Консультация для инструктора по физической культуре
консультация по логопедии

Бутова Наталья Петровна

консультация

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_instruktora_po_fiz.docx20.01 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация учителя логопеда для инструктора по физической культуре

РОЛЬ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ УЧИТЕЛЯ ЛОГОПЕДА И ИНСТРУКТОРА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ В КОРРЕКЦИИ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ У ДЕТЕЙ С ТНР

                                                                    Провела учитель-логопед Бутова Н.П.

               Кашира 2022г.

Дети с ОНР имеют нарушения всех видов моторики: общей, мелкой, артикуляционной. При педагогической диагностике, проводимой на момент поступления ребёнка на логопункт, мы отмечаем:

  • однообразие, неритмичность, бедность, скованность, неточность и замедленность движений;
  • нарушение координации движений обеих рук;
  • нарушения зрительно-двигательной координации, темпа, ритма;
  • снижение «двигательной» памяти;
  • трудности в овладении интонационной и двигательной выразительностью;
  • неспособность осуществлять двигательное поведение в воображаемой ситуации;


  • соматически ослаблены, физически невыносливы, быстро утомляются;
  • отставание в возрастных показаниях физических качеств: силы, скорости, ловкости, координации;
  • точность выполнения артикуляционных упражнений;
  • снижение усидчивости и работоспособности.


Диагностика показала:

у детей нарушены все виды моторики, преобладает повышенный мышечный тонус, моторная напряженность

нарушена координация движений (не могут согласовывать движения рук и ног при ходьбе, не могут согласовывать слова и движения в играх и упражнениях)

не всегда воспринимают и запоминают речевые инструкции

дыхание поверхностное и слабое (следствие этого - сложность звукообразования, односложность и стандартность построения фраз)

низкий уровень произвольного слухового внимания и памяти


Задачами проведения совместной коррекционной работы учителя – логопеда и инструктора по физической культуре являются:

1 развитие общей, мимической, мелкой и артикуляционной моторики;
2 пространственной ориентации;
3 физиологического и речевого дыхания;
4 формирование темпа, ритма и интонационной выразительности речи и двигательной сферы;
5 координации речи с движением;
6 рече - двигательной памяти;
7 нормализация мышечного тонуса, снятие моторной напряжённости,
8 развитие связной речи у детей,
9 Повышение работоспособности,
10 формирование самоконтроля.

Формы взаимодействия:

  • Взаимообмен данными диагностики
  • Координированное планирование совместной деятельности
  • Взаимопосещения занятий
  • Совместное проведение интегрированной НОД
  • Участие в педагогических советах ДОУ, РМО, семинарах, мастер-классах, конференциях
  • Досуги, развлечения, праздники
  • Родительские собрания и консультации
  • Оформление документации по взаимодействию
  • Итоговая аналитическая отчётность

Виды деятельности:

  • Рече-двигательные, оздоровительно-развивающие игры
  • Речевые эстафеты
  • Звуко-слоговые игры с фитболами
  • Логоритмическая гимнастика, фонетическая ритмика
  • Общеразвивающие упражнения с речевым сопровождением
  • Динамические паузы, пятиминутки
  • Упражнения на релаксацию
  • Массаж и самомассаж с проговариванием потешек, речёвок
  • Чистоговорки с пальчиковой гимнастикой
  • Артикуляционная, дыхательная, мимическая гимнастика
  • Включение в занятия по физическому воспитанию загадок, считалок, чистоговорок, пословиц и поговорок, стихотворений, сказок и рассказов на автоматизацию и дифференциацию звуков речи
  • Включение в логопедическую НОД упражнений на развитие общей, мелкой моторики и координации движений, ловкости и ориентировки в пространстве.

Использование Здоровьесберегающей технологии

  • Артикуляционная гимнастика

На индивидуальных, групповых и подгрупповых занятиях. Регулярное выполнение помогает: 
 - улучшить кровоснабжение артикуляционных органов и их иннервацию (нервную проводимость)

- улучшить подвижность артикуляционных органов;

- укрепить мышечную систему языка, губ, щёк; 

- уменьшить напряжённость артикуляционных органов.

  • Мимическая гимнастика

С целью развития лицевых мышц рекомендуется имитация мимических движений с использованием картинок.

  • Пальчиковая гимнастика

Выполняя пальцами различные упражнения, ребенок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, что способствует развитию внимания, мышления, памяти, благотворно влияет на развитие речи и готовит руку к письму. Интенсивное воздействие на кончики пальцев стимулирует прилив крови к рукам. Это благоприятствует психоэмоциональной устойчивости и физическому здоровью, повышает функциональную деятельность головного мозга, тонизирует весь организм.

  • Дыхательная гимнастика

Александра Николаевна Стрельникова утверждала: «Люди плохо дышат, говорят, кричат и поют, потому что болеют, а болеют потому что не умеют правильно дышать. Научите их этому – и болезнь отступит».

Дифференцированное носовое и ротовое дыхание, нижнедиафрагмальное дыхание, силу и направление выдоха.

Упражнения дыхательной гимнастики проводятся ежедневно в течение 5 -10 минут в хорошо проветриваемом помещении. Я использую их как физкультминутки в процессе логопедического занятия или как его часть. 

  • Биоэнергопластика

Биоэнергопластика является новым и интересным направлением работы по развитию речи детей и включает в себя три понятия: био – человек, энергия – сила, пластика - движение. Биоэнергопастика направлена на совместные движения рук и артикуляционного аппарата, что способствует активизации естественного распределения биоэнергии в организме. Благодаря упражнениям на развитие биоэнергопластики у ребенка улучшается кровообращение, при этом укрепляются мышцы лица, развивается мелкая моторика рук и соответственно речь.

  • Массаж и самомассаж

Рук и лицевых мышц, ушных раковин.

Под воздействием несложных массажных упражнений достигается нормализация мышечного тонуса, происходит стимуляция тактильных ощущений, а также под воздействием импульсов, идущих в коре головного мозга от двигательных зон к речевым, более благотворно развивается речевая функция.

«Су-Джок» – терапия оказывает воздействие на биоэнергитические точки с целью активизации защитных функций организма и направлена на воздействие зон коры головного мозга с целью профилактики речевых нарушений.

  • Упражнения на релаксацию

Релаксация детей дошкольного возраста требует особого взгляда и подхода. Умение расслабиться поможет детям снять напряжение, другим – сконцентрировать внимание, снять возбуждение. Расслабление вызывается путем специально подобранных игровых приемов. Каждому дается образное название, это увлекает детей. Они выполняют расслабляющие упражнения, не просто подражая ведущему, а перевоплощаясь, входя в заданный образ.
Если «Релаксационные паузы» включить в режим дня детского сада, то это благоприятно скажется на нервной  системе ребенка.

«Руки на столе лежат», «Посмотрите – мы олени…», «Реснички опускаются, глазки закрываются…»

  • Кинезеологическая гимнастика

 Кинезиология – наука о развитии головного мозга через определённые двигательные упражнения. В своей работе я применяю упражнения Аллы Леонидовны Сиротюк такие как: "Колечко", "Кулак-ребро-кулак", "Ухо-нос" и т.д.

 Упражнение:

«Кулак-ребро-ладонь»

«Кулак-ребро-ладонь» - четыре положения руки на плоскости последовательно сменяют друг друга. Выполняется сначала правой рукой, затем левой рукой. Затем двумя руками одновременно.

Ладошки вверх, 

Ладошки вниз, 

А теперь их на бочок- 

И зажали в кулачок.

Ещё одно задание:

«Зеркальное рисование». Это рисование двумя руками одновременно, при выполнении этого задания расслабляются руки и глаза, способствует синхронизации работы полушарий головного мозга, что позволяет более эффективно корректировать отклонения в развитии речи детей.

  • Гимнастика для глаз

Упражнения для профилактики нарушений зрения и активизации работы мышц глаз. Использую в работе яркие игрушки.

  • Динамические паузы, пятиминутки

Это небольшие активные занятия, проводимые в течение дня, удовлетворяющие естественную потребность каждого ребенка в движении. Малышу жизненно необходимо бегать, прыгать, скакать на одной ножке, копировать окружающих, изображать птиц и зверей. Плановых спортивных занятий и прогулок на свежем воздухе для удовлетворения данной потребности, как правило, не хватает. Современные дети часто загружены полезными, но сидячими делами. Такие занятия обязательно должны чередоваться с подвижными.

Благодаря использованию здоровьесберегающих технологий у детей происходит:

  • улучшение памяти, внимания, мышления;
  • повышение способности к произвольному контролю;
  • улучшение общего эмоционального состояния;
  • повышается работоспособность, уверенность в себе;
  • стимулируются двигательные функции;
  • снижает утомляемость;
  • улучшаются пространственные представления; 
  • развивается дыхательный и артикуляционный аппарат;
  • стимулируется речевая функция;
  • улучшается соматическое состояние.


 Взаимодействие учителя-логопеда и инструктора по физической   культуре позволяет:

  • вовлекать в сферу коррекционной работы более широкий круг детей,
  • полнее использовать резервы коррекционно-педагогического воздействия,
  • повысить эффективность работы логопедического пункта,
  • увеличить процент детей, выпущенных с грамотной речью и правильным произношением,
  • повысить качество образовательного процесса.

Искренне надеемся, что опыт работы и предложенные материалы помогут коллегам в трудной, но увлекательной работе по коррекции рече-двигательных нарушений у дошкольников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для инструкторов по физической культуре Особенности развития ребенка-дошкольника

У ребенка с 3 до 7 лет жизни под воздействием обучения условные связи закрепляются и совершенствуются. Повышается физическая подготовленность, совершенствуются психофизические качества. Таким образом,...

Консультация для инструкторов по физической культуре Особенности развития ребенка-дошкольника

У ребенка с 3 до 7 лет жизни под воздействием обучения условные связи закрепляются и совершенствуются. Повышается физическая подготовленность, совершенствуются психофизические качества. Таким образом,...

Консультация для инструкторов по физической культуре в ДОУ "Реализация коррекционных задач на физкультурном занятии в офтальмологической группе."

В настоящее время все более актуальной становиться проблема качественного улучшения состояния здоровья подрастающего поколения. Для детей, имеющих нарушения зрения эта проблема является более значимой...

Консультация для инструкторов по физической культуре: «Игровой фитбол в ДОО как средство развития у ребёнка ловкости и координации».

Беседа о том, как с помощью фитбола можно помочь детям развивать физические качества, такие как  ловкость, координация движений....

Консультация для инструкторов по физической культуре ДОО

Тема: "Корригирующая ритмическая гимнастика принарушениях осанки. Методические особенности проведения занятий"...

Консультация для инструкторов по физической культуре

Организация дополнительного образования в дошкольном образовательном учреждении...

Консультация для инструктора по физической культуре «Использования сенсомоторной коррекции на занятиях по физической культуре с детьми с ОВЗ»

Развитие детей и улучшение их здоровья в процессе обучения в дошкольных образовательных учреждениях, особенно в коррекционных  группах, - одна из актуальных задач современной педагогики. Исс...