Конспект по речевому развитию для подготовительной группы «Перелетные птицы»
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Расширение, уточнение и активизация словаря на основе систематизации и обобщения знаний о перелетных птицах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_pereletnye_ptitsy.docx25.28 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

городского округа Балашиха

«Детский сад комбинированного вида №53 «Лесная полянка»

Семинар

КОНСПЕКТ

 по речевому развитию в подготовительной группе «Перелетные птицы» (осень)

Воспитатели

Тарабанько.И.С. Антонова.Е.Н.

г. Балашиха

2020 год


 ЦЕЛЬ:

Расширение, уточнение и активизация словаря на основе систематизации и обобщения знаний о перелетных птицах.

ЗАДАЧИ

Образовательные задачи:

  1. закрепление и расширение знаний о перелетных и водоплавающих птицах, их поведении осенью. 
  2. упражнять в различении и назывании некоторых видов перелетных птиц.
  3. совершенствовать умения выполнять слоговой анализ и синтез слов из одного, двух, трех слогов.
  4. закрепить понятия о сложных словах (насекомоядные – едят насекомых и т.д.).
  5. упражнять в словообразовании (длинный хвост - длиннохвостая).
  6. упражнять в составлении ианализе предложений о перелетных птицах.
  7. активизация словаря: стаей, вереницей, поодиночке, клином, насекомоядные, водоплавающие, длиннохвостая, остроклювый, чернокрылый, длинношеий

Коррекционно - развивающие задачи:

  1. развитие психических процессов: внимания, зрительного восприятия, памяти.
  2. развитие связной речи.

Коррекционно - воспитательные задачи:

  1. Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности;
  2. Воспитывать бережное отношение к природе, птицам

Реализация образовательных областей:

  • Познавательное развитие
  • Речевое развитие
  • Социально – коммуникативное развитие

Технологии:

  • ИКТ

Оборудование:

- Ноутбук,  интерактивное устройство МИМИО

- Компьютерная презентация «Перелетные птицы»

- Предметные картинки с изображением различных видов птиц.

- Схемы слов (звуковой анализ)

Этапы формирования совместной деятельности:

  • Познакомить детей с птицами, их внешнем виде, средой обитания

Работа с родителями –  совместно с ребенком подобрать материал о перелетных птицах.

Ход непосредственно – образовательной деятельности:

1. Вводная часть                                              

Дети собираются вокруг воспитателя.

На экране появляются изображения различных видов птиц.

В. Ребята кто-нибудь из вас знает, как называют людей, занимающихся изучением птиц!

Дети: нет.

В. Ребята это ОРНИТОЛОГИ повторите все вместе –орнитологи

И сегодня орнитолог к нам пришел в гости.

О: Посмотрите, ребята, сколько птиц прилетело на озеро.

 Как вы думаете, зачем они все здесь собрались?

Ответы детей: Я думаю, что бы лететь в теплые края.

О:  А, в какое время года это происходит?

Ответы детей: Это происходит осенью.

О: Правильно, а все ли птицы улетают  в теплые края.

Ответы детей: Нет.

О: Как вы думаете, какие птицы покидают нас первыми?

Ответы детей: Первыми покидают  ласточки, дрозды, скворцы, кукушки, жаворонки.

О:  Правильно. Раньше всех нас покидают птицы, которые едят насекомых. Как можно одним словом назвать птиц, которые едят  насекомых?

Ответы детей: Насекомоядные.  

О:  Они едят майских жуков, бабочек, ос, стрекоз и пчёл. И улетают эти птицы сразу после первых заморозков, как только исчезают насекомые. Раньше всех улетают дрозды, жаворонки, скворцы.

О: Когда замерзают водоёмы (реки и озёра), направляются к югу – гуси и  утки .

О:  Как вы думаете, с чем это связано?

Ответы детей: Это связано с тем, что птицам негде плавать и добывать себе еду.

О:  Правильно.  И таких птиц называют - водоплавающие.

О: Послушайте внимательно и скажите какие два слова прячутся в слове  -водоплавающие.

Ответы детей:  плавать в воде.

О: А вы знаете, какие птицы должны осенью улетать в теплые края?

О: Давайте поможем птицам разобраться, кому надо лететь, а кому нет.

Игра "Классификация"

На столах разложены картинки с разными видами птиц, домик и самолет. Дети разбирают птиц по группам: перелетные – зимующие.

В: Назовите перелетных птиц.

Ответы детей: Аист, грач, ласточка, утки, гуси....

В: Как вы думаете, почему перелетных птиц так называют?

Ответы детей: Я думаю, потому что птицы улетают в теплые края.

В:  Птицы не просто улетают в теплые края. Они перелетают с севера на юг осенью и с юга на север весной.

Игра "Отгадай слово"

Назовите перелетных птиц, которых вы видите на экране по первому и последнему звуку. (На экране появляются изображения некоторых перелетных птиц)

Игра "Составь слово"

Составьте  название перелетных птиц по первым звукам слов, которые я назову

Назовите перелетных птиц, которых вы видете на экране по первому и последнему звуку. (На экране появляются изображения некоторых перелетных птиц)

Костя - Первый звук [С], а последний [Ц] (Скворец)  

Настя - Первый звук [У], а последний [А] (Утка)

Владик - Первый звук [Д], последний [Д] (Дрозд)

Составьте  название перелетных птиц по первым звукам слов, которые я назову:

Денис - гриб, рак, апельсин, часы (грач)

Егор - дом, рак, облоко, зонт, дом (дрозд)

Сергей - апельсин, игла, слон, таз (аист)

2.

О:  Ребята, а, вы знаете, как птицы летят в теплые края?

Ответы детей: Птицы летят стаями.

О:  Правильно, стаями, но еще птицы могут лететь вереницей, поодиночке, клином. (На экране появляются соответствующие картинки). 

Как летят перелетные птицы?

Углом, или клином, летят гуси, журавли, лебеди.

Гуси чаще всего летят косяком.

Скученной стаей летят дрозды, скворцы и другие мелкие птицы.

Шеренгой, прямым фронтом или поперечным рядом летят цапли, утки.

На экране появляются изображения птиц: скворец, гусь, грач, утка, ласточка, журавль.

Игра «У кого какое тело?».

В.: Посмотрите какие разные птицы.

- Это скворец. У него короткий хвост?

- Значит, скворец какой?  (Короткохвостый.)

- Это гусь, у него длинная шея. Значит, какой гусь?  (Длинношеей.)

- Это утка, у нее плоский клюв. Она какая? (Плоскоклювая)

......у нее лапы с перепонками. Значит они.... (Перепончатые)

- Это ласточка, у неё длинный хвост. Она... (Длиннохвостая)

- Это грач, у него острый клюв. Какой грач? (Остроклювый.)

- У грача чёрное крыло? Значит, он… (Чернокрылый.)

- У аиста длинные ноги. Он...(Длинноногий)

– Молодцы, ребята, правильно.

Физкультминутка Перелетные птицы

Птицы в лесу заскучали(взмахи руками)

Стали думать и гадать,

Как беды им избежать(пальцы рук к вискам головы, покачивание головы вправо-влево)

Вместе собрались,

Стаей назвались (дети встают в круг, взявшись за руки)

Дружно взлетели,

На юг полетели(поворачиваются на право, машут руками, бегут по кругу)

Долго летели, устали,

Сели, отдыхали, (останавливаются, приседают)

Снова взлетели,

Дальше полетели(встают, бегут по кругу, машут крыльями)

Вот и южные края,

Долетели мы, друзья!

Вы устали отдохните,

Насекомых поищите!(дети останавливаются, расходятся в разные стороны)

О.:  Давайте еще раз вспомним некоторых перелетных птиц.

Игра "Назови слово", "К какой схеме какое слово подходит".

На столах разложены карточки "схемы". Дети угадывают название птицы и подбирают нужную картинку: утка, аист, грач, гуси

В: Молодцы! Посмотрите, птицы полетели! Пожелаем им доброго пути.

Воспитатель вместе с детьми прощаются с птицами.

Подведение итогов.

Молодцы! Вот и закончилось наше знакомство с перелетными птицами, вы сегодня все очень старались, а давайте вспомним, что интересного мы сегодня узнали о перелетных птицах (по очереди)?  Что вам больше понравилось? Что было самое трудное? Чем занимаются орнитологи?  

Спасибо!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по ФЭМП для подготовительной группы "Перелетные птицы"

Предлагается  итоговое занятие по ФЭЬП в подготовительной группе....

Конспект занятия по математик в подготовительной группе "Перелетные птицы"

Программные задачи:Закреплять навыки сложения и вычитания чисел в пределах 10.Учить детей решать арифметические задачи, выкладывать на карточки решение и проговаривать записи.Закреплять навыки сравнен...

Конспект НОД по речевому развитию в подготовительной группе "Перелетные птицы" (осень)

Цель: Расширение, уточнение и активизация словаря на основе  систематизации и обобщения знаний о перелетных птицах....

Конспект образовательной деятельности для детей подготовительной группы «Перелетные птицы»

Знакомство детей старшего дошкольного возраста перелётными птицами, с их повадками, местом обитания до  и после перелёта....

Конспект занятия по рисованию в подготовительной группе «Перелетные птицы».

Конспект занятия по рисованию в подготовительной группе «Перелетные птицы»...

Познавательное развитие в Подготовительной группе "Перелетные птицы"

Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной группе "Перелётные птицы"...

Конспект НОД по рисованию в подготовительной группе «Перелетные птицы»

Форма организации: Групповая.Вид занятия: Художественно-эстетическое (рисование). Цель: Развитие творческих способностей детей.Задачи:Закрепить представления детей о перелётных пти...