Методическая разработка. Конспект НОД с детьми подготовительной логопедической группы ГБДОУ детского сада № 17 Петродворцового района СПб «Удивительный мир динозавров»
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Данный материал вызывает у детей живой познавательный интерес к прошлому нашей планеты и  такой увлекательной , трудной ,но очень актуальной профессии палеонтолога.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon udiv_mir_dinozavrov.doc90.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД с детьми 1 подготовительной логопедической группы ГБДОУ детского сада № 17 Петродворцового района СПб

«Удивительный мир динозавров»

Автор: воспитатель Рогова Татьяна Александровна.

Цель: Поддерживать у детей   интерес к истории возникновения жизни на Земле.

Задачи:

Образовательные:

  1. Систематизировать и расширять знания детей о древних животных – динозаврах.      
  2. Учить детей анализировать, делать выводы и обобщения, логически мыслить, доказывать свою точку зрения.
  3. Формировать навыки продуктивной и экспериментальной деятельности.

Развивающие:

  1. Расширение и активизация словаря по теме занятия, словаря антонимов и синонимов.
  2. Развитие монологической   речи, связной сопряженной речи: составление и проговаривание предложений о совершаемом в данный момент действии.
  3. Развивать мелкую моторику, зрительный   гнозис и праксис, ориентировку на листе бумаги.
  4. Развивать зрительное и слуховое внимание, художественно – творческое воображение детей, умение работать по словесной инструкции взрослого.
  5. Развивать коммуникативные способности детей, умение работать сообща.

Воспитательные:

  1. Воспитывать умение и желание взаимодействовать со сверстниками, чувство сопереживания.
  2. Воспитывать желание доводить начатое дело до конца.

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие».

Методы и приёмы

  1. Словесные (рассматривание, беседа, постановка вопросов, рассказы детей и воспитателя, поощрение);
  2. Наглядные (Дид. игры: «Собери целое из частей», «Отгадай, чьи   это зубы?»)  
  3. Практические (демонстрация эксперимента «Извержение вулкана» графический диктант).
  4. Игровые (разгадывание ребуса «Зубы динозавра», коллаж «Мамонтёнок»,).

      Планируемый результат: активизация ориентировочно-поисковой и информационно-познавательной деятельности.

                                    Предварительная работа:

  1. Чтение энциклопедий, художественной литературы по теме «Планета в прошлом», «Динозавры».
  2. Рассматривание слайдов и картинок «Динозавры».
  3. Просмотр документального фильма «О возникновения жизни на Земле».
  4. Беседа о профессии палеонтолога.
  5. Игры детей с муляжами фигурок динозавров и макетом Земли.

Оборудование:

Презентация, набор фигурок животных – динозавриков, интерактивная доска, поднос с макетом вулкана и баночки с красной краской и пищевой содой, бутылочка со столовым уксусом для проведения эксперимента, красные карандаши и белая бумага в клетку для графического диктанта, разрезные картинки модели Земли по количеству детей.

Ход занятия.

  1. Организационный момент.

Приветствие: (Слайд № 1,2)

Собрались мы снова вместе, чтобы было интересней.

Много нового узнаем, что ж, ребята, начинаем.

Похлопаем в ладоши, улыбнёмся    друг    другу и   пусть это хорошее настроение останется с нами на   весь день.

Дети приветствуют воспитателя и друг друга улыбочкой.

  1. Основная часть.
  1. Введение в тему занятия.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, какой необычный предмет я вам сегодня принесла (достает из-за спины минутные песочные часы).  Как вы думаете, что это такое? Это песочные   часы.  Для чего нам нужны часы? Они показывают время. Правильно, молодцы! Часы показывают и отсчитывают время. Минута уходит за минутой. Плохая она была или хорошая – её уже никогда не вернуть. Она становится прошлым. А время продолжает двигаться только вперёд!  (Слайд № 3) 

Но люди не хотят расставаться со своим прошлым, а всё время пытаются узнать, что же было раньше?  И мы с вами заглянем сегодня в далёкое- далёкое прошлое,

когда и людей – то на Земле ещё не было. (Слайд №4) 

 Дети садятся на стульчики.

  1. Воспитатель: Как вы думаете, а кто – то же жил тогда на нашей планете или нет?

 Да, древние животные, динозавры.

Сейчас я вам расскажу историю, как однажды далекое прошлое приоткрылось людям. Это произошло в Англии в 19 веке. Врач вызвали к пациенту. Пока он осматривал больного, его жена гуляла по парку. Была весна, распускались первые цветы, пели птицы. Вдруг взгляд молодой женщины остановился на камнях весьма странного вида, и она решила рассказать о них мужу. Врач определил, что это не камни, а …

  1. Отгадывание ребуса:

(Слайд №5) – дети отгадывают зашифрованное слово (Зубы). Это была первая необычная находка, которая принадлежала древним животным - динозаврам, обитавшим на земле  миллионы лет назад. Сегодня мы многое знаем о динозаврах, а всё благодаря работе палеонтологов. Кто такие палеонтологи?  

Учёные, занимающиеся раскопками и изучением вымерших животных.

(Слайд № 6,7,8) Рассматривание картинок с изображением работы палеонтологов.

  1. Рассказ воспитателя о динозаврах с демонстрацией слайдов:  

Слово динозавр в переводе означает «ужасная ящерица».  (Слайд № 9)

Это были самые крупные животные, когда – либо населявшие нашу планету. Существовало огромное количество групп динозавров.  (Слайд №10) 

По способу питания динозавры делились на 2 группы: травоядные и хищники. А можете ли вы по строению зубов определить, чем питался динозавр?          

  1. Дидактическая игра «Отгадай, чьи это зубы?» 

(Слайд № 11) – зубы травоядного динозавра и хищника.

Господа учёные, я вас поздравляю с достоверным предположением. Действительно, плоские зубы с режущими краями были удобны для пережёвывания растительной пищи. У хищников были длинные, острые, словно ножи зубы. С помощью таких зубов они легко разрывали мясо. (Слайд №11)

Многие растительноядные динозавры жили стадами для большей безопасности. Вместе им было легче защищаться от хищников. Они проходили большие расстояния вместе с детёнышами, которые находились в центре стада, а по краям шли взрослые динозавры, направляя свои рога на хищников, как вот эти трицератопсы. (Слайд №12) 

Чтобы появились детёныши, динозавры откладывали яйца. В отличие от птичьих яиц, они были в кожаной оболочке. Некоторые динозавры для яиц строили гнёзда, укрывали их растениями, чтобы им было тепло. Потом из яиц появлялись детёныши   - динозаврики. (Слайд №13,14)

  1. Воспитатель: Ребята, Вероника, Артём и Полина приготовили для вас сюрприз. Они расскажут о самом большом, самом маленьком и самом жестоком динозаврах.

Рассказы детей: 1 - о самом большом динозавре Бронтозавре. (Слайд №15,16)

                             2 -о самом жестоком динозавре Тираннозавре. (Слайд №17,18) 

                            3 - о самом маленьком динозавре Компсогнатусе. (Слайд №19)               

Динозавры вымерли задолго до появления человека. Одной из версий их гибели считается падение на Землю огромного метеорита. При ударе метеорита о Землю   поднялось громадное облако пыли, заслонило Солнце и от нехватки света и тепла наступило длительное похолодание, а к нему динозавры не смогли приспособиться. (Слайд № 20)

Другой причиной исчезновения динозавров считается извержение вулканов, которые выбрасывали в воздух пыль и газы, а это тоже вредило динозаврам. (Слайд № 21). Они вымерли полностью, а в наше время живут их потомки.

 Воспитатель: Каких потомков динозавров вы знаете? Крокодилы, черепахи и змеи. (Слайд №22)

  1. Физкультминутка.

Под музыку «Песенка про жирафика». (Слайд №23) 

Дети поют песенку и выполняют движения в соответствии со словами:

У динозавра есть пупырышки, пупырышки везде –

На лбу, ушах, на шее, на локтях,

Есть на носах, на животах, на коленях и носках.

У динозавра есть чешуйки, чешуйки есть везде –

На лбу, ушах, на шее, на локтях,

 Есть на носах, на животах, коленях и носках.

Дети садятся за столы.

  1. Воспитатель: Древнюю планету, на которой жили динозавры, историки назвали Пангеей. Ребята, посмотрите, как она выглядела. (Слайд №24) 

Климат на древней планете Земля был тёплый, лили проливные дожди, извергались вулканы, сверкали молнии. Всё это постепенно меняло внешний облик планеты. Я предлагаю вам собрать модель древней планеты Пангея из отдельных частей и внимательно её рассмотреть.  

Дидактическая игра «Собери целое   из частей» 

Воспитатель: Посмотрите, части Пангеи неплотно прилегают друг к другу, на планете есть зазоры, трещины. Вот в таких местах и происходят  на планете извержения вулканов.

Посмотрите, ребята, как сейчас выглядит наша планета Земля. (Слайд №25) Давайте сравним   две   модели   Земли.

Сколько было на древней планете материков? Один. А на современной? Шесть. Как они появились?

Один материк разделился на шесть частей и они отдалились друг от друга.

 В результате извержения вулканов между материками появились высокие горы, глубокие впадины, которые постепенно заполнились водой – морями и океанами.

Дети собирают пазлы в конверты.

В наше время планета продолжает своё формирование. Вулканы на Земле продолжают извергаться и изменять её облик.  (Слайд № 26) 

А что происходит во время извержения вулкана, мы сейчас посмотрим.

Дети подходят к демонстрационному столу.

Демонстрация эксперимента: «Извержение вулкана» (Слайд № 27)

Ребята, что поднимает лаву на поверхность вулкана из глубины горы?

Энергия, газы.  Мы   видим много пузырьков газов и слышим их шипение.

  1. Воспитатель: А теперь мы отправимся в одно удивительное место на Земле. Но попасть туда мы сможем, если только пройдём трудный маршрут и не собьёмся с пути.

Дети садятся за столы.

Графический диктант «Дорога к вечной мерзлоте».

Дети пишут графический диктант на бумаге в крупную клетку.

Ребята, посмотрите на схему маршрута. (Слайд №28) - схема маршрута.

 У всех так? Никто по пути не потерялся? Мы с вами оказались в зоне вечной мерзлоты в Восточной Сибири, где учёные палеонтологи нашли в 1977 году останки мамонтёнка Димы.

Вечная мерзлота, как холодильник хранила здесь скелет мамонтёнка многие миллионы лет. (Слайд №29) 

Теперь вы сможете увидеть этого мамонтёнка, если съездите с родителями в зоологический музей Санкт – Петербурга.

  1. Коллаж «Мамонтёнок» (Слайд №30) 

Картинки: телевизор, холодильник, клубок шерсти, цифра 4, слон, кустик, высотный дом, лопата,  буква  М.

Воспитатель: Давайте рассмотрим этот коллаж и подумаем, что объединяет мамонтёнка, пришедшего к нам из прошлого, с этими современными предметами?

Про находку мы узнали из телевизора, его нашли в вечной мерзлоте, он был покрыт шерстью, у него 4 ноги, родственник слона и на него похож, питался травой и листьями, он был огромный, высотой с дом, палеонтологи откопали его лопатой, в его названии есть 2 буквы М.

  1. Итог.

Воспитатель: Молодцы! Пора нам из прошлого возвращаться в детский сад. (Слайд №31)

В нашем путешествии вы проявили смекалку и внимание, показали, как много вы знаете об окружающем мире. Вы умеете рассказывать и слушать своих товарищей, научились работать дружно и слаженно. Эти качества вам обязательно пригодятся в школе.

Ребята, а вам понравилось наше путешествие? А что вам больше всего запомнилось в нашем   путешествии в прошлое? Ответы детей.

 (Слайд №33)

Дети уходят в группу.

                              Список используемой литературы.

  1. Фокина Э.Д. «Познавательно – речевые занятия в детском саду». Санкт –  Петербург. 1995 год.
  2. Большая энциклопедия дошкольника
  3. Стефанович С. «Наша планета. Динозавры».  
  4.  Научно-популярная литература «До и после динозавров. Невероятная панорама»
  5. Крамптон А. «Монстры Триаса»

6.  Шатц  Д.  «Мамонт»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка конспект НОД для детей старшей логопедической группы по речевому развитию "Итоговая беседа о весне."

Конспект непрерывной образовательной деятельности с детьми старшей логопедической группы по речевому развитию "Итоговая беседа о весне" Поможет педагогам-воспитателям подготовить материал о ...

Методическая разработка : Конспект совместного мероприятия с детьми средней группы на тему "Полезные и вредные продукты". Автор: Слепкова Светлана Петровна -воспитатель ГБДОУ № 279 Московского района Санкт - Петербурга

Целью совместного   мероприятия с детьми  является формирование у детей здорового образа жизни.  Дети узнали, что  существуют как полезные,  так и  вредные продукты, появ...

Аналитическая справка о результатах личного участия педагога Ветровой Анастасии Олеговны в создании развивающей предметно-пространственной среды в старшей группе ГБДОУ детском саду № 115 компенсирующего вида Фрунзенского района Санкт-Петербурга.

Аналитическая справка о результатах личного участия педагога Ветровой Анастасии Олеговны в создании развивающей предметно-пространственной среды в старшей группе ГБДОУ детском саду № 115 компенсирующе...

Методическая разработка открытого мероприятия с детьми воспитателя подготовительной логопедической группы ГБДОУ детский сад №20 Санкт-Петербурга. Анфиногеновой Л.Н. Тема: "Путешествие в страну ПДДейка".

Данное занятие проводится с детьми полготовительной речевой группы в виде иньеллектуальной игры по теме :" Путешествие по городу дорожных знаков ПДДейка".Проводя данное занятие, мы обобщаем ...

Разработка конспекта НОД лепка в первой ясельной группе ГБДОУ 56 Колпинского района СПБ Клименко Елена Алексеевна

Конспект НОД  лепка в первой ясельной группе. ГБДОУ№56  Колпинского района  Группа «Бусинки» Клименко Елены Алексеевны Тема: «Светит солнышко в окошко »...

Методическая разработка занятия "Космическое путешествие в старшей группе ГБДОУ Детский сад №112Невского района СПб

Методическая разработка развивающего занятия  по направлению "Окружающий мир" для детей старшей группы  детского сада....

Методическая разработка Конспект НОД с детьми подготовительной логопедической группы ГБДОУ 17 Петродворцового района "Школа пожарной безопасности"

У   детей,  начиная  с  5лет,  необходимо  воспитывать навыки осторожного  обращения с огнем,  стремиться  к  тому,  чтобы  дети  ...