РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учителя – логопеда «Преодоление речевых нарушений у детей 5-6 лет». Срок реализации 1 год.
рабочая программа по логопедии (старшая группа)

Ольга Юрьевна М.

«Преодоление  речевых нарушений

у детей 5-6 лет».

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_st.gr_._-_meshcheryakovoy_oyu.doc327.5 КБ

Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учителя – логопеда

«Преодоление  речевых нарушений

у детей 5-6 лет».

Срок реализации 1 год.

Составитель: учитель – логопед

Мещерякова Ольга Юрьевна

Коркино  2022

Содержание рабочей программы

I   Целевой раздел

1. Пояснительная записка. ………………………………………………………………….. 4

2. Возрастные и индивидуальные особенности контингента детей группы. …………… 5

2.1. Особенности речевого развития нормально развивающихся детей. …………….. 5

2.2 Особенности психоречевого развития детей с нарушениями речи. ……………… 6

2.3 Характеристика речевых расстройств воспитанников, поступивших в старшую группу для детей с ТНР. …………………………………………………………...……. 6

2.3 Картина речевого недоразвития воспитанников старшей группы для детей с ТНР. ………………………………………………………………………………………………8

3. Цель, задачи и принципы деятельности ДОУ по реализации коррекционно-развивающей работы с детьми с ОВЗ. ……………………………….……………..………9

4. Целевые ориентиры образовательного процесса. ……………………...…………..…. .9

4.1. Целевые ориентиры дошкольного образования. ……………………..………..…. 9

4.2. Целевые ориентиры по образовательной области «Речевое развитие». …..…… .9

4.3. Промежуточные планируемые результаты по образовательной области «Речевое развитие». ……………………………………….………………………………………….. 10

5. Цель и задачи рабочей программы. ……………………………………………………. 11

6. Задачи по образовательной области "Речевое развитие». ……………………………. 11

7. Коррекционные задачи. …………………………………...……………………………. 11

II Содержательный раздел

1. Организация образовательного процесса. ……………………….……………………. 12

2. Модель образовательного процесса. ……………………………...…………………… 12

2.1Календарь тематических недель в старшей группе комбинированного вида для детей с ОВЗ (ТНР) на 2022-2023 учебный год. ………………………………………………………..…………….…………….. …………...12

2.2 Планирование образовательной деятельности на 2022-2023 учебный год. ……. 13

3. Формы, приемы организации образовательного процесса по образовательной области «Речевое развитие». ………………………………………….……………………………. 14

4. Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в условиях образовательного процесса. ………………………………………………………………………………………. 15

5. Интеграция усилий субъектов коррекционно-образовательного процесса. ….…….16

5.1 Взаимодействие учителя – логопеда и воспитателей группы. ………………..… 16

5.2 Взаимодействие учителя – логопеда и специалистов ДОУ. …….………………. 17

5.3 Список консультаций для педагогов. ………………………….………………….. 17

5.4 Взаимодействие с семьями воспитанников. ……………………………………… 17

5.5 Список консультаций для родителей. ………………….…………………………. 19

III Организационный раздел

1. Регламент образовательной деятельности. …………………………………………….19

2. Сетка занятий. ……………………..……………………….…………………………… 19

3. Режим дня. ………………………………………...……………………………..……… 20

4. Регламент реализации индивидуально ориентированных коррекционных мероприятий. (Циклограмма рабочей деятельности учителя – логопеда.) ………...……. 21

5. Кабинет учителя – логопеда. ………………………………...…………………………. 22

6. Картотека материалов. ……………………………………..…………………………… 23

Литература. ……………………………………………………………………………………. 26

Приложения.

Приложение №1. Перечень нормативных и инструктивных документов.

Приложение №2. Перспективно-тематическое планирование учителя – логопеда старшей группы МКДОУ д/с №11 Мещеряковой О.Ю. на 2022-2023 учебный год.

Приложение №3. Календарный план коррекционной работы с воспитанниками старшей группы комбинированного вида для детей  с  ОВЗ (ТНР) МБДОУ д/с №11.

Приложение №4. Циклограмма рабочей деятельности учителя – логопеда старшей группы для детей с ТНР МКДОУ д/с №11 Мещеряковой О. Ю. (2022-2023 уч. г.).

Приложение №5. Речевая карта комплексной диагностики детей старшего дошкольного возраста с ТНР.

Приложение №6. Программа индивидуальной образовательной работы по педагогической коррекции.

Приложение №7. Коррекционно-развивающий маршрут (карта индивидуального сопровождения развития ребёнка) на ребенка группы V вида МКДОУ д/с №11. Приложение №8. Программа индивидуальной образовательной работы по педагогической коррекции. 

Приложение №9. Мониторинг динамики речевого развития детей.

Приложение №10. Мониторинг сформированности компонентов речи воспитанников логопедической группы ДОУ.

Приложение №11. Годовой план организационно-педагогической работы учителя – логопеда МКДОУ д/с №11  Мещеряковой О.Ю.. на 2022-2023 уч. г.

Приложение №12. Тетрадь взаимодействия учителя – логопеда и воспитателей/специалистов старшей группы для детей с ТНР.

I Целевой раздел

  1. Пояснительная записка

В настоящее время требования к образовательному процессу основываются на федеральных государственных образовательных стандартах дошкольного образования (ФГОС ДО) и требуют учета потребностей каждого ребенка и максимальной индивидуализации. Многие проблемы трудностей в обучении кроются в раннем и дошкольном возрасте, и очень часто могут быть обусловлены тяжелыми речевыми нарушениями.

Известно, что чем раньше начинается целенаправленная работа с ребёнком, тем более полными могут оказаться коррекция и компенсация дефекта, а также, возможно предупреждение вторичных нарушений развития. Современный этап развития системы помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в условиях дошкольного образовательного учреждения характеризуется повышением требований к организации и осуществлению коррекционно-образовательного процесса и направлено на социальную адаптацию и интеграцию детей в общество.

Стандарт определяет: «Коррекционная работа и/или инклюзивное образование должны быть направлены на:

-обеспечение коррекции нарушений развития различных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья, оказание им квалифицированной помощи в освоении Программы;

-освоение детьми с ограниченными возможностями здоровья Программы, их разностороннее развитие с учётом возрастных и индивидуальных особенностей и особых образовательных потребностей, социальной адаптации [3 п. 2.11.2].

Коррекционная работа и/или инклюзивное образование детей с ограниченными возможностями здоровья, осваивающих Программу в Группах комбинированной и компенсирующей направленности (в том числе и для детей со сложными (комплексными) нарушениями), должны учитывать особенности развития и специфические образовательные потребности каждой категории детей».

Как отмечено в Стандарте, содержание коррекционной работы реализуется через создание специальных условий для получения образования, использование специальных образовательных программ и методов, специальных методических и дидактических материалов, проведение групповых и индивидуальных занятий и осуществление квалифицированной коррекции нарушений их развития.

Система комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях воспитательно-образовательного процесса, включает:

- психолого-медико-педагогическое обследование детей с целью выявления их особых образовательных потребностей;

- мониторинг динамики развития детей, мониторинг коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей, их успешности в освоении основной общеобразовательной программы дошкольного образования;

-планирование коррекционно-образовательного процесса на основе взаимодействия специалистов [3].

В случае невозможности комплексного усвоения воспитанником ООП ДОУ из-за тяжести физических и (или) психических нарушений, подтвержденных в установленном порядке психолого-медико-педагогической комиссией, содержание коррекционно-образовательного процесса формируется с акцентом на социализацию воспитанника и формирование практически-ориентированных навыков [3].

Создание индивидуальной педагогической модели образования осуществляется в соответствии с требованиями ФГОС ДО; в основе данной модели лежит взаимодействие всех участников образовательного процесса, совместная работа учителя – логопеда с педагогами групп по образовательной области «Речевое развитие».

Все вышесказанное вызывает необходимость разработки содержания рабочей Программы коррекционно-развивающей работы учителя – логопеда в условиях образовательной организации.

Данная рабочая Программа является нормативно-управленческим документом образовательного учреждения, характеризующей систему комплексного психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях воспитательно-образовательного процесса.  

Все разделы рабочей Программы учителя – логопеда рассматриваются с позиций особенностей развития нормально развивающихся сверстников, но с обязательным указанием специфики требований к организации коррекционно-развивающего процесса в зависимости от категории детей с нарушенным развитием.

Нормативно-правовую основу для разработки рабочей программы коррекционно-развивающей работы учителя – логопеда составляют:

  1. Основная/адаптированная Образовательная Программа дошкольного образовательного учреждения (ООП ДОО).
  2. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Коррекционное обучение и воспитание детей 5-летнего возраста с общим недоразвитием речи
  3. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
  4. Приказ МОиН РФ  «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» от 17 октября 2013 г. №1155.
  5. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. № 1014 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования».
  6. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 г. N 26 "Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций".

2. Возрастные и индивидуальные особенности воспитанников

2.1. Особенности речевого развития нормально развивающихся детей

Старший дошкольный возраст:

- большинство старших дошкольников правильно произносят все звуки родного языка, могут регулировать силу голоса, темп речи, интонацию вопроса, радости, удивления;

- к старшему возрасту накапливается значительный запас слов, продолжается обогащение лексики (словарного состава, совокупности слов, употребляемых ребенком), однако особое внимание уделяется ее качественной стороне: увеличению лексического запаса словами сходного (синонимы) или противоположного (антонимы) значения, а также многозначными словами;

- в основном завершается важнейший этап развития речи детей – усвоение грамматической системы языка. Активно осваивают навыки построения разных типов текстов (описания, повествования, рассуждения). В процессе развития связной речи дети начинают также активно пользоваться разными способами связи слов внутри предложения, между предложениями и между частями высказывания, соблюдая при этом его структуру.

Вместе с тем отмечаются особенности в речи старших дошкольников:

- отдельные дети не произносят правильно все звуки родного языка (чаще всего сонорные и шипящие звуки), не умеют пользоваться интонационными средствами выразительности, регулировать скорость и громкость речи в зависимости от ситуации;

- допускают ошибки в образовании разных грамматических форм (родительный падеж множественного числа имен существительных, согласование существительных с прилагательными, словообразование);

- вызывает затруднение правильное построение сложных синтаксических конструкций, что приводит к неправильному соединению слов в предложении и связи предложений между собой при составлении связного высказывания. Недостатки развития связной речи связаны с неумением построить связный текст, используя все структурные элементы (начало, середину, конец), и соединять различными способами цепной и параллельной связи части высказывания.

2.2 Особенности психоречевого развития детей с нарушениями речи

Речь и мышление тесно связаны и с точки зрения психологии представляют собой единый речемыслительный комплекс. Речь является инструментом мышления, вне языковой деятельности мысли не существует. Любая мыслительная операция в той или иной мере опосредована речью.

Согласно теории П. Я. Гальперина о поэтапном формировании умственных действий, на ранних этапах детского развития речь «подытоживает» результат, достигнутый действием; затем вступает в силу сопровождающая, направляющая действие функция речи. К концу дошкольного детства речь заменяет действие как способ решения задач. Это позволяет действию «свернуться», превратиться полностью в мыслительное действие, перенестись в план внутренней речи.

Таким образом, формирование интеллектуальной сферы ребенка напрямую зависит от уровня его речевой функции. Речь, в свою очередь, дополняется и совершенствуется под влиянием постоянно развивающихся и усложняющихся психических процессов.

Неполноценная по тем или иным причинам речевая деятельность оказывает негативное влияние на формирование психической сферы ребенка и становление его личностных качеств.

В первую очередь дефекты речевой функции приводят к нарушенному или задержанному развитию высших психических функций, опосредованных речью: вербальной памяти, смыслового запоминания, слухового внимания, словесно-логического мышления. Это отражается как на продуктивности мыслительных операций, так и на темпе развития познавательной деятельности (В. К. Воробьева, Р. И. Мартынова, Т. А. Ткаченко, Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина). Кроме того, речевой дефект накладывает определенный отпечаток на формирование личности ребенка, затрудняет его общение с взрослыми и сверстниками (Ю. Ф. Гаркуша, Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова и др.).

Данные факторы тормозят становление игровой деятельности ребенка, имеющей, как и в норме, ведущее значение в плане общего психического развития, и затрудняют переход к более организованной учебной деятельности.

Согласно психолого-педагогической классификации Р. Е. Левиной, нарушения речи подразделяются на две группы: нарушения средств общения и нарушения в применении средств общения. Довольно часто встречающимся видом нарушений средств общения является общее недоразвитие речи у детей с нормальным слухом и сохранным интеллектом.

2.3 Характеристика речевых расстройств воспитанников, поступивших в старшую группу комбинированного вида  для детей с ОВЗ (ТНР)

Неосложненный вариант общего недоразвития речи – ОНР (F 80.9)

Общее недоразвитие речи – речевое расстройство, при котором нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к ее  звуковой и смысловой стороне, при нормальном слухе и  интеллекте.

Симптоматика ОНР включает позднее начало развития речи, ограниченный словарный запас, аграмматизмы, дефекты звукопроизношения. Это недоразвитие может быть выражено в разной степени. Выделены три уровня речевого развития.

Третий уровень (ОНР Ш уровень речевого развития) характеризуется  развернутой фразовой речью с элементами недоразвития лексики, грамматики и фонетики. Типичным для данного уровня является использование детьми простых распространенных, а также некоторых видов сложных предложений. При этом их структура может нарушаться. В активном словаре преобладают существительные и глаголы, недостаточно слов, обозначающих качества, признаки, состояния предметов, страдает словообразование, затруднен подбор однокоренных слов. Для грамматического строя характерны ошибки в употреблении предлогов, в согласовании различных частей речи. Звукопроизношение детей не соответствует возрастной норме: они не дифференцируют близкие звуки, искажают и звуковую и слоговую структуру слов. Связное речевое высказывание детей отличается отсутствием четкости, последовательности изложения, в нем отражается внешняя сторона явлений и не учитывается  причинно-следственные и временные отношения между предметами и явлениями. Условная верхняя граница  Ш уровня определяется как нерезко выраженное общее недоразвитие речи (НВОНР).

Учет уровня развития речи имеет принципиальное значение для построения коррекционного образовательного маршрута ребенка с ОНР (в том числе для выбора типа коррекционного учреждения, формы и продолжительности занятий)

В теории и практике логопедии ОНР рассматривается  в двух значениях:

1.ОНР как различные сложные речевые расстройства, при  которых у детей нарушено формирование  всех компонентов речи. В данном случае симптоматика ОНР наблюдается при различных по механизмам формах речевых нарушений: дизартрии (R 47.1), либо стертой формы дизартрии (СФД).

2.ОНР как самостоятельная форма расстройства речи.

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи

У дошкольника с фонетико-фонематическим недоразвитием речи на первичном уровне фонематическое восприятие нарушено первично. Предпосылки к овладению звуковым анализом и уровень действий звукового анализа сформированы недостаточно.

Вторичный уровень. Фонематическое восприятие нарушено вторично. Наблюдаются нарушения речевых кинестезий вследствие анатомических и двигательных дефектов органов речи. Нарушено нормальное слухопроизносительное взаимодействие – важнейший механизм развития произношения.

В фонетико-фонематическом недоразвитии детей выявляется несколько состояний:

  • трудности в анализе нарушенных в произношении звуков;
  • при сформированной артикуляции не различение звуков, относящихся к разным фонетическим группам;
  • невозможность определить наличие и последовательность звуков в слове.

2.4 Картина речевого недоразвития воспитанников старшей группы

для детей с ТНР

Группу посещают 11 детей шестого года жизни с тяжелыми нарушениями речи.

Таб. №1.                                Оценка здоровья детей группы.

Общая численность детей с нарушениями речи – 11.

Группа здоровья

Логопедическое заключение

Из них

I

II

III

ОНР I

ОНР II

ОНР III

ФФНР

Дизартрия

СФД

МДР

0

12

0

-

-

8

3

-

3

3

Таким образом, у детей отмечается тяжелое нарушение речи (общее недоразвитие речи III уровни речевого развития). Ни один из воспитанников, прошедших медицинскую комиссию, не имеет первой группы здоровья.

Полученные данные о состоянии здоровья воспитанников, о структуре речевого дефекта определяют основные приоритеты, цели, задачи и принципы в реализации образовательной программы и коррекции  речевых нарушений детей.

3. Цель, задачи и принципы деятельности ДОУ по реализации коррекционно-развивающей работы с детьми с ОВЗ (ТНР)

Целью обучения и воспитания детей с ОВЗ является коррекция недостатков в физическом и психическом развитии, максимальное всестороннее развитие в соответствии с возможностями каждого ребенка, формирование предпосылок учебной деятельности, компетенций, обеспечивающих готовность к обучению в школе и социальную успешность

В связи с введением федеральных государственных стандартов дошкольного образования возникает необходимость выделения в Рабочей программе целевых ориентиров дошкольного образования, которые необходимо знать специалистам.

Программа ДОУ обеспечивает развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности с учётом их возрастных, индивидуальных психологических и физиологических особенностей  и направлена на решение следующих задач:

  • охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
  • обеспечения равных возможностей для полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства независимо от социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья;
  • создания благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями.

Принципы и подходы к формированию программы:

  • построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее - индивидуализация дошкольного образования);
  • содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
  • поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
  • сотрудничество Организации с семьёй;
  • возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);
  • принцип развивающего образования, реализующийся через деятельность каждого ребенка в зоне его ближайшего развития;
  • соответствие критериям полноты, необходимости и достаточности, то есть достижение поставленных целей и решение задач только на необходимом и достаточном материале, максимально приближаться к разумному «минимуму»;
  • принцип интеграции образовательных областей  в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;
  • комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса;
  • построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми;
  • принцип непрерывности образования обеспечивает связь всех ступеней дошкольного образования, от раннего и младшего дошкольного возраста до старшей и подготовительной к школе групп;.
  • принцип системности. Образовательная программа представляет собой целостную систему высокого уровня: все компоненты в ней взаимосвязаны и взаимозависимы».
  • формирования социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;
  • обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.

4. Целевые ориентиры образовательного процесса

4.1. Целевые ориентиры дошкольного образования

К целевым ориентирам в соответствии с ФГОС дошкольного образования относятся следующие социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребёнка [2, п. 4.6.]:

Инициативность и самостоятельность в разных видах деятельности.

Способность выбирать  себе род занятий.

Уверенность в своих силах, открытость внешнему миру, положительное отношение к себе и к другим.

Обладание чувством собственного достоинства.

Взаимодействие со сверстниками и взрослыми.

Проявление в различных видах деятельности воображения, фантазии, творчества.

Подчинение разным правилам и социальным нормам.

Проявление творческих способностей.

Способность контролировать свои движения (уровень развития крупной  и мелкой  моторики).

Способность к волевым усилиям.

Проявление любознательности.

Склонность к наблюдению, экспериментированию.

Способность к принятию собственных решений.

4.2.Целевые ориентиры по образовательной области «Речевое развитие»

В связи с тем, что основными разделами коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда с ребенком с ОВЗ является развитие и коррекция речевой деятельности, то целесообразно ориентироваться на целевые ориентиры по речевому развитию для нормально развивающихся сверстников.

В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования к целевым ориентирам образовательной области «Речевое развитие» относятся следующие социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка [2, п.4.6].

Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования:

– ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности;

– ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; знаком с произведениями детской литературы.

4.3.Промежуточные планируемые результаты по образовательной области «Речевое развитие»

5 – 6 лет

Развитие свободного общения с взрослыми и детьми:

  • свободно пользуется речью для выражения своих знаний, эмоций, чувств;
  • в игровом взаимодействии использует разнообразные ролевые высказывания.

Развитие всех компонентов устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи; связной речи – диалогической и монологической форм) в различных формах и видах детской деятельности:

  • использует разнообразную лексику в точном соответствии со смыслом;
  • использует сложные предложения разных видов, разнообразные способы словообразования;
  • способен правильно произносить все звуки, определять место звука в слове;
  • составляет по образцу рассказы по сюжетной картине, по набору картинок; из личного опыта, последовательно, без существенных пропусков пересказывает небольшие литературные произведения.

Практическое овладение воспитанниками нормами речи:

  • дифференцированно использует разнообразные формулы речевого этикета;
  • умеет аргументировано и доброжелательно оценивать высказывание сверстника.

Развитие литературной речи:

  • способен эмоционально воспроизводить поэтические произведения, читать стихи по ролям;
  • способен под контролем взрослого пересказывать знакомые произведения, участвовать в их драматизации.

Приобщение к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия и эстетического вкуса:

  • эмоционально реагирует на поэтические и прозаические художественные произведения;
  • называет любимого детского писателя, любимые сказки и рассказы;
  • способен осмысленно воспринимать мотивы поступков, переживания персонажей;
  • знаком с произведениями различной тематики, спецификой произведений разных жанров;
  • знаком с произведениями детских писателей и поэтов Южного Урала (А.Б. Горская, М.С. Гроссман, Н.В. Пикулева, Л.А. Преображенская, Л.К. Татьяничева и др.).

Формирование звуковой аналитико-синтетической активности:

  • способен проводит звуковой анализ слов различной звуковой структуры;
  • способен качественно характеризовать выделяемые звуки (гласные, твердый согласный, мягкий согласный, ударный гласный, безударный гласный звук);
  • правильно употребляет соответствующие термины.

5. Цель и задачи рабочей программы

Цель рабочей программы — построение системы коррекционно-развивающей работы в логопедической группе для детей с тяжелыми нарушениями речи в возрасте от 5 до 6 лет, направленной на выравнивание речевого и психофизиологического развития детей и обеспечение их всестороннего гармоничного развития.

Задачи рабочей программы — создание программного документа, помогающего организовать коррекционно-образовательный процесс в соответствии с требованиями ФГОС; т. е., определение содержания, объема, методических подходов, порядка изучения тем с учетом особенностей образовательного процесса и контингента воспитанников в текущем учебном году.

6. Задачи по образовательной области «Речевое развитие»

  • формировать навыки владения речью как средством общения и культуры;
  • обогащать активный словарь;
  • способствовать развитию связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;
  • содействовать развитию речевого творчества;
  • развивать звуковую и интонационную культуру речи, фонематический слух;
  • знакомить с книжной культурой, детской литературой;
  • формировать понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;
  • формировать звуковую аналитико-синтетическую активность как предпосылку обучения грамоте.

5 – 6 лет

  • способствовать свободному использованию речи для выражения своих знаний, эмоций, чувств;
  • учить использовать разнообразную лексику в точном соответствии со смыслом;
  • формировать навыки использования сложных предложений разных видов, разнообразных способов словообразования;
  • формировать навыки правильного звукопроизношения;
  • учить составлять по образцу рассказы по сюжетной картине, по набору картинок; из личного опыта, последовательно, без существенных пропусков пересказывать небольшие литературные произведения;
  • формировать навыки дифференцированного использования разнообразных формул речевого этикета;
  • способствовать эмоциональному воспроизведению поэтических произведений, чтению стихов по ролям;
  • учить пересказывать знакомые произведения, участвовать в их драматизации;
  • учить эмоционально реагировать на поэтические и прозаические художественные произведения;
  • способствовать осмысленному восприятию мотивов поступков, переживаний литературных персонажей;
  • знакомить с произведениями детских писателей и поэтов Южного Урала (А.Б. Горская, М. С. Гроссман, Н. В. Пикулева, Л. А. Преображенская, Л. К. Татьяничева и др.);
  • учить проводит звуковой анализ слов различной звуковой структуры;
  • формировать навыки качественной характеристики выделяемых звуков (гласные, твердый согласный, мягкий согласный, ударный гласный, безударный гласный звук);
  • учить правильно употреблять соответствующие термины.

7. Коррекционные задачи

Содержание образовательной области «Речевое развитие» реализуется через  решение следующих коррекционных задач.

  1. Устранение дефектов звукопроизношения.
  2. Развитие навыков звукового анализа и синтеза (специальные умственные действия по дифференциации фонем и установлению звуковой структуры слова).
  3. Уточнение, расширение и обогащение лексического запаса старших дошкольников с ТНР.
  4. Формирование грамматического строя речи.
  5. Развитие связной речи старших дошкольников.
  6. Развитие коммуникативности, успешности в общении.
  7. Расширение и активизация словарного запаса детей, путём расширения семантических полей.

Также сопутствующими  задачами  программы является развитие познавательных процессов и мелкой моторики.

II  Содержательный раздел

  1. Организация образовательного процесса

Структура образовательного процесса включает следующие компоненты:

- непосредственно образовательная деятельность;

- образовательная деятельность в режимных моментах;

- самостоятельная деятельность детей;

- образовательная деятельность в семье.

Непосредственно образовательная деятельность реализуется в совместной деятельности взрослого и ребенка и отражается в перспективном и календарно-тематическом планировании (приложение №2,  №3), планов/конспектов НОД.

Планирование коррекционно-развивающей работы учителя – логопеда отражает:

– временной период (календарно-тематическое планирование  составляется на неделю, перспективный план работы – на каждый период обучения);

– тему, над которой осуществляется работа в каждом временном периоде;

– параметры, по которым осуществляется коррекционная работа;

– планируемые результаты;

– коррекционно-образовательные,  коррекционно-развивающие, воспитательные задачи;

– деятельность учителя – логопеда и деятельность детей на занятии;

– учебно-методический  комплект,  дидактические  материалы и оборудование, применяемое в работе.

2. Модель образовательного процесса

В основу организации образовательных содержаний ставится тема, которая выступает как сообщаемое знание и представляется в эмоционально-образной форме. Реализация темы в разных видах детской деятельности вынуждает взрослого к выбору более свободной позиции, приближая ее к партнерской.  В логопедической группе набор тем определяет учитель – логопед, и это придает систематичность всему коррекционно-образовательному процессу.

2.1 Календарь тематических недель в старшей группе комбинированного вида для детей  с ОВЗ (ТНР) на 2016-2017 учебный год

Календарь тематических недель должен отражать специфику дошкольной образовательной организации. Поэтому в Календарь включаются темы с учетом  образовательных возможностей детей с ОВЗ,  выбранных педагогическим коллективом и примерного календаря тематических недель, который приводится ниже.

Сроки

Лексические темы

1-я неделя сентября(01.09-09.09)

Здравствуй, детский сад!         День знаний.

2-я неделя сентября(12.09-16.09)

Мониторинг

3-я неделя сентября(19.09-23.09)

Овощи. Фрукты.

4-я неделя сентября(26.09-30.09)

Ягоды.

1-я неделя октября (03.10-07.10)

Признаки осени. Лиственные деревья. Грибы.

2-я неделя октября (10.10-14.10)

Человек. Одежда, головные уборы, обувь.

3-я неделя октября (17.10-21.10)

Домашние животные и птицы.

4-я неделя октября (24.10-28.10)

Перелётные птицы.

1-я неделя ноября (31.10-03.11)

Дружба. День народного единства.

2-я неделя ноября (07.11-11.11)

В гостях у сказки.

3-я неделя ноября (14.11-18.11)

Азбука безопасности. Дикие животные.

4-я неделя ноября (21.11-25.11)

Осень (обобщение).  

5-я неделя ноября (28.11-02.12)

 Игрушки. Русская народная игрушка.

1-я неделя декабря (05.12-09.12)

Зима. Признаки зимы. Зимующие птицы.

2-я неделя декабря (12.12-16.12)

3-я неделя декабря (19.12-23.12)

Новый год. Хвойные деревья.

4-я неделя декабря (26.12-30.12)

Новый год. Музыкальные инструменты.

2-я неделя января (09.01-13.01)

Зимние забавы.

3-я неделя января (16.01-20.01)

Моя семья.

4-я неделя января (23.01-27.01)

Мой дом. Мебель.

1-я неделя февраля (30.01-03.02)

Профессии.

2-я неделя февраля (06.02-10.02)

Моя улица. Мой город. Моя страна.

3-я неделя февраля (13.02-17.02)

Зима (обобщение).

4-я неделя февраля (20.02-24.02)

Наша Родина. День Защитника Отечества.

1-я неделя марта (27.02-03.03)

Женский день. Женские профессии.

2-я неделя марта (06.03-10.03)

Наша пища. Труд повара.

3-я неделя марта (13.03-17.03)

Посуда.

4-я неделя марта (20.03-24.03)

Весна. Признаки весны.

5-я неделя марта (27.03-31.03)

Перелётные птицы.

1-я неделя апреля (03.04-07.04)

Цирк. Части тела.

2-я неделя апреля (10.04-14.04)

Космос.

3-я неделя апреля (17.04-21.04)

Транспорт.

4-я неделя апреля (24.04-28.04)

Праздник весны и труда

1-я неделя мая (01.05-05.05)

День Победы.

2-я неделя мая (08.05-12.05)

Волшебница вода. Рыбы.

3-я неделя мая (15.05-19.05)

Растения луга и сада. Насекомые.

4-я неделя мая (22.05-26.05)

Лето. Признаки лета.

2.2 Планирование образовательной деятельности на 2016-2017 учебный год.

Образовательная область

Периодичность

Физическое развитие

3 раза в неделю

Познавательное развитие (ФЭМП)

1 раз в неделю

Познавательное развитие (Формирование целостной картины мира)

1 раза в неделю

Речевое развитие

2 раза в неделю

Художественно-эстетическое развитие (рисование)

2 раза в неделю

Художественно-эстетическое развитие (лепка)

1 раз в 2 недели

Художественно-эстетическое развитие (аппликация)

1 раз в 2 недели

Художественно-эстетическое развитие (музыка)

2 раза в неделю

Коррекционная работа

2 раза в неделю

Вариативная часть

Волшебный мир чувств

1 раз в неделю

Образовательная деятельность в ходе режимных моментов

Физическое развитие (утренняя гимнастика)

ежедневно

Физическое развитие (закаливающие процедуры)

ежедневно

Физическое развитие (гигиенические процедуры)

ежедневно

Социально-коммуникативное развитие (ситуативные беседы при проведении режимных моментов)

ежедневно

Речевое развитие (чтение художественной литературы)

ежедневно

Социально-коммуникативное развитие (дежурства)

ежедневно

Прогулки

ежедневно

Самостоятельная деятельность детей

Игра

ежедневно

Самостоятельная деятельность детей в центрах развития

ежедневно

3. Формы, приемы организации образовательного процесса по образовательной области «Речевое развитие».

Совместная образовательная деятельность педагогов и детей

Самостоятельная деятельность детей

Образовательная деятельность в семье

непосредственно образовательная деятельность

образовательная деятельность в режимных моментах

Занятия

Игры с предметами и сюжетными игрушками

Обучающие игры с использованием предметов и игрушек

Коммуникативные игры с включением малых фольклорных форм (потешки, прибаутки, пестушки, колыбельные)

Чтение, рассматривание иллюстраций

Сценарии активизирующего общения

Имитативные упражнения, пластические этюды

Экскурсии

Проектная деятельность

Дидактические игры

Настольно-печатные игры

Разучивание стихотворений

Речевые задания и упражнения

Моделирование и обыгрывание проблемных ситуаций

Работа по обучению:

- пересказу с опорой на вопросы воспитателя

-составлению описательного рассказа об игрушке с опорой на речевые схемы

-пересказу по серии сюжетных картинок

-пересказу по картине

-пересказу литературного произведения

(коллективное рассказывание)

Показ настольного театра, работа с фланелеграфом

Речевое стимулирование (повторение, объяснение, обсуждение, побуждение, напоминание, уточнение)

Беседы с опорой на зрительное восприятие и без опоры на него

Хороводные игры, пальчиковые игры

Пример использования образцов коммуникативных кодов взрослого

Фактическая беседа. Мимические, логоритмические, артикуляционные гимнастики

Речевые дидактические игры

Наблюдения

Чтение

Слушание, воспроизведение, имитирование

Разучивание скороговорок, чистоговорок

Индивидуальная работа

Освоение формул речевого этикета

Наблюдение за объектами живой природы, предметным миром

Игра-драматизация с использованием разных видов театров (театр на банках, ложках и т.п.)

Игры в парах и совместные игры

(коллективный монолог)

Сюжетно-ролевые игры

Игра– импровизация по мотивам сказок

Театрализованные игры

Дидактические игры

Игры-драматизации

Настольно-печатные игры

Совместная

продуктивная и игровая деятельность детей

Речевые игры

Беседы

Пример коммуникативных кодов

Чтение, рассматривание иллюстраций

Игры-драматизации. Совместные семейные проекты

Разучивание скороговорок, чистоговорок, стихов.

Рассказывание по иллюстрациям

Творческие задания

Заучивание

Чтение художественной и познавательной литературы

Рассказ

Пересказ

Беседа

Объяснения

Творческие задания

Литературные викторины

Беседа

Рассказ

Чтение

Дидактические, настольно-печатные игры

Игры-драматизации

Литературные праздники

Викторины, КВН

Презентации проектов

Игровая деятельность

Рассматривание иллюстраций

Театрализованная деятельность

Игры-драматизации, игры-инсценировки

Беседы

Словотворчество

Посещение театра, музея, выставок

Беседы

Рассказы

Чтение

Прослушивание аудиозаписей

4. Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в условиях образовательного процесса

В дошкольной образовательной организации компенсирующей направленности работает психолого-медико-педагогический консилиум (ПМПк). Это постоянно действующий, скоординированный, объединённый общими целями коллектив специалистов, деятельность которых направлена на своевременное обеспечение каждому ребенку адекватных условий для развития, воспитания, получения полноценного образования.

Консилиум образовательного учреждения действует на основе соответствующего Положения Министерства образования (Приказ № 27/901-6 от 27.03.2000). В этом нормативном документе определена деятельность консилиума и перечень необходимой документации. Согласно данному документу для реализации рекомендаций назначается ведущий специалист (учитель-дефектолог или учитель-логопед, или воспитатель ДОУ, или другой специалист), проводящий коррекционно-развивающее обучение или внеурочную специальную (коррекционную) работу. Ведущий специалист проводит психолого-педагогическое обследование детей с ОВЗ с целью выявления их особых образовательных потребностей, проводит коррекционно-развивающую работу и отслеживает динамику развития ребенка и эффективность оказываемой ему помощи.

Система комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения воспитанников с нарушением речи.

Комплексное диагностическое изучение детей учитель – логопед проводит в начале учебного года.

Цель: выявить уровень сформированности речевого развития ребенка, его индивидуальные особенности в зависимости от первичного нарушения.

Речевая карта1 (приложение №5) является основным диагностическим материалом  для изучения детей, а так  же мониторинга коррекционно-логопедической работы в группах компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи ДОУ. Предлагаемая форма речевой карты может использоваться как протокол обследования ребенка2.

После обследования, на основе полученных результатов разрабатывается индивидуальный коррекционно-развивающий маршрут ребёнка (приложение №7).

Мониторинг динамики речевого развития детей1, их успешности в освоении коррекционной программы, корректировку коррекционных мероприятий учитель – логопед осуществляет в середине и конце учебного года (приложение №9).

Для успешной реализации коррекционной работы и отслеживания динамики речевого развития каждого ребёнка был разработан «Мониторинг сформированности компонентов речи воспитанника логопедической группы ДОУ»  (приложение №10).

Программа диагностики ребенка учителем-логопедом.

1.Обследование состояния органов артикуляционного аппарата

А) Состояние мимической мускулатуры в покое

Б) Анатомическое строение артикуляционного аппарата

2. Речевая моторика

А) Состояние артикуляционной моторики

Б) Исследование динамической организации движений органов артикуляционного аппарата

В) Состояние  мимической мускулатуры

3. Обследование фонетической стороны речи

А) Состояние звукопроизношения

Б) Состояние просодики

4.Обследование слоговой структуры слова

5. Обследование состояния функций фонематического слуха (фонематического восприятия)

6.Обследование звукового анализа слова

7. Обследование понимания речи

А) Понимание обращённой речи

Б) Пассивный словарь

В) Дифференциация форм словообразования

8. Обследование лексики и грамматического строя экспрессивной речи. Активный словарь

9. Грамматический строй речи

А) Состояние словоизменения

10. Состояние связной речи

5. Интеграция усилий субъектов коррекционно-образовательного процесса

Эффективность коррекционно-развивающей работы в логопедической группе во многом зависит от преемственности в работе логопеда и всех участников образовательного процесса. Работа всех специалистов скоординирована. Так же  осуществляется связь с МКОУ «НОШ №7», с социальными партнерами: с МУЗ детской городской больницей г. Коркино, с центральной детской библиотекой, выставочным залом, школой искусств.

_____________________________________________________________________________

1 Система мониторинга и речевая карта  рекомендованы  к применению учителям – логопедам групп компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи  дошкольных учреждений на РМО Коркинского муниципального района (протокол №3 от 14.09.2012г.). Составители: учителя – логопеды г. Коркино Коньякова Н. В., Мещерякова С. В.,  Романченко И. А..

2 Речевая карта была модифицирована как Протокол обследования ребенка и рекомендована к применению на РМО Коркинского муниципального района (протокол №4 от20.04.2014г.).

5.1 Взаимодействие учителя – логопеда и воспитателей группы

Взаимодействие с воспитателями логопед осуществляет в разных формах. Это совместное составление перспективного планирования работы на текущий период во всех образовательных областях; обсуждение и выбор форм, методов и приемов коррекционно-развивающей работы; оснащение развивающего предметного пространства в групповом помещении; взаимопосещение и участие в интегрированной образовательной деятельности; совместное осуществление образовательной деятельности в ходе режимных моментов, ежедневные задания учителя – логопеда воспитателям (приложения №11 (раздел «Работа с воспитателями»), №10 (таблица №5), №12).

Еженедельные задания логопеда воспитателю включают следующие разделы:

  • логопедические пятиминутки;
  • артикуляционная гимнастика;
  • подвижные игры и пальчиковая гимнастика;
  • упражнения на развитие речевого дыхания;
  • индивидуальная работа.

Логопедические пятиминутки служат для логопедизации совместной деятельности воспитателя с детьми и содержат материалы по развитию лексики, грамматики, фонетики, связной речи, упражнения по закреплению или дифференциации поставленных звуков, фонематических представлений и неречевых психических функций, связной речи и коммуникативных навыков, то есть для повторения и закрепления материала, отработанного с детьми логопедом. Обычно планируется 2—3 пятиминутки на неделю, и они обязательно должны быть выдержаны в рамках изучаемой лексической темы. Логопед не только дает рекомендации по проведению пятиминуток, но в некоторых случаях и предоставляет материалы и пособия для их проведения.

Подвижные игры, упражнения, пальчиковая гимнастика используются воспитателями в качестве физкультминуток в организованной образовательной деятельности, подвижных игр на прогулке или в свободное время во второй половине дня. Они тоже обязательно выдерживаются в рамках изучаемой лексической темы.

Планируя индивидуальную работу воспитателей с детьми, логопед рекомендует педагогам занятия с двумя-тремя детьми в день по тем разделам программы, при усвоении которых эти дети испытывают наибольшие затруднения. Важно, чтобы в течение недели каждый ребенок хотя бы по одному разу позанимался с воспитателями индивидуально. Прежде всего, логопеды рекомендуют индивидуальную работу по автоматизации и дифференциации звуков.

5.2 Взаимодействие учителя – логопеда и специалистов ДОУ

 

Взаимодействие учителя – логопеда и специалистов ДОУ строится аналогичным образом, и включают следующие разделы:

  • подвижные игры и пальчиковая гимнастика;
  • упражнения на развитие речевого дыхания (приложения №11 (раздел «Работа со специалистами»), №10(таблицы №6-7), №12).

5.3 Список консультаций для педагогов

Взаимосвязь логопеда и воспитателя.

5.4 Взаимодействие с семьями воспитанников

Успех коррекционного обучения во многом определяется тем, насколько четко организуется преемственность в работе логопеда и родителей. Многие родители, не компетентны в вопросах психического и речевого развития детей, поэтому так необходимо тесное сотрудничество логопеда и родителей.

В программе запланированы такие традиционные формы работы логопеда с семьей, как: беседы и консультации. Темы бесед и консультаций исходят из актуальности развития ребенка. Также практикуются общие и групповые родительские собрания, педагогические тренинги, мастер-классы, презентации, наглядная пропаганда: стенды, папки – передвижки, буклеты и т.д. (приложение №11,  раздел «Работа с родителями»).

Привлечение родителей  к  коррекционно-развивающей  осуществляется через  систему  методических рекомендаций:

– взаимодействие с родителями в рамках основной темы (карточки);

– взаимодействие с родителями в рамках формирования правильной фонетически и грамматически оформленной речи, развития мелкой моторики пальцев рук (индивидуальные тетради).

Так же методические рекомендации родители получают в устной форме на индивидуальных консультациях и ежедневно.

Рекомендации родителям по организации домашней работы с детьми необходимы для того, чтобы как можно скорее ликвидировать отставание детей — как в речевом, так и в общем развитии. Методические рекомендации, данные в тетрадях, подскажут родителям, в какое время лучше организовать совместную игровую деятельность с ребенком, во что и как следует играть с ребенком дома. Выполняя с ребенком предложенные задания, наблюдая, рассматривая, играя, взрослые разовьют его речь, зрительное и слуховое внимание, память и мышление, что станет залогом успешного обучения ребенка в школе. Задания тетрадей подобраны в соответствии с изучаемыми в логопедических группах детского сада лексическими темами и требованиями Программы. Для каждой возрастной группы учтены особенности развития детей данного возраста.

Формы работы с родителями по реализации образовательной области

«Речевое развитие».

Организационная форма

Цель

Темы (примерные):

Педагогические беседы.

Обмен мнениями о развитии ребенка, обсуждение характера, степени и возможных причин проблем, с которыми сталкиваются родители и педагоги в процессе его воспитания и обучения.

По результатам беседы педагог намечает пути дальнейшего развития ребенка.

Особенности развития речи детей дошкольного возраста.

Как научить ребенка общаться.

Практикумы.

Выработка у родителей педагогических умений по воспитанию детей, эффективному расширению возникающих педагогических ситуаций, тренировка педагогического мышления.

Учимся правильно произносить все звуки.

Вместе придумываем сказки.

Дни открытых дверей.

Ознакомление родителей с содержанием, организационными формами и методами речевого развития детей.

Развиваем речь детей.

Играем в речевые игры.

Тематические консультации.

Создание условий, способствующих преодолению трудностей во взаимодействии педагогов и родителей по вопросам речевого развития детей в условиях семьи.

Разговариваем правильно.

Родительские собрания.

Взаимное общение педагогов и родителей по актуальным проблемам речевого развития детей, расширение педагогического кругозора родителей.

Технологии развития речи детей.

Исправляем речевые ошибки правильно.

Родительские чтения.

Ознакомление родителей с особенностями возрастного и психологического развития детей, рациональными методами и приемами речевого развития детей.

Развиваем речь детей.

Если ребенок плохо говорит.

Мастер-классы.

Овладение практическими навыками совместной партнерской деятельности взрослого и ребенка.

Развивающее общение с ребенком.

Учимся говорить правильно.

Проектная деятельность.

Вовлечение родителей в совместную речевую деятельность.

Придумаем загадку вместе

Давай придумаем сказку.

Конференции.

Педагогическое просвещение, обмен опытом семейного воспитания. Привлечение родителей к активному осмыслению проблем речевого развития детей в семье на основе учета их индивидуальных потребностей.

Развиваем речь детей в детском саду и дома.

Говорим красиво.

5.5 Список консультаций для родителей.

- Для чего нужны занятия с логопедом;

-  Как подготовить ребёнка к школе;    

- Учимся читать.

III. Организационный раздел

 Регламент образовательной деятельности

Общий объем нагрузки учебной деятельности детей соответствует требованиям действующих СанПиН. Ежедневный объём НОД определяется регламентом этой деятельности, который ежегодно утверждается заведующим и согласовывается с Управлением образования.

Регламент образовательного процесса

Старшая группа

Продолжительность НОД

Не более 25 минут.

В первую (до 45 минут) и вторую половину дня (не более 25-30 минут ежедневно).

Перерыв между НОД

10 минут.

Регламент непосредственной образовательной деятельности

Дни недели

Образовательная деятельность

Время

Понедельник

Речевое развитие

Логоп.-1,2/Грамотейка-3

2) Познавательное развитие

(ЯОЖ/ФЭЭП)

3)Физическое  развитие  

9.00-9.23

9.33-9.55

15.45-16.10

Вторник

1) Речевое развитие

Логоп.-1,2/Р.речи-3

2) Речевое развитие/ Соц.-коммуникат. развитие

Р.речи-2/Волшебный мир чувств-1,3

3)Речевое развитие/ Соц.-коммуникат. развитие

Р.речи-1/Волшебный мир чувств-2//игра-3

4) Художественно-эстетическое развитие  

Музыка

8.45-9.00

9.10-9.25

9.35-9.50

16.05-16.30

ДЕНЬ ИГРЫ

Среда

1) Познавательное развитие / Речевое развитие  

ФЭМП-3/Логоп.-1,2

2) Познавательное развитие  

 ФЭМП-1,2/игра-3

3) Физическое развитие

9.00-9.23

9.33-09.55

15.45-16.10

РАЗВЛЕЧЕНИЕ

Четверг

1) Речевое развитие/Худ.-эстетическое развитие

Логоп.-1,2/Рисов.-3

2) Художественно-эстетическое развитие  

(Музыка)

3) Физическое развитие*

4) Художественно-эстетическое развитие  

Лепка/Аппл.

9.00-9.23

9.33-9.55

10.30-10.55

15.45-16.10

ДЕНЬ БЕЗОПАСНОСТИ

Пятница

1) Познавательное развитие  

Конструирование

 2) Речевое развитие  

Р.речи-3/игра-1,2

3) Художественно-эстетическое развитие  

Рисование  

9.00-9.23

9.33-9.55

15.45-16.10

 Режим дня

Режимные моменты

Время

Дома

Подъем, утренний туалет

6.30-7.30

В детском саду

Прием, осмотр, игры

7.00-8.00

Утренняя гимнастика

8.00-8.10

Завтрак

8.10-8.20

Самостоятельная деятельность, игры, подготовка к организованной образовательной деятельности

8.20-9.00

вторник

8.20-8.45

Организованная образовательная деятельность (по подгруппам)

9.00-9.23

9.33-9.55

вторник

8.45-9.00

9.10-9.25

9.35-9.50

Игры, труд, самостоятельная деятельность

9.55-10.30

вторник

9.50-10.30

Прогулка

10.30-12.30

Возвращение с прогулки, гигиенические процедуры

12.30-12.40

Обед

12.40-13.00

Дневной сон

13.00-15.00

Постепенный подъем, закаливание

15.00-15.30

Полдник

15.30-15.40

Игры, труд, самостоятельная деятельность

16.10-16.25

Организованная образовательная деятельность

 

15.45-16.10

вторник

16.05-16.30

Прогулка

16.25-18.00

вторник

16.30-18.00

Уход детей домой

18.00-19.00

Дома

Прогулка

19.00-20.10

Возвращение с прогулки, спокойные игры, чтение книг

20.10-20.40

Ночной сон

20.40-6.30

4. Регламент реализации индивидуально ориентированных коррекционных мероприятий. (Циклограмма рабочей деятельности учителя – логопеда.)

На основе полученных результатов диагностического изучения детей, рекомендаций ПМПк дошкольной образовательной организации, регламента образовательной деятельности и режима дня, учителем – логопедом разрабатывается регламент реализации индивидуально ориентированных коррекционных мероприятий, обеспечивающих удовлетворение особых образовательных потребностей детей с ОВЗ, их интеграцию в образовательном учреждении и освоение ими основной образовательной и коррекционной программ дошкольного образования (приложение № 4).

Коррекционная  работа включает в себя взаимосвязанные направления. Данные направления отражают её основное содержание:

- диагностическая работа обеспечивает своевременное выявление детей с нарушением речи, проведение их комплексного обследования и подготовку рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи в условиях образовательного учреждения;

- коррекционно-развивающая работа обеспечивает своевременную специализированную помощь в освоении содержания обучения и коррекцию недостатков детей с нарушением речи в условиях дошкольного образовательного учреждения, способствует формированию коммуникативных, регулятивных, личностных, познавательных навыков;

- консультативная работа обеспечивает непрерывность специального сопровождения детей с нарушением речи и их семей по вопросам реализации, дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации воспитанников;

- информационно-просветительская работа направлена на разъяснительную деятельность по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для детей с нарушением речи, их родителями (законными представителями), педагогическими работниками.

5. Кабинет учителя – логопеда

Цель: реализация индивидуально ориентированных коррекционных мероприятий обеспечивающих удовлетворение особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья.

Кабинет учителя – логопеда  имеет следующие центры.

1)Образовательный центр. Здесь предполагается проведение непосредственно-образовательной деятельности.

Оборудование:

- черная многофункциональная магнитная доска;

- комплект цветных магнитов (15 шт.);

- указка (она же призвана превращаться в «волшебную палочку», лазерную указку);

-шесть учебных стола, двенадцать стульчиков;

-учебно-методические пособия;

-настольные игры, игрушки.

2) Центр по коррекции произношения.

Оборудование:

-настенное зеркало (2 шт.),

-соответствующий занимательный картинный материал;

- сменная игрушка на развитие физиологического дыхания;

- салфетница и мусорный стаканчик.

3) Центр методического, дидактического и игрового сопровождения коррекционно-образовательного процесса.

Оборудование:

- справочная литература по коррекционной педагогике, специальной  психологии, логопедии;

- материалы по обследованию психоречевого развития детей;

- методическая литература по коррекции познавательной деятельности и  звукопроизношения;

- учебно-методическая литература по обучению грамоте;

- календарно-тематические планы с учетом ФГОС ДО;

- пособия по дидактическому обеспечению коррекционного процесса (в коробках и конвертах);

- занимательное игровое обеспечение коррекционных  занятий (настольные игры, игрушки и т.п.);

-пособия для развития речевого дыхания;

- пособия для  развития мелкой моторики;

-пособия и дидактические материалы по формированию элементарных математических представлений.

6. Картотека материалов

Учебно-методические пособия и комплекты для диагностики

Познавательной деятельности

Речи

Электронная библиотека.

1. Забрамная С. Д.,  Боровик О. В. Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей. детей: пособие для психолого-медико-педагогических комиссй.  М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2005. — 32 с.

2. Диагностическое обследование детей раннего и младшего дошкольного возраста. Коррекционная педагогика. Научный редактор Серебрякова Н. В.

СПб.: КАРО, 2005. – 48 с.

3. Рычкова Л. С.,  Лаврова Г. Н. Дифференциальная диагностика уровня психического развития детей 2 – 7-летнего   возраста: Учебно-практическое пособие. Челябинск: ЮУрГУ,  2000. – 195 с.

4. Стимульный материал для диагностического обследования детей раннего и младшего дошкольного возраста. Коррекционная педагогика. Научный редактор Серебрякова Н. В. СПб.: КАРО.

5. Стребелева Е. А. Наглядный материал для обследования детей. М.: Просвещение, 2005. – 165 с.

Диагностический материал для обследования всех компонентов языка: фонетики; лексики; грамматики; связной речи.

1. Иншакова О. Б. Альбом для логопеда. – М.: ВЛАДОС, 2008. – 278 с.

2. Кирьянова Р. А. Комплексная диагностика и ее использование учителем – логопедом в коррекционной работе с детьми 5-6 лет, имеющими тяжелые нарушения речи. СПб.: КАРО, 2002. – 368 с.

3. Коноваленко В. В., Коноваленко С.В.

Экспресс-обследование звукопроизношения у детей дошкольного и младшего школьного возраста.: Пособие для логопедов. М.: «Гном-Пресс», 2000., цветная вставка. – 30 с.

4. Методы обследования речи детей: Пособие по диагностике речевых нарушений. П/р Чиркиной Г. В. М.: АРКТИ, 2005. – 240 с.

5. Поваляева, М.А. Справочник логопеда. Ростов-на-Дону: «Феникс», 2001. – 448 с.

6. Репина З. А. Нейропсихологическое изучение детей с тяжёлыми дефектами речи: Учебное пособие. Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т, 1995. – 121 с.

7. Смирнова И. А. Логопедическая диагностика коррекция и профилактика нарушений речи у дошкольников с ДЦП. Алалия, Дизартрия, ОНР. СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004. – 320 с.

8. Трубникова, Н. М. Структура и содержание речевой карты. – Екатеринбург: Урал.гос. пед. ун-т, 1998. – 51 с.

9. Цветкова Л. С. Методика нейропсихологической диагностики детей. – М.: Педагогическое общество России, 2002. - 96 с.

10. Цветкова Л. С. Методический альбом. – 75 с.

Программы, логопедические технологии.

1. Каше Г. А., Филичева Т. Б. Программа обучения детей с недоразвитием фонетического строя речи. М.: Просвещение, 1978 (ксерокопия).

2. Филичева Т. Б, Чиркина Г. В. и др. Коррекция нарушений речи. Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи. М.: Просвещение, 2010.        

3. Авторская адаптированная программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей 5-6 лет (старшая группа).

Диагностические материалы

  1. Альбом обследования по речевой карте.
  2. Картотека из альбома Иншаковой.

Логопедическая гимнастика

  1. Альбом «Артикуляционная гимнастика»

Звукопроизношение

  1. Каше Г. А., Филичева Т. Б. Дидактический материал по исправлению   недостатков произношения у детей дошкольного возраста. Методическое руководство к альбому. М.: Просвещение, 1978.

Дидактические

материалы

  1. Каше Г. А., Филичева Т. Б. Дидактический материал по исправлению   недостатков произношения у детей дошкольного возраста. Методическое руководство к альбому. М.: Просвещение, 1978.
  2. Кагарлицкая Г.С. «Что за чем и почему»

Детская литература

  1. Жукова О. С. Букварь.

Документация учителя-логопеда:

  • Годовой план организационно-педагогической работы учителя-логопеда.
  • Перспективный план коррекционно-педагогической работы.
  • Календарно-тематический план фронтальных логопедических занятий.
  • Планы-конспекты фронтальных (подгрупповых) занятий.
  • График работы учителя-логопеда.
  • Циклограмма деятельности.
  • Коллегиальные заключения, протоколы обследования ПМПК.
  • Речевые карты.
  • Паспорт логопедического кабинета.
  • Журнал учета посещаемости логопедических занятий.
  • Журнал профилактической работы.
  • Журнал движения детей.
  • Журнал консультаций.
  • Папка с печатными материалами по темам консультаций.
  • Тетрадь взаимодействия с воспитателем.
  • Тетрадь взаимодействия с другими специалистами.
  • Индивидуальные тетради детей.
  • Мониторинг сформированности компонентов речи воспитанников логопедической группы ДОУ.
  • Мониторинг динамики речевого развития детей.
  •  

Дидактические игры, картотеки.

Разделы

Игры

1.Артикуляционная моторика.

1. Артикуляционная гимнастика  в картинках.

2.Речевое дыхание.

1. Предметы для поддувания: ветрячки, перья, бутылки, султанчики, трубочки, шары, снежинки, свечки, гребешки, бабочки, синички, капли, листья.

3.Звукопроизноше-ние

1. Стихи и чистоговорки.

2. Фонетические картинки.

3. Т. Б. Филичева Г. А. Каше дидактический  материал по исправлению недостатков речи у детей дошкольного возраста. Пособие для воспитателей и логопедов.  Издание четвертое.

4.Фонематические процессы.

1. Т. Б. Филичева Г. А. Каше дидактический  материал по исправлению недостатков речи у детей дошкольного возраста. Пособие для воспитателей и логопедов.  Издание четвертое.

5.Грамматический строй речи.

Т. Б. Филичева Г. А. Каше дидактический  материал по исправлению недостатков речи у детей дошкольного возраста. Пособие для воспитателей и логопедов.  Издание четвертое.

6.Лексика.

1. Демонстрационный материал по лексическим темам.

2. Т. Б. Филичева Г. А. Каше дидактический  материал по исправлению недостатков речи у детей дошкольного возраста. Пособие для воспитателей и логопедов.  Издание четвертое.

7.Связная речь.

1. Кагарлицкая Г. С. Что за чем и почему. Комплект коррекционно-развивающего материала для работы с детьми.

2. Картотека загадок.

3. Расскажи-ка. Планы – схемы, мнемокартинки  для составления описательных рассказов.

4. Серии сюжетных картинок.

5. Сказочные персонажи.

6. Ткаченко Т. А. Фонетические рассказы с картинками. Библиотека практикующего логопеда: учим произносить правильно. Звуки Р-РЬ, ЛЬ, С-СЬ, З-ЗЬ, Ц, Ш, Ж.  М.: АРКТИ, 2004.

8.Мелкая моторика

1. Волшебные прищепки.

2. Разрезные картинки по темам.

3. Су-джок – 1 шт.

4. Шнуровка «Мальчик». 1 шт.

5. Доска Сигена 1 шт.

6. Мячик колючий 1 шт.

9.Зрительный гнозис.

1. Кубики Никитина.

10.Подготовка к обучению грамоте.

2. Жукова О. С. Букварь.

3.  Найди букву.

11.Мимика, интонация.

1. Куклы Би-ба-бо.

2. Театр руковички.

3. Кубики «Домашние животные»

12.Диагностический материал.

1. Авторский логопедический альбом для обследования речи детей старшего дошкольного возраста. Коркино.

13.Демонстрационный материал.

1. Звуковой анализ слов. Символы.

2. Касса букв.

З . Символы гласных звуков.

4. Набор звуковичков.

2. Таблица «Характеристика звуков».

14.Раздаточный материал.

1. Звуковой анализ слов. Символы.

2. Индивидуальные кассы букв.

3. Полоски (определение позиции звуков в слове).

4. Символы гласных звуков.


Литература

  1. Алгоритм разработки Рабочей программы по коррекционно-развивающей работе в дошкольной образовательной организации для детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях внедрения ФГОС ДО. Методические рекомендации. П/ред. Лавровой Г. Н., Яковлевой Г. В. Челябинск: Цицеро, 2014 – 124 с.
  2. Документация педагогов дошкольной образовательной организации компенсирующего вида в условиях внедрения ФГОС ДО. Методические рекомендации. П/ред. Лавровой Г. Н., Яковлевой Г. В. Челябинск: Цицеро, 2014 – 163 с.
  3. Дошкольное образование как ступень общего образования: Научная концепция/под ред. В.И. Слободчикова /В.И.Слободчиков, Н.А.Короткова, П.Г. Нежнов, И.Л.Кириллов.- М.: Институт  развития дошкольного образования РАО,2005.-28с.
  4. Закон об образовании 2013 - федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
  5. Материалы и оборудование для детского сада: Пособие для воспитателей и заведующих / Под ред. Т.Н.Дороновой и Н.А.Коротковой. М., ЗАО "Элти-Кудиц", 2003. - 160 с.
  6. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 г. N 26"Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций"
  7. Приказ МОиН РФ  «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» от 17 октября 2013 г. №1155
  8. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. № 1014 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования»
  9. Проектирование основной общеобразовательной программы ДОУ/авт.-сост.И.Б.Едакова, И.В.Колосова и др. – М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2012. – 104с.
  10. Управление проектированием и реализацией персонифицированных программ педагогов ДОУ: методическое пособие/сост. Литвиненко Н.В., Челябинск: ГБОУ ДПО ЧИППКРО, 2013. 56с.
  11. Яковлева Г. В., Солодкова М. И. и др. Адаптированные образовательные программы для детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья. Челябинск: ГБОУ ДПО ЧИППКРО, 2014. 147 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учителя-логопеда «Коррекция нарушений произношения отдельных звуков, фонетических нарушений речи у детей дошкольного возраста от 6 до 7 лет (подготовительная к школе группа)»

    Рабочая  программа предназначена для детей  дошкольного возраста от 6 до 7 лет (подготовительная группа), имеющих   недоразвитие фонетического строя речи...

Рабочая программа учителя-логопеда средней группы для детей с тяжелыми нарушениями речи (Общим недоразвитием речи)

Рабочая программа учителя-логопеда средней группы для детей с тяжелыми нарушениями речи (Общим недоразвитием речи)...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА воспитателя для разновозрастной группы №4 «Сказка» (4-6 лет) Срок реализации 2017-2018 учебный год

1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ                   1.1Пояснительная  записка. 1.2Цель и задачи ООП ДО (образо...

Рабочая программа деятельности воспитателя второй младшей группы «АБВГДейка» 3- 4 года Срок реализации программы 2018-2019 учебный год

Настоящая рабочая программа для детей второй младшей группы общеразвивающей направленности разработана на основе примерной основной общеобразовательной программы «От рождения...

Рабочая программа дошкольного образования группы общеразвивающей направленности 5-6 лет «Радуга» Срок реализации: 2020 – 2021 учебный год

Рабочая программа является нормативно-управленческим документом, обосновывающим выбор цели, содержания, применяемых методик и технологий, форм организации воспитательно-образовательного процесса в ДОУ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА второй группы раннего возраста (от 2 до 3 лет) Срок реализации программы - 2021-2022 учебный год

Рабочая программа младшей группы №1 для детей от 2 до 3 лет разработана в соответствии с Основной образовательной программой МБДОУ «Детский сад № 4 «Улыбка» на основе ФГОС дошкольног...

Рабочая программа по работе с родителями (для детей 5-7 лет) срок реализации-2 года

Пояснительная записка      Современные условия деятельности ДОУ выдвигают взаимодействие с семьёй на одно из ведущих мест. Общение педагогов и родителей  базируется ...