Конспект НОД по речевому развитию в подготовительной группе "Перелетные птицы" (осень)
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Акайкина Елена Григорьевна

Цель: Расширение, уточнение и активизация словаря на основе  систематизации и обобщения знаний о перелетных птицах.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 51 компенсирующего вида Калининского административного района Санкт-Петербурга

КОНСПЕКТ

непосредственно - образовательная деятельность  по речевому развитию в подготовительной группе «Перелетные птицы» (осень)

Воспитатель

Акайкина Елена Григорьевна

г. Санкт-Петербург

2014 год


 ЦЕЛЬ:

Расширение, уточнение и активизация словаря на основе систематизации и обобщения знаний о перелетных птицах.

ЗАДАЧИ

Образовательные задачи:

  1. закрепление и расширение знаний о перелетных и водоплавающих птицах, их поведении осенью. 
  2. упражнять в различении и назывании некоторых видов перелетных птиц.
  3. совершенствовать умения выполнять слоговой анализ и синтез слов из одного, двух, трех слогов.
  4. закрепить понятия о сложных словах (насекомоядные – едят насекомых и т.д.).
  5. упражнять в словообразовании (длинный хвост - длиннохвостая).
  6. упражнять в составлении ианализе предложений о перелетных птицах.
  7. активизация словаря: стаей, вереницей, поодиночке, клином, насекомоядные, водоплавающие, длиннохвостая, остроклювый, чернокрылый, длинношеий

Коррекционно - развивающие задачи:

  1. развитие психических процессов: внимания, зрительного восприятия, памяти.
  2. развитие связной речи.

Коррекционно - воспитательные задачи:

  1. Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности;
  2. Воспитывать бережное отношение к природе, птицам

Здоровье сберегающие задачи:

  1. Создавать благоприятные условия для эмоционально-положительного восприятия материала;
  2. Избегать  переутомления детей и  мышечного напряжения;
  3. Укреплять психическое и физическое здоровье детей.

Реализация образовательных областей:

  • Познавательное развитие
  • Речевое развитие
  • Социально – коммуникативное развитие

Технологии:

  • ИКТ

Оборудование:

- Ноутбук, колонки, интерактивное устройство МИМИО

- Компьютерная презентация «Перелетные птицы»

- Предметные картинки с изображением различных видов птиц.

- Схемы слов (звуковой анализ)

Этапы формирования совместной деятельности:

  • Познакомить детей с птицами, их внешнем виде, средой обитания
  • Чтение художественной литературы:
  • Д. Н. Мамин-Сибиряк "Серая шейка"
  • Г. Андерсен «Дюймовочка»
  • В. Гаршин "Лягушка путишествинница"
  • Разучивание физкультминутки «Гуси летят»

Работа с родителями –  совместно с ребенком подобрать материал о перелетных птицах. Рекомендовать посещение зоопарка и Зоологического музея.

Ход непосредственно – образовательной деятельности:

1. Вводная часть                                              

Дети собираются вокруг воспитателя.

На экране появляются изображения различных видов птиц.

C:\Users\Администратор.ADMIN-VTY8R7D84\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\Новый рисунок (1).png

Воспитатель (В): Посмотрите, ребята, сколько птиц прилетело на озеро.

 Как вы думаете, зачем они все здесь собрались?

Ответы детей: Я думаю, что бы лететь в теплые края.

В:  А, в какое время года это происходит?

Ответы детей: Это происходит осенью.

В: Правильно, а все ли птицы улетают  в теплые края.

Ответы детей: Нет.

В: Как вы думаете, какие птицы покидают нас первыми?

Ответы детей: Первыми покидают  ласточки, дрозды, скворцы, кукушки, жаворонки.

В:  Правильно. Раньше всех нас покидают птицы, которые едят насекомых. Как можно одним словом назвать птиц, которые едят  насекомых?

Ответы детей: Насекомоядные.  

В:  Они едят майских жуков, бабочек, ос, стрекоз и пчёл. И улетают эти птицы сразу после первых заморозков, как только исчезают насекомые. Раньше всех улетают дрозды, жаворонки, скворцы.

В: Когда замерзают водоёмы (реки и озёра), направляются к югу – гуси и  утки .

В:  Как вы думаете, с чем это связано?

Ответы детей: Это связано с тем, что птицам негде плавать и добывать себе еду.

В:  Правильно.  И таких птиц называют - водоплавающие.

В: Послушайте внимательно и скажите какие два слова прячутся в слове  -водоплавающие.

Ответы детей:  плавать в воде.

В: А вы знаете, какие птицы должны осенью улетать в теплые края?

В: Давайте поможем птицам разобраться, кому надо лететь, а кому нет.

Игра "Классификация"

На столах разложены картинки с разными видами птиц, домик и самолет. Дети разбирают птиц по группам: перелетные – зимующие.

             

 

   

В: Назовите перелетных птиц.

Ответы детей: Аист, грач, ласточка, утки, гуси....

В: Как вы думаете, почему перелетных птиц так называют?

Ответы детей: Я думаю, потому что птицы улетают в теплые края.

В:  Птицы не просто улетают в теплые края. Они перелетают с севера на юг осенью и с юга на север весной.

Игра "Отгадай слово"

Назовите перелетных птиц, которых вы видите на экране по первому и последнему звуку. (На экране появляются изображения некоторых перелетных птиц)

C:\Users\Администратор.ADMIN-VTY8R7D84\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\Новый рисунок (2).png

Игра "Составь слово"

Составьте  название перелетных птиц по первым звукам слов, которые я назову

C:\Users\Администратор.ADMIN-VTY8R7D84\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\Новый рисунок (3).pngC:\Users\Администратор.ADMIN-VTY8R7D84\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\Новый рисунок (4).png

Назовите перелетных птиц, которых вы видете на экране по первому и последнему звуку. (На экране появляются изображения некоторых перелетных птиц)

Костя - Первый звук [С], а последний [Ц] (Скворец)  

Настя - Первый звук [У], а последний [А] (Утка)

Владик - Первый звук [Д], последний [Д] (Дрозд)

Составьте  название перелетных птиц по первым звукам слов, которые я назову:

Денис - гриб, рак, апельсин, часы (грач)

Егор - дом, рак, яблоко, зонт, дом (дрозд)

Сергей - апельсин, игла, слон, таз (аист)

2. Основная часть

В:  Ребята, а, вы знаете, как птицы летят в теплые края?

Ответы детей: Птицы летят стаями.

В:  Правильно, стаями, но еще птицы могут лететь вереницей, поодиночке, клином. (На экране появляются соответствующие картинки). 

Как летят перелетные птицы?

Углом, или клином, летят гуси, журавли, лебеди и другие крупные птицы.

Гуси чаще всего летят косяком.

Скученной стаей летят дрозды, скворцы и другие мелкие птицы.

Шеренгой, прямым фронтом или поперечным рядом летят цапли, утки.

C:\Users\Администратор.ADMIN-VTY8R7D84\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\Новый рисунок (5).png

На экране появляются изображения птиц: скворец, гусь, грач, утка, ласточка, журавль.

Игра «У кого какое тело?».

C:\Users\Администратор.ADMIN-VTY8R7D84\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\Новый рисунок (6).png

В.: Посмотрите какие разные птицы.

- Это скворец. У него короткий хвост?

- Значит, скворец какой?  (Короткохвостый.)

- Это гусь, у него длинная шея. Значит, какой гусь?  (Длинношеей.)

- Это утка, у нее плоский клюв. Она какая? (Плоскоклювая)

......у нее лапы с перепонками. Значит они.... (Перепончатые)

- Это ласточка, у неё длинный хвост. Она... (Длиннохвостая)

- Это грач, у него острый клюв. Какой грач? (Остроклювый.)

- У грача чёрное крыло? Значит, он… (Чернокрылый.)

- У аиста длинные ноги. Он...(Длинноногий)

– Молодцы, ребята, правильно.

Физкультминутка «Белые лебеди»

Лебеди летят, крыльями машут

Прогнулись над водой, качают головой.

Прямо и гордо умеют держаться,

Очень бесшумно на воду садятся.

Белые лебеди летели, летели, и на воду сели.

Сели, посидели, снова полетели.

C:\Users\Администратор.ADMIN-VTY8R7D84\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\Новый рисунок (7).png

3. Итог занятия

В.:  Давайте еще раз вспомним некоторых перелетных птиц.

Игра "Назови слово", "К какой схеме какое слово подходит".

На столах разложены карточки "схемы". Дети угадывают название птицы и подбирают нужную картинку: утка, аист, грач, гуси

C:\Users\Администратор.ADMIN-VTY8R7D84\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\Новый рисунок (3).png

В: Вы сегодня молодцы! Много рассказали и узнали о птицах, проявили старание при выполнении работы.  Давайте закончим наш  сегодняшний разговор о перелетных птицах пословицей.

На экране появляются слова расположенные хаотично.

C:\Users\Администратор.ADMIN-VTY8R7D84\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\Новый рисунок (4).png

Дети с помощью воспитателя составляют пословицу (предложение).  

( Всякая птица тепло ищет).

В: Скажите, сколько слов в пословице?

Ответы детей: 4.

В: Назовите пожалуйста, 1, 2, 3, 4 слово.

Ответы детей: 1 - ВСЯКАЯ, 2 - ПТИЦА, 3 - ТЕПЛО, 4 - ИЩЕТ.

В: Какое слово между 1 и 3; между 2 и 4.

Ответы детей: ПТИЦА, ТЕПЛО.

В: Молодцы! Посмотрите, птицы полетели! Пожелаем им доброго пути.

Воспитатель вместе с детьми прощаются с птицами.

C:\Users\Администратор.ADMIN-VTY8R7D84\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\Новый рисунок (5).png

Подведение итогов.

Молодцы! Вот и закончилось наше знакомство с перелетными птицами, вы сегодня все очень старались, а давайте вспомним, что интересного мы сегодня узнали о перелетных птицах (по очереди)?  Что вам больше понравилось? Что было самое трудное?  

Спасибо!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по "Речевому развитию" в подготовительной логопедической группе "Путешествие в весенний лес"

Конспект НОД по "Речевому развитию" в подготовительной логопедической группе "Путешествие в весенний лес"...

Конспект НОД по "Речевому развитию" в подготовительной логопедической группе "Кто в лесу живёт"

Конспект НОД по "Речевому развитиею в подготовительной группе "Кто в лесу живет"...

Конспект занятия по речевому развитию в подготовительной группе на тему: «Рассматривание картины И.И.Шишкина «Рожь».

Данный конспект занятия способствует формированию любви к Родине, развитию умения описывать картину, воспитанию любви к родной природе и искусству....

Конспект НОД по речевому развитию в подготовительной к школе группе по теме: "Скоро Новый год" (Развитие речевого творчества в процессе освоения метода системного анализа)

Конспект НОД по речевому развитию в подготовительной к школе группе по теме: "Скоро Новый год" (Развитие речевого творчества в процессе освоения метода системного анализа)...

Конспект НОД по речевому развитию в подготовительной к школе группе «Развитие звуковой культуры речи»

Данное занятие проводится в подготовительной к школе группе. Проводя с детьми данное занятие, мы закрепляем полученные знания и умения детей по звуковой культуре речи. Обобщаем знания детей о понятиях...

Конспект НОД по речевому развитию в подготовительной группе с интеграцией областей: художественно-эстетическое, физическое, социально-коммуникативное развитие. На тему: «День Матери»

Воспитывать чувство любви к маме через приобщение к произведениям искусства, в которых главным является образ женщины – матери. Выполнение поздравительной открытки для мамы с элементами оригами....