Рекомендации для родителей на лето
методическая разработка (старшая группа)

Тимофеева Елена Анатольевна

Для занятий ролителей с детьми в летний период

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rekomendatsii_na_leto.doc54 КБ

Предварительный просмотр:

Рекомендации логопеда на летний период.

Разработала учитель-логопед Е.А. Тимофеева

Лето – пора отпусков, детского отдыха. Важно помнить, что сформированные в течение учебного года навыки за летний период могут, как укрепиться и войти в привычный стереотип, так и потеряться.

При выполнении рекомендаций следует соблюдать ряд условий:

  1. Приступать к выполнению рекомендаций следует лишь в том случае, когда ваш ребенок  здоров, сыт, спокоен.
  2. Большинство заданий выполняйте в игровой форме. Работа с ребенком должна активизировать речевое подражание, формировать элементы связной речи, развивать память и внимание.
  3. Выполнять задания должен сам ребенок, а родители лишь контролируют правильность выполнения и при необходимости поправляют.
  4. Если ребенок устал во время выполнения, обязательно нужно дать ему отдохнуть. Если в данный момент  ребенок не хочет заниматься, нужно перенести занятие, но обязательно выполнить задание позже.
  5. Никогда не ругайте ребенка, если у него не получается задание, ободрите,  выполните  предыдущее задание, для вселения уверенности в свои силы и возможности не потерять ранее полученные навыки.
  6. Чаще хвалите ребенка, формируйте у него уверенность в своих силах, создавайте ситуацию успеха.
  7. Приучите ребенка (и себя) к тому, чтобы занятия с ним были ежедневными (или через день), хотя бы по 10-15 минут. Некоторые упражнения можно выполнять по дороге в магазин или в транспорте, можно задавать ребенку вопросы и задания при ежедневной работе по дому, т.е. в повседневной жизни. Не жалейте на занятия времени, оно потом во много раз окупится!
  8. Находясь рядом с ребёнком, развивайте у него волевые качества, умение ограничивать свои желания, доводить начатое до конца, выполнять нормы поведения.
  9. Родители должны учитывать, что реакция ребенка может быть различной: то быстрой, то слишком медленной, то чрезмерно веселой, бурной, то очень унылой. Это не должно отталкивать родителей от дальнейшей работы, а наоборот, учитывая личные особенности своего ребенка, привлекая родительскую интуицию и желание помочь, вместе с ним преодолевать речевые затруднения.

Уделяйте постоянное внимание собственной речи, так как высказывания взрослых являются образцом для правильного развития словарного запаса, умения строить фразу детей.

Наполните повседневную жизнь детей грамотным речевым общением:

  • в собственной речи четко проговаривайте окончания слов, дайте ребенку возможность услышать изменение звучания слов в различных контекстах, правильно употреблять грамматические формы и т.д. (например: Это книга; нет книги; ищу книгу; думаю о книге; рисую книгу. Коля рисовал, а Даша рисовала и т.д.);
  • обращайте внимание ребенка на процесс приготовления пищи, её качественный состав, продукты, из которых готовится блюдо (например, как готовим: варим, жарим, печем, чистим; вкусовые качества: вкусная, сладкая, горькая, горячая, холодная; цвет: зеленый, жёлтый).
  • привлекайте внимание детей к правильному пониманию и употреблению пространственных предлогов (например, положи карандаш на стол, возьми карандаш со стола, положи карандаш под стол, спрячь карандаш за спину т.д.).

Активно развивайте мелкую моторику рук вместе с ребёнком:

Играйте в пальчиковые игры, лепите, рисуйте, раскрашивайте, клейте, вырезайте, конструируйте, используйте игры — мозаика, шнуровка, пазлы, лото, конструктор, лего и т.д. Ребёнок самостоятельно должен одеваться и раздеваться, обуваться и разуваться, застёгивать (расстёгивать) пуговицы, молнии, застёжки, шнуровать.

Рекомендации для автоматизации звуков

  1. Следите за поставленными звуками, добивайтесь правильного произношения. Иначе проделанная работа за год может пойти насмарку: "недоавтоматизированные" звуки могут "потеряться" (исчезнуть из громкой речи), тогда необходимо будет работу начинать заново.
  2. Исправляйте неверно произнесённые ребёнком слова: "баРеЛина" вместо "балерина", "аквария" вместо "аквариум", "велик" вместо велосипед. Поправляйте речь ребёнка СПОКОЙНО, произнося слово верно,  не требуйте СРАЗУ повторить слово правильно. Главное, обратить внимание на неверное произношение!

Упражнения для развития фонематических процессов

  1. Определение количества звуков в слове и их последовательности. (Сколько звуков в слове «кран»? Какой 1, 2, 3, 4?)
  2. Придумывание слов с определённым количеством звуков.
  3. Узнавание слов, предъявленных ребёнку в виде последовательно произнесённых звуков. (Какое слово получится из этих звуков: «к-о-ш-к-а).
  4. Образование новых слов с помощью «наращивания звуков. (Какой звук надо добавить к лову «рот», чтобы получилось новое слово? Крот-грот, пар-парк, Оля – Коля, Толя, Поля).
  5. Образование новых слов путём замены в слове первого звука на какой-либо другой звук. (Дом-сом, лом-ком.)
  6. Отобрать картинки или назвать слова, в названиях которых 4-5 звуков.
  7. Подобрать слова, в которых заданный звук был бы на 1-ом, на 2-ом, на  3-ем месте. (Шуба, уши, кошка.)

Упражнения для развития слоговой структуры слова

 (слогового анализа и синтеза)

  1. Определение количества слогов в слове и их последовательности. (Сколько слогов в слове «молоток»? Какой 1?2?3?)
  2. Придумывание ребёнком слов с определённым количеством слогов
  3. Составление слов из слогов, данных в разбивку. (Слоги потеряли своё место, надо помочь им его найти: на-ро-во, ка-сум).
  4. Узнавание слов, предъявленных ребёнку в виде последовательно произнесённых слогов. (Какое слово получится из слогов: го-ло-ва).
  5. Распределение картинок в соответствии с количеством слогов в слове. (Положить картинки, названия которых состоят из односложных слов, в одно место, а названия которых из 2, 3, 4-сложных слов - в другое).
  6. Отхлопать или отстучать слово по слогам и назвать их количество.
  7. Выделять гласные звуки. (Столько слогов в слове, сколько гласных) и т. д.

Упражнения для формирования правильного грамматического строя речи

  1. Упражнения на обучение изменять слова по числам, падежам (один сад, а много сады, гулял где за садом, много это глаза – а один …, много это уши – а одно …, одна конфета – а шесть … и т.д.)
  2. Упражнения на обучение образовывать новые слова (уменьшительные, ласкательные формы и т. д.):
  3. - Подбери подходящее по смыслу слово: большой сад, а маленький …,     маленькая куколка, а большая …,
  4. - Закончи предложение: весной картошку сажают, а осенью …, воду наливают, а соль …
  5. - Назови детенышей животных: кто у медведицы – медвежата, у   коровы - …, у слонихи - …, у овцы - … и т.д.
  6. - Если кораблик из бумаги, значит он бумажный, а шуба из меха (какая шуба?) и т.д.
  7. - У лисы хвост лисий, а у зайца, у собаки, у кошки и т.д.
  8. - Если днём жара, то день жаркий, а если мороз - …, ветер - …, дождь -… и т.д.
  9. Поиграть в словесную игру. Намеренно исковеркать фразу, попросить ребенка найти ошибку и вместе разобрать, как нужно произносить слова. («В лес грибы растёт», «Шишка большой на ёлке растёт»)
  10. Начать предложение, а ребенок пусть сам его закончит, подбирая разные варианты.

Упражнения на расширение словарного запаса ребёнка

Следует систематически расширять тот запас слов, которым уже владеет ребенок.

  1. Рассматривая картинку, читая книжку, слушая сказку, обращайте внимание на редко встречающиеся, новые слова.
  2. Сочиняйте стихи, рифмы.
  3. Читая знакомые стихи, просите подсказать пропущенное слово.
  4. Игра в слова:  «назови все свои игрушки», «придумай слова, которые обозначают транспорт», «назови цвета», «какими словами можно описать лето, осень, зиму, весну», «вспомни слова с противоположным значением, близкие по значению»
  5. Объяснять переносные значения выражений: золотое сердце, злой язык, короткая память, голова на плечах, не тронуть пальцем, правая рука, наломать дров и т.д.

Упражнения на развитие связной речи

  1. Необходимо учить ребёнка давать полный ответ на вопрос.
  2. Вызывать у него желание о чем-то рассказывать.
  3. Расспрашивайте о важных для него событиях.
  4. Внимательно слушайте ребёнка и направляйте его сбивчивый рассказ путём вопросов по содержанию.
  5. Подсказывайте, поправляйте ударение и произношение, но всегда давайте возможность выговориться.
  6. Упражнения для формирования связной речи: описание предметов, рисунков, пересказы знакомых текстов, придумывание историй и сказок, беседы, составление и написание писем, поздравлений, составляйте предложений по заданным словам и т.д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации для родителей на лето.

Эта статья предназначена для родителей и содержит в себе примерный режим дня для детей от 3 до 7 лет на летний период года,рекомендации по организации летнего отдыха ребенка....

Рекомендации логопеда родителям на лето.

Презентация предназначена для родителей детей логопедической средней или старшей группы,  также может быть использована для проведения родительского собрания на логопункте ДОУ. Содержит основные ...

Рекомендации для родителей на лето.

Лето для детей – это долгожданный праздник. Полноценное лето способно обеспечить детям запас энергии на весь будущий год. Это значит, что в летний период обязательно должны быть и новые впечатления, и...

Рекомендации логопеда родителям на лето

Рекомендации для родителей...

Рекомендация для родителей «Здравствуй, лето!»

Материал предназначен воспитателям для работы с родителями....

Рекомендации для родителей на лето

Памятка для родителей...

Консультация для родителей «Рекомендации для родителей на лето» (для детей 2-3 лет) июнь 2023

Лето – благоприятный период не только для отдыха и укрепления здоровья детей, но и для их общего развития. В это время года дети с помощью взрослых могут расширить свои представления об окружающ...