Памятка для родителей. Заикание.
статья по логопедии

Вьюнова Ольга Николаевна

ЗАИКАНИЕ

 

При заикании нарушается темп и ритм речи по причине судорог мышц речевого аппарата в процессе речи. Судороги могут возникать то в мышцах языка, то в мышцах губ, то в мышцах дыхательного аппарата, то в области голосовых связок. Это и приводит к «застреванию»  речи на отдельных звуках.

Заикание чаще всего возникает в возрасте от 3 до 5 лет. Ребенку этого возраста уже многое хочется сказать, но его речевой аппарат «не успевает» за мыслью. Большинство детей проходят этот этап благополучно, но у некоторых может развиться заикание.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon prichiny_simptomy_preodolenie.doc47.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                      ЗАИКАНИЕ

При заикании нарушается темп и ритм речи по причине судорог мышц речевого аппарата в процессе речи. Судороги могут возникать то в мышцах языка, то в мышцах губ, то в мышцах дыхательного аппарата, то в области голосовых связок. Это и приводит к «застреванию»  речи на отдельных звуках.

Заикание чаще всего возникает в возрасте от 3 до 5 лет. Ребенку этого возраста уже многое хочется сказать, но его речевой аппарат «не успевает» за мыслью. Большинство детей проходят этот этап благополучно, но у некоторых может развиться заикание.

Причины  заикания:

1 группа – предрасполагающие:

  • Наличие у родителей заикания, различных нервно-психических заболеваний;
  • Осложненное протекание беременности и родов у матери;
  • Тяжело протекающие и часто повторяющиеся соматические заболевания ребенка в раннем детстве;
  • Отставание ребенка в речевом развитии;
  • Перегрузка речевым материалом, слишком раннее разучивание стихов с демонстрацией «достижений» ребенка на публику;
  • Нервная обстановка в семье, неправильные приемы воспитания.

2 группа – производящие:

  • Действие сверхсильного раздражителя, что в повседневной жизни называют «испугом»;
  • Перенапряжение тормозного процесса нервной системы, когда ребенок вынужден долгое время скрывать свои переживания от окружающих;
  • Одновременное действие двух противоположных раздражителей, когда один из взрослых побуждает к какому-то действию, а другой – запрещает это же самое действие;
  • Слишком резкое переучивание с левой руки на правую;
  • Подражание заикающимся;
  • Запугивание ребенка.

Общим правилом является то, что в каждом конкретном случае происхождения заикания обе группы причин  взаимодействуют.

        

Симптомы  заикания:

  • Судороги речевых мышц;
  • Сопутствующие движения: судорожное запрокидывание головы, непроизвольные движения рук, ног, туловища;
  • Вегетативные расстройства: неустойчивость пульса, колебания артериального давления, повышенная потливость, побледнение или покраснении кожи, появление «гусиной кожи» и т. п.;
  • Логофобии- навязчивые страхи перед речью;
  • Навязчивые мысли о заикании;
  • Двигательные и речевые уловки (защитные приемы);
  • Избегание речевого общения,  избегание контактов с окружающими, замыкание в себе, игра в одиночестве.

                                       Преодоление  заикания

Заикание является сложным речевым расстройством, поэтому преодоление его включает в себя ряд различных медико-педагогических воздействий и мероприятий:

  1. Оздоровление нервной системы и всего организма заикающегося :
  • Лечение общего невроза и вегетативных проявлений у врача-невропатолога с  использованием медикаментозных средств и физиотерапевтических процедур
  • Правильный режим дня, предусматривающий чередование труда и отдыха
  • Достаточный по количеству и полноценный по качеству сон
  • Полноценное питание
  • Увеличение времени для прогулок
  • Занятия спокойными видами спорта
  • Спокойная, бесконфликтная обстановка в семье
  • Своевременное лечение соматических (телесных) заболеваний
  1. Психотерапия. Основная цель психотерапии заключается в том, чтобы под ее влиянием заикающийся изменил отношение к своему недостатку и окружающей действительности, чтобы он почувствовал себя полноценным человеком.  Школьникам  в доступной форме надо объяснить  причину заикания, особенности проявления, оптимистично настроить заикающегося на активную работу по преодолению заикания. Важная роль отводится самовнушению. В этих условиях заикающийся произносит положительные формулы для внушения, например: «Я смел и уверен в себе. Я говорю хорошо и свободно. Моя речь плавная и спокойная».

Психотерапия в отношении детей дошкольного возраста предусматривает создание спокойных отношений к ребенку дома и в детском саду, использование психологом  игровой психотерапии, сказкотерапии, психотерапии посредством рисунка.

  1. Работа над речью:
  • Постановка правильного речевого дыхания
  • Воспитание мягкой, ненапряженной голосоподачи
  • Воспитание спокойного, неторопливого артикулирования звуков
  • Постановка плавного произнесения слов и небольших фраз
  • Воспитание неторопливого темпа речи

  1. Обеспечение благоприятного социального окружения:                                                                    
  • Не допускать насмешек над заикающимся
  • На первых порах исключить устные ответы ученика на уроках
  • Приучить ребенка говорить в несколько замедленном темпе
  • Исключить конфликтные отношения с ребенком
  • Выполнять все рекомендации врача-невропатолога
  • В присутствии ребенка взрослым соблюдать неторопливый темп речи
  • Отмечать любое улучшение в речи ребенка, радоваться вместе с ним, внушая уверенность в скором преодолении заикания

Дыхательная гимнастика по Стрельниковой А.Н.

Правила проведения гимнастики:

  1. Вдох производится через нос, шумный, короткий. Губы вовремя вдоха слегка сомкнуты.
  2. Выдох через рот, неслышный, производится сам собой.
  3. Во время упражнений думать только о вдохе «на все помещение», о выдохе забыть.
  4. Плечи во время гимнастики не поднимать.
  5. Гимнастику проводить 2 раза в день: утро, вечер.
  6. Гимнастика проводится до еды или через 1,5 часа после еды.
  7. После 4 вдохов-выдохов делать паузу от 5 до 10 секунд.
  8. Увеличение количества упражнений-«четверок» делать по формуле +2,  т.е. 2, 4, 6,8,10,12,14,16,1,20,22,24 в зависимости от самочувствия и качества освоения упражнения.

УПРАЖНЕНИЯ:

  1. «Ладошки». И.п. стоя, ноги слегка расставлены. Кисти рук на уровне плеч, развернуты вперед. Шумный вдох - сжать ладони в кулачки, выдох – кулаки разжать.  4 вдоха, пауза, 4 вдоха, пауза.  До 24 раз.
  2. «Погончики».  И.п. стоя, ноги слегка расставлены. Руки сжаты в кулаки и прижаты к туловищу на уровне пояса. При вдохе резко толкнуть к полу, плечи не напрягать, руки выпрямить до конца, выдох – руки в исходное положение. .  4 вдоха, пауза, 4 вдоха, пауза. До 24 раз.
  3. «Насос».   И.п. стоя, ноги слегка расставлены, руки внизу. Сделать легкий наклон, руки тянем к полу, во второй половине наклона сделать короткий шумный вдох, немного выпрямиться – выдох. 4 вдоха, пауза, 4 вдоха, пауза. До 24 раз. Наклоны делать легко, ритмично, спину округлить, голову наклонить.
  4. «Обними плечи».    И.п. стоя, ноги слегка расставлены, руки  согнуть и поднять до уровня плеч. Сильно обнять себя за плечи – вдох, руки развести – выдох. Во время объятия руки расположены параллельно дуг друга. 4 вдоха, пауза, 4 вдоха, пауза. До 24 раз.

Школьникам  в доступной форме надо объяснить  причину заикания, особенности проявления, оптимистично настроить ребенка на активную работу по преодолению заикания.

Важная роль отводится самовнушению.  Дома  школьник утром и вечером произносит положительные формулы для внушения, например: «Я смел и уверен в себе. Я говорю хорошо и свободно. Моя речь плавная и спокойная».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Памятка для родителей детей, страдающих заиканием

Стендовая информация для родителей.Заикание...

Памятка для родителей "Предупреждаем заикание"

Чаще всего заикание возникает в дошкольном возрасте и родителям нужно быть начаку, чтобы иметь мозможность предупредить развитие даноо заболевания. Памятка полезна родителям дошкольников...

Памятка для родителей детей, страдающих заиканием

Рекомендации при инициальном (начальном) заикании...

Заикание (памятка для родителей)

Что может вызвать заикание у ребенка:         Советы логопеда....

Памятка для родителей "Как предупредить заикание у детей"

quot;Как предупредить заикание у детей"...

Профилактика заикания у детей (памятка для родителей)

Для предупреждения появления заикания у детей необходима большая профилактическая работа со стороны взрослых, окружающих ребенка, поэтому родителям необходимо соблюдать следующие условия........