Программа логопедической работы
рабочая программа по логопедии

Мовилян Ирина Павловна

Рабочая программа учителя-логопеда в группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР и в группе компенсирующей направленности для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_logopeda.docx70.48 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОГРАММА

коррекционно-развивающих занятий по исправлению речевых нарушений детей дошкольного возраста с ОВЗ

Учитель-логопед: Мовилян И.П.

2021 г.

Содержание

1.Пояснительная записка……………………………………………………

1.1.Цели и задачи реализации Программы …….…………………………….

1.2 Направления логопедической работы…………………………………….

1.3 Принципы логопедической работы……………………………………….

2.  Значимые для разработки и реализации Программы характеристики……

2.1 Особенности речевого развития дошкольников с ЗПР………………..

2.2 Особенности речевого развития дошкольников

с интеллектуальными нарушениями………………………………………..

3.Планируемые результаты освоения Программы……………………………

4. Содержание образовательной деятельности с детьми

 дошкольного возраста с ОВЗ…………………………………………………….

5. Тематическое планирование

6. Методическое сопровождение логопедического процесса

II. Содержательный раздел

1.Пояснительная записка

     Данная программа учителя-логопеда предназначена для работы с детьми группы компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития, группы компенсирующей направленности для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), группы комбинированной направленности.

     Программа разработана в соответствии с Законом РФ «Об образовании в Российской Федерации», Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования», Санитарно- эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 1.2.3685-21 на основе АООП для детей с ЗПР, АООП для детей с умственной отсталостью муниципального казенного дошкольного  образовательного учреждения «Детский сад общеразвивающего вида № 3 г. Нижнеудинск»

      Программа определяет организацию и содержание коррекционно-развивающих занятий по исправлению речевых нарушений у детей дошкольного возраста с ОВЗ.

1.1. Цель и задачи программы

Цель: создание оптимальных условий для динамического речевого развития, определение наиболее эффективных приемов логопедического воздействия на разных этапах коррекционно-педагогического процесса с учетом образовательных потребностей, индивидуально-психологических особенностей и структуры дефекта ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

Задачи:

- выявлять особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья, имеющих речевые нарушения разного генеза для определения уровня речевого развития и степени нарушения с учетом особенностей их физического и (или) психического развития;

- определять приоритетное направление в работе по коррекции речевых нарушений в соответствии с индивидуальными особенностями ребенка, структурой нарушения развития и степенью его выраженности;

- создавать условия, для реализации права получения коррекционно-логопедической помощи ребенку с задержкой психического развития;

- осуществлять индивидуально ориентированную логопедическую помощь ребенку с ОВЗ с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии);

- обеспечить возможность освоения ребенку с ОВЗ адаптированной основной образовательной программы ДОО;

- устранять нарушения в устной речи ребенка, способствовать практическому усвоению лексико-грамматических норм русского языка;

-обеспечивать формирование коммуникативных навыков.

1.2 Направления логопедической  работы

Диагностическая работа обеспечивает своевременное выявление детей с речевыми нарушениями разного генеза, проведение комплексного обследования, диагностирование речевой патологии и разработку индивидуального маршрута по оказанию им логопедической помощи.

Коррекционно-развивающая работа обеспечивает своевременную специализированную логопедическую помощь в развитии и коррекции речи; определяет направление работы по коррекции речевых нарушений в развитии детей с ОВЗ; способствует формированию коммуникативных умений и навыков, адекватных ситуации учебной  деятельности; способствует освоению  АООП в условиях образовательного учреждения.

Консультативная работа обеспечивает непрерывность специального сопровождения детей с ОВЗ, имеющих речевые  нарушения и их родителей по вопросам развития и коррекции речи; устранению нарушений всех компонентов речевой системы у детей с ОВЗ.

Информационно-просветительская работа направлена на разъяснительную деятельность по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для детей с ОВЗ, с речевыми нарушениями, со всеми участниками образовательного процесса –воспитанниками, их родителями (законными представителями), педагогическим коллективом.

1.3. Принципы логопедической  работы

- принцип соблюдения интересов ребёнка: определяет позицию специалиста, который призван решать проблему ребёнка с максимальной пользой и в интересах ребёнка.

- принцип  системности: обеспечивает единство диагностики, коррекции и развития, т. е. системный подход к анализу особенностей развития и коррекции нарушений детей с ограниченными возможностями здоровья, а также всесторонний многоуровневый подход специалистов различного профиля, взаимодействие и согласованность их действий в решении проблем ребёнка; участие в данном процессе всех участников образовательного процесса.

 - принцип непрерывности: гарантирует ребёнку и его родителям (законным представителям) непрерывность помощи до полного решения проблемы или определения подхода к её решению.

 - принцип вариативности:  предполагает создание вариативных условий для получения образования детьми, имеющими различные недостатки в физическом и (или) психическом развитии.

 - рекомендательный характер оказания помощи: обеспечивает соблюдение гарантированных законодательством прав родителей детей с ограниченными возможностями здоровья выбирать формы получения детьми образования, образовательные учреждения, защищать законные права и интересы детей, включая обязательное согласование с родителями вопроса о направлении (переводе) детей с ограниченными возможностями здоровья в специальные (коррекционные) образовательные учреждения (классы, группы).

2. Значимые для разработки и реализации Программы характеристики

     в 2020-2021 учебном году на логопедические занятия зачислены 18 человек, из них 7 человек – дети с интеллектуальными нарушениями, 9 человек – дети с задержкой психического развития.

      По результатам комплексного логопедического обследования определены следующие речевые нарушения у детей:

1 Системные нарушения речи при ЗПР легкой степени – 5 человек

2.Системные нарушения речи при ЗПР средней степени – 2 человека

3. Системные нарушения речи при ЗПР тяжелой степени – 3 человека

4. Системные нарушения речи при умственной отсталости легкой степени – 1 человек.

5. Системные нарушения речи при умственной отсталости средней степени – 2 человека.

6. Системные нарушения речи при умственной отсталости тяжелой степени – 5 человек.

     

       Характер речевых нарушений у детей  с ОВЗ  МКДОУ № 3  соответствует следующим уровням речевого развития:

I уровень речевого развития (ОНР I ур.)  - 7 человек -  характеризуется абсолютным  отсутствием речи. У детей  отмечается крайне низкая степень речевого развития, характеризующаяся практически полной несформированностью вербальных средств коммуникации. Типичные признаки – резко ограниченный словарь, состоящий из звукокомплексов и аморфных слов, отсутствие фразы, ситуативное понимание речи, неразвитость грамматических навыков, дефекты звукопроизношения и фонематического восприятия. Коррекционная работа с детьми, находящимися на первом уровне речевого развития, направлена на совершенствование понимания речи, активизацию речеподражания и речевой инициативы, формирование невербальных психических функций.

II уровень речевого развития (ОНР II ур.)-  4 человека - характеризуется крайне скудным словарным запасом. 

Ребенок соотносит предметы с их качественными признаками и функциональным назначением; узнает по словесному описанию знакомые предметы; сравнивает знакомые предметы по отдельным, наиболее ярко выделяемым признакам.

Понимает простые грамматические категории: единственного и множественного числа существительных, повелительного и изъявительного наклонений глаголов, именительного, родительного, дательного и винительного падежей, некоторых простых предлогов. Фонетически правильно оформляет согласные звуки ([п], [б], [м], [т], [д], [н], [к], [х], [г]), гласные звуки первого ряда ([а], [о], [у], [ы], [и]).Воспроизводит отраженно и самостоятельно ритмико-интонационную  структуру двух- и трехсложных слов из сохранных и усвоенных звуков.  Правильно употребляет в самостоятельной речи отдельные падежные  окончания слов, используемых в рамках предложных конструкций;

Общается, используя в самостоятельной речи словосочетания и простые нераспространенные предложения {«Мой мишка», «Можно (нельзя) брать», «Маша, пой», «Маша, дай куклу» и проч.).

     В процессе коррекционно-развивающего обучения у детей расширяется понимание обращенной речи, развивается речевая активность.

III  уровень речевого развития (ОНР III)  -  4 человека  характеризуется наличием развернутой фразовой речи с элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития.

Характерным является недифференцированное произнесение звуков ( в основном это свистящие, шипящие, аффрикаты и соноры), когда один звук заменяет одновременно два или несколько звуков данной или близкой фонетической группы; замены групп звуков более простыми по артикуляции. Отмечаются нестойкие замены, когда звук в разных словах произносится по-разному; смешение звуков, когда изолированно ребенок произносит определенные звуки верно, а в словах и предложениях их взаимозаменяет.

Правильно повторяя вслед за логопедом 3-4-хсложные слова, дети нередко искажают их в речи, сокращая количество слогов. Множество ошибок наблюдается при передаче звуконаполняемости слов: перестановки и замены звуков и слогов, сокращения при стечении согласных в слове. На фоне относительно развернутой речи наблюдается неточное употребление многих лексических значений. В активном словаре преобладают существительные и глаголы. Недостаточно слов, обозначающих качества, признаки, состояния предметов и действий. Неумение пользоваться способами словообразования создает трудности в использовании вариантов слов, детям не всегда удается подбор однокоренных слов, образование новых слов с помощью суффиксов и приставок. Нередко они заменяют название части предмета названием целого предмета, нужное слово другим, сходным по значению. В свободных высказываниях преобладают простые распространенные предложения, почти не употребляются сложные конструкции. Отмечается аграмматизм: ошибки в согласовании числительных с существительными, прилагательных с существительными в роде, числе, падеже. Большое количество ошибок наблюдается в использовании как простых, так и сложных предлогов. Понимание обращенной речи значительно развивается и приближается к норме. Отмечается недостаточное понимание изменений значения слов, выражаемых приставками, суффиксами, наблюдаются трудности в различении морфологических элементов, выражающих значение числа и рода, понимание логико-грамматических структур, выражающих причинно-следственные , временные и пространственные отношения.

Характер речевых нарушений у детей с ЗПР и детей с умственной отсталостью имеет свои особенности.

2.1 Особенности речевого развития дошкольников с ЗПР

     Нарушения речи при задержке психического развития преимущественно имеют системный характер и входят в структуру дефекта.

      Речь детей с ЗПР в целом развивается с отставанием от возрастной нормы и обладает рядом особенностей. Многим детям присущи недостатки звукопроизношения и фонематического развития.

    Среди воспитанников специализированных групп много детей с таким речевым нарушением, как дизартрия.

     На уровне импрессивной речи отмечаются трудности в понимании сложных, многоступенчатых инструкций, логико-грамматических конструкций, дети плохо понимают содержание рассказа со скрытым смыслом, затруднен процесс восприятия и осмысления содержания рассказов, сказок, текстов для пересказа. Дети имеют ограниченный словарный запас. В их речи редко встречаются прилагательные, наречия, сужено употребление глаголов. Затруднены словообразовательные процессы, позже, чем в норме, возникает период детского словотворчества и продолжается до 7-8 лет.

Особенности лексики детей с ЗПР проявляются в недостаточной сформированности антонимических и синонимических средств языка.

Незрелость внутриречевых механизмов приводит не только к трудностям в грамматическом оформлении предложений. Основные проблемы касаются формирования связной речи.

Дети не могут пересказать небольшой текст, составить рассказ по серии сюжетных картин, описать наглядную ситуацию, им недоступно творческое рассказывание.

2.2  Особенности речевого развития дошкольников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

    Нарушения речи у умственно отсталых детей также носят системный характер, т.е. нарушаются все компоненты речи: фонетико-фонематическая сторона, лексика, грамматический строй.   Отмечается несформированность импрессивной (понимание речи) и экспрессивной (активное высказывание) речи. В большинстве случаев нарушение устной и письменной речи.

     У них оказывается несформированными в той или иной степени все операции речевой деятельности. Отмечаются слабость мотивации, снижение потребности в речевом общении, грубо нарушено программирование речевой деятельности, реализация речевой программы и контроля за речью, сличение полученного результата с предварительным замыслом.

В различной степени нарушены уровни порождения речевого высказывания: смысловой, языковой, сенсомоторный. Наиболее недоразвитыми оказываются сложные уровни (смысловой, языковой), требующие высокой степени сформированности операций анализа, синтеза, обобщения. Сенсомоторный (ощущение + движение) уровень речи страдает по-разному. К старшим классам у большинства школьников происходит коррекция нарушений сенсорного и моторного уровня речи, полное или частичное устранение дефектов фонетической стороны речи (звукопроизношения, просодических компонентов). В тоже время языковой и семантический (смысловой) уровни развития речи у детей не достигают нормы.

      Нарушения речи у детей характеризуются стойкостью, они с большим трудом устраняются, сохраняются вплоть до старших классов вспомогательной школы.

3. Планируемые результаты освоения Программы

Планируемые результаты освоения Программы для детей с ЗПР

  • Понимает и выполняет словесную инструкцию взрослого из нескольких звеньев.
  • Различает на слух речевые и неречевые звучания, узнает знакомых людей и детей по голосу, дифференцирует шумы.
  • Понимает названия предметов обихода, игрушек, частей тела человека и животных, глаголов, обозначающих движения, действия, эмоциональные состояния человека, прилагательных, обозначающих некоторые свойства предметов.
  • Понимает многие грамматические формы слов (косвенные падежи существительных, простые предложные конструкции, некоторые приставочные глаголы).
  • Проявляет речевую активность, употребляет существительные, обозначающие предметы обихода, игрушки, части тела человека и животных, некоторые явления природы.
  • Называет действия, предметы, изображенные на картинке, персонажей сказок.
  • Отражает в речи элементарные сведения о мире людей, природе, об окружающих предметах.
  • Отвечает на вопросы после прочтения сказки или просмотра мультфильма с помощью не только отдельных слов, но и простых распространенных предложений несложных моделей, дополняя их жестами.
  • Речевое сопровождение включается в предметно-практическую деятельность. Повторяет двустишья и простые потешки.
  • Произносит простые по артикуляции звуки, легко воспроизводит звуко-слоговую структуру двух-трехсложных слов, состоящих из открытых, закрытых слогов, с ударением на гласном звуке.

Планируемые результаты освоения Программы для детей с интеллектуальными нарушениями

  •  У ребенка совершенствуются невербальные формы коммуникации: умение фиксировать взгляд на лице партнера, смотреть в глаза партнера по общению, выполнять предметно- игровые действия со сверстником, пользоваться жестом, понимать и выполнять инструкции «Дай», «На», «Возьми», понимать и использовать указательные жесты;
  • Ребенок может пользоваться рукой как средством коммуникации, выполняя согласованные, направленные на другого человека движения рукой, телом и глазами;
  • У ребенка сформирована потребность в речевом высказывании с целью общения со взрослыми и сверстниками;
  • Сформирован интерес к окружающим людям, их именам, действиям с игрушками и предметами и к называнию этих действий;
  • Сформирована активная позиция ребенка по отношению к предметам и явлениям окружающего мира (рассматривать предмет с разных сторон, действовать, спрашивать, что с ним можно делать?);
  •  Ребенок имеет представление о том, что все увиденное, интересное, новое можно отразить в собственном речевом высказывании;

  • Созданы предпосылки к развитию активной речи и сформированы языковые способности ребенка
  • Умеет отвечать на простейшие вопросы о себе и ближайшем окружении.

4. Содержание образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста с ОВЗ

     Коррекционная работа с детьми с ОВЗ независимо от речевого заключения делится на два этапа:

1.Подготовительный (диагностический) этап — обследование артикуляционного аппарата, неречевых психических функций и понимания обращенной речи, звуковой стороны речи и фонематического слуха, лексическо-грамматического  строя и связной речи.

2.Непосредственно коррекционная работа:

— Коррекционная работа на фонетическом уровне: коррекция дефектов произношения; формирование  полноценных фонетических представлений на базе развития фонематического восприятия, совершенствование звуковых обобщений в процессе упражнений в звуковом анализе и синтезе.

— Коррекционная работа на лексико-грамматическом уровне: уточнение значений имеющихся в словарном запасе детей слов; дальнейшее обогащение словарного запаса путем накопления новых слов, относящихся к различным частям речи, формирования представлений о морфологических элементах слова, навыков морфемного анализа и синтеза слов.

— Коррекционная работа на синтаксическом уровне: уточнение, развитие, совершенствование грамматического оформления речи путем овладения моделями различных синтаксических конструкций. Развитие навыков самостоятельного высказывания, путем установления последовательности высказывания, отбора языковых средств, совершенствования навыка строить и перестраивать предложения по заданным образцам.

  Коррекционная работа строится с учетом  уровня развития, индивидуальных особенностей ребенка. На основе анализа результатов обследования и наблюдения за ребенком разрабатывается индивидуальный перспективный план логопедической работы.

    Логопедические занятия в зависимости от конкретных задач и этапов коррекции, делятся на подгрупповые и индивидуальные. В подгруппы (подвижные микрогруппы) могут объединяться дети с однородными нарушениями речи. Темы подгрупповых, индивидуальных занятий, а также регистрация воспитанников фиксируются в Журнале учета посещаемости коррекционно-развивающих занятий. Периодичность подгрупповых и индивидуальных занятий определяется тяжестью нарушения речевого развития и составляет 2-3 раза в неделю.

    Продолжительность подгруппового с детьми с ОВЗ составляет 20-25 минут, продолжительность индивидуального занятия - 10-15 мин. В комплекс занятий каждого блока включены упражнения на развитие мелкой моторики пальцев рук, а также упражнения на развитие внимания, памяти, мышления.

      Длительность коррекционно-развивающих занятий, а также содержание коррекционных блоков, их порядок зависит только от  индивидуальных особенностей, структуры и степени проявления речевого дефекта ребенка. Возраст ребенка при этом не учитывается. При составлении тематического планирования временные границы не определяются и не регламентируются.  

4. Тематическое планирование

Примерный тематический план работы с детьми, имеющими речевое заключение СНР тяжелой степени при У/О:  Егор Б., Георгий Б., Богдан К., Сергей С., Вероника К.

ТЕМА

Понимание речи

Умение вслушиваться в речь, настраиваться на восприятие речи, давать ответные двигательные и звуковые реакции

Понимание целостных словосочетаний, подкрепленных наглядным предметным действием

Понимание  действий

Умение соотносить (в пассиве) предметы и действия с их словесным обозначением

Понимание грамматических форм речи, соотношения между членами предложения, вопросов (Кто? Что? Кого? У кого?  Кому?  Чем?  Где? Куда? Откуда?)

понимание предложных конструкций с предлогами В, НА

понимание действий, совершаемых одним и тем же лицом

переключение с одного действия на другое по словесной инструкции, различению утвердительных и отрицательных приказаний с частицей НЕ

понимание простых типов предложений

Артикуляционная моторика

Упражнения для губ и языка Н. В. Нищевой  (Веселая артикуляционная гимнастика.)

Общеречевые навыки

работа над гласными [а], [о], [у], [и] , узнавание и воспроизведение по беззвучной артикуляции;

правильное произнесение зубно-губных звуков [п], [б], [м],

переднеязычных [т], [д], [н]

заднеязычных [к], [г] [х]

понимание эмоционально-выразительных движений рук, мимики и адекватное их использования

Фонематическое восприятие

Слуховое сосредоточение на звучащем предмете

Определение направление звука

Различение на слух неречевых шумов

Различение по звуку музыкальных игрушек (2-5)

Узнавание по звуку знакомого действия

Воспроизведение ритмического рисунка

Самостоятельная речь

Подражание слову взрослого, животным, музыкальным инструментам, транспортным шумам и др.

Умение называть имена детей и членов семьи, называть предметы (картинки) по лексическим темам на материале игр.

Договаривание фраз, начатых педагогом(на зрительной опоре) Это мама, а это…

Употребление глаголов (повелительное наклонение) – Иди, дай, неси, бери

Умение выражать состояние междометьями  Ох, ай, ой (через игровую ситуацию)

Примерный тематический план работы с детьми, имеющими речевое заключение  

СНР средней степени при У/О: Глеб И., Захар С.

ТЕМА

ВИД РАБОТЫ

ПОНИМАНИЕ РЕЧИ       (изучение/закрепление)

Понимание  конкретных существительных

Понимание  обобщающих слов по темам

Понимание  действий

Умение выполнять поручения по речевой инструкции

Понимание форм ед. и мн. числа существительных

Понимание  падежных конструкций с предлогами

Понимание  сущ. с уменьшительно-ласкательными суффиксами

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ МОТОРИКА (изучение/закрепление)

Общий комплекс артикуляционной гимнастики

Комплекс артикуляционной гимнастики для свистящих звуков

Комплекс артикуляционной гимнастики для шипящих звуков

Комплекс артикуляционной гимнастики для сонорных звуков

ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЕ  (постановка/автоматизация/дифференциация

гласные

Согласные б,д, н,в,к,г,х.йс.сь.з.зь.ц.ш.ж,ч,щ,

ФОНЕМАТИЧЕСКОЕ ВОСПРИЯТИЕ  (обучение/закрепление)

Дифференциация слогов (ротовые-носовые)

БА-МА

Дифференциация слогов (губные-переднеязычные)

БА-НА

Дифференциация губно-губных слогов (звонкие-глухие)

ПА-БА

Дифференциация слогов (переднеязычн.-заднеязычные)

НА-ГА

ЗВУКО-СЛОГОВАЯ СТРУКТУРА СЛОВА(обучение/закрепление)

Перечень типов слогов:

ГРАММАТИЧЕСКИЙ СТРОЙ РЕЧИ И СЛОВОИЗМЕНЕНИЕ(обучение/закрепление)

Употребление   сущ. в единственном и множественном числе

Употребление   сущ. в форме единственного числа В.п. и Р.п.

Употребление   предложно-падежных конструкций

Употребление   прилаг. и сущ. в ед. и мн. числе ж., м. и среднего рода

АКТИВНЫЙ СЛОВАРЬ (изучение/закрепление)

Употребление существительных (игрушки)

Употребление существительных (посуда)

Употребление существительных (животные)

Употребление существительных (одежда)

Употребление глаголов

Употребление прилагательных (по цвету)

Употребление прилагательных (по размеру)

Употребление прилагательных (по форме)

Употребление существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами

СВЯЗНАЯ РЕЧЬ  (обучение/закрепление)

Отдельные слова и жесты

Простая фраза без словоизменения, со звукоподражанием

Фраза со словоизменением

Простые распространенные предложения

Пересказ с опорой на серию картинок

Примерный тематический план работы с детьми, имеющими речевое заключение  

СНР тяжелой степени при ЗПР :Максим С., Виктор С., Илья И.

СНР легкой  степени при У/О:  Мария Ш.

Тема /вид работы

Понимание речи                                                                        (обучение/        уточнение)

Понимание обобщающих слов

Дифференциация ед. и мн. числа сущ.

Понимание предложно-падежных конструкций

Понимание существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксом

Понимание двухступенчатой инструкции

Понимание синонимов

Понимание антонимов

Артикуляционная моторика                                                  (изучение/        закрепление)

Общий комплекс артикуляционной гимнастики

Комплекс артикуляционной гимнастики для свистящих звуков

Комплекс артикуляционной гимнастики для шипящих звуков

Комплекс артикуляционной гимнастики для сонорных звуков

Звукопроизношение постановка и автоматизация

Гласные

Губные

Губно-зубные

Переднеязычные

Заднеязычные

Звуки С Сь З  Зь  Ц  Ш  Ж  Ч  Щ

Фонематические процессы                                                 (обучение        /закрепление)

Дифференциация слогов

Определение наличия или отсутствия звука в слове

Звуко-слоговая структура слова(изучение/закрепление)

Перечень типов слогов:

Грамматический строй речи(изучение/\закрепление)

Изменение существительных по числам

Употребление существительных в форме ед. числа Д.п.

Употребление простых предлогов

Согласование прилагательных и существительных

Словарь и словообразование(изучение/закрепление)

Конкретные существительные

Части предметов

Профессии

Глаголы

Качественные прилагательные

Существительные с уменьшительно-ласкательными суф.

Детеныши

Связная речь. Рассказывание знакомой сказки

Примерный тематический план работы с детьми, имеющими речевое заключение  

СНР средней степени при ЗПР: Илья С. Лиза Б.

СНР легкой степени при ЗПР: Руслан Д., Руслан П., Саша К., Женя К. Кирилл К.

тема

вид работы

Понимание речи                                                                     (обучение/уточнение)

Понимание многозначных слов

Понимание логико-грамматических отношений

Понимание многоступенчатой инструкции

Понимание текста

Артикуляционная моторика                                                    (изучение/закрепление)

Общий комплекс артикуляционной гимнастики

Комплекс артикуляционной гимнастики для свистящих звуков

Комплекс артикуляционной гимнастики для шипящих звуков

Комплекс артикуляционной гимнастики для сонорных звуков

Звукопроизношение  постановка и автоматизация

Гласные

Губные

Губно-зубные

Переднеязычные

Заднеязычные

Звуки С Сь З  Зь  Ц  Ш  Ж  Ч  Щ  Л,  Ль, Р, Рь

 Фонематические процессы                                               (обучение/закрепление)

Дифференциация слогов

Определение согласного звука в начале слова

Определение последнего звука в слове

Называние последовательности звуков в слове

Определение количества звуков в слове

Определение общего звука в словах

Подбор слов на заданный звук

Звуко-слоговая структура слова (обучение/закрепление)

Перечень типов слогов:

Грамматический строй речи   (обучение/закрепление)

Изменение существительных по числам

Употребление существительных в форме мн. числа Р.п.

Употребление простых предлогов

Употребление сложных предлогов

Согласование прилагательных и существительных

Согласование числительных и существительных

     Результативность логопедического сопровождения ребенка с ОВЗ отслеживается через мониторинговые (диагностические) исследования 2 раза в год

     Планируемый результат - достижение ребёнка с ОВЗ уровня речевого развития, позволяющего предупреждать возможные трудности в усвоении АООП ДО, и обеспечивать его социальную адаптацию и интеграцию в обществе. Тесное взаимодействие педагогов ППк и родителей, комплексная диагностика ребенка всеми специалистами помогает осуществить оптимальный выбор методов, адекватных возрасту и структуре дефекта ребенка с нарушением речи, его образовательным потребностям, чем достигается эффективность и стабильность результатов.

Тематическое планирование занятий по развитию фонематического слуха и навыков звукового анализа (для детей 7-8 лет)

Месяц

Неделя

Основное содержание работы

1-2

5

Сентябрь

3 неделя

20.09-24.09

Развитие слухового внимания и фонематичного восприятия на материале неречевых звуков

4 неделя

27.09-01.10

Развитие фонематического слуха на основе слов, близких  по звуковому составу

Октябрь

1 неделя

4.10-8.10

Выделение гласного звука А из потока звуков

2 неделя

11.10-15.10

Выделение гласного звука У в начале слова (утка, удочка, улица)

3 неделя

18.10-22.10

Выделение гласного звука И в начале слова (Ира, ива, индюк, игра))

4 неделя

25.10-29.10

Звуковой анализ слогов ау-уа-ауи

Ноябрь

1 неделя

1.11-5.11

Выделение гласного звука Э в начале слова (Эдик, этаж, экран, эхо)

2 неделя

8.11-12.11

Выделение звука О в потоке звуков, а также в начале слова (осы, Оля, окна, ослик)

3 неделя

15.11-19.11

Звук М Выделение согласного звука М в конце слова. Определение места звука в слове (начало, середина, конец)

4 неделя

22.11-26.11

Звук П Определение наличия или отсутствия звука в слове. Определение места звука в слове (начало, середина, конец)

Анализ и синтез слогов ап-па.

Декабрь

1 неделя

29.11-3.12

Звук Н. Выделение звука среди других согласных звуков. Позиция звука в слове (начало, середина, конец). Определение наличия или отсутствия звуков Н в словах

2 неделя

6.12-10.12

Звук Б. Выделение звука среди других согласных. Определение позиции звука Б в слове (начало, середина)

Звуковой анализ слогов аб-бо

3 неделя

13.12-17.12

Полный звуковой анализ односложного слова Бим

4 -5 неделя

20.12-31.12

Закрепление пройденного материала (гласные и согласные буквы)        Определение последовательности звуков в словах.

Отличия гласных и согласных звуков.

        

Январь

2 неделя

10.01-14.01

Повторение пройденного материала (гласные и согласные буквы)        Определение последовательности звуков в словах.

Отличия гласных и согласных звуков.

 

3 неделя

17.12-21.12

Определение позиции звука В в слове (начало, середина).

Звуковой анализ слова ива.

4 неделя

24.12-28.12

Звук Д.. Выделение звука среди других согласных. Определение позиции звука Д в слове (начало, середина). Звуковой анализ слова дом

Февраль

1 неделя

31.01-04.02

Выделение гласного звука в середине односложных слов (дом, мак, лук)

2 неделя

7.02-11.02

Выделение звука Т в потоке звуков. Позиция звука в слове.

Звуковой анализ слова том

3 неделя

14.02-18.02

Выделение в речи звук Ф.

Деление слова на слоги, различение коротких и длинных слов

4 неделя

21.02-25.02

Выделение звука К из потока согласных звуков и в словах.

Звуковой анализ слова кот

Март

1 неделя

28.02-04.03

Звук Г. Определение наличия и отсутствия в слове звука Г

2 неделя

7.03-11.03

Выделение согласного звука Х среди других звуков.

Определение позиции звука Х в слове (начало, середина, конец)

3 неделя

14.03-18.03

Определение наличия или отсутствия звука С в словах.

Нахождение места звука С в словах

4 неделя

21.03-25.03

Звук З. Выделение звука среди других согласных звуков. Позиция звука в слове (начало, середина, конец). Определение наличия или отсутствия звука в словах

5 неделя

28.03-01.04

Выделение звука Ц в речи.

Определение места  звука Ц в слове (начало, середина, конец)

Апрель

1 неделя

04.04-08.04

Выделение в речи звука Ш.

Определение его позиции в слове (начало, середина, конец)

2 неделя

11.04-16.04

Выделение в речи звука Ж

Определение позиции звука в слове (начало, середина)

3 неделя

18.04-22.04

Выделение звука Ч в речи.

Нахождение места звука Ч в слове (начало, середина, конец)

4 неделя

25.04- 29.04

Выделение звука Щ в речи.

Нахождение места звука Ч в слове (начало, середина, конец)

Май

1 неделя

02.05-06.05

Дифференциация согласных звуков  

2-3неделя

09.05-20.05

Дифференциация согласных звуков  

4-5 неделя

Диагностика

Дети должны научиться:

  1. Составлять предложения из двух и более слов (длинные и короткие предложения) по действиям детей с игрушками  и сюжетным картинкам.
  2. Определять количество слов в предложении и место слов в предложении.
  3. Делить слова на слоги (части), определять количество слогов в слове.
  4. Определять первый звук в слогах и словах.
  5. Соотносить звуки с буквой.

Методическое обеспечение логопедического процесса

1.Методические пособия для обследования речи детей

Название

Гриф издания

1

Коноваленко В.В. Коноваленко С.В. «Экспресс-обследование звукопроизношения у дошкольников»

М.: «ТЦ СФЕРА», 2001

3

Смирнова И.А. . Логопедический альбом для обследования фонетико-фонематической системы речи: Наглядно-методическое пособие

Санкт –Петербург: Детство-Пресс,2006

4

Смирнова И.А. Логопедический альбом для обследования лексико-грамматического строя и связной речи: наглядно-методическое пособие

Санкт –Петербург: Детство-Пресс,2006

5

Смирнова И.А. Логопедический альбом для обследования способности к чтению и письму: Наглядно-методическое пособие.

Санкт –Петербург: Детство-Пресс,2006

6

Папки с наглядным материалом для логопедического обследования

«Обследование произношения».

«Обследование фонематического восприятия, фонематического анализа и синтеза, фонематических представлений».

«Обследование слоговой структуры слова».

«Обследование словаря».

«Обследование грамматического строя речи».

«Самостоятельная речь».

  2. Методические пособия  и разработки занятий по развитию речи

Название

Гриф издания

1

Арбекова Н.Е. Развитие связной речи у детей 6-7 лет с ОНР. Конспекты подгрупповых занятий логопеда

М: «Гном», 2011

2

Герасимова А., Жукова О. Уникальная методика развития речи дошкольника

С/Пб «Нева», 2002

3

Глинка Г.А. Буду говорить, читать, писать правильно

СПб: Питер Ком, 1997

4

Громова О.Е. Конспекты занятий по развитию речи 4-5 лет. Методическое пособие для логопедов.

М: «ТЦ Сфера», 2009

5

Дмитриевских Л.С. Обучение дошкольников речевому общению. Занятия и игры для детей с ОНР

М: «ТЦ Сфера», 2011

6

Козырева Л.М. Большой логопедический альбом. – Ярославль: Академия развития , 2007.

Ярославль: Академия развития , 2007.

7

Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Индивидуально – подгрупповая работа по коррекции дефектов звукопроизношения

 Краснодар.: Издательство Краснодарского экспериментального центра развития образования, 1994.

8

Косинова Е. Уроки логопеда. Игры для развития речи

М., «Аквариум», 2005

11

Лопухина И.С. Логопедия. 550 занимательных упражнений для развития речи.

М.: «Аквариум»1996

12

Мартыненко Л.А. Коррекция речевых нарушений у детей 5-6 лет. Программа психолого-логопедических занятий

СПб «ТЦ Сфера», 2010

13

Мезенцева М. Логопедия в картинках.

СПб:"ОЛМА Медиа Групп",2009

14

Медведева И.В. ,Моторина Т.Г. Логоигры

СПб.:ОЛМА-ПРЕСС, 2003.

15

Седых Н.А. Воспитание правильной речи у детей

М.:АСТ;Донецк:Сталкер,2005

16

Смирнова Л.Н. Логопедия в детском саду. Занятия с детьми 6-7 лет с ОНР

М:«МОЗАИКА-СИНТЕЗ»,2009

17

Смирнова Л.Н. Логопедия в детском саду. Занятия с детьми 5-6 лет с ОНР

М:«МОЗАИКА-СИНТЕЗ»,2010

19

Козырева Л.М. Большой логопедический альбом. – Ярославль: Академия развития , 2007.

Ярославль: Академия развития , 2007.

Пособия для автоматизации и дифференциации звуков

12

Альбом упражнений артикуляционной гимнастики

13

Набор предметных, сюжетных  картинок для автоматизации и  дифференциации звуков в словах, предложениях.

14

Настольные дидактические игры на автоматизацию и дифференциацию звуков.  

15

Дидактическое пособие «Логопедическое лото»

16

Карточки для автоматизации и дифференциации разных групп звуков

17

Папка «Автоматизация звуков  «С, Сь, З, ЗЬ»

18

Папка «Автоматизация звука «Ц»

19

Папка «Автоматизация звука «Ж»

20

Папка «Автоматизация звука «Ш»

21

Папка «Автоматизация звуков «Л.Ль»

22

Папка «Автоматизация звука «Щ»

23

Папка «Автоматизация звука «Ч»

24

Папка «Автоматизация звуков «Р, РЬ»

25

Папка «Дифференциация звуков»

26

Папка «Логопедические игры»

27

Баскакина И.В. Логопедические игры Жужжалочка и Шипелочка: рабочие тетради

28

Баскакина И.В. Логопедические игры Звенелочка: рабочие тетради

29

Баскакина И.В. Логопедические игры Цоколочка: рабочие тетради

30

Баскакина И.В. Логопедические игры Рычалочка: рабочие тетради

31

Баскакина И.В. Логопедические игры Свистелочка: рабочие тетради

32

Баскакина И.В. Логопедические игры Приключения Л: рабочие тетради

33

Батяева С. Логопедические пазлы

34

Галанов А.С. Логопедическое лото. Звуки С,Сь, Ц

35

Галанов А.С. Логопедическое лото. Звуки Ч.Щ

36

Медведева И.В. ,Моторина Т.Г. Логоигры

37

Мезенцева М. Логопедия в картинках

38

Соколенко Н.И. Посмотри и назови: дидактический материал по исправлению недостатков произношения. Звуки Л-Ль, Р-Рь

39

Соколенко Н.И. Посмотри и назови: дидактический материал по исправлению недостатков произношения. Свистящие и шипящие звуки

Лексико-грамматический строй речи

40

Предметные картинки: антонимы, синонимы, многозначные слова

41

предметные картинки на лексические темы: игрушки, посуда, мебель, одежда, обувь, головные уборы, дикие и домашние животные, птицы домашние, дикие (зимующие, перелетные), насекомые, транспорт, продукты питания,  овощи, фрукты, времена года (зима, весна, лето, осень),   грибы, ягоды, электробытовая техника, профессии,  цветы, деревья, кустарники, обитатели водоемов, части суток, инструменты, школьные принадлежности, региональный компонент (р.Уда, г. Нижнеудинск, оз. Байкал, г. Иркутск ), моя родина – Россия.  

42

Речевые задания  для формирования навыков словообразования – суффиксального и префиксального; с использованием уменьшительно – ласкательных суффиксов. с использованием «увеличительного» суффикса.

43

Набор предметных картинок на образование названий детенышей животных и птиц.

44

Набор предметных картинок на образование относительных прилагательных

45

Набор предметных картинок на образование притяжательных  прилагательных.

46

Набор  предметных картинок  на образование сложных слов  

47

Набор сюжетных картинок  на образование приставочных глаголов.

48

Набор картинок на образование многозначности слов и на образование однокоренных слов.

49

Набор предметных картинок  и игр для упражнений в изменении имен существительных и глаголов.

50

Набор сюжетных картинок для упражнений в употреблении предлогов, набор карточек – символов предлогов.

51

Набор предметных картинок на образование множественного числа существительных.

52

Картотека игр и игровых упражнений на развитие  и  активизацию словаря,   формирование  грамматического строя речи.  

Связная речь

53

Набор серий картинок различной тематики

54

Набор текстов  для пересказов

55

Набор таблиц для составления рассказов по опорным картинкам

56

Подборка речевых логических задач


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Многофункциональное пособие для родителей и педагогов «Самый-самый…». Автор: Рогачёва Ольга Борисовна, воспитатель 1 кв. категории. МБДОУ №180 «Парусок» г. Архангельска. Программно – методический материал разработан к «Программе логопедической работы

Многофункциональное пособие для родителей и педагогов «Самый – самый…» Автор: Рогачёва Ольга Борисовна, воспитатель 1 кв. категории. МБДОУ №180 «Парусок» г. Архангельска.Арханге...

Индивидуальная программа логопедической работы при открытой ринолалии

Данная программа по устранению дефектов речи у детей с открытой ринолалией предназначена для работы логопедов в дошкольных и школьных образовательных учреждениях. Программа содержит краткую психолого-...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ ОБЩЕГО НЕДОРАЗВИТИЯ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

В рабочей программе определены коррекционные задачи, основные направления работы, условия и средства формирования фонетико-фонематической, лексико-грамматической сторон и связной речи детей стар...

ПРОЕКТИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ.

Коррекционно-развивающая работа с дошкольниками предполагает четкую организацию пребывания детей в детском саду, правильное распределение нагрузки в течение дня, координацию и преемственность в работе...

Программа логопедической работы по преодолению ОНР для детей старшей подготовительной группы

Программа коррекции нарушения речи для детей с ОНР Филичевой Т.Б., Чиркиной Г.В., Тумановой Т.В....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА "ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА С ДЕТЬМИ ПРИ ОБЩЕМ НЕДОРАЗВИТИИ РЕЧИ".

Рабочая программа "ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА С ДЕТЬМИ ПРИ ОБЩЕМ НЕДОРАЗВИТИИ РЕЧИ" будет полезна логопедам, работающим в дошкольных отделениях. В публикации представлены теоретические аспекты ра...