Презентация по артикуляционной гимнастике
презентация к уроку по логопедии (старшая, подготовительная группа)

Степурина Татьяна Александровна

Артикуляционная гимнастика: основные требования к организации и выполнению, базовый набор упражнений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл artikulyatsionnaya_gimnastika_prezentatsiya1.pptx2.95 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Артикуляционная гимнастика. Как правильно? Учитель-логопед Степурина Татьяна Александровна МАДОУ «Детский сад №32»

Слайд 2

Артикуляционный аппарат ребенка развивается не сразу, а постепенно, в течение жизни малыша и его речевой практики.

Слайд 3

Время появления звуков Возраст 1-2 года 2-3 года 3-5 лет 5-6 лет Звуки АОЭ П Б М И Ы У Ф В Т Д Н К Г Х Й С З Ц Ш Ж Ч Щ Л Р

Слайд 4

Артикуляционная гимнастика совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений, участвующих в речевом процессе органов. .

Слайд 5

Цель артикуляционной гимнастики выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков родного языка .

Слайд 6

Регулярное выполнение артикуляционной гимнастики поможет: улучшить кровообращение артикуляционных органов и их иннервацию (нервную проводимость); улучшить подвижность артикуляционных органов; укрепить мышечную систему языка, губ, щек; научить ребенка удерживать определенную артикуляционную позу; увеличить амплитуду движений; уменьшить напряженность артикуляционных органов; подготовить ребенка к правильному произношению звуков.

Слайд 7

Рекомендации по проведению артикуляционной гимнастики Внимательно прочитайте описание упражнения. Попробуйте выполнить его перед зеркалом. Только после того, как Вы сами освоите это упражнение, предлагайте его ребенку. Гимнастика проводится ежедневно по 5-10 минут. Упражнения выполнять сидя перед зеркалом , в спокойной обстановке, при достаточном освещении. Ребёнок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также своё лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Комплекс на одно занятие включает 5-7 упражнений для губ и языка, 1 упражнение для развития речевого дыхания. Каждое упражнение выполняется по 5 раз. Упражнения выполняются после показа взрослого. Для поддержания интереса к гимнастике используются стихи, картинки… После того, как упражнение усвоено, ребенок выполняет его без показа взрослого (по названию). Взрослый обязательно контролирует правильность и четкость выполнения упражнений.

Слайд 8

Упражнения должны быть целенаправленными: важно не их количество, важны правильный подбор упражнений и качество выполнения. Точность движения речевого органа определяется правильностью конечного результата. Плавность и легкость движения предполагают движения без толчков, подергиваний, дрожания органа (напряжение мышцы всегда нарушает плавность и мягкость движения); движение должно совершаться без вспомогательных или сопутствующих движений других органов (руки, ноги, голова, тело, губы). Темп – это скорость движения. Вначале движение производится несколько замедленно, постепенно убыстряется. Затем темп движения должен стать произвольным – быстрым или медленным. Устойчивость конечного результата означает, что полученное положение органа удерживается без изменений произвольно долго. Переход (переключение) к движению и положению должен совершаться плавно и достаточно быстро.

Слайд 9

Предлагаем познакомиться с некоторыми артикуляционными упражнениями

Слайд 10

«ЗАБОРЧИК» Улыбнуться без напряжения так, чтобы видны передние верхние и нижние зубы Удерживать под счет 1-5 с.

Слайд 11

«СЛОНИК»- «ТРУБОЧКА» Губы и зубы сомкнуты. С напряжением вытянуть губы вперед трубочкой. Удерживать их в таком положении на счет до пяти.

Слайд 12

«МЕСИМ ТЕСТО» Улыбнуться, открыть рот, покусать язык зубами та-та-та…; пошлёпать язык губами пя-пя-пя …; закусить язык зубами и протаскивать его сквозь зубы с усилием.

Слайд 13

«БЛИНЧИК» Улыбнуться, открыть рот. Положить широкий язык на нижнюю губу. Удерживать в спокойном состоянии на счет до пяти. В этом упражнении важно следить, чтобы нижняя губа не напрягалась и не натягивалась на нижние зубы.

Слайд 14

«РАСЧЕСКА» Улыбнуться, закусить язык зубами. «Протаскивать» язык между зубами вперёд-назад, как бы «причёсывая» его. Выполнять 3-4 раза. .

Слайд 15

«ВКУСНОЕ ВАРЕНЬЕ» Улыбнуться, открыть рот. Языком в форме чашечки облизывать верхнюю губу сверху- вниз (можно намазать губу вареньем). Нижняя губа не должна обтягивать зубы (можно оттянуть ее вниз рукой).

Слайд 16

«ЧИСТИМ ЗУБКИ» Улыбнуться, приоткрыть рот. Кончиком языка «почистить» нижние, затем верхние зубы с внутренней стороны, делая движения языком вправо - влево. Нижняя челюсть при этом не двигается.

Слайд 17

«ФУТБОЛ» Рот закрыть, кончик языка с напряжением упирать то в одну, то в другую щёку так, чтобы под щекой надувались «мячики».

Слайд 18

«КИСКА СЕРДИТСЯ» - «ГОРКА» Улыбнуться, открыть рот. Кончиком языка упереться в нижние зубы. На счет «раз»- выгнуть язык горкой, упираясь кончиком языка в нижние зубы. На счет «два» вернуться в исходное положение. Кончик языка при этом не должен отрываться от нижних зубов, рот не закрывается

Слайд 19

«КАЧЕЛИ» Улыбнуться, открыть рот. На счет 1-2 поочередно упираться языком то в верхние, то в нижние зубы. Нижняя челюсть при этом неподвижна.

Слайд 20

«ЧАШЕЧКА» Улыбнуться, открыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу, боковые края языка загнуть в форме чашечки. Удерживать на счет до пяти. Нижняя губа не должна обтягивать нижние зубы.

Слайд 21

«МАЛЯР» Улыбнуться, открыть рот. Широким кончиком языка погладить небо от зубов к горлу. Нижняя челюсть не должна двигаться.

Слайд 22

«ЛОШАДКА» Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и присосать язык к нёбу пощелкать кончиком языка (как лошадка цокает). Щёлкать медленно, но сильно. Тянуть подъязычную связку. Нижняя челюсть неподвижна, работает только язык Проделать 10 – 15 раз.

Слайд 23

«ГРИБОК» Улыбнуться, открыть рот. Присосать широкий язычок к небу. Это шляпка гриба, а подъязычная связка- ножка. Кончик языка не должен подворачиваться, губы - в улыбке. Если ребенку не удается присосать язык, то можно пощелкать языком, как в упражнении «Лошадка». В пощелкивании улавливается нужное движение языка.

Слайд 24

«ИНДЮК» Приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движения широким передним краем языка по верхней губе вперед- назад, стараясь не отрывать язык от губы, как бы поглаживая ее. Темп упражнения, постепенно убыстряясь, затем добавить голос, чтобы слышалось «БЛ-БЛ-БЛ». Следите, чтобы язык не сужался, он должен быть широким .

Слайд 25

«ДЯТЕЛ» - «АВТОМАТ» Рот широко открыт и слегка растянут в улыбке, язычок в форме «чашечки» поднят вверх: боковые края языка прижаты к верхним коренным зубкам, а передний край языка поднят за верхние передние зубы к альвеолам. Ребёнок говорит с придыханием Д-Д-Д или Т-Т-Т или ДЖ-ДЖ. Язык «прыгает на бугорках».

Слайд 26

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА «САМОЛЕТ»

Слайд 27

Отгадайте загадку . Для дыхания он нужен, С ветром, вьюгой очень дружен. Окружает нас с тобой, Не поймать его рукой.

Слайд 28

«ФОКУС» Улыбнуться, приоткрыть рот, широкий передний край языка положить на верхнюю губу и сдуть ватку, положенную на кончик носа. Воздух должен идти посередине языка, тогда ватка полетит вверх.

Слайд 29

РЕЧЬ РЕБЁНКА В ВАШИХ РУКАХ !!!!! Учитель – логопед Степурина Татьяна Александровна Екатеринбург МАДОУ детский сад №32


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

К презентации буклет "Артикуляционная гимнастика"

Здесь приводятся все артикуляцционные упражнения используемые на занятии...

Презентации "Занимательная артикуляционная гимнастика"

При постановке любого звука работа начинается с воспроизведения отдельных элементов артикуляции данного звука.Развивая органы артикуляции (особенно язык) и вырабатывая определенный напор выдыхаемой ст...

Презентации.Проведение артикуляционной гимнастики с использованием сказочных персонажей с презентациями.

В работе представлены варианты  презентаций артикуляционной гимнастики  для детей старшего дошкольного возраста и статья .Статья знакомит родителей  с проведением артикуляционной гимнас...

Презентация: "Комплекс артикуляционной гимнастики для детей с ТНР (ОНР)"

Комплекс артикуляционной гимнастики для детей с ТНР (ОНР), методические рекомендации для проведениягимнастики, упражнения на развитие целенаправленной воздушной струи....

Презентация-комплекс артикуляционной гимнастики.

Презентация-комплекс артикуляционной гимнастики....

Презентация "Проведение артикуляционной гимнастики с детьми дома"

Уважаемые родители! Данная презентация поможет в организации и проведении артикуляционной гимнастики с ребёнком дома....

Презентация "Морская артикуляционная гимнастика"

Вашему вниманию предлагается презентация "Морская артикуляционная гимнастика"...