Консультация для родителей на тему: «Что такое «дисграфия» и «дислексия»?»
консультация по логопедии (подготовительная группа)

Каждый из родителей, провожая своего ребенка в первый класс, надеется на то, что он будет учиться успешно. Если же эти надежды не оправдываются, то причину неудач начинают искать непосредственно в школе: в условиях обучения ребенка, в отношении к нему учителя, в “неудачных” одноклассниках. При этом родители нередко полагают, что научить ребенка грамоте, а затем и грамотному письму – дело школы. В целом это правильно, но только с одной весьма существенной оговоркой: результаты школьного обучения очень во многом зависят от того, насколько ребенок к нему готов.

В последние годы появилось достаточно большое количество школьников, которые с трудом осваивают родной язык как учебный предмет. Родители жалуются на невнимательность  детей, неусидчивость, нежелание учиться и т.д. В ряде случаев родители правы, но, как правило, за этим стоят более серьезные вещи: физиологические, психологические, неврологические и речевые проблемы – это  трудности в овладении навыками письма и чтения, которые  называются дисграфией и дислексией. Как правило, если есть что-то одно, то имеется и другое.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultatsiya_dlya_roditele1.doc29.5 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

на тему: «Что такое «дисграфия» и «дислексия»?»

Каждый из родителей, провожая своего ребенка в первый класс, надеется на то, что он будет учиться успешно. Если же эти надежды не оправдываются, то причину неудач начинают искать непосредственно в школе: в условиях обучения ребенка, в отношении к нему учителя, в “неудачных” одноклассниках. При этом родители нередко полагают, что научить ребенка грамоте, а затем и грамотному письму – дело школы. В целом это правильно, но только с одной весьма существенной оговоркой: результаты школьного обучения очень во многом зависят от того, насколько ребенок к нему готов.

В последние годы появилось достаточно большое количество школьников, которые с трудом осваивают родной язык как учебный предмет. Родители жалуются на невнимательность  детей, неусидчивость, нежелание учиться и т.д. В ряде случаев родители правы, но, как правило, за этим стоят более серьезные вещи: физиологические, психологические, неврологические и речевые проблемы – это  трудности в овладении навыками письма и чтения, которые  называются дисграфией и дислексией. Как правило, если есть что-то одно, то имеется и другое.

Дисграфия – частичное нарушение процесса письма, при котором наблюдаются стойкие и повторяющиеся ошибки: искажения (неправильное произнесение звуков) и замены букв, искажение звукослоговой структуры слова (перестановки звуков, слогов в словах, пропуски звуков, слогов), нарушения слитности написания отдельных слов в предложении (слитное написание предлогов со словами), аграмматизмы на письме (ошибки при согласовании сущ. с числит., сущ. с прилагат.).

Процесс письма проходит несколько стадий: понимание того, о чем будет писаться, оречевление и графический код.

При дисграфии дети младших классов школы с трудом овладевают письмом: их диктанты, выполненные ими упражнения, содержат множество грамматических ошибок. Они не используют заглавные буквы, знаки препинания, у них ужасный почерк (пишут такие дети медленно, неровно)

У детей с дисграфией часто встречающиеся нарушения это: несформированность оптических функций (недописания элементов букв, зеркальное написание и т.д.), акустические нарушения (как слышу, так и пишу)

Дислексия – стойкая, избирательная неспособность овладеть навыком чтения, т.е. слогослиянием и автоматизированным чтением целыми словами, что сопровождается непониманием прочитанного.

Дети с дислексией допускают ошибки при чтении: пропускают звуки, добавляют ненужные, искажают звучание слов, скорость чтения у них невысокая, ребята меняют буквы местами, иногда пропускают начальные слоги  слов... Часто страдает способность четко воспринимать на слух определенные звуки и использовать их в собственной речи, при чтении и письме. Такие дети очень неохотно выполняют задания по русскому языку: пересказ, чтение, изложение - все эти виды работ им не даются.

В группу риска детей с нарушениями письменной речи попадают те школьники, у которых имеется:

- нарушение фонематического слуха (ребенок не может выделить заданный звук из слова, не определяет последовательность звуков в слове, не определяет место звука в слове)

- нарушение пространственного восприятия (ребенок путает право – лево, верх – низ и т.д.)

- плохая дифференциация звуков и букв (при произнесении слов ребенок, например, заменяет звук «Ш» на «С», «Ж» на «З» и это переносится на письмо)

- плохое сливание звуков (ребенок затрудняется при чтении «соединить» 2 буквы. Этому, может быть, причина – неправильное называние букв)

- трудности осуществления звукового анализа слова (ребенок затрудняется в определении последовательности звуков в слове, месте звука в слове, количества звуков в слове, опреелении звонкости и мягкости звуков)

- несформированность графомоторного навыка в том числе и мелкой моторики

В процессе письма большую роль играет сформированность мелкой моторики (моторика пальцев рук). Чем лучше развиты движения пальце рук, тем лучше и быстрее формируется граформоторный навык (важно, чтобы к началу обучения в школе у детей был сформирован навык правильного держания ручки, карандаша. Это будет способствовать  четкому, достаточно красивому и быстрому письму. Ведь именно недостаточный уровень технических навыков письма является одной из основных причин неуспешности детей в учении.

Нарушения чтения и письма чаще всего становятся наиболее очевидными в конце 1-го начале 2-го класса и детям с выявленными нарушениями письменной речи необходима квалифицированная помощь и взаимодействие между  логопедом, психологом и родителем.

Из всего выше сказанного можно сказать, что профилактика нарушений чтения и письма должна проводиться с дошкольного возраста, особенно у детей с речевыми нарушениями.  Вся профилактическая работа проводится в детском саду: это развитию зрительно - пространственных функций, памяти, внимания, формирование языкового анализа и синтеза, лексики, грамматического строя, устранение нарушений устной речи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов ДОУ на тему: "Профилактика дисграфии и дислексии"

Консультациядля педагогов ДОУ на тему: "Профилактика дисграфии и дислексии"...

Презентация на тему :"Что такое дисграфия?".

В работе даны понятия дисграфии, причины еевозникновения, Практические примеры проявления ее удетей, а также коррекция дисграфии....

Консультация для родителейна тему «Пришла весна»

Весенние прогулки полезны для здоровья и развития малыша. Пройдитесь с ребенком по улице, парку, посмотрите, какие изменения происходят в природе: как набухают почки, пробиваются первые листья, трав...

Консультация для родителей Тема: "Что такое мелкая моторика и почему её так важно развивать".

Что же такое мелкая моторика?Это сложнейший механизм скоординированных действий нервной, костной, мышечной и зрительной систем. Ведь только при взаимодействии всех этих систем получится совершить...

Родителям будущих первоклассников: «Что такое дисграфия? Что такое дислексия?»

Родителям будущих первоклассников: «Что такое дисграфия? Что такое дислексия?»    Каждый из родителей, провожая своего ребенка в первый класс, надеется на то, что ...

Консультация для педагогов на тему: «Что такое дислексия и дисграфия?»

Дислексия и дисграфия могут возникать у детей с нормальным интеллектуальным развитием, сохранной устной речью, полноценным зрением и слухом. Недостаточная сформированность некоторых психических функци...