Картотека Кинезиологических упражний
картотека по логопедии (старшая группа)

Дыхательные упражнения

 

«Шарик» Повышение эффективности выполнения дыхательных упражнений достигается благодаря использованию образного представления, подключения воображения, так хорошо развитого у детей. Например, возможен образ желтого или оранжевого теплого шарика, расположенного в животе (соответственно надувающегося и сдувающегося в ритме дыхания). Ребенку   предлагается вокализировать на выдохе, пропевая отдельные звуки (а, о, у, ш, х) и их сочетания (з переходит в с, о — в у, ш — в щ, хи и т.п.).

 

 

 

Дыхательные упражнения

 

«Ветер»  На медленном выдохе пальцем или всей ладонью прерывать воздушную струю так, чтобы получился звук ветра, клич индейца, свист птицы.

 

Дыхательные упражнения

«Ветерок» Сесть или встать прямо. Сделать медленный вдох через нос и медленный выдох через узкое отверстие, образованное губами, на свечу (перышко, воздушный шарик), которая стоит перед ребенком. Голову вперед не тянуть. Пламя должно плавно отклониться по ходу воздушной струи. Затем немного отодвинуть свечу и повторить упражнение; еще больше увеличить расстояние и т. д. Обратите внимание ребенка на то, что при удалении свечи мышцы живота будут все более напряженными.

 

 

 

 

 

Дыхательные упражнения

 

«Жук»  Исходное положение (и.п.) — лежа на спине. По инструкции ребенок медленно поднимает одну руку (правую, левую); ногу; затем две конечности одновременно на вдохе и удерживает в поднятом положении во время паузы; медленно опускает на выдохе; расслабляется во время паузы.

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дыхательные упражнения

«Шарик» Повышение эффективности выполнения дыхательных упражнений достигается благодаря использованию образного представления, подключения воображения, так хорошо развитого у детей. Например, возможен образ желтого или оранжевого теплого шарика, расположенного в животе (соответственно надувающегося и сдувающегося в ритме дыхания). Ребенку   предлагается вокализировать на выдохе, пропевая отдельные звуки (а, о, у, ш, х) и их сочетания (з переходит в с, о — в у, ш — в щ, хи и т.п.).

Дыхательные упражнения

«Ветер»  На медленном выдохе пальцем или всей ладонью прерывать воздушную струю так, чтобы получился звук ветра, клич индейца, свист птицы.

Дыхательные упражнения

«Ветерок» Сесть или встать прямо. Сделать медленный вдох через нос и медленный выдох через узкое отверстие, образованное губами, на свечу (перышко, воздушный шарик), которая стоит перед ребенком. Голову вперед не тянуть. Пламя должно плавно отклониться по ходу воздушной струи. Затем немного отодвинуть свечу и повторить упражнение; еще больше увеличить расстояние и т. д. Обратите внимание ребенка на то, что при удалении свечи мышцы живота будут все более напряженными.

Дыхательные упражнения

«Жук»  Исходное положение (и.п.) — лежа на спине. По инструкции ребенок медленно поднимает одну руку (правую, левую); ногу; затем две конечности одновременно на вдохе и удерживает в поднятом положении во время паузы; медленно опускает на выдохе; расслабляется во время паузы.

Дыхательные упражнения

«Вдох-пауза-выдох» Сделать полный выдох, набрать воздух медленно через нос, следя за тем, чтобы передняя брюшная стенка все больше выдавалась вперед (набирать воздух свободно, не напрягаясь). При этом диафрагма уплощается, увеличивая объем легких, грудная клетка расширяется. На 2—5с задержать воздух, затем начать выдох ртом с подтягиванием брюшной стенки; в конце выдоха опускается грудь. Вдыхать и выдыхать плавно, избегая толчков

Дыхательные упражнения

«Потянулись» И.п. — сесть на пол, скрестив ноги, спина прямая (!). Поднимать руки вверх над головой с вдохом и опускать вниз, на пол перед собой, с выдохом, немного сгибаясь при этом. Это упражнение хорошо тем, что оно автоматически заставляет ребенка дышать правильно, у него просто нет другой возможности.

Дыхательные упражнения

«Насос»  И. п. - то же, либо встать на колени и сесть на пятки, ноги вместе. Прямые руки расставлены в стороны параллельно полу. Кисти сжаты в кулаки, кроме больших пальцев, вытянутых вовне. С  вдохом поворачивать руки большими пальцами вверх; с выдохом — вниз. Вариант: руки вытянуты вперед, и большие пальцы поворачиваются в такт дыханию налево и направо.

Дыхательные упражнения

«Флажки» И.п. - то же. Прямые руки вытянуты вперед или в стороны на уровне плеч, ладони смотрят вниз. С  вдохом поднять левую кисть вверх, одновременно   опуская правую вниз (движение только в лучезапястном суставе). С выдохом левая кисть идет вниз, правая — вверх.

Дыхательные упражнения

«Энергия»  И.п. - то же. На медленном вдохе руки плавно разводятся в стороны и поднимаются вверх (или в стороны и к груди) — «притягивающее движение», на выдохе — «отталкивающее движение» — опускаются вдоль тела ладонями.  Это упражнение гармонично сочетается с представлением о втягивании солнечного света и тепла, распространении его сверху вниз по всему телу.

Дыхательные упражнения

«Тюлень» И.п. – лёжа на животе, ладони упираются в пол на уровне плеч. На вдохе – поднимается голова, выпрямляются руки, прогнуться в спине; на выдохе – И.п.

Дыхательные упражнения

«Деревцо» И. п. — встать, ноги вместе, руки опущены. На вдохе медленно поднять руки вверх, постепенно «растягивая» все тело (не отрывать пяток от пола); задержать дыхание. На выдохе, постепенно расслабляя тело, опустится, и согнуться в пояснице; задержать дыхание, вернуться в И. п.

Дыхательные упражнения

«Волшебный напиток»  И.п.- сидя, ладони «тарелочкой». Вдох- вдыхаем воздух ртом «волшебный напиток», губы трубочкой; выдох через рот со звуком. Для каждого напитка свой звук.

Дыхательные упражнения

«Надувной клоун» Исходное положение (и.п.) — лежа на спине. По инструкции ребенок медленно поднимает одну руку (правую, левую); ногу; затем две конечности одновременно на вдохе и удерживает в поднятом положении во время паузы; медленно опускает на выдохе; расслабляется во время паузы. После этого упражнение повторить лежа на животе.

Дыхательные упражнения

«Птица» Поднимать руки вверх над головой с вдохом и опускать вниз, на пол в стороны, с выдохом.

Расслабление и напряжение

«Силач». Выполнить контрастное напряжение и расслабление плечевого пояса, рук и ног, представляя, что вы  держите в руках   на плечах тяжелые гири;   поднимаете над головой тяжелую корзину с яблоками; отжимаете штангу; удерживаете ногой закрывающуюся дверь, раздвигаете руками   переплетенные ветви деревьев в лесной чаще.

Расслабление и напряжение

«Весы». Предложите ребенку представить, что его ладони — чашечка  весов, держащие груз. При необходимости реально нагрузить «весы», надавливая собственной рукой или кладя на них какой-либо «груз». Встать, поставив руки перед грудью ладонями вверх, пальцы направлены на встречу друг другу, локти в стороны. Сделать длинный вдох через нос, задержать дыхание. Уравновесить  чашечки весов. Медленно вытянуть одну руку над головой, поворачивая кисть, посмотреть на нее, другую руку опустить вниз, держа кисть горизонтально, ладонью вниз повернув пальцы от себя, с силой вытянуть ее, на этой чашечке весов лежит груз, медленно выдохнуть, расслабиться.

Расслабление и напряжение

«Травинка на ветру». Ребенок изображает всем телом травинку (сесть на пятки, руки вытянуть вверх, сделать вдох). Начинает дуть ветер, и травинка наклоняется до земли (выдыхая, наклонить туловище вперед, пока грудь не коснется бедер; руки при этом вытягиваются вперед, ладони на полу; не меняя положения туловища, потянуть руки по полу еще дальше вперед). Ветер стихает, травинка выпрямляется и тянется к солнышку (на вдохе вернуться в исходное положение, потянуться вверх).

Расслабление и напряжение

«Парусник». Ребенок изображает лодку с парусом: встать на колени, носочки оттянуты, пальцы ног касаются друг друга, пятки несколько разведены; сесть на пятки или между ними, пальцы рук сплести в замок за спиной, зафиксировать под ногами или на пятках. Подул ветер, и парус расправился, надулся (на вдохе, не расцепляя рук, выпятить грудь, свести лопатки, голову откинуть назад). Ветер утих, и парус «сник» (на выдохе голову опустить как можно ниже, спина становится круглой). Вернуться в и. п.

Расслабление и напряжение

«Дракон» Ребенок изображает дракона, облетающего дозором свои владения: ноги на ширине плеч, слегка согнуты в коленях, пружинят в такт с руками-крыльями. Затем он приземляется на остров и начинает «размешивать» хвостом море.

Расслабление и напряжение

«Огонь и лед». И.п. — стоя в кругу. По команде: «огонь» дети начинают интенсивные движения всем телом. Плавность и степень интенсивности движений каждый ребенок выбирает произвольно. По команде «лед» дети застывают в позе, в которой их застигла команда, напрягая до предела все тело.

Расслабление и напряжение

«Подвески». Детям предлагается представить, что они куклы, которые после выступления подвешены на гвоздиках в шкафу (за руку, за палец, за воротник, за плечо и т.д.), т.е. их тело фиксировано в  точке, все остальное расслаблено болтается

Расслабление и напряжение

«Росток». И.п. — на корточках по кругу; голову нагнуть к коленям, ухватив их руками. Психолог: «Представь себе, что ты маленький росток, только что показавшийся из земли; он растет, постепенно выпрямляясь, раскрывая и устремляясь вверх. Я буду помогать тебе «расти». Называется часть тела, которая активизируется в данный момент при абсолютной пассивности другой. «Один» — медленно выпрямляются ноги. «Два» — ноги продолжают  расти, постепенно оживают руки, но пока висят, как «тряпочки». «Три» — осторожно выпрямляется позвоночник (от поясницы к плечам). «Четыре» — выпрямляются плечи, шея и голова. «Пять» — руки поднимаются вверх, ребенок смотрит вверх, солнышко  тянется к нему.

Расслабление и напряжение

«Репка». Дети садятся на корточки, колени — в стороны, плотно сомкнутые в ладонях руки упираются в пол между ногами. Из этого положения «репка» медленно растет до полного выпрямления ног. Затем сомкнутые ладони, медленно поднимаются до уровня груди, разворачиваются пальцами вверх, поднимаются несколько выше головы. Там ладони размыкаются и разводятся в стороны; «репка» выросла, ее листья (ладони) ловят солнышко.

Расслабление и напряжение

«Потянулись — сломались» Руки, и все тело ребенка устремлены вверх (пятки от пола не отрывать). Психолог: «Тянемся, тянемся вверх, выше, выше... Мысленно отрываем пятки от пола, чтобы стать еще выше (пятки на полу) ... А теперь наши кисти как бы сломались (хлопок), безвольно повисли. Теперь руки сломались в локтях (хлопок), в плечах (хлопок), упали. Повисла голова (хлопок), вы сломались в талии (хлопок), подогнулись колени (хлопок), опустились (упали) на пол... Лежим расслабленно, безвольно, удобно. Прислушайтесь к себе. Осталось ли где-нибудь напряжение? Сбросили его».

Ползание на спине:

  •   «Червячки»  Ползание  на спине с помощью туловища (руки и ноги не работают)
  • «Тюлени» Ползание на животе с помощью рук
  •  «Солдаты» Ползание по-пластунски (одновременные и попеременные движения правой и левой конечностями)

Упражнения, сидя на полу:

  • Сидя на полу, скрестить ноги; спина прямая, руки на коленях. Вдыхая через рот, выгнуться вперед, одновременно выставляя вперед нижнюю челюсть. С выдохом через рот опустить нижнюю челюсть на грудь, выгнуть спину назад. Голова при этом по возможности остается на одном уровне.
  • «Бабочка». Захватить сложенные подошвами стопы руками, сплетенными в замок, колени в стороны. Пятки должны быть как можно ближе к ягодицам, мышцы бедер расслаблены. Движение бедрами ног подобно взмахам крыльев бабочки.

Упражнения, сидя на полу:

  • «Складочка» Ноги вытянуть, наклониться вперед с прямой спиной и захватить руками большие пальцы ног. При этом указательный и средний пальцы обхватывают   большой палец ноги, а большой надавливает на ногтевую пластинку. Обязательно колени держать прямыми (если не получается схватиться за пальцы ног, возьмитесь за щиколотки или за икры).
  • «Лев». Сидя на пятках, немного наклониться вперед, опираясь руками о колени (пол). Широко открыть рот, максимально высунуть язык и издать громкий и страшный «львиный рык».

Упражнения, сидя на полу:

  • «Каруселька» Сидя на полу, слегка наклониться назад и опереться на согнутые в локтях руки, приподнять согнутые в коленях ноги. Перебирая руками и покачиваясь вперед-назад, крутиться вокруг своей оси.
  • «Посмотри направо, посмотри налево» Сесть так, чтобы на колено правой ноги легла левая пятка, упор на пальцы левой руки. Правая рука держится за левое плечо. Смотреть за левое плечо, разворачиваясь всем туловищем. То же — в другую сторону.
  • «Крылья птицы». Скрестить ноги, спина прямая; взмахивать руками как крыльями («Какую птицу ты изображаешь?»).

Упражнения, сидя на полу:

  • «Мост с коленей» Опираясь на колени и сидя на пятках, схватиться за голеностопные суставы или пятки, прогнуться всем телом (подать таз вперед и вверх, голова свободно откинута назад). Облегченный вариант: то же, но стоя на коленях, колени на ширине плеч  и поставив ладони на поясницу.
  • «Поклонись» И.п. - то же. Наклониться вперед, пока лоб не коснется пола. Руки ладонями вверх вдоль туловища, кисти рядом со стопами.  

Упражнения, сидя на полу:

  • «Жук упал» Сидя на полу, слегка наклониться назад и опереться на согнутые в локтях руки, приподнять согнутые в коленях ноги. Перебирая руками и покачиваясь вперед-назад, крутиться вокруг своей оси.

Релаксация

«Пляж». «Представьте, что вы лежите на теплом песке и загораете. Ласково светит солнышко и согревает нас. Веет легкий ветерок. Вы отдыхаете, слушаете шум прибоя, наблюдаете за игрой волн и танцами чаек над водой. Прислушайтесь к своему телу. Почувствуйте позу, в которой вы лежите. Удобно ли вам? Попытайтесь изменить свою позу так, чтобы вам было максимально удобно, чтобы вы были максимально расслаблены. Попробуйте представить себя всего целиком и запомните возникший образ (пауза) ... Потягиваемся, делаем глубокий вдох и выдох, открываем глаза, медленно садимся, и не спеша, встаем».

Релаксация

  • «Ковер-самолет». «Мы ложимся на волшебный ковер-самолет; ковер плавно и медленно поднимается, несет нас по небу, тихонечко покачивает, убаюкивая; ветерок нежно обдувает усталые тела, все отдыхают... далеко внизу проплывают дома, поля, леса, реки и озера ... Постепенно ковер-самолет начинает спускаться и приземляется в нашей комнате (пауза) ... Потягиваемся, делаем глубокий вдох и выдох, открываем глаза, медленно садимся и аккуратно встаем».

Релаксация

«Росток». И.п. — лёжа; голову нагнуть к коленям, захватив их руками. Воспитатель: «Представьте себе, что вы маленький росток, только что показавшийся из земли; он растет, постепенно выпрямляясь, раскрывая и устремляясь вверх. Я буду помогать тебе «расти».  

1 — медленно выпрямляются ноги с кровати на пол; 2 — ноги продолжают  расти; постепенно оживают руки, но пока висят, как      «тряпочки»;3—осторожно выпрямляется позвоночник (от поясницы к плечам); 4 — выпрямляются плечи, шея и голова;  

5 — руки поднимаются вверх, ребенок смотрит вверх на солнышко, тянется к нему.

Упражнения, стоя на четвереньках:

«Изобрази животного» А./Ползание вперед, назад, вправо и влево (на локтях; на кистях) с одновременным передвижением одноименных рук и ног, затем противоположные руки ноги. При этом руки вначале располагаются параллельно друг другу, затем перекрещиваются, т. е. при движении с каждым «шагом» правая рука заходит за левую, затем левая — за правую и т.д. Ноги передвигаются параллельно друг другу.Б./ Сочетание движения глаз, языка, рук и ног, ползая на четвереньках вперед, назад, вправо, влево. Руки и ноги двигаются в последовательности, при этом глаза и язык совершают следующие движения:                               1

Упражнения, стоя на четвереньках:

  • а) глаза вместе с языком двигаются сначала за ладонью, затем от нее;
  • б) глаза фиксированы прямо перед собой, язык двигается за ладонью, от нее;
  • в) язык фиксирован в одном из приведенных выше положений, глаза двигаются за ладонью, от нее;
  • г) глаза двигаются за ладонью, язык — от нее;
  • д) язык двигается за ладонью, глаза — от нее.

2

Упражнения, стоя на четвереньках:

  • «Ходьба по меткам на четвереньках» На полу расстилается дорожка с метками определенного цвета для левой и правой конечности. В определенной ритмической последовательности (Иноходью, перекрестно, вперед-назад, вправо-влево, приставным шагом, с подключением глаз, языка и др.). Ходить можно на четвереньках, на руках, ногах и т.д.
  • «Кто больше соберет  рыбок» Дети ползут заданным способом до рыбок и собирают их.

Упражнения, стоя на четвереньках:

«Лучший котёнок» Дети ползут на четвереньках   по заданию взрослого. (одноимённым и разноимённым способом, по отметкам, правым и левым боком).

  • «Тигрята» Дети ползут на четвереньках до ограничителя. Кто быстрее, тот получает муляж «кость».
  • «Разведчик» Дети лежат на животе в одну шеренгу. По сигналу они ползут по-пластунски до ориентира. Кто не заденет и проползёт правильно под огненной верёвкой, которая натянута параллельно полу?

Упражнения стоя:

  • «Шагай, не зевай» Перекрестные и односторонние движения. На первом этапе ребенок   шагает, попеременно касаясь, то правой, то левой рукой до противоположного колена (перекрестные движения). Психолог на этапе освоения упражнения отсчитывает 12 раз в медленном темпе. На втором этапе ребенок   шагает, но уже касаясь одноименного колена (односторонние движения). Так же 12 раз. На третьем и пятом этапах — перекрестные движения, на четвёртом — односторонние.

Упражнения стоя:

  • «Цыганочка». И. п. — поставить ноги на ширине плеч, руки опущены. Дотронуться правой рукой до поднятого левого колена, вернуться в и. п., затем  дотронуться левой рукой до правой пятки (согнутая в колене правая нога отводится назад). Вернуться в и.п. Повторить соответственно для левой руки и левого колена и правой руки и левой пятки. Повторить весь цикл З раза.

Упражнения стоя:

«Художник» Рисование на доске, стене, листе бумаги сначала поочередно каждой, а затем одновременно обеими руками. Чрезвычайно важно, чтобы двигались обе руки — в одну сторону, в противоположные, навстречу друг другу и т. д.  Сначала ребенок рисует прямые линии — вертикальные, горизонтальные, наклонные затем — разнообразные круги, овалы, восьмерки и орнаменты в разных положениях; одинаковые и разные фигуры на левой и правой половинах листа сначала — ближе к центру, затем — ближе к краям листа; одно симметрично расположенное изображение; законченный сюжетный рисунок. Отметим еще раз необходимость отработки каждого из упражнений сначала каждой рукой отдельно, а уже потом двумя руками вместе.

Упражнения стоя:

«Ладушки». Эта игра одной из первых появляется в опыте любого ребёнка. Если он с ней не знаком — научите его играть сначала в классические

  • варианте, но не только руками, но и лежа — ногами. Затем усложните задачу
  • а) хлопок в ладоши, хлопок двумя руками с партнером (руки у обоих перекрещены), хлопок, хлопок с партнером — «левая—правая», хлопок, хлопок партнером — «правая—левая». Далее увеличивается число движений за счет соединения классического и данного вариантов. Аналогично — ногами;                                                1

Упражнения стоя:

б) «кулак—ладонь»: руки ребенка все время повернуты ладонями друг другу; хлопок в ладоши, удар кулака о ладонь, хлопок, удар другой ладони кулак. Играя в паре, ребенок после хлопка удар «кулак—ладонь» делает с вами. Ещё более сложный вариант — удар «кулак—ладонь» делается с партнёром перекрещенными руками (впереди то левая, то правая рука);в) «ладушки» с разворотами ладоней: классический вариант, в котором хлопки с партнером осуществляются так, что одна ладонь ребенка смотрит вниз, другая — вверх (или ставятся друг на друга ребрами);

г) после хлопка ребенок «здоровается» с партнером, как в классическом варианте, соприкасаясь с ним стопами, коленями, бедрами, локтями, плечами.           2

Упражнения стоя:

  • «Зайцы» Прыжки на месте на двух ногах:
  • а) чередование прыжков: ноги врозь (предмет, например мяч, лежит на полу между стопами ног) и ноги вместе (предмет — то у носков, то у пяток ног);
  • б) чередование прыжков ноги врозь и ноги скрестно, поочередно правая и левая нога впереди (предмет, например гимнастическая палка, лежит между стонами ног).
  • Это же упражнение выполняется с движением рук в ту же сторону, что и
  • ноги, затем — в противоположную.

  • «Белочки» Прыжки с продвижением, в качестве ориентира используется линия на полу между ступнями ног:
  • а) чередование прыжков ноги врозь и ноги скрестно (поочередно впереди то правая, то левая нога); то же, но с аналогичным движением рук, Вытянутых прямо перед собой, — сверху рука, одноименная (противоположная) стоящей впереди ноге; б) чередование прыжков ноги врозь, руки скрестно перед собой и ноги скрестно, руки перед собой параллельно друг другу.

Это же упражнение выполняется с движением рук в ту же сторону, что и ноги, затем движения выполняются разнонаправлено.

Упражнения стоя или сидя

  • «Бегуны» Беговые упражнения с прямым и перекрестным перешагиванием через гимнастические палки, уложенные параллельно друг другу, под углом — в виде ломаной линии; по ориентирам (меловая разметка, кольца и т.д.).
  • «Птенчики». Рот широко открывается — так, чтобы тянулись уголки рта, а затем плотно закрывается. Руки согнуты в локтях, ладони на уровне плеч, разжимать и сжимать кулаки, одновременно открывая и закрывая рот, и наоборот: сжимая кулак, открывать рот. Удерживать рот открытым (2— 3 с), согласовывая это с движением рук.

Упражнения стоя или сидя

  • «Жало змеи» Ребенок изображает языком жало змеи, резко выкидывая язык вперед с силой (до боли). Затем одновременно с языком жало змеи ими- тируют руки (согнутые в локтях руки выбрасываются вперед и возвращаются в исходное положение). Затем руки и язык двигаются разнонаправлено.
  • «Качели». Ребенок изображает языком движение качелей: поднимает язык вверх, опускает его вниз; то же — с одновременным движением рук сначала в ту же, что и язык, а затем в противоположную ему сторону. Те же движения зыка сочетать с движениями глаз.

Упражнения стоя или сидя

  • «Обезьянка». Ребенок изображает обезьянку, которая гримасничает перед зеркалом:

а) двигает нижней челюстью вперед-назад; то же — с одновременным движением рук вперед-назад; затем руки и челюсть двигаются разнонаправлено;

б) двигает челюсть вправо-влево; то же — с перемещением рук в ту же сторону, что и челюсть; затем руки и челюсть двигаются в разные стороны;

в) язык и челюсть двигаются в одну сторону, затем в разные стороны;

г) одновременное движение глаз и челюсти в одну сторону, а затем в разные стороны.                          1

«Трубочка». Ребенок вытягивает губы «трубочкой» вперед, а затем растягивает их в улыбке. Это упражнение выполняется:а) с одновременным вытягиванием рук вперед, когда ребенок делает <трубочку> приведением ладоней к плечам во время выполнения «улыбки»; затем — наоборот: «трубочка» — руки к плечам (груди), «улыбка» — руки вверх (вперед) и т. д.;

б) вытягивание губ «трубочкой» вправо и влево; то же — с одновременным перемещением рук в ту же сторону, что я губы, а затем — с движением рук в противоположную сторону (например, губы - вправо, руки — влево);в) вытягивание губ  трубочкой вправо и влево с одновременным движением языка в ту же сторону, затем в противоположную;                                2

«Кто самый внимательный, усидчивый, выдержанный

  • «Стоп-упражнения». Ребенок свободно двигается под музыку, делает какие-либо упражнения и т.д. По условному сигналу он должен замереть держать позу, пока воспитатель не предложит ему продолжить. По этому же принципу построены известные упражнения «Море волнуется», «Замри—отомри».
  • «Зеваки». Дети идут по кругу. По сигналу (звонок, хлопок, свисток, колокольчик и т.п.) все останавливаются, делают три хлопка и поворачиваются кругом, затем продолжают движение.

«Кто самый внимательный, усидчивый, выдержанный ?»

  • «Четыре стихии». Дети сидят (стоят) в кругу. Воспитатель договаривается с ними, что, если он скажет слово земля, все должны опустить руки вниз (присесть; произнести слово, относящееся к земле, например, трава; изобразить змею). Если сказано слово вода, надо вытянуть руки вперед (изобразить волны, водоросли; сказать водопад и т. п.); при слове воздух — поднять руки вверх:(встать на носочки; изобразить полет птицы; сказать солнце); при слове огонь — произвести вращение рук в лучезапястных и локтевых суставах (повернуться кругом; изобразить костер; сказать саламандра и т. п.).

«Кто самый внимательный, усидчивый, выдержанный ?»

  • «Хлопки». Дети свободно передвигаются по комнате. На один хлопок психолога им надо присесть на корточки (или произнести звезда), на два — сделать «ласточку« (или произнести гроздь), на три — встать с поднятыми вверх прямыми руками.
  • «Условные сигналы». Перед занятием воспитатель дает условные сигналы: если сделан один хлопок — надо посмотреть вверх, вниз (направо, налево, выполнить <качалку> два хлопка — прислушаться к звукам вне комнаты (за окном, этажом выше, выполнить перекрестный шаг); три хлопка — закрыть глаза и почувствовать свое состояние

«Кто самый внимательный, усидчивый, выдержанный ?»

  • «Канон». Дети стоят друг за другом таким образом, что руки лежат на плечах стоящего впереди. Услышав первый хлопок или любой из условных сигналов, первый ребенок поднимает вверх (влево, вправо) правую руку, услышав второй сигнал, руку поднимает стоящий за ним и т.д. Когда правую руку поднимут все дети, они начинают в прямом или обратном порядке (это оговаривается заранее) поднимать левую руку и т.д.

Коммуникативные игры

  • Тоннель» Дети выстраиваются друг за другом поочередно лежа на животе и стоя на четвереньках, получается тоннель. Каждый последний проползает в тоннель и присоединяется впереди (по типу ручейка)
  • «Моя рука, твоя рука». Ребенок, стоя лицом к воспитателю или сидя напротив куклы, определяет по указанию взрослого сначала у себя, потом у партнера (куклы) левую руку, правое плечо, левое колено и т.д. Поменяться ролями: инструкцию дает ребенок.

Коммуникативные игры

«Рисунки и буквы на спине и на ладонях». Нарисуйте пальцем на спине ребенка одну из знакомых ему фигур (треугольник, круг, квадрат и т.д.). Попросите его сказать, какая фигура нарисована. Если он затрудняется, нарисуйте прямую (горизонтальную, вертикальную, наклонную) и попросите его изобразить ее на стене или на листе бумаги. То же проделайте сначала на его правой, а потом левой руке, рисуя на обеих сторонах кисти.

Коммуникативные игры

  • «Тень». Первый участник двигается определенным образом, а стоящий за ним ребенок,   его тень, повторяет его движения. Особое внимание уделяется тому, чтобы «тень» двигалась в том же ритме и постаралась догадаться о чувствах, мыслях и целях партнера, уловить нюансы его настроения.
  • «Каракатица» Один из партнеров принимает положение «упор лежа», другой берет его за ноги и приподнимает. Первый начинает движение на руках, второй идет за ним, поддерживая его ноги и учитывая скорость его движения.

Коммуникативные игры

«Ловкая пара» Партнеры стоят спиной друг к другу, сцепляясь руками на уровне локтевых сгибов. Из этого положения оба приседают, а затем встают, опираясь друг на друга всей поверхностью спины

  • «Пила» Разбившись на пары, дети ложатся на спину ногами друг к другу, ступни ног соединяются таким образом, что ноги образуют букву «Л». Аккуратно и медленно дети начинают делать «велосипед», удерживая контакт ступнями, и приспосабливаясь к темпу друг друга.

Коммуникативные игры

«Паровоз» Дети разбиваются на команды по 4—5 человек, выстраиваются  паровозиком в затылок друг другу (стоящий сзади держит двумя руками за талию или за плечи того, кто стоит впереди). Все закрывают глаза, кроме первых — вагоновожатых, которые медленно начинают движение. Их задача — аккуратно, молча вести <паровоз> огибая препятствия, не сталкиваясь с другими; задача остальных — максимально «прислушиваться» к стоящему впереди, улавливая и повторяя все изменения в его движениях, тем самым обеспечивая точную передачу информации стоящим сзади. По команде воспитателя дети останавливаются, первый встает в конец «паровоза».

Коммуникативные игры

Представление» Дети встают или садятся в круг. Один (двое или трое) из них выходит в центр и изображает при помощи мимики и пантомимы какой-либо предмет, растение или животное. Сидящие в кругу угадывают. Тот, кто первым угадает, встает в центр круга и изображает один или с партнерами что-то свое и т.д. Более сложный вариант, когда психолог или кто-то из детей задает на ушко исполнителям образ или ситуацию, которую надо изобразить.

«Телевизор»  Дети разбиваются на две группы. Группа («съемочная») задумывает ситуацию, которую она будет разыгрывать (фрагмент литературного произведения, фантастическая ситуация и др

пальчиковых гимнастик с   элементами кинезиологии

«Ласковое солнышко»
Набежали на небо темные тучки и закрыли солнышко. Сразу стало холодно. Замерзают пальчики, руки, ноги. Мы стали как льдинки. Но вот из-
 
за тучки показался солнечный луч. Он погладил нас по носику, но щечкам. И они согрелись. И вдруг выглянуло все солнце. Оно было большое, желтое и очень-очень теплое. Солнышко растопило все льдинки. Оно обогрело нас, каждый наш пальчик стал теплым. Согрелись и стали теплыми руки. Согрелись и стали теплыми ноги. Потеплели плечи, грудка, живот. Мы стали спокойными, добрыми, ласковыми, как солнышко. Мы успокаиваемся, дышим ровно, глубоко. Вдох — выдох. Мы теперь спокойные.
 Руки и ноги нас слушаются. Мы можем управлять собой. Солнышко пощекотало нас, и мы улыбнулись, открыли глаза, потянулись. Повернулись на бок.

пальчиковых гимнастик с элементами кинезиологии

«Осень» Осень, осень, (трем ладошки друг о друга) Приходи! (зажимаем кулаки по очереди) Осень, осень, (трем ладошки друг о друга) Погляди! (ладони на щеки) Листья желтые кружатся, (плавное движение ладонями) Тихо на землю ложатся. ( ладони гладят по коленям) Солнце нас уже не греет, (сжимаем и разжимаем кулаки по очереди) Ветер дует все сильнее, (синхронно наклоняем руки в разные стороны) К югу полетели птицы, («птица» из двух скрещенных рук) Дождик к нам в окно стучится. (барабанить пальцами тo по одной, то по другой ладони) Шапки, куртки надеваем (имитируем) И ботинки обуваем (топаем ногами) Знаем месяцы: (ладони стучат по коленям) Сентябрь, и Октябрь, и Ноябрь. (кулак, ребро, ладонь) 

пальчиковых гимнастик с   элементами кинезиологии

«Грибы да ягоды» 
Я в лесу нашел грибок. Я сорвать его не смог: ( ладонь одной руки лежит на кулаке другой (меняем) Дождь грибочек поливал, ( пальцы ласково глядят по щекам) И грибочек подрастал. (руки сцепляем пальцами, постепенно увеличивая круг называем грибы) Ягодка росла в лесу. Я домой ее несу. (кулак одной руки лежит на ладони другой (меняем) Солнце ягодку согрело, (пальцы ласково гладят по щекам) Наша ягодка поспела. (делаем круги, соединяя по очереди все пальцы с большим, одновременно на двух руках) 
- называем ягоды

пальчиковых гимнастик с   элементами кинезиологии

«Урожай» 
Овощи растут на грядке.(скрестить пальцы на руках, по очереди поднимать пальцы) Посчитай их по порядку: (соединить по очереди пальцы на двух руках) Капуста, перец, огурец, (кулак, ребро, ладонь) Я сегодня молодец. (гладим себя по груди) На грядке овощи растут,(скрестить пальцы на руках, по очереди поднимать пальцы) Что же мы увидим тут? (соединить по очереди пальцы на двух руках)
 
Картофель, помидор, морковь, (кулак, ребро, ладонь) Мы себя похвалим вновь. (гладим себя по груди)
 

пальчиковых гимнастик с   элементами кинезиологии«Зима» 
Пришла зима, (трем ладошки друг о друга) Принесла мороз. (пальцами массажируем плечи, предплечья)
 Пришла зима, (трем ладошки друг о друга) Замерзает нос. (ладошкой массажируем кончик носа) Снег, (плавные движения ладонями) Сугробы, (кулаки стучат по коленям попеременно) Гололед. (ладони шоркают по коленям разнонаправлено) Все на улицу — вперед! (одна рука на колени ладонью, вторая рука согнута в локте, кулак (меняем) Теплые штаны наденем, (ладонями проводим по ногам) Шапку, шубу, валенки. (ладонями проводим по голове, по рукам, топаем ногами) Руки в варежках согреем (круговые движения ладонями одной руки вокруг другой ладони) И завяжем шарфики. (ладони прикладываем друг на друга к основанию шеи) Зимний месяц называй! (ладони стучат по коленям) Декабрь, Январь, Февраль. ( кулак, ребро, ладонь) 

пальчиковых гимнастик с   элементами кинезиологии

«Новый год» 
Наступает Новый год! (хлопаем в ладоши) Дети водят хоровод.(кисти сцеплены пальцами, руки вытянуты, кисти внутрь-наружу) Висят на елке шарики, (поочередно соединяем пальцы на двух руках, образуя шар) Светятся фонарики. (фонарики) Вот сверкают льдинки, (сжимать и резко разжимать кулаки по очереди) Кружатся снежинки. (легко и плавно двигать кистями) В гости дед Мороз идет, (пальцы шагают по коленям или по полу) Всем подарки он несет. (трем друг об друга ладони) Чтоб подарки посчитать, Будем пальцы загибать: (хлопаем по коленям или по полу, одна рука — ладонью, другая — кулаком, а затем меняем) 1, 2, 3, 4, 5, б, 7, 8, 9, 1О. (по очереди массажируем каждый палец) 

пальчиковых гимнастик с   элементами кинезиологии

«Найди животных» 
Мы тихонько в лес зайдем. (пальцы шагают по столу (коленям) Что же мы увидим в нем? (одна ладонь закрывает глаз, вторая — ухо (меняем) Там деревья подрастают, К солнцу ветки направляют. (одна рука «растет» через отверстие, образованное пальцами другой руки (и наоборот) Тики-ти, тики-ти, (два раза ударяем ребром ладоней по коленям, два раза — кулаками) Животных мы хотим найти. (одна рука — ребро, вторая рука — кулак (и наоборот) -дети по очереди называют диких животных По деревне мы шагаем, (пальцы шагают по столу (коленям)
 
     

                                                             1

пальчиковых гимнастик с   элементами кинезиологии

«Найди животных» 

Видим будки и сараи. (одна ладонь закрывает глаз, вторая — ухо (меняем) Тики-ти, тики-ти, (два раза ударяем ребром ладоней по коленям, два раза — кулаками) Животных мы хотим найти. (одна рука — ребро, вторая рука — кулак (и наоборот) дети по очереди называют домашних животных В жарких странах оказались, (пальцы шагают по столу (коленям) Очень долго удивлялись. одна ладонь закрывает глаз, вторая — ухо (меняем) Тики-ти, тики-ти, (два раза ударяем ребром ладоней по коленям, два раза — кулаками) Животных мы хотим найти. (одна рука — ребро, вторая рука — кулак (и наоборот) - дети по очереди называют животных жарких стран. 
                                                                   2

пальчиковых гимнастик с   элементами кинезиологии

«Где вы, рыбки?» 
Рыбки, рыбки, где вы, где? Рыбки плавают в воде. Вы плывете, рыбки, сами? Машете вы плавниками. Что блестит, как жар горя? На вашем теле чешуя. Рыбки, рыбки, вы не спите. Вы плывите! Вы плывите! Дети договаривают последние слова двустишья. Потом изображают плавающих рыб. По сигналy взрослого замирают, приняв определенную позу, которая заранее оговаривается. Рыбка — присесть. Ночь — закрывают глаза, две сложенные руки вперед. Червячок — руки, сложенные вместе, вверх.
 

пальчиковых гимнастик с   элементами кинезиологии

«Магазин одежд» 
Открываем магазин, (соединить ладони, круговые движения в противоположные стороны) Протираем пыль с витрин. ( ладонь 1 руки массажирует тыльную сторону другой и наоборот) В магазин заходят люди, (подушечки 4 пальцев одной руки двигаются по тыльной стороне другой)
Продавать одежду будем. (костяшки сжатых в кулак пальцев двигать вверх- вниз по ладони другой руки) дети называют различную одежду Магазин теперь закроем, (фаланги сжатых в кулак пальцев вращать по центру другой ладони) Каждый пальчик мы помоем. (массаж каждого пальца между фалангами указательного и среднего пальцев другой руки) Потрудились мы на «пять» — (потираем ладони) Пальцы могут отдыхать. (поглаживаем каждый палец) 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека кинезиологических упражнений для детей с ТНР

Практический материал для воспитателей групп компенсирующей направленности...

Картотека кинезиологических упражнений

Картотека кинезиологических упражнений...

Картотека кинезиологических упражнений

Кинезиология-наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определенные двигательные упражнения....

Картотека кинезиологических упражнений

Включены различные комплексы кинезиологических упражнений....

Картотека кинезиологических упражнений для детей дошкольного возраста.

Кинезиологические упражнения позволяют создать новые нейронные связи и улучшить работу головного мозга, отвечающего за развитие психических процессов, в том числе речи и интеллекта....

Картотека кинезиологических упражнений.

Картотека кинезиологических упражнений. КИНЕЗИОЛОГИЯ  - наука о развитии  умственных способностей и физического здоровья через определенные двигательные упражнения. Под влиянием ки...