Консультация для инструкторов по физической культуре: «Игровой фитбол в ДОО как средство развития у ребёнка ловкости и координации».
консультация на тему

Давыдова Татьяна Ивановна

Беседа о том, как с помощью фитбола можно помочь детям развивать физические качества, такие как  ловкость, координация движений.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Здравствуйте, уважаемые коллеги! Наверное, каждый из вас мечтал в детстве найти клад или владеть сокровищем. У меня есть «чудесный мешочек, а в нём находится предмет,  который может показать вам «настоящее    сокровище». Хотите узнать, это? (предлагает взять из мешочка зеркала, но пока и не раскрывать). Сейчас вы увидите самое дорогое, что есть на свете  - взгляните в зеркало. Что же это?

Молодцы! Самое дорогое – это вы сами. Улыбнитесь самим себе. Погладьте себя по голове и скажите: «Я красивая, я замечательная!» Мы сами, наше здоровье и здоровье наших детей и есть самое большое сокровище! «Здоровый человек – самое драгоценное произведение природы» - писал Томас Карлейль. И сейчас я предлагаю вам подумать и сказать, что же важно для сохранения и укрепления здоровья?

Мне приятно, что наши мнения совпадают, и я думаю, вы согласитесь: одно из важнейших составляющих здоровья – двигательная активность. Особенно важно это сейчас, в век компьютеризации. Когда мы проводим много времени, сидя за  компьютерами, вследствие  чего ухудшается осанка и появляется множество других проблем со здоровьем. «Укрепить здоровье в детстве – это значит дать ему всю полноту жизненных радостей» - утверждал В.А. Сухомлинский. Какие современные методы обеспечат физическое развитие и двигательную активность ребёнка, какие технологии будут эффективны в укреплении и сохранении психофизического здоровья детей?

Эти проблемы волнуют многих педагогов, и сегодня я покажу вам, как можно укрепить здоровье и развить интерес к физкультуре с помощью мяча.

Тема моей консультации: ««Игровой фитбол в ДОО как средство развития у ребёнка ловкости и координации».

Цель: формирование и расширение представлений педагогов об основных правилах организации двигательных упражнений на фитболах с детьми дошкольного возраста и практическом их выполнении.

Задачи:

•Расширение представлений педагогов о фитболах и видах упражнений на фитболах, используемых для развития двигательной активности детей дошкольного возраста, о различных формах его использования.

•Формирование навыка правильной посадки на фитболе. 

•Формирование умения технически правильно выполнять простые двигательные упражнения на фитболах. 

 Перед тем, как перейти к теме, мне хотелось бы узнать, что мы знаем про мяч? С мячом можно играть, катать, отбивать, подбрасывать, ловить. Он может быть разного цвета, размера, чем привлекает к себе внимание. Но сегодня мы будем говорить об особом мяче.

Фитбол (от англ. fit - оздоровление, ball-мяч) - гимнастический мяч, используемый в оздоровительных целях. Этот чудо-тренажер был придуман швейцарским врачом физиотерапевтом Сюзан Кляйнфогельбах в 50-х годах прошлого столетия. Поначалу его использовали исключительно в лечебных целях – для реабилитации больных с нарушениями в центральной нервной системе, после травм позвоночника. В наше время этот чудо - мяч приобрёл особую популярность. Положительное воздействие фитбола на здоровье подтверждено многочисленными исследованиями, проведёнными в США, Европе и России. Фитбол – это также инновационная технология здоровьесбережения. В дошкольных учреждениях она начала использоваться в последние 5-6 лет. Так какая польза от использования фитбола? Фитбол   обладает большим оздоровительным эффектом: развивает двигательные качества, координацию движений, создаёт весёлую атмосферу и делает занятия с детьми эмоциональными и яркими. На вопрос: «Что же хорошего в фитболе?», дети обычно отвечают всего лишь тремя словами: «Легко! Весело! Супер!», а я бы добавила ещё: « Эффективно! »

Профилактико – развивающее воздействие фитбола на организм:

  • Формирование осанки;
  • Профилактика функциональных нарушений органов и систем организма;
  • Увеличение гибкости и подвижности в суставах;
  • Развитие функции равновесия и вестибулярного аппарата;
  • Профилактика мышечной недостаточности;
  • Укрепление мышц брюшного пресса, рук, плечевого пояса, спины, таза, ног и свода стопы;
  • Совершенствование координации движений.

Занятия с фитболом нормализуют работу сердца, дыхательной системы, укрепляют мышцы, являются хорошим средством для профилактики нарушений осанки.  В этом виде гимнастики снимается нагрузка на поясницу и суставы и практически отсутствует ударная нагрузка на ноги. Поэтому фитболом могут заниматься даже пожилые и люди с избыточным весом. Кроме перечисленных свойств, терапевтическое влияние на организм оказывает и цвет фитболов. Жёлтый  - способствует проявлению выносливости.  Синий, зелёный – обладает релаксирующим и успокаивающим эффектом. Красный -  повышает жизненную энергию, выносливость, иммунитет. Оранжевый – рекомендуется при плохой работе почек, гормональном дисбалансе и чувстве внутреннего дискомфорта.

Фитболы вносят игровой момент в образовательную деятельность, создают эмоциональный подъём, позволяют разнообразить всю физкультурно – оздоровительную работу в дошкольном учреждении.

Как видите, плюсов упражнений на фитболе очень много. И я думаю, что вы сегодня на практике сможете в этом убедиться  сами.

Так как мяч по своим свойствам многофункционален, он может использоваться:

- как препятствие;

-как массажер;

-как амортизатор;

-как тренажер;

-как ориентир;

- как предмет;

-как опора;

- как отягощение.

Кто же может использовать фитбол? Его могут использовать:

- инструктор по физической культуре;

- воспитатель;

- музыкальный руководитель;

- педагог- психолог;

-медицинский работник;

- учитель-логопед;

- родители.

Подбирать мячи, упражнения и методы организации занятий нужно в соответствии с возрастом и возможностями детей, переходить от простого к сложному и тренироваться регулярно. Как вы считаете, коллеги, где можно применять фитбол в детском саду?

Совершенно верно, фитбол можно применять непосредственно в образовательной деятельности – освоение ОВД и ОРУ, в сочетании с дыхательными упражнениями, на праздниках и досугах, в подвижных играх и эстафетах, динамических паузах, на прогулке, в совместной работе с родителями.

Как правильно организовать двигательную деятельность детей дошкольного возраста на фитболах? Ответить на этот вопрос нам помогут «Золотые правила» организации двигательных упражнений на фитболах с детьми дошкольного возраста. 

•Подбирать фитбол каждому ребенку по росту так, чтобы обеспечить при посадке угол в 90° между туловищем и бедром, бедром и голенью, голенью и стопой. Для большей устойчивости ноги в опоре стопами на полу расположены на ширине плеч.

•Проследить, чтобы на детях была удобная одежда, не мешающая движениям, и нескользящая обувь.

•Следить за тем, чтобы ни одно упражнение не причиняло детям боли и не вызывало дискомфорта.

•Исключить во время занятий быстрые и резкие движения, скручивания в шейном и поясничном отделах позвоночника, интенсивное напряжение мышц шеи и спины.

•При выполнении упражнений в положении лежа на животе и лежа на спине голова и позвоночник должны составлять одну прямую линию. Не допускаются наклон и запрокидывание головы вперед-назад, к появлению симптомов нестабильности шейного отдела позвоночника, часто встречающегося у детей. По этой же причине нельзя увлекаться прыжками на фитболах.

•При выполнении упражнений фитбол не должен двигаться, за исключением упражнений, связанных с его прокатыванием и перемещением. 

•Физическая нагрузка по времени должна соответствовать возрасту занимающихся. 

•Следить за техникой выполнения упражнений, соблюдать приемы страховки и учить детей самостраховке. 

•Время упражнений с фитболами недолжно превышать 40-60% общей длительности занятия.

•Для постепенного правильного освоения упражнений рекомендуется организовать обучение детей по этапам, т. е. от облегченных и простых упражнений на 1-м-2-м этапах перейти к сложно-координационным заданиям на З-м-4-м этапах. 

•Каждое упражнение повторять сначала 3-4 раза, постепенно увеличивая до 6-7 раз. Упражнения выполнять последовательно, с чередованием нагрузки на разные группы мышц из различных и. п.

•В основной части занятия целесообразно использовать 5 мин. для выполнения специальных корригирующих упражнений индивидуально. В заключительный период занятия целесообразно включить игры и упражнения на восстановление дыхания и расслабление.•При выполнении упражнений в сочетании с колебательными покачиваниями на фитболе необходимо контролировать постоянный контакт с поверхностью фитбола. Темп и продолжительность упражнений индивидуальны.

•С фитбол-мячами можно заниматься индивидуально или в подгруппах. Время проведения одного занятия с детьми 3-4 лет – 15-20 мин., с детьми 5-7 лет – 25-30 мин.

•Занимающиеся с фитболами должны находиться на расстоянии 1-1, 5 м друг от друга и от выступающих предметов в зале.

•Занятия проводятся в чистом, проветренном помещении, дети занимаются на ковриках.

Для занятий на фитболе нет противопоказаний.

Фитбол – это радость движений!

Фитбол – доступен для всех!

Фитбол – средство оздоровления!

Фитбол – развитие и успех!

Предлагаю вам подборку подвижных игр и эстафет с фитбол-мячом, которые можно использовать.        

А сейчас, уважаемые коллеги,  я предлагаю вам на практике опробовать некоторые упражнения с чудо-мячом.(амортизатор, опора, утяжеление)

Упражнения в парах:

1.И.п.: стоя друг к другу лицом, мяч между участниками на полу.1,2 – присесть, прямые руки на мяче, колени в стороны, спина прямая; 3,4 – вернуться в и.п., руки в стороны.

2.И.п.: стоя спиной друг к другу, мяч зажат спинами, руки сцеплены.1,3 –наклон вправо (влево),3,4 – и.п.

3.И.п.: стоя на расстоянии шага спиной друг к другу, ноги на ширине плеч. мяч на полу у впередистоящего. Повернуться по команде в одну сторону(заданный ориентир), передать фитбол партнёру, вернуться в и.п.

4. Опираясь на фитбол перепрыгнуть через него.

Вы хорошо справились с упражнениями! Как вы считаете, какие методы и приёмы являются наиболее подходящими в работе с дошкольниками и вызывают наибольший интерес у детей? (игровые)

Действительно, дети больше всего любят играть, и различные игры с фитболом вызывают у них большой интерес и массу положительных эмоций, что благотворно сказывается на здоровье.  А ещё они очень любят сказки, и их любят не только дети. Предлагаю вам поучаствовать в сочинении одной из таких сказок, но не простой, а физкультурно-оздоровительной! Это будет сказка и Фитболике и его друзьях.

Слышишь, сказка в дверь стучится!

Ты скорей её впусти,

Потому со сказкой этой

Нам к здоровью по пути!

Я начну рассказывать, а потом мы все продолжим. Итак, начинаем!

Жил-был весёлый разноцветный мячик, звали его Фитболик. Скучно ему было одному, не было у него друзей. И ещё одна беда случилась с ним: злая волшебница заколдовала его, и он разучился прыгать. Вот однажды Фитболик отправился искать друзей. Он старательно преодолевал все препятствия, которые встречались ему на пути. И вдруг вдалеке он услышал голоса. Он побежал на весёлый смех, но путь ему преградил ручеёк. Фитболик остановился, стал кричать, он очень хотел, чтоб его заметили, но резвившиеся на другом берегу мячи его не слышали. И Фитболику так захотелось с ними поиграть, что он собрал все силы и перепрыгнул через ручеёк. Как только Фитболик приземлился, к нему прискакали такие же, как  он мячики (Фит, Бол, Лик) и стали его друзьями. Так к Фитболику вернулся волшебный дар прыжков!

А сейчас, чтобы продолжить сказку, мне нужна ваша помощь. Сейчас нужно разбиться на пары. Каждая пара берёт карточку, на обратной стороне – изображение животного.  Предлагаю придумать вам имитационное движение с использованием фитбола. На задание даётся определённое время.

Готовы к продолжению сказки? Итак…запрыгал фитболик со своими друзьями и вдруг увидел, как на цветок села прекрасная бабочка.

Упражнение «Бабочка» показывает пара участников, затем свой вариант – инструктор. Это упражнение развивает силу грудных мышц, формирует правильную осанку. И.п.: сидя на фитболе, руки согнуты в локтях, поднять вверх – изобразить «крылья». Сводить и разводить предплечья перед грудью, ладони касаются друг друга.

Подул лёгкий ветерок, бабочка вспорхнула и улетела. Тут к Фитболику и его друзьям подползла ящерка и попросила вернуть ей хвост, на который случайно наступил мальчишка.

Упражнение «Ящерка на камне» Следующая пара участников показывает упражнение «Ящерица». Затем инструктор- свой вариант. Упражнение развивает мышцы спины и брюшного пресса. И.п.: лёжа на фитболе с опорой на колени и пальцы ног. Мяч располагается под грудной клеткой. Выпрямить ноги, опираясь на носки, поднять туловище на 10-20см, сцепить руки за спиной «в замок», прогнуться, вернуться в и.п.

И только Фитболик помог ящерке, как услышал весёлое кваканье лягушки.

Упражнение «Лягушка--квакушка» упражнение увеличивает подвижность тазобедренных суставов, корригирует деформацию стоп, формирует правильную осанку. И.п.: лёжа на фитболе на животе, обхватив мяч согнутыми в коленях ногами, руки на полу. Толчком перекатить мяч вперёд с упором на руки, вернуться в и.п.

Послушали друзья весёлую лягушку и уже хотели скакать дальше, но вдруг откуда—то сверху к ним спустился на пацтинке маленький паучок.

Упражнение «Паучок» упражнение развивает чувство равновесия, координацию движений, формирует правильную осанку, укрепляет мышцы конечностей и брюшного пресса. И.п.: сидя на фитболе, руки опущены. В медленном темпе сделать несколько шагов вперёд и лечь спиной на фитбол, сохраняя прямой угол между голенью и бедром, руки свободно опустить в стороны, вернуться в и.п.  

А завершить нашу сказку я предлагаю так. Поскакали друзья дальше и повстречали двух гусениц. Но сказка-то наша  - физкультурная и, наши гусеницы тоже оказались невероятно шустрыми, проворными и любопытными. А чтобы их показать мне опять понадобится ваша помощь.

 Игра – эстафета «Быстрая гусеница »

Участники делятся на две команды. Каждая команда «гусеница»: игроки удерживают между собой фитболы, прижимаясь друг к другу. По команде игроки начинают двигаться вперёд. Побеждает команда, быстрее дошедшая до финиша, не разорвавшая «гусеницу» и не уронившая мяч.

И так нашим друзьям понравилось путешествие, что все они весело и радостно запрыгали!

Гусеница насекомое неторопливое, но хоть и медленно, но верно ползёт к своей цели и в конце концов становится прекрасной бабочкой. Так и мы, педагоги, не всегда быстро, но верно идём к поставленным целям, преодолевая сомнения, трудности и проблемы на своём пути, чтоб наши старания превратились в прекрасный результат, чтоб в душе каждого ребёнка раскрылась и взлетела бабочка радости, интереса и желания расти и становиться лучше.

И в заключении хочу вам подарить, как вы думаете что?(показываю на чудесный мешочек) Это предмет, связанный с темой нашей консультации, по форме напоминающий мяч, одновременно и сказочный и реальный, помогающий поддерживать здоровье и молодость. Это яблоко. Плод с дерева Познания. Оно символизирует здоровье и жизненную силу. И я дарю вам эти «молодильные яблочки», чтобы вы всегда оставались здоровыми, молодыми, энергичными, красивыми и стремились к познанию и самосовершенствованию, в том числе и физическому.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для инструкторов по физической культуре Особенности развития ребенка-дошкольника

У ребенка с 3 до 7 лет жизни под воздействием обучения условные связи закрепляются и совершенствуются. Повышается физическая подготовленность, совершенствуются психофизические качества. Таким образом,...

Консультация для инструкторов по физической культуре Особенности развития ребенка-дошкольника

У ребенка с 3 до 7 лет жизни под воздействием обучения условные связи закрепляются и совершенствуются. Повышается физическая подготовленность, совершенствуются психофизические качества. Таким образом,...

Консультация для инструктора по физической культуре «Использования сенсомоторной коррекции на занятиях по физической культуре с детьми с ОВЗ»

Развитие детей и улучшение их здоровья в процессе обучения в дошкольных образовательных учреждениях, особенно в коррекционных  группах, - одна из актуальных задач современной педагогики. Исс...

Мастер-класс на районном методическом объединении инструкторов по физической культуре, тема «Фитбол - гимнастика для детей с ОВЗ».

Цель: Распространение педагогического опыта среди педагогов, по применению фитбол – гимнастики в работе с детьми ОВЗ.Задачи:Систематизировать знания педагогов о фитбол гимнастике в ДОУ, познаком...

«Совместная образовательная деятельность инструктора по физической культуре с детьми дошкольного возраста по средствам использования игрового набора «Дары Фребеля»

Актуальность. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) определяет достижение целей образовательной программы дошкольного образования через основной вид де...

Консультация для инструктора по физической культуре : "Взаимодействие учителя - логопеда и инструктора по физической культуре в системе коррекционно - развивающей работы с детьми, имеющими тяжёлые нарушения речи"

Консультация о преемственности и взаимосвязи в работе учителя-логопеда и инструктора по физической культуре. О том, что от выбора специалистами наиболее эффективных мер коррекции речевого развития, за...

Самообразование инструктора по физической культуре на тему: «Подвижная игра, как средство формирования основ функциональной грамотности» 2021 учебный год

В наше время, в сфере образования функциональная грамотность становится одной из главных тем для обсуждения на всех уровнях: и в ДОО, и школах, и в Министерстве просвещения, и в Совете по науке и обра...