стол спасибом красится.

Впусти собаку в дом, она заберётся в горшок или в шкаф. И т.д

2.ОПИШИ СВОЙ ДОМ:

Например. Дом многоэтажный, в нем есть подъезд, лестница, лифт, двери, стены, ступеньки, перила, окна и т.д. В доме много квартир. В моей квартире есть комнаты, коридор, кухня, ванная, туалет, балкон. В комнатах мебель, техника, ковры, шторы и т.д.. Я живу на пятом этаже. Повторить адрес.

Ноябрь 1 неделя

Тема «День народного единства. Звук О»

Инструкция

Выполняемые действия

Отметка о выполнении

Развитие общей моторики

Поезжай за моря – океаны,

Надо всею землей пролети:

Есть на свете различные страны,

Но такой как у нас не найти.

Глубоки наши светлые воды,

Широка и привольна земля,

И гремят, не смолкая заводы.

И шумят, расцветая поля.

«Едут»

«Летят»

Разводят руки в стороны

Отрицательно качают головой

Приседают

Встают, руки в стороны

«стучат» руками пред собой.

Плавные взмахи руками, разведенными в стороны.

 1. Развитие фонетико-фонематических процессов,  обучение грамоте.

1. Звук О – гласный звук. Вспомнить артикуляцию.

2. Придумать слова на звук О по темам: овощи, цвет, фигура, животные и т.д.

3. Выделить звук О в слове: окно, поход, какао, оскал, мыло, нож и т.д.

4. Выложить из разрезной азбуки: ОТ, ТО, КО, ОК,ПО,ОП,КОТ,ПОТ,ТОК.

Прочитать составленные слоги.

2. Развитие лексико-грамматических процессов:

1. «Подбери признак» - Родина – большая, необъятная, бескрайняя. просторная, безграничная, огромная и т.д.

 Познакомится с картой России, посмотреть, где находится Москва и Челябинск.

2. «Скажи иначе» - подбор синонимов. Страна – государство, Красивая – замечательная, милая, любимая; Родина – Отечество.

3. Развитие связной речи: Составить предложение из слов: Родина, Россия, любимая, наша. Город, главный, Москва, Россия. Челябинск, дом,адрес.

Ноябрь 2 неделя

Тема «Профессии. Материалы и инструменты. Звуки Х-Хь. Звуки К-Х»

Инструкция

Выполняемые действия

Отметка о выполнении

Развитие мелкой моторики

Раз, два, три, четыре! Дети,

Много дел на белом свете.

Вот военные идут –

Они границу берегут.

А швея иглу берет

И одежду людям шьет.

Дворник улицу метет,

Звонко песенку поет.

Птичница во двор пришла,

Курам зерна принесла.

Дети сжимают пальцы по одному в кулаки. Разжимают по одному из кулаков.

Пальцы «идут» по столу.

Имитируют движения иглой. Кистями рук «подметают» стол. Выполняют упр. «кормление птиц».

 1. Развитие фонетико-фонематических процессов, обучение грамоте.

1. Звук Х – согласный звук, глухой, твердый. Хь-мягкий.

2. Придумать слова на звук Х и Хь .

3. Выделить звук Х в слове: хомяк, мох, мех,хор,стихотворение.

4. Выложить из разрезной азбуки: Хо, ах, Хи, пух, хит.

Прочитать составленные слоги и слова.

2. Развитие лексико-грамматических процессов:

1. Разделить на слоги и прохлопать ритмический рисунок названий профессий: шо-фер, лет-чик, ка-пи-тан, во-ди-тель, ма-ши-нист. 

2. «Назови профессии во множественном числе»: врач – врачи – врачей.

2. «Мужская и женская профессии» повар – повариха, продавец, учитель, певец, художник, птичник, артист. и т.д.

3. «Скажи иначе» пилот, портной, учитель (летчик, швея, педагог).

4. «Из двух одно»:

Рыбу ловит, зверей ловит, цветы выращивает, лес рубит, пчел разводит, сталь варит, посуду моет.

5. «Подбери слова родственники к словам» повар, строитель, учитель, водитель, пожарный.

3. Развитие связной речи:  

Чтение стихотворения В. Маяковского «Кем быть?», беседа о тех профессиях, о которых говорится в стихотворении.

2.Составь рассказ о своей будущей профессии.

3.Расскажи о профессии своих родителей.

Ноябрь 2 неделя

Тема «Народная игрушка. Народные промыслы. Звуки А,У,О,И,Ы»

Инструкция

Выполняемые действия

Отметка о выполнении

Развитие общей моторики

Чудная матрёшка,

Попляши немножко!

Танцевать с тобой мы рады!

Покажи свои наряды!

Сарафанчик-раздуванчик,

Колокольчик расписной!

Синенький платочек –

Всё красиво очень!

Играем в ладушки

1. Развитие фонетико-фонематических процессов, обучение грамоте.

1. Звуки А,У,О,И,Ы – гласные звуки, они поются, преграды нет.

2.Выдели гласный звук в слове: пух, лаз, лист, свист, мышь, мост, сто, лук, писк, пар, укус (2 у), паук, пирог, крыша, молоко (3 о).

3.Поменяй звук на другой:

О на А      Бок-Бак

Ы на И      Мыло-мило        

4.Из разрезной азбуки составь слова и прочитай их:

Бык, бок, ток, ухо, дым, ива, пила.

2. Развитие лексико-грамматических процессов:

1. Дидактическая игра «Назови игрушку» (образование относительных прилагательных): игрушка из дерева (какая?) - деревянная (матрешка, дудка); игрушка из глины (какая?) - глиняная (свистулька); игрушка из керамики (какая?) - керамическая (куколка).

2. Отгадать и выучить загадку.

Ростом разные подружки, но похожи друг на дружку.

Все они сидят друг в дружке, но всего одна игрушка. (Матрешка)

3.Играем в народную, подвижную игру «Ручеек».

3. Развитие связной речи:  

— рассказать детям о русских народных игрушках, рассмотреть их на иллюстрациях и в натуральном виде;

 — рассмотреть материал, из которого сделаны игрушки — глина, дерево, керамика;

 — цвет, форму, величину, части игрушек, рассказать, как в них играют;

 — побеседовать с детьми о народных промыслах, о том, что игрушки делают народные умельцы.

Ноябрь 3 неделя

Тема «День матери. Продукты питания: вредные и полезные.

Звуки М-Мь»

Инструкция

Выполняемые действия

Отметка о выполнении

Развитие общей моторики

Овощи и фрукты –

Вкусные продукты.

В огороде и в саду

Для еды я их найду.

Кинезиологические упражнения «Колечко», «Кулак-ребро»

Развитие мелкой моторики

У метро-стеклянный дом.

Покупаем в доме том

Помидоры и капусту,

Лук и перец очень вкусный,

Сок, бананы, апельсины,

Киви, свёклу, мандарины.

Это место-просто склад

Витаминов для ребят.

Сжимают-разжимают кулачки

Загибают по одному пальцу на левой, потом – на правой руке на каждое название овощей и фруктов.

Сжимают-разжимают кулачки.

1. Развитие фонетико-фонематических процессов, обучение грамоте.

1. «Назови слова на слог»: ма-…; на мо-.., на му-…., на мы-.., на ми-….

2. Согласный звук М- твердый, звонкий, Мь-мягкий, звонкий.

3.Раздели слова на слоги:

Кле-но-вый,мор-ков-ка,ка-мен-ный,эс-ки-мо,мо-нет-ка.

4.Составь звуковую схему слов мак, мир, мыло. (составь слова из букв)

5.Найди место звука в слове:

Магазин,компас, лимон, дом, мышь. (Ищем звук М)

Мимоза, миска, смена, медаль. (Ищем звук Мь)

6.Посчитай количество слов в предложении: Мама купила торт. Мама купила медовый торт. Мама купила медовый торт в кулинарии.

2. Развитие лексико-грамматических процессов:

1. «Найди лишнее слово»

Компот, хлеб, лопата, брокколи.

Сахар, конфеты, мёд, чеснок.

Печенье, колбаса, сосиски, котлеты.

Торт, молоко, пряники, вафли.

Сыр, творог, кефир, сок.

2. «Подбери признаки»:

ОГУРЕЦ (какой?) – длинный, короткий, зеленый, свежий, соленый…

ПЮРЕ (какое?) – картофельное, овощное, горячее, вкусное, сладкое…

РЫБА (какая?) – морская, речная, живая, скользкая, жареная, соленая, сушеная, копченая…ТОРТ (какой?)… МОЛОКО (какое?)… КОЛБАСА (какая?)…

3. Развитие связной речи:  

1.Беседа: «Какие бывают продукты (полезные, вредные, съедобные, несъедобные)».

2.«Исправь Незнайкины ошибки». Поиск грамматических ошибок.

Лена купила клубника сок (клубничный сок).

Ваня съел шоколад мороженое (шоколадное мороженое).

Маша приготовила картошка пюре (картофельное пюре).

Папа принес кабачок икру (кабачковую икру).

Бабушка испекла яблоко пирог (яблочный пирог).

Лида сварила вермишель суп (вермишелевый суп).

В магазине продают мясо фарш (мясной фарш).

Инструкция

Выполняемые действия

Отметка о выполнении

Развитие общей моторики

Закружились, завертелись

Белые снежинки,

Вверх  взлетели белой стаей

Легкие пушинки,

Чуть затихла злая вьюга

Улеглись повсюду,

Заблистали, словно жемчуг.

Все дивятся чуду.

Дети кружатся на месте

Поднимают руки, кружатся.

Опускают руки, встают прямо.

Приседают, руки опускают.

Встают, кладут руки на пояс.

Имитируют движения.

1. Развитие фонетико-фонематических процессов:

1. Запомни: Звук Н– согласный, твердый, звонкий (не тянется,не поется, встречает преграду). Звук НЬ – согласный, мягкий, звонкий.

2. Придумать (припомнить) слова со звуками Н,Нь.

3. Выполнить задание (взрослый начинает слово, а дети заканчивают слово всегда одинаково, звук Н). магази.., стака.., баклажа…, тарака…

4. «Запомни цепочки слов». Взрослый читает 2 раза, далее дети должны вспомнить все слова:  

Ножницы, носорог, нога, нос, Наташа.

Виноград, перемена, книга, станция, карандаш.

5. «Найди лишнее слово». Обращаем внимание на звуки.

Ниточка, неделя, камень, баран.

Нож, лень, носок, корона.

6. Составь предложение по опорным словам. Посчитай количество слов.

Телефон- понедельник.

Челябинск- район.

Зимний-темно.

Неделя-начало.

2. Развитие лексико-грамматических процессов:

1. «Назови признаки» 

Снег (какой?) – белый, мягкий, легкий, пушистый, липкий, холодный, блестящий, серебристый, сверкающий, падающий.

Зима - холодная, веселая, злая, суровая, морозная, длинная, вьюжная.

Снежинки – белый, легкие, мохнатые, пушистые, красивые, узорчатые, прозрачные, холодные.

2. «Семейка слов»

Снег – снежок, снежки, снежинка, снежный, заснеженный, снегопад, Снегурочка, подснежник, снегирь.

Зима – зимушка, зимний, зимовать, зимовье, зимовка, озимь, зимующие, озимые.

Мороз – морозец, морозить, морозилка, морозный, мороженое.

Лед – ледок, льдинка, ледник, ледоход, ледяной, гололед, ледовый.

3. «Скажи наоборот»

Зимой ночь длинная, а день короткий, Снег белый, а асфальт …

Зимой ветер холодный, северный, а летом …, темный – светлый,

короткий – , черный –, холодный – теплый, горячий.

пасмурный – ясный, солнечный, мягкий – твердый, жесткий

ветер – безветрие, тихая погода.

3. Развитие связной речи. Составление описательного рассказа о зиме по плану. Рассказа из личного опыта.

Чтение сказки «Морозко», стихотворений и зиме.

Декабрь 2 неделя

Тема «Зимующие птицы.Звуки Б-Бь. Звуки П-Б»

Инструкция

Выполняемые действия

Отметка о выполнении

Развитие общей моторики

Поглядите боком – боком

Шла синичка мимо окон.

Скок – поскок, скок – поскок,

Дайте булочки кусок.

Дети ставят руки на пояс.

Прыгают в сторону.

Прыгают вперед – назад.

Разводят руками.

1. Развитие фонетико-фонематических процессов:

  1. Звук Б– согласный, твердый, звонкий (не тянется,не поется, встречает преграду). Звук БЬ – согласный, мягкий, звонкий.

2. Придумать (припомнить) слова со звуками Б,Бь.

3. Повтори цепочки слогов: ба-па-ба, бу-пу-бу, пы-бы-пы, бочка-почка-дочка.

4. «Скажи слова наоборот»:

Богатый-бедный, больной-здоровый, белый-черный, близко-далеко, бежать-стоять, работа-безделье, над-под.

Виноград, перемена, книга, станция, карандаш.

5. «Найди лишнее слово». Обращаем внимание на звуки.

Баран, бегемот, басня, баня.

Барабан, бинокль, лебедь, белый.

6. Составь предложение по опорным словам. Посчитай количество слов.

Бабочка-бутон.

Белочка-дупло.

Крыло-клюв.

2. Развитие лексико-грамматических процессов:

1. «Назови одним словом»

Синица с желтой грудкой – желтогрудая, синица с черной головой – черноголовая,

Снегирь с красной грудкой – красногрудый, ворона с длинным клювом – длинноклювая, сорока с белым боком – белобокая, ворона – длиннохвостая

Сова – большеглазая.

2. «Назови ласково»

Голубь – голубок, синица –, снегирь – , воробей –,сова - ,

3. «Кто как голос подает?»

Синичка – свистит, звенит, ворона – каркает, воробей – чирикает, голубь – воркует сова – ухает, сорока – стрекочет, кукушка – кукует.

4. «4 лишний» найди лишнюю картинку и объясни свой выбор (три картинки с зимующими птицами, одна с перелетной).

3. Развитие связной речи Пересказ рассказа: 

«Синичка»

   Наступила холодная зима. Голодно и холодно зимой птицам. Однажды брат и сестра были дома, они смотрели в окно. На дереве дети увидели синичку. Ей было очень холодно.

   Ребята открыли форточку. Синичка влетела в комнату и стала клевать хлебные крошки на столе.

   Когда наступила весна, дети принесли клетку с птичкой в лес. Ребята решили выпустить птаху. Синичка вылетела из клетки и радостно защебетала.

2.Составить описательный рассказ о снегире, вороне, воробье, синичке.

Декабрь 3 неделя

Тема «Зимние забавы. Звук С-Сь»

Инструкция

Выполняемые действия

Отметка о выполнении

Развитие общей моторики

Снег идет, снег идет.

Дворник улицу метет.

Мы катаемся на лыжах

И встаем мы на коньки.

Мы катаемся на санках

И играем все в снежки.

Движения руками сверху вниз

Движения в стороны.

Имитация движений по тексту.

1. Развитие фонетико-фонематических процессов, обучение грамоте.

   Запомни: звук С – звонкий (есть голосок), согласный (встречает преграду), твердый (старший братец), обозначается синей фишкой. СЬ- звонкий, согласный, мягкий (младший братец), обозначается зеленой фишкой.

2. «Поймай звук» Хлопни в ладоши, если услышишь звук С, (звук СЬ):

Санки, велосипед, лыжи, ледянка, снеговик, салют, песня, метель, снег и т.д.

3. «Разложи картинки» Сане дай картинки со звуком С, Семену со звуком СЬ.

2. Развитие лексико-грамматических процессов:

1. «Зимние виды спорта» Назови спортсмена- конькобежец бегает на коньках, хоккеист играет в хоккей, саночник катается на санках, фигурист занимается фигурным катанием, горнолыжник катается с горы, прыгун прыгает с трамплина, сноубордист катается на сноуборде.

2. «Назови ласково» снег, палка, сани, зима, елка, снеговик, шапка, штаны, горка.

3. «Кому что нужно?» Коньки нужны конькобежцу, (фигуристу) и т.д.

3. Развитие связной речи:

Составь предложения из слов:

Дети, кататься, санки, на.

Девочка, снеговик, лепить, большой.

Составление предложений по сюжетным  картинам.

Декабрь 4 неделя

Одежда. Обувь. Головные уборы. Аксессуары.        Звук З-Зь. Звуки Сь-Зь

Инструкция

Выполняемые действия

Отметка о выполнении

Развитие мелкой моторики

Здравствуй, солнце золотое!

Здравствуй, небо голубое!

Здравствуй, вольный ветерок!

Здравствуй, маленький дубок!

Мы живем в одном краю –

Всех я вас приветствую!

Пальцами правой руки по очереди «здороваться» с пальцами левой руки, похлопывая друг друга.

Развитие общей моторики

Вот портной наш шить устал,

Из-за стола он быстро встал,

Расправил плечи, потянулся,

Потом он низенько нагнулся.

Затем на цыпочки поднялся,

«Поприседал я вот, размялся.

К работе можно приступать,

Теперь нам долго не устать».

Движения по тексту.

Развитие фонетико-фонематических процессов:

 1. Развитие фонетико-фонематических процессов:

    Запомни:

1. Звук З- согласный, твердый,звонкий; Зь-мягкий,звонкий звук.

2. Вставь вместо звука З- С

Коза – коса         Захар – сахар

Лиза – лиса         Зуб – суп

3.Повторить:  За – са-за,        зо – со-зо,         зу – су-зу.

4. Составь звуковую схемы: зонт, зима, зло, санки.

5. Составь предложение про зиму, чтобы оно состояло из 2 слов,из 3,из 4 слов

6. Задание распечатанное «Помоги Золушке».

2. Развитие лексико-грамматических процессов

 1. Игра « 4 лишний» (называется 4 предмета, ребенок на слух определяет  какой предмет лишний и почему нр. сапоги, ботинки, шапка, кроссовки).

2. «Назови какой, какая» Из шерсти кофта шерстяная, из меха шуба меховая, платок из пуха  – пуховый, из ситца платье ситцевое, из резины сапоги-, из шелка платок -, из хлопка футболка -,  из шифона косынка - , из кожи плащ -, и т.д.

3. Запомни названия головных уборов: берет, косынка, бескозырка, фуражка;

Одежды: сарафан, гольфы, комбинезон; обувь- валенки, сандалии, босоножки.

4. Игра «Мой, моя, мои?» кофта моя, перчатки мои, шарф мой и т.д. (воспитатель называет предмет одежды, дети называют подходящее местоимение)

3. Развитие связной речи.

Составь рассказ по плану:

Что это? Верхняя это одежда или нижняя? Из каких частей состоит? Из какого материала сделана? Какого цвета? В какое время года носят? Кто надевает?

Январь 4 неделя

Тема «Семья.        Звук Э»

Инструкция

Выполняемые действия

Отметка о выполнении

Развитие мелкой моторики

Этот пальчик дедушка,

Этот пальчик бабушка,

Этот пальчик папочка,

Этот пальчик мамочка,

Этот пальчик – я,

Вот и вся моя семья.

Загибают по одному пальцу на каждой руке, начиная с большого пальца.

Развитие общей моторики

«Кто как передвигается»

Имитация движений диких и домашних животных.

Развитие фонетико-фонематических процессов:

 1. Развитие фонетико-фонематических процессов:

    Запомни:

1. Звук Э- гласный звук.

2. Хлопни, когда услышишь звук Э:

Рэ, пэ, ро, ре, мы, мэ, эр, зо, ду, вэ, сы, ха, мэ, эт, фа, фэ, те, гэ.

3. Раздели слова на слоги: э-лек-три-чес-тво,экс-ка-ва-тор, э-та-жер-ка, э-таж.

4. Составь звуковую схему: эхо, поэма.

5. Составь предложение про дедушку, чтобы оно состояло из из 3,из 4 слов.

2. Развитие лексико-грамматических процессов:

1.«Подбор признаков к предмету» бабушка – добрая, заботливая, умелая,  хозяйственная; мама – работящая, нежная, ласковая;  папа и т.д.

2. Подбор антонимов к словам (высокий, мягкий, храбрый, старый, веселый и т.д.)

3. Подбор родственных слов к словам семья, друг.

4. Игра «Кто старше, кто младше?». Мама и сын, папа и дедушка, мама и дедушка и т.д.

5.Образование множественного числа существительных в именительном и родительном падежах «Один — много- много кого(чего) »

 Семья — семьи — много (чего?) семей,

 ребенок — дети — детей,

 работа — работы — много работы (работ),

 дочь _ сестра___ брат___ внук ____цветок ____праздник ____

3. Развитие связной речи: «Расскажи о семье по плану»

1)  сколько в семье человек;

2)  с кем живет ребенок (если неполная семья);

3)  как зовут родителей (имя, отчество);

4)  кем работают родители;

5)  сколько лет брату (сестре);

6)  в каком классе учится брат (сестра);

7)  какая у тебя семья (дружная, добрая, трудолюбивая...).

8)Как нужно относиться к членам своей семьи?

9)Почему семья — это самое главное в жизни человека?

Чтение художественной литературы

И. Гамазко «Волшебная семья»,  В. Осеева «Волшебное слово»

Февраль 1 неделя

Тема «Посуда прошлого и настоящего.        Звук Ш»

Инструкция

Выполняемые действия

Отметка о выполнении

Развитие мелкой моторики

Маша каши наварила,

Маша кашей всех кормила.

Положила Маша кашу

Кошке- в чашку, Жучке – в плошку,

А коту в большую ложку.

В миску курицам, цыплятам,

 И в корытце поросятам.

Всю посуду заняла.

Все до крошки раздала.

Указательным пальцем по ладошке.

Загибаем пальцы по одному на каждую строчку.

Развитие общей моторики

Чайничек с крышечкой.

Крышечка с шишечкой.

Шишечка с дырочкой.

В дырочке пар- пар – пар – пар-пар.

Показываю движения по тексту.

1.Развитие фонетико-фонематических процессов:

1. Звук Ш- согласный, глухой, твердый звук.

2. Хлопни, когда услышишь звук Ш:

Ша, шу, фа, ас, жа, ши, сы, шарф, кошка, суп, зуб, шок, шутка, невежа, шимпанзе.

3. Раздели слова на слоги и поставь ударение: шо-ко-лад, шир-ма, кас-трю-ля, кув-шин, та-рел-ка, мас-лён-ка, хлеб-ни-ца, лож-ка, вил-ка, нож.

4. Составь звуковую схему: шайба, душ, мишка.

5. Дифференциация звуков С-Ш. Замени звук С на звук Ш:

Ас-аш, Ус-…, Са-…, Су-…., сок-…., нас-….., вас-….,сутки-….,крыса-….

2. Развитие лексико-грамматических процессов:

1.Упражнение «Назови ласково»

 Чашка- чашечка, кружка- кружечка, тарелка- тарелочка, чайник- чайничек, стакан- стаканчик, ложка- ложечка, вилка- вилочка, нож- ножик (ножичек), сковорода- ….

2.Согласование со словами «Мой», «моя»

 Чайник- он…(мой), чашка- она моя, стакан- он мой, нож- он мой, вилка- она моя, кастрюля- она моя, тарелка- она моя и.т.д.

3.Упражнение «Для чего нужны»

 Ложка- нужна для того, чтобы есть суп, кашу

 Нож- для того, чтобы_____________________________

 Тарелка- для того, чтобы__________________________

 Сковорода- для того, чтобы________________________

 Кастрюля- для того, чтобы_________________________

 Вилка- для того, чтобы____________________________

 Чашка- для того, чтобы____________________________

3.Развитие связной речи.

Составить рассказ- описание о посуде с опорой на картинный план.

1)Цвет посуды  2)Форма посуды  3)Части посуды

3)Материал из которого изготовлена (металлическая, фарфоровая, стеклянная, глиняная….) 4)Величина посуды 5)Для чего нужна

Это кастрюля. Она красного цвета. У кастрюли круглое дно, высокие края. Сверху кастрюлю накрывают крышкой, по бокам кастрюли есть ручки. Эта кастрюля маленькая, металлическая. В кастрюле варят суп, кашу, макароны…

Февраль 2 неделя

Тема «Маленькие исследователи. Звук Ж»

Инструкция

Выполняемые действия

Отметка о выполнении

Развитие мелкой моторики

Мои пальчики расскажут,

Что умеют – все покажут.

Их пять на каждой руке.

Все сделать смогут,

всегда помогут.

Они на дудочке играют,

Мячик бросают,

Белье стирают,

Пол подметают,

Щиплют, ласкают –

Пять и пять моих ловких пальчиков.

Хлопают в ладоши с растопыренными пальцами.Одноименные

пальцы обеих рук 4 раза соприкасаются друг с другом.Показывают

растопыренные пальцы. Хлопают в ладоши. Здесь и далее движения

соответствуют тексту. Показывают пальцы обеих рук.

1.Развитие фонетико-фонематических процессов:

1. Звук Ж- согласный, звонкий, всегда твердый звук.

2. Хлопни, когда услышишь звук Ж:

Жи, ша, фы, зу, аж, жуки, звонок, шум, зубы, звонок, желе, железо, пушка и т.д.

3. Раздели слова на слоги и поставь ударение: жадина, жаба, невежа, жалость.

4. Составь звуковую схему:  пижма, жемчуг, пожар.

5. Дифференциация звуков Ш-Ж. Замени звук Ш на звук Ж:

Аш-аж, уш-уж, шутка-жутко, шар-..,шаль-..,уши-..,шить-..,шест-…

2. Развитие лексико-грамматических процессов:

1.Упражнение «ИСПРАВЬ ПРЕДЛОЖЕНИЯ»

У Светы на брошке новое платье.

Дворник сгреб грабли и взял листву.

Два гнезда смотрят из дрозда.

Плотник забил в гвозди бревно.

Хлебные крошки клюют птичку.

Степка отнес спальню в кресло.

Пленку накрыли грядкой.

2.Упражнение «КАКОЕ СЛОВО ПОЛУЧИЛОСЬ?». Добавляем приставку ПРИ:

мерка примерка                              вивка прививка

ческа прическа                                щепка прищепка

права приправа                               бавка прибавка

ставка приставка                            манка приманка

сыпка присыпка                              

3. «Игра в слова»: игроки по очереди называют слова, каждое следующее слово должно начинаться с той же буквы, на которую окончилось предыдущее слово.

Называть можно только существительные. Слова не должны повторяться.

3.Развитие связной речи.

Читайте с ребёнком детские энциклопедии, познавательные книги.

Исследуйте различные явления в природе. Экспериментирование.

Февраль 3 неделя

Тема «Рыбы. Звуки С-З, Ш-Ж»

Инструкция

Выполняемые действия

Отметка о выполнении

Развитие мелкой моторики

Рыбка плавает в водице,

Рыбке весело играть.

Рыбка, рыбка, озорница,

Мы хотим тебя поймать.

Рыбка спинку изогнула,

Крошку хлебную взяла,

Рыбка хвостиком махнула,

Рыбка быстро уплыла.

Складывают ладони вместе и показывают, как плывёт рыбка.

Грозят пальчиком.

Медленно сближают ладони.

Складывают ладони – рыбка плывёт.

Хватательное движение

 двумя руками.

Показывают сложенными ладонями, как уплывает рыбка.

1.Развитие фонетико-фонематических процессов:

1. Звуки С-З парные согласные. С-глухой, З-звонкий.

2. Звуки Ш-Ж парные согласные. Ш-глухой, Ж-звонкий. И всегда твердые!!!!

3. Раздели слова на слоги и поставь ударение: карась, акула, аквариум, осьминог.

4. Составь звуковую схему:  сазан, лещ, дно, берег.

5. Дифференциация звуков С-З. Замени звук С на звук З:

Са-за,  су-…, ос-…, лиса-….., коса-…., роса-…..

2. Развитие лексико-грамматических процессов:

1.«Подбери словечко» (подбор глаголов к слову «рыба»: плавать, охотиться, ловить, чистить, мыть, варить, жарить, потрошить и т.д.)

2. «Чей? Чья? Чьё? Чьи?» (упражнение в употреблении притяжательных прилагательных: рыбья голова, рыбий хвост, рыбье брюшко, рыбьи плавники; акулий (-ья, -ье, -ьи) и т.д.)

3.Упражнение «Подбери действие»:

 Рыбка к камню…..( отплыла или подплыла). Рыбка от берега…(переплыла или отплыла). Рыбка всю реку…(вплыла или переплыла).

4. Упражнение «Посчитай морских обитателей»:

 Одна рыбка, две рыбки, три рыбки, четыре рыбки, пять рыбок.

 Акула_______________________________________________

 Кит_________________________________________________

 Дельфин_____________________________________________

 Медуза______________________________________________

 Краб________________________________________________

 Кальмар_____________________________________________ и.т.д.

3.Развитие связной речи.

Морские рыбы живут в соленой морской воде, а речные- в пресной.

 Морские обитатели: кит, дельфин, морской конек, кальмар, осьминог, краб, медуза, морская звезда. Назови речных рыб.

 У рыб есть: голова, туловище, плавники, хвост. Тело рыб покрыто чешуей.

Ответить на вопросы:

Как называется суп из рыбы? (уха)   Чем ловят рыбу? (удочкой, сеткой)   Кто такой рыбак?

Февраль  4 неделя

Тема «Военные профессии. Звуки  Л-Ль»

Инструкция

Выполняемые действия

Отметка о выполнении

Развитие мелкой моторики

Дыр-дыр пулеметы

Выше-выше самолеты

Бац! Артиллерия.

Мчится кавалерия. Ура!!!

Кулаками стучат по коленям.

Руки вверх.

Хлопок в ладоши.

Круговые движения  рукой над головой («шашкой»).

1.Развитие фонетико-фонематических процессов:

1. Звук  Л- согласный, твёрдый, звонкий звук.

    Звук ЛЬ- согласный, мягкий, звонкий звук.

2. Определи место звук Л или Ль в слове: клетка, львица, ламп, котёл.

3. Раздели слова на слоги и поставь ударение: пограничник, лётчик, аэродром.

4. Составь звуковую схему:  полк, солдат, застава.

5. Придумай слова со звуками  Л-ЛЬ в начале, в середине, в конце слова.

2 . Развитие лексико-грамматических процессов: 

  1. 1)Повторить названия военных профессий: танкист, летчик, моряк, десантник, пограничник, пехотинец, артиллерист, ракетчик, пулеметчик, кавалерист, пограничник, автоматчик, вертолетчик,  парашютист и т.д.
  2. 2) «Скажи иначе» (упр. в подборе синонимов) – Отечество – Отчизна, Родина; Защитник Отечества – боец, воин, солдат; защищать Родину – охранять, беречь; храбрый солдат- смелый, бесстрашный, доблестный.
  3. 3) «Назови военную профессию по названию предмета»: самолет-, вертолет-, пулемет-, граница-, парашют-, кавалерия-, пехота-, танк-, десант-, море-, ракета-, космос.
  4. 4) «Посчитай» - танки: один танк, два танка, три танк и т.д.
  5. 5) «Назови головной убор» У танкиста- шлемофон, у моряка- бескозырка, у автоматчика- каска, у десантника- берет, у пограничника – фуражка, у летчика – шлем.

 3. Развитие связной речи:

Повторить рассказ «Собака – санитар».

Шла война. Солдат храбро сражался за свою Родину. В бою он был ранен в ногу и не мог передвигаться. И вдруг он заметил, как к нему подошел санитар. Это была собака. На спине она несла сумку, в которой был бинт. Раненый перевязал себе ногу. А собака отправилась за помощью. Вернулась собака с тремя санитарами. Они положили бойца на носилки и отнесли в безопасное место. Так собака- санитар спасла жизнь защитнику Отечества.

Март 1 неделя

Тема «Домашние  животные и домашние птицы. Звук Ц»

Инструкция

Выполняемые действия

Отметка о выполнении

Развитие мелкой моторики

Вышла кошечка вперед,

К нам идет, хвостом играет.        

К ней навстречу из ворот

Две собаки выбегают .

Показывают руками «кошечку

Кошка «машет» хвостом

«ворота»

«собаки» обеими руками.

1.Развитие фонетико-фонематических процессов:

1. Звук Ц- согласный непарный , глухой  и всегда твёрдый!!!!!

2. Определи место звука Ц  в слове: царь, певец, куница.

3. Дифференциация С-Ц. Повтори : Са-ца-са, цу-су-цу, ас-ац-ас, цы-сы-цы.

4. Составь звуковую схему:  птенец, телёнок, петух.

5. Придумай слова со звуками  Ц  в начале, в середине, в конце слова.

6.Найди лишнее слово, ориентируясь на звук Ц:

Цыган, список, цирк, курица.

Стужа, ступенька, циркуль, стадион.

7.Слоговой диктант:  АС, АЦ, СО, ЦУ, СЫ, ИЦ.

2 . Развитие лексико-грамматических процессов:

 1. «Назови всю семью». Дети должны сами назвать.

по картинкам лошадь – конь – жеребенок, свинья – боров – поросенок, корова- бык- теленок, овца- баран – ягненок, собака- пес, щенок, коза – козел – козленок, кошка – кот – котенок, крольчиха – кролик – крольчонок, гусь – гусыня- гусенок, курица – петух – цыпленок, индюк- индюшка – индюшонок, утка – селезень- утенок.

2. «Кто как кричит?»  по картинкам: лошадь ржет, свинья – хрюкает, корова – мычит, овца, коза – блеют, собака – лает, гавкает, кошка – мяукает, мурлычет, гусь – гогочет, курица – кудахчет, квохчет, петух – кукарекает, индюк- болбочет, утка – крякает. 

3. «Кто где живет» (как называется жилище») собака в будке, куры в курятнике, корова в коровнике, свиньи в свинарнике, кролики в крольчатнике лошади в конюшне, кошка дома и т.д. 

4. Игра «Назови чей?» -образование притяжательных прилагательных: коза – козий, петух – петушиный т.д.

3. Развитие связной речи:  

1.«Расскажи» о любом домашнем животном  по плану:

Название- какие части тела имеются (т.е. отличительные части тела – рога, копыта и т.д.) -как называется домик – чем кормят – какую пользу приносит.

и т.д.

2.Пересказать рассказ.

Кошка

(рассказ-описание)

У кошки мягкая, гладкая шерсть и большой пушистый хвост. На мордочке у нее большие круглые глаза, которые светятся в темноте, чуткие ушки и длинные усы. Кошка крадется мягко, осторожно, когда идет за добычей. Кошка - домашнее животное, живет рядом с человеком, ловит мышей и крыс.

МАРТ 2 неделя

Тема «Школа, школьные принадлежности. Звуки Р-Рь»

Инструкция

Выполняемые действия

Отметка о выполнении

Развитие мелкой моторики

Вышла кошечка вперед,

К нам идет, хвостом играет.        

К ней навстречу из ворот

Две собаки выбегают .

Показывают руками «кошечку

Кошка «машет» хвостом

«ворота»

«собаки» обеими руками.

1.Развитие фонетико-фонематических процессов:

1. Звук Р- согласный непарный , звонкий, твёрдый. РЬ-мягкий.

2. Назови слова со звуком Р.

3. Дифференциация Р-Л. Повтори : ра-ла-ра, ло-ро-ло, ор-ол-ор.

4. Составь звуковую схему:  радио, рубец

2 . Развитие лексико-грамматических процессов:

1.Отгадать загадки и выучить по выбору.

•        Новый дом несу в руке. Двери дома на замке.

А живут в доме том книжки, ручки и альбом. (Портфель)

•        Черный Ивашка — деревянная рубашка.

Где носом пройдет — там заметку кладет. (Карандаш)

•        То я в клетку, то в линейку, написать на мне сумей-ка!

Можешь и нарисовать. Что такое я? (Тетрадь)

•         Белый камешек растаял, на доске следы оставил. (Мел).

2.Дидактическая игра «Подбери признак»: портфель (какой?) - кожаный, вместительный, яркий, большой ... .

3.Дидактическая игра «Четвертый лишний».

Ручка, резинка, мяч, пенал.

Портфель, тетрадь, учебник, яблоко.

4.Дидактическая игра «Исправь ошибку в предложении» (употребление падежных окончаний имен существительных).

У меня есть портфеля. У меня нет тетрадка. Я забыл дома линейкой. Я пишу ручки. Я рисую в альбом.

5.Дидактическая игра «Подскажи словечко».

Быть должны всегда в порядке твои школьные ... (тетрадки).

Чтобы было где писать, в школе нам нужна... (тетрадь).

6.Закрепление предлогов

Сесть за парту — выйти (откуда?) из-за парты;

положить книгу на стол — взять книгу (откуда?) _______________

поставить вазу на подоконник — взять вазу (откуда?) ___________________

ручка упала под парту — подняли ручку (откуда?) _____________________

войти в класс — выйти (откуда?) __________________________________

 спрятать карандаш в рюкзак — достать карандаш (откуда?) ______________

3. Развитие связной речи:  

Объяснить ребенку пословицы:

Ученье — путь к уменью.

Ученье свет, неученье — тьма.

Март 3 неделя

Тема «В гостях у сказки.        Звуки Л-Р»

Инструкция

Выполняемые действия

Отметка о выполнении

Развитие мелкой моторики

Раз, два, три, четыре, пять –

Любим сказки мы читать.

Царевна-Лягушка, Конек-Горбунок,

Мышка-норушка и Колобок.

Курочку Рябу назвать еще надо –

Героев из сказок вспомнить мы рады!

Сжимают – разжимают пальчики на обеих руках. Сжимают пальцы в кулачок, начиная с большого пальца, разжимают по одному на название каждой сказки.

1.Развитие фонетико-фонематических процессов:

1. Звук Р- согласный непарный , звонкий, твёрдый. РЬ-мягкий.

2. Найди лишнее слово, ориентируясь на звуки Р_Л:

Репа, русалочка, ландыш,

3. Дифференциация Р-Л. Замени звук Л на Р

Лак-рак, жалко-….., игла-…, болт-…,лис-…..,

4. Составь звуковую схему:  ремесло, репка, лесоруб.

2 . Развитие лексико-грамматических процессов:

1.Игра «Наоборот»:

Добрый – злой, веселый – грустный, правда – вымысел, положительный – отрицательный, утро – вечер, начало – конец, стоять – идти, сильный – слабый, высокий – низкий, быстро – медленно, заколдовать – расколдовать, запрягать – распрягать, молодой – пожилой, громко – тихо, умный – глупый, храбрый – трусливый, холодно – тепло, хитрый – простодушный.

2.Вспомнить всех героев из сказки и охарактеризовать их:

«Репка»-……

«Морозко»-…..

«Теремок»-…..

«Буратино»-….

«Мойдодыр»-….

«Дюймовочка»-…

«Золотой петушок»-….

«Три поросёнка»-….

«Гуси-лебеди»-….

«Колобок»-….

3. Инсценировки. Показать персонажей:

Храбрый заяц, трусливый заяц, Кощей Бессмертный, Баба-Яга, Царевна Несмеяна.

3. Развитие связной речи:  

Беседа с детьми на тему «Что такое сказка? Моя любимая сказка» - развивать связную монологическую речь, мышление, память, воображение.

 

Март 4 неделя

Тема «Весна. Звук Ч»

Инструкция

Выполняемые действия

Отметка о выполнении

Развитие общей моторики

Солнышко, солнышко, в небе свети!

Яркие лучики к нам протяни!

Ручки мы вложим в ладошки свои,

Нас покружи, оторвав от земли.

Хлопают радостно наши ладошки,

Быстро шагают резвые ножки.

Солнышко скрылось, ушло на покой,

Мы же на место сядем с тобой.

Дети тянутся руками вверх.

Вытягивают руки вперед ладонями вверх.

Встают парами.

Кружатся.

Хлопают в ладоши.

Быстро шагают на месте.

Приседают, голову закрывают руками.

Тихо садятся на свои места.

1. Развитие фонетико-фонематических процессов:

   Запомни: звук Ч – согласный, глухой и всегда мягкий звук, обозначается зеленой фишкой.

2. «Поймай звук» Хлопни в ладоши, если услышишь звук Ч.

3. «Четвертый лишний»: часы, щетка, куча, луч.

4. Определи место звука Ч в словах: челка, меч, печка, дочка, чудо.

5.Выполни звуковой анализ слов: чашка, вечер, качели.

2 . Развитие лексико-грамматических процессов: 

  1. 1. «Что лишнее».

 Август, март, апрель, май;

  1. почки, проталины, ледоход, листопад;
  2. грач, скворец, снегирь, журавль.
  3. 2. Подбери признаки» Солнышко (яркое, весеннее, лучистое, теплое, ласковое, блестящее; травка (молодая, зеленая, первая, нежная, душистая, долгожданная); снег (мокрый, сырой, темный); ручьи (весенние, звонкие, веселые).
  4. 3. «Назови ласково» проталина – проталинка, лужа, ручей, льдина, гнездо, почка, лист, трава, солнце, луч, весна, дерево.

3. Развитие связной речи:

 составь (повтори) описательный рассказ «Весна» (по схеме).

1. Название времени года.

2. Рассказать  - как солнце греет и освещает землю.

3. Небо (внешний вид неба, облака).

4. Чем покрыта земля (что происходит с землей, снегом).

5.Деревья.

6. Одежда людей.

7. Изменения в жизни животных.

8.Изменения в жизни птиц.

9. Занятия детей весной.

Март 5  неделя

Тема «Перелетные птицы. Звук Ф»

Инструкция

Выполняемые действия

Отметка о выполнении

Развитие общей моторики

Солнышко, солнышко, в небе свети!

Яркие лучики к нам протяни!

Ручки мы вложим в ладошки свои,

Нас покружи, оторвав от земли.

Хлопают радостно наши ладошки,

Быстро шагают резвые ножки.

Солнышко скрылось, ушло на покой,

Мы же на место сядем с тобой.

Дети тянутся руками вверх.

Вытягивают руки вперед ладонями вверх.

Встают парами.

Кружатся.

Хлопают в ладоши.

Быстро шагают на месте.

Приседают, голову закрывают руками.

Тихо садятся на свои места.

1. Развитие фонетико-фонематических процессов:

   Запомни: звук Ф – согласный, глухой, твердый звук.

                     Звук Фь- согласный, глухой, мягкий звук.

2. «Поймай звук» Хлопни в ладоши, если услышишь звук Ф.

3. «Четвертый лишний»: фея, вата, фетр, факел.

4. Определи место звука Ч в словах: фанера, кофта, пуф.

5.Выполни звуковой анализ слов: факел, финал.

6. Раздели на слоги и поставь ударение: кафель, фазан,фуфайка.

2 . Развитие лексико-грамматических процессов: 

Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами в единственном и во множественном числе «Назови детеныша»

Грач — грачонок — грачата,

аист — аистенок — аистята,

стриж — стриженок — стрижата,

журавль — журавленок — журавлята,

кукушка — кукушонок — кукушата,

лебедь — лебеденок — лебедята,

скворец — скворчонок — скворчата,

утка — утенок — утята,

гусь — гусенок — гусята.

3. Развитие связной речи:

Чтение художественной литературы  Е. Чарушин «Воробей»;  Л. Толстой «Хотела галка пить …»; Русская народная сказка «Гуси-лебеди».

РАССКАЖИ О ПТИЦЕ ПО ПЛАНУ

1)Кто это

2)какая птица(перелетная, зимующая)

3)Внешний вид(размер, окраска перьев, особенности строения: длина ног, шеи, форма клюва)

4)Чем питается

4)как поет, где зимует, как выращивает своих птенцов

НАПРИМЕР: Лебедь -перелетная птица.Тело вытянутое,шея длинная,клюв средней величины и красный. Живет на болотах и озерах.Гнезда вьет на суше в камышах. Лебеди бывают белыми и черными по цвету. Кормится зелеными травами,листьями и стеблями растений.

 

Апрель 1 неделя

Тема «Транспорт. Звук Щ»

Инструкция

Выполняемые действия

Отметка о выполнении

Развитие общей моторики

Если цвет зажегся красный

Значит, двигаться опасно-

Желтый свет – предупреждение –

Жди сигнала для движения.

Свет зеленый говорит

«Проходите, путь открыт».

Дети поднимают руки вверх,

Скрещивают над головой.

Хлопают в ладоши.

Ходят на месте, высоко поднимая колени.

  1. Развитие фонетико-фонематических процессов:

1. Запомни звук Щ- согласный, глухой, всегда мягкий звук.

3. Дифференциация Ч-Щ: ча-ща-ча, чу-щу-чу, ащ-ач-ащ.

4. Определи место звуков щ: щит, мощи,щетка,пещера,вещь.

5. Выполни звуковой анализ слов Щука, лещ, вещи.

6. Раздели слова на слоги поставь ударение: щенок, щедрый,совещание

2 . Развитие лексико-грамматических процессов: 

1. «Скажи наоборот» самолет прилетел- улетел; машина приехала-, корабль приплыл - , машина подъехала - , вышел-, въехал-, приехал-, вышел- , подошел-, отплыл.

2. «Кто чем управляет» Кто водит автобус, велосипедом, мотоциклом, поезд, корабль, трамвай, космический корабль.

3. «Посчитай этажи» 1этаж – дом одноэтажный, 2 – двухэтажный и т д.

4. «Назови свой адрес», достопримечательности нашего города.

5. Назови части самолёта, части грузовика, части паровоза, части автомобиля.

6. Составь предложение из 5 слов со словом лодка, велосипед.

3. Развитие связной речи: Описательный рассказ «Транспорт».

1. Название.

2.Из каких частей состоит.

3. Для чего предназначен?

4. К какому виду транспорта относится.

5. Кто управляет.

Примерный рассказ: Это автомобиль. У автомобиля есть кабина, фары, руль, колеса, салон и т.д. Автомобиль предназначен для перевозки людей. Это наземный, пассажирский транспорт. Автомобилем управляет водитель.

Апрель 2 неделя

Тема «Космос. Звуки Ч-Ть, Щ-Сь»

Инструкция

Выполняемые действия

Отметка о выполнении

Развитие мелкой моторики

В темном небе заезды светят.

Космонавт летит в ракете.

День летит и ночь летит

И на землю вниз глядит.

Видит сверху он поля,

Горы, реки и моря.

Видит он весь шар земной,

Шар земной – наш дом родной.

Сжимают, разжимают кулачки.

Ладони соединены под острым углом. Указательным и большим пальцем делают «Очки» возле глаз.

Загибают по одному пальцу.

Ладонями изображают шар.

1. Развитие фонетико-фонематических процессов:

1.Дифференциация Ч–Ть: ча-тя-ча, тя-ча-тя, ач-ать-ач

2. Хлопни один раз если в слове звук Ч, два раза если ТЬ

Телефон, человек, метель, тюлень, вечность, почта

3. Дифференциация Щ-Сь: ща-ся-ща, ась-ащ-ась, щу-сю-щу

4. Хлопни один раз если в слове звук Щ, два раза если СЬ

Щупальцы, семена, песенка, щека, щель.

2 . Развитие лексико-грамматических процессов: 

  1. 1. «Какое слово лишнее». Солнце, сон, солнечный, солнышко. Космос, косматы, космонавт, космический. Луна, лунный, полночь, прилуниться.
  2. 2. «Скажи наоборот» Взлететь –призелиться, ярко-…, темно-…, прилететь-…,далеко-…, высоко-…, медленно-….
  3. 3. «Измени по образцу» Солнце – солнечный, космос-…, спутник-…, луна-…, орбита-…, звезда-… .
  4. 4. «Один – много» планета- планеты, космонавт, астронавт, полет, ракета, корабль, комета, звезда, тренировка, скафандр, шлем.

3. Развитие связной речи: Составление фантастической истории о путешествии к другим планетам по картинному плану.

1) Как вы назвали новую планету.

2) Как выглядит эта планета из космоса?

3) Что вы увидели на этой планете?

4) Как выглядят ее жители?

5) Что они любят делать.

6) Как они  к вам отнеслись?

7) Что вы рассказали им о своей планете

8) Чем закончилась ваша встреча?

 

Апрель 3 неделя

Тема «Электроприборы. Повторение пройденного материала»

Инструкция

Выполняемые действия

Отметка о выполнении

Развитие мелкой моторики

Полюбуйся, посмотри —
Полюс северный внутри!
Там сверкают снег и лед,
Там сама зима живет.
Навсегда нам эту зиму
Привезли из магазина.

Сжимают – разжимают пальчики на обеих руках.

1.Развитие фонетико-фонематических процессов:

1.Звуковой анализ лов: песня, земля, бизон, вечер.

2. Раздели на слоги и поставь ударение: мас-ло, коль-цо

3.Составь предложение с предлогами В,На,Из, Над, От

4. Придумай, как можно больше слов на звуки К, Н, М, Ч, У, З, Ж

2 . Развитие лексико-грамматических процессов: 

ЗАКОНЧИ ПРЕДЛОЖЕНИЕ:
Мама стирает белье в ... (стиральная машина).
Папа чистит ковер ... (пылесос).
Дочь гладит одежду ... (утюг).
Коля поджаривает хлеб в ... (тостер).
Бабушка на кухне достает продукты из ... (холодильник).
Даша готовит обед на ... (плита).
Антон разговаривает с другом по ... (телефон).
Фильмы и мультфильмы показывают по ... (телевизор).
Вера читает книгу под настенной ... (лампа).

ПОСЧИТАЙ:
Один цветной телевизор — два цветных телевизора — пять цветных телевизоров.
Одна хрустальная люстра — две хрустальные люстры — пять хрустальных люстр.
Один высокий холодильник — два высоких холодильника — пять высоких холодильников и т.д.

3. Развитие связной речи:
Какие вы знаете электроприборы?
Для чего нужен каждый из них?
Какие электроприборы находятся у вас на кухне, в спальне, в зале?
Что служит питанием для электроприборов?
Откуда поступает электричество в дома? (С электростанций.)
Где в каждом доме живет электричество? (В розетках.)
Почему нельзя трогать розетки?
Для чего нужен провод?
На какой предмет мебели похож холодильник?
Какие бывают лампы? (Настольные, настенные.) 

Апрель 4 неделя

Тема «Насекомые. Повторение пройденного материала»

Инструкция

Выполняемые действия

Отметка о выполнении

Развитие общей моторики

Паучок ходил по ветке,

А за ним ходили детки.

Дождик сверху вдруг полил,

 Паучков на землю смыл.

Солнце стало пригревать.

Паучок ползет опять,

А за ним ползут все детки,

Чтобы погулять на ветке.

Дети ходят.

Пальчики «идут» по телу сверху вниз.

Опускают руку сверху вниз.

Приседают.

Поднимают руки вверх.

Ходят по руке.

«Ходят» пальчиками по голове.

Развитие мелкой моторики

Сетку паучок плетет,

Словно ткач проворный.

Нитку липкую  по кругу

Намотал задорно.

А потом ее пустил,

Чтоб круги связались,

И в красивой паутине

Мухи все остались.

Вывел нитку, затянул

 И засел в засаде.

Только мухи не летят.

Паучку досадно!

Дети накладывают пальцы обеих рук друг на друга. Сжимают пальцы в кулачки, отводят руки от себя к себе.

Указательным пальцем в воздухе рисуют круг. Скрещенные руки кладут на грудь. Скрещивают пальцы рук.

Проводят линию. С досадой взмахивают рукой.

  1. Развитие фонетико-фонематических процессов, обучение грамоте.

1. Поставь ударение в словах: золото. ворота, железо, медуза

2. Раздели слова н слоги: во-рот-ник, ба-ра-бан, цве-ток

3. Придумай предложение со словами:

Дерево-дупло

Аптекарь-лекарство

Светофор-дорога

2 . Развитие лексико-грамматических процессов: 

1. «Назови чьи?» Глаза паука – паучьи глаза, брюшко  - паучье, рот – паучий, сети паука -….

2. «Отгадай загадки» (про насекомых)

3. «Исправь ошибку» Бабушка летает около цветка. Лук лезет по веточке. Коза больно кусает. Пила летит и жужжит.

4. «Доскажи словечко» Под кору паучок (заполз). Из – под коры паучок (выполз). От дупла паучок … . К ветке паучок … . Через ветку паучок … . В расщелину дерева … .

3. Развитие связной речи: повторение рассказа по опорным картинкам «Майский жук»

Примерный рассказ: Майский жук – маленькое насекомое, знакомое каждому из нас. Он безопасен для людей. Он не может ни кусаться, ни колоться. Это насекомое вредит деревьям и кустам, поедая на них листья.

Индивидуально-подгрупповая работа

Фамилия, имя ребенка

Примечания

Понедельник

1.

2.

3.

4.

Вторник

1.

2.

3.

4.

Среда

1.

2.

3.

4.

Четверг

1.

2.

3.

4.

Пятница

1.

2.

3.

4.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимодействие учителя-логопеда и воспитателей в подготовительной к школе группе компенсирующего обучения для детей с тяжёлыми нарушениями речи

В презентации представлен Журнал взаимосвязи учителя-логопеда и воспитателей:  основные направления взаимодействия, содержание коррекционно-развивающей деятельности....

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательно – речевому развитию в подготовительной к школе группе для детей с ОНР по теме: «К нам весна шагает» подготовлена воспитателем Е.А. Королько

Обучающие задачи: учить выделять признаки весны, отличать от других времен года, учить составлять рассказ по картинно – графическому плану.Образовательные задачи: расширять и активизировать словарь де...

«Огород у нас богатый» Конспект занятия в подготовительной к школе группе для детей с ОНР Рябцевой Татьяны Евгеньевны, воспитателя Муниципального дошкольного образовательного учреждения детского сада №73 города Тюмени

Развивать логическое мышление, внимание, память, умение анализировать, обобщать. «Речевое развитие»: способствовать развитию связной, совершенствовать грамматический строй, обогащать...

Тетрадь взаимосвязи работы логопеда и воспитателей в подготовительной к школе группе

Качественное  взаимодействие работы логопеда и воспитателей - залог успешной коррекционной работы в логопедической группе ДОУ.  Материал может быть использован воспитателями для закрепления ...