Главные вкладки

    Конспект НОД по речевому развитию в подготовительной к школе группе «Развитие звуковой культуры речи»
    план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

    Новикова Евгения Николаевна

    Данное занятие проводится в подготовительной к школе группе. Проводя с детьми данное занятие, мы закрепляем полученные знания и умения детей по звуковой культуре речи. Обобщаем знания детей о понятиях «Звук», «Слог», «Слово», «Предложение»; закрепляем знания о гласных и согласных звуках, совершенствуем навыки проведения звукового анализа слов, пользуясь соответствующими карточками – фишками, закрепляем умение строить предложения разного типа (повествовательные, восклицательные, вопросительные) и составлять предложения по графической схеме, упражняемся в определении количества слогов в слове. Для закрепления материала использовались дидактические игры и упражнения, зашифрованные ребусы, таблица «Найди слова».

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл zanyatie_2.docx20.56 КБ

    Предварительный просмотр:

    Конспект НОД по речевому развитию в подготовительной к школе группе «Развитие звуковой культуры речи»

     Цель: Закрепить усвоенные детьми знания, умения и навыки, сформированные на занятиях по обучению грамоте. 

    Задачи.

    Обобщить знания детей о понятиях «Звук», «Слог», «Слово», «Предложение».

    Закрепить знания о гласных и согласных звуках, правильно показать схематический образ звука.

    Совершенствовать навыки проведения звукового анализа слов, пользуясь соответствующими карточками - фишками.

    Закрепить умение строить предложения разного типа (повествовательные, восклицательные, вопросительные) и составлять предложения по графической схеме.

    Упражнять в умение определять количества слогов в слове.

    Развивать зрительное и слуховое внимание, память, логическое мышление.
    Активизировать речь детей.
    Воспитывать доброжелательные взаимоотношения между детьми.

     Воспитывать умение слушать и выполнять инструкцию воспитателя, умение выслушивать ответ товарища.

    Материал: пять домиков к парным согласным; слоговые домики (3 штуки); сюжетная картинка на тему «Зима»; красные, синие и зеленые фишки; 2 коробки; игрушки; картинки с изображением домашних животных; картинки к зашифрованной пословице; таблица на листе ватмана к дидактической игре «Найти слова»; таблица на А-4 для каждого ребенка; корзина.

    Ход занятия:

    Организационный момент.

    Воспитатель: – Ребята, к нам сегодня на занятие пришли учителя школы. Давайте с ними поздороваемся.

    Дети: – Здравствуйте.

    Воспитатель: – Ребята, какое у вас сегодня настроение?

    Дети: – Хорошее, радостное, веселое.

    Воспитатель: - Ребята, а вы любите играть?

    Дети: - Да.

    Воспитатель: –   Замечательно. На нашем занятии мы сегодня будем играть в разные игры, но в них будут задания. Но я уверена, вы с ними справитесь.

    Воспитатель: - Начнём наше занятие со считалочки.

    Раз, два, три, четыре, пять.

    Будем мы сейчас опять

    Смотреть, слушать, размышлять,

    Но друг другу не мешать.

    Внятно, четко говорить

    Не вертеться, не шалить!

     Беседа.

    Воспитатель: – Ребята, из чего состоит наша речь?

    Дети: – Из предложений.

    Воспитатель: – А предложения состоит из…?

    Дети: – Слов.

    Воспитатель: – Слова состоит из…?

    Дети: – Слогов.

    Воспитатель: – Слоги образуются из …?

    Дети: – Букв.

    Воспитатель: -Чем буквы отличаются от звуков?

    Дети: - Буквы мы видим и пишем, а звуки мы говорим и слышим.

    Воспитатель: - А какие бывают звуки?

    Дети: - Гласные и согласные.

    Воспитатель: - Одинаково ли произносятся гласные и согласные звуки?

    Дети: Ответы детей. (Нет. Гласные звуки мы поём, воздух при этом проходит свободно, не встречая преград. Когда произносим согласные звуки встречается преграда виде языка, зубов, губ)

    Воспитатель: Какие бывают согласные звуки?

    Дети: Ответы детей. (Согласные бывают твёрдыми и мягкими, звонкими и глухими, парными и непарными)

    Дидактическое упражнение. Поселить согласные парные буквы в домики. (Работает ребенок у доски)

    С - М -В-З-Н-Б-Ц В-Г-П-Х-Ф-Д-К-Т (Буквы на доске на  магнитах)

     В домики парные: В/Ф       З/С       Б/П      Д/Т           Г/К

    Остались непарные буквы: М Н Ц Х

    Воспитатель: -   Отлично с этим справились.

    Дидактическое упражнение. (работа в парах) В тарелочки лежат буквы, раскрасить их в определенные цвета.

    Воспитатель: -Выбирайте себе две буквы.  Раскрасить их и объяснить почему раскрасили в этот цвет.

    Ответы детей.

    Воспитатель: -  Теперь попробуйте сложить слово из этих букв.

    Ответы детей.

    Воспитатель: - Придумайте предложение с этим словом.

    Ответы детей.

    Воспитатель: - Сколько слов в твоем предложении?

    Ответы детей.

    Воспитатель: - Молодцы, справились превосходно с этим большим заданием.

    Дидактическая игра. «Составь предложение»

    Воспитатель: - В конце предложения ставиться…?

    Дети: - Точка.

    Воспитатель: - А если я спрашиваю, что поставим в конце предложения?

    Дети: - Поставим знак вопроса.

     Воспитатель: -Каким станет предложение?

    Дети: - Вопросительным.

    Воспитатель: - А если я удивляюсь, то в конце предложения поставлю…?

    Дети: - Восклицательный знак

    Воспитатель: -  Каким станет предложение?

    Дети: - Восклицательным.

    Воспитатель: - Составьте предложение к этой схеме.

    I_________         ___________        __________?

    Ответы детей.

    Воспитатель: - Почему в начале схемы палочка?

    Дети: -Начало предложения пишется с большой буквы.

    Воспитатель: Отлично! Вы справились с заданием.

    Дидактическое упражнение «Кто самый внимательный»

    Воспитатель: - Найдите лишнее слова в ряду.  Объясните почему оно лишнее. (Подсказка: обращая внимание на звуки.)

    • Гном – грач – круг – гриб
    • лодка – полка – шапка – кошка
    • дом – сом – душ – гном (в этом ряду слово душ может быть лишним 2 раза: во- первых, на конце слова звук «ш»; во- вторых, в слове гласная «у»)

    Воспитатель: - Вы замечательно справились с заданием.

    Дидактическая игра «Время года» 

    Воспитатель: - Какое время года на картинки? (Зима) Как вы догадались? (Дети перечисляют признаки зимы.)

    Воспитатель: -  Фишки вы скорее берите и слово ЗИМА разберите.

    Один ребенок у доски составляет звуковой анализ слова –ЗИМА, а остальные дети на месте.

    Объяснить почему такие фишки.

    Воспитатель: – Вы замечательно справились с заданием.

    Пора немного отдохнуть.

     Физкультминутка

    В школу осенью пойдем,                     (дети шагают на месте)

    Там друзей себе найдем.                    (дети берутся за руки)

    Научусь читать, писать,                       (пальчиками в воздухе пишут, загибают пальчики)

    Быстро правильно считать.

    Я таким ученым буду,                         (руки вверх)

    Но свой садик не забуду.                  (руки в стороны)

    Дидактическая игра «Порядок»

    Воспитатель: - Малыши играли в игрушки и не убрали их. Давайте наведем порядок соберём в синею коробку игрушки, в названии которых есть мягкий звук.  А оставшиеся игрушки в зеленую коробку.

     Игрушки: матрешка, мяч, мишка, кукла, юла, робот, кубик, неваляшка, пирамидка, барабан.

    Воспитатель: -  Молодцы, ребята навели порядок и справились с заданием.

    Дидактическая игра «Найди слова»

    Воспитатель: - Подсказка слова относятся к домашним животным.

    О

    М

    С

    О

    Б

    А

    К

    А

    Ш

    В

    Л

    Х

    П

    К

    О

    Ш

    К

    А

    У

    Ш

    К

    Ц

    Г

    У

    С

    Ь

    Т

    К

    И

    З

    О

    Б

    А

    Р

    А

    Н

    М

    Г

    С

    У

    Р

    Ч

    Т

    Л

    П

    Е

    Т

    У

    Х

    Т

    О

    З

    К

    Р

    О

    Л

    И

    К

    А

    К

    В

    Д

    Л

    О

    Ш

    А

    Д

    Ь

    Щ

    А

    А

    Р

    П

    О

    С

    В

    И

    Н

    Ь

    Я

    Дети поочередно у доски, остальные за столом (у каждого распечатана таблица).

    Воспитатель: - Молодцы, все справились с заданием.

    Дидактическая игра «Кто в домике живет» (подготовлены картинки животных из таблицы)

    Воспитатель: - Теперь найдите домик для каждого животного, в зависимости от количества слогов в слове.

    Воспитатель: -  Как определить сколько в слове слогов?

    Дети: -Сколько в слове гласных звуков, столько и слогов.

    Дети выполняют поочередно у доски.

    Воспитатель: - Прекрасно, вы всех животных расселились в домики.

    Задание № 8 «Зашифрованная пословица»

    Воспитатель показывает картинку, дети выделяют начальный звук и записывают соответствующую букву на листе бумаги.

    Картинки: Зонт – Ножницы – Арбуз – Носорог – Индюк - Енот      

    Лампа – Улитка – Чайник -  Шар - Енот         

    Баран - Очки – Груша – Ананас – Торт – Самовар – Труба – Ведро - Арбуз

     Пословица «ЗНАНИЕ ЛУЧШЕ БОГАТСТВА»

    Воспитатель: -Что это значит. Ответы детей.

    Воспитатель: – Чем мы занимались сегодня на занятии?

    Дети: – Составляли слова из слогов, делали звуковой анализ слов, придумывали предложения, находили слова, определяли количество слогов в словах, расшифровывали пословицу.

    Воспитатель: - Дети, понравилось ли вам наше занятие. Если понравилось возьмите зеленую фишку, если что-то было не так-красную и положите в корзину (дети говорят, чем понравилось, или не понравилось занятие, какая задача была легкой, а какая сложной по их мнению.)


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект интегрированного физкультурно – речевого занятия в подготовительной к школе группе

    Цель: коррекция нарушений в речи и двигательной сфере детей; практика переживания субъективно-ценностного отношения к своему здоровью.  Задачи:1.     Познавате...

    Конспект Мастер класса для родителей детей подготовительной к школе группы с общим недоразвитием речи по теме: «ЧТО ТАКОЕ ЗВУКОВОЙ АНАЛИЗ СЛОВА?»

    Образовательная область: «Познание».Интеграция образовательных областей: «Коммуникация», «Социализация».Цель: Способствовать формированию заинтересованности родителей в совместной коррекционной р...

    Развитие речевых возможностей воспитанников подготовительной к школе группе с общим недоразвитием речи на подгрупповых занятиях и в режимных моментах.

    - Особенности речевого развития детей с общим недоразвитием речи.- Овладение навыками связной речи на подгрупповых занятиях.- Развитие речи в режимных моментах....

    КОНСПЕКТ Непрерывная образовательная деятельность с детьми подготовительной к школе группы «Развитие координационных способностей детей старшего дошкольного возраста» ОО «Физическое развитие»

    В данном занятии  представлен опыт работы с детьми подготовительной к школе группы. Конспект составлен в  соответствии с «Основной образовательной программой  дошкольного образова...

    Конспект итоговой непосредственной образовательной деятельности «Котенок заблудился» (ОО «Художественно-эстетическое развитие» «Чтение литературы» ОО «Художественно-эстетическое развитие» (Лепка)) (подготовительная к школе группа)

    Программное содержание.Закреплять умение целостно воспринимать сказку в единстве ее содержания и художественной формы.Закреплять знания об особенностях жанра сказки.Закреплять умение эмоционально восп...