логопедическое занятие по автоматизации звука Л в подготовительной группе "На помощь к дяде Мише"
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

подгрупповое логопедическое занятие по автоматизации звука Л в подготовительной группе

Скачать:


Предварительный просмотр:

Подгрупповое логопедическое занятие по автоматизации звука Л в подготовительной группе

На тему: "На помощь к Дяде Мише"

Описание: Подгрупповое логопедическое занятие разработано для детей подготовительной группы. Построено в форме игры – путешествия на основе сказки Сутеева В.Г. «Дядя Миша».
На протяжении всего занятия дети, стараясь помочь любимому герою, дяде Мише, выполняют различные задания, направленные на автоматизацию звука Л, а также на развитие и совершенствование фонематических функций. 
Конспект занятия составлен на основе интеграции нескольких образовательных областей, что соответствует современной системе дошкольного образования. Содержит подробное описание хода занятия. К конспекту прилагается.
Предназначено учителям – логопедам, воспитателям дошкольных учреждений; может быть полезно родителям.
Цель занятия: автоматизировать звук [Л]в слогах,  в словах, предложениях.
Задачи: Коррекционно-образовательные:
Закрепить представления о правильной артикуляции звука [Л].
Закрепить представления о закономерностях сезонных изменений (весна сменяет зиму).
Закрепить навык подбирать противоположные по смыслу слова (антонимы).
Совершенствовать умение определять количество слов в предложении.
Коррекционно-развивающие:
Совершенствовать развития фонематического слуха, умение определять наличие или отсутствие в тексте твердого и мягкого звука Л.
Совершенствовать умение определять положение звука в слове.
Совершенствовать умение контролировать правильное произношение звука [Л].
Совершенствование внимания и памяти.
Коррекционно-воспитательные:
Воспитывать навыки сотрудничества, доброжелательности; чувство ответственности.
Оборудование: звуковая телеграмма; игрушки: заяц, еж, белка; плоскостной куст орешника с орешками; муляжи овощей: лук, свекла, баклажан, помидор, морковь; грибочки с наклеенными картинками; корзинка;  лягушка, салфетки; презентация.
Ход занятия:
1.
Организационный момент.
Учитель-логопед: организационный момент.

Ребята, здравствуйте. Меня зовут М,Ю. И я очень рада вас видеть. Давайте поприветствуем друг друга с помощью колокольчика.
Учитель-логопед: ребята, вы слышите?  Кажется это голосовое письмо. Давайте его внимательно послушаем.
Здравствуйте дети!
У дяди Миши случилась беда! Он хотел на зиму запасы сде-ать: морковку дерга-, грибы собира-, орехи рва-, рыбу уди-, кур таска-….. Все де-а-, да вот с пустыми –апами оста-ся. Придется ему зимой в бер-оге –апу сосать. Помогите ему пожа-уйста! Мышонок 
Учитель-логопед: Ребята, вы услышали, какие ошибки допустил мышонок? (ответы детей: мышонок пропустил звук Л)
Учитель-логопед: верно, Мышонок пропустил в словах звук Л. Скажите, а Вы готовы отправиться на помощь к дяде Мише? (ответы детей)
2.
Сообщение темы
Учитель-логопед: но только где нам зимой морковки взять, грибов и орехов? Урожай – то уже весь собрали, а в городах снег лежит. (ответы детей: в магазине купить, своим урожаем поделиться.)
Учитель-логопед: мне кажется, я придумала. Давайте мы с вами с помощью волшебного экрана отправимся на сказочном теплоходе в сказочное плавание. И попробуем отыскать местечко, где можно урожай собрать. Вы догадались, какое время года нам нужно ? (ответы детей: Осень).
Учитель-логопед: конечно, нам нужно найти сказочную осень. Но прежде чем начать путешествие подумайте и скажите, сможет ли сразу после зимы осень наступить? 
- После зимы что наступает? 
- После весны? 
- После лета? 
- Что же путь не близкий, а потому к путешествию необходимо как следует подготовиться.
3.
Артикуляционная гимнастика
Учитель-логопед: а поможет нам в этом моя подружка, лягушка. Смотрите на  лягушку и повторяйте за ней упражнения.
Напечем блинчиков, чтобы было чем подкрепиться 
(упражнение «Блинчик»)
Возьмем варенье и клубничное, и малиновое, и земляничное 
(упражнение «Вкусное варенье»)

Покачаемся на качелях (упражнение «Качели»).
Нам пора поторопиться. Поскакали на лошадке.
 (упражнение «Лошадка»). Попрощаемся с лягушкой и поспешим к волшебному экрану. 
Посмотрите, а вот и теплоход
.
(На экран проецируется Слайд с изображением кораблика ) 
Учитель-логопед: слышите, он подает гудок, (гудок  теплохода) . Покажите, как гудит теплоход (ы-ы-ы), язычки поднимем за верхние зубки (ы-ы-ы-л).
Учитель-логопед: посмотрите, нас встречает сам капитан . Он приглашает нас подняться по специальной лестнице, которая называется трап, на палубу теплохода.
( На слайде у корабля появляется трап) 
Поднимайтесь осторожно, трап под ногами раскачивается
. (Дети по гимнастической наклонной лестнице поднимаются на кораблик)

4.
Закрепление артикуляции и характеристики звука
Учитель-логопед: все пассажиры на борту, пора познакомиться с капитаном. Оказывается, капитан, большой любитель ребусов, вот и свое имя зашифровал. Попробуем разгадать? 
( дети по схеме артикуляции определяют имя капитана)

Учитель-логопед: ребята, как вы думаете, какое имя у капитана?

Я вам подскажу. Имя капитана звук Л.

А какая у него фамилия? Звук л гласный или согласный?

Дети - звук согласный.

Учитель-логопед: значит фамилия у него какая?

Согласный!

Учитель-логопед: 

Какой характер у звук Л? Твердый или мягкий?

Дети: твердый.

Учитель-логопед: а голос у него какой?

Звонкий или глухой?

Дети: звонкий.
Учитель-логопед: итак, сегодня Согласный звук Л с твердым характером и звонким голосом будет нашим капитаном и будет сопровождать нас в нашем путешествии .
5.
Автоматизация звука на уровне слога
Выходим в открытое море.
( на экран проецируется слайд с изображением моря)

Учитель-логопед: посмотрите, как красиво! За бортом плещутся волны! 
(на экран проецируется слайд с изображением чаек над морем) 

Учитель-логопед: посмотрите, кто это? (ответы детей :чайки).
Учитель-логопед: вы слышите они нам что-то кричат. Наверное они желают нам счастливого пути. Давайте поблагодарим чаек на их языке: сначала скажу я, а вы потом повторите за мной. Клу-кла-клы, кла-кло клу. И скажем им до скорой встречи пла-плы-пло, сло-сла-слу. (Дети повторяют слоги)
(на экран проецируется слайд с изображением весны)

Учитель-логопед: посмотрите, мы подплываем к какому-то берегу. Какое здесь царствует время года? (Ответы детей: весна ) 
- Пора нам выходить? 
(ответ детей: нет)
- Значит, плывем дальше. 
(на экран проецируется слайд с изображением моря)

6. Упражнение на развитие словаря антонимов
Учитель-логопед: посмотрите, кто это? (ответы детей: дельфины)


- Что они делают? 
(ответы детей: они играют в мяч)
Учитель-логопед: правильно, дельфины играют в мяч. Один дельфин кидает, а другой наоборот … (ответы детей: Ловит ).
Учитель-логопед: давайте  мы превратимся в дельфинов, дельфинчики выплываем в открытое море,  и поиграем в игру с мячом «Скажи наоборот»: лето теплое – а зима …., лимон кислый – а сахар…, перышко легкое – а камень …, чай горячий – а мороженное… , ночь короткая,- а день длинный…, слон большой – а мышонок маленький…, рыцарь храбрый- а зайчонок трусливый…, уголь черный – а снег белый…, лекарство горькое, - а торт сладкий…, бабушка старенькая – мальчик молодой..
Учитель-логопед: Молодцы дельфинчики. А нам пора отправляться дальше в путь. Запрыгивайте обратно на палубу теплохода. Снова превращаемся в детей.
( на экран проецируется слайд с изображением лета) 

Учитель-логопед: посмотрите, по курсу земля, какое время года здесь поселилось и ждет свой черед, Вы его узнали? (ответы детей :лето ).
- А мы плывем искать ? 
(ответы детей: осень). 
Учитель-логопед: ребята, к кому мы спешим на помощь?. 
(на экран проецируется изображение осени)

Учитель-логопед: а вот и осень! Причаливаем к берегу. Выходим на берег по трапу. 
( на экран проецируется слайд с изображением мышонка)

Учитель-логопед: кто это нас встречает? ( ответы детей: мышонок).
Учитель-логопед: наверное это тот самый мышонок, что отправил нам телеграмму. Давайте покажем ему как мы плыли по морю и кого видели.
8.
Физминутка «Море волнуется» . 
9.
Упражнения на развитие фонематического слуха и восприятия
Учитель-логопед: мне кажется он нам что-то показывает, рассмотрим поближе. 
Учитель-логопед: вы догадались что это? (ответы детей: может это карта). 
Учитель-логопед: конечно, это карта по которой нам нужно идти. Кого мы должны найти сначала?( Зайца), затем пойдем к кому …. (к ежу).  Посмотрите и запомните. Запомнили? Что же, по дорожке вы идите и зайчонка отыщите. Не забудьте поздороваться. (дети в зале ищут зайчика)
Учитель-логопед: здравствуй Зайчик!
Учитель-логопед: заяц  разрешил нам собрать только те овощи, в названии которых есть звук Л (дети выбирают овощи со звуком л: лук, баклажан, свекла). 

Учитель-логопед: скажем зайцу спасибо и идем дальше. Кого нам нужно отыскать в лесу? Идем искать ежа.
 
(дети находят ежа и здороваются с ним)
- Кто попросит у ежа грибов? 
(дети обращаются к ежу: ежик, ты не поделишься с нами грибочками?). 
Учитель-логопед: ежик согласен поделиться, но и нас просит ему помочь. Согласны? Тогда поможем ему разложить грибы по корзинкам. 
- Ребята, а вы знаете названия этих грибов?
- Давайте разложим грибы по корзинкам. В первую корзинку кладем грибы в названии которых мягкий звук ЛЬ находится в начале слова. Во вторую корзинку соберем грибы в  которых твердый  звук Л находится в середине слова. В третью корзину мы складываем грибы в которых мягкий звук ЛЬ находится в конце слова.
Учитель-логопед:  (дети выполняют задание: раскладывают грибы по корзинкам)
10.
Автоматизация звука в предложении 
Учитель-логопед: молодцы! И ежику помогли и для дяди Миши грибов набрали. Идем дальше. Ищем  кого? (ответы детей: Белочку). 
Учитель-логопед: а вот и дерево с орешками.  Кто готов у белочки орешков попросить?
(дети обращаются к белочке с просьбой поделиться орешками)
Учитель-логопед: белочка согласна поделиться. И разрешает взять из её кладовой столько орешков, сколько слов в предложении. А первый у нас соберет орешки Руслан.
Тогда слушайте:
Дятел лечит деревья.
Белочка щелкает вкусные орешки.
Ласточка свила теплое гнездо.

Учитель-логопед: молодцы! Справились с заданием.

Учитель-логопед: ну что же урожай собрали, давайте отнесем запасы дяде Мише, а вот и он. 
(на экран проецируется слайд с изображением дяди Миши)

Не будем его тревожить, поставим корзинку. Пора возвращаться. Идем к нашему теплоходу. 
(на экран проецируется слайд с изображением кораблика)
(дети подходят к кораблику из модулей)
Учитель-логопед: поднимайтесь на палубу, занимайте свои места, отплываем. ГУДОК. Курс на детский сад
(на экран проецируется слайд с изображением моря)
12.
Итог 
Учитель-логопед: вам понравилось наше путешествие? 

- Какое доброе дело мы сегодня сделали?

- Какие овощи мы собрали для дяди Миши ?

- Какие грибы?

- Что больше всего вам запомнилось? 
Мне тоже понравилось с вами путешествовать вы все сегодня были молодцы! Справились со всеми заданиями и особенно приятно, что вы правильно произносили все слова со звуком Л. 
(на экран проецируется слайд с изображением зимы). 
Учитель-логопед: ну вот мы и дома. Выходим на берег. Всем спасибо а, сейчас я предлагаю вам пройти  в группу и поиграть в игру « По дорожке слов»!

Ребята, вот мы и дома. Вы такие молодцы, сейчас мы пойдем в группу и вы мне расскажите, что вам больше всего понравилось в нашем путешествии. А в группе мы с вами поиграем м в игру « По дорожке слов».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подгрупповое логопедическое занятие "В мире звуков" для детей подготовительной группы.

Цель:  формировать фонетико – фонологическую компетенцию у детей, обобщить их знания о гласных и согласных звуках языка, совершенствовать их умения дифференцировать на слух речевой материал...

Конспект подгруппового занятия по автоматизации звука «С» (в подготовительной группе) «Путешествие за сокровищами»

Конспект подгруппового занятия по автоматизации звука «С» (в подготовительной группе) «Путешествие  за сокровищами»Цель: закрепление произношения звука [С] в слогах, ...

Конспект логопедического занятия по автоматизации звука [р] в подготовительной к школе группе Тема. Автоматизация звука [р] в слогах, словах и фразовой речи (по мотивам сказки Шарля Перро «Красная Шапочка».

Конспект логопедического занятия по автоматизации звука [р] в подготовительной к школе группе Тема. Автоматизация звука [р] в слогах, словах и фразовой речи (по мотивам сказки Шарля Перро «Красн...

Конспект подгруппового логопедического занятия по автоматизации звука [Ш] в подготовительной группе «В Тридесятое царство в поисках буквы Ш»

Данное занятие - это путешествие в сказочный мир. Преодалевая трудности, выполняя задания сказочных персонажей, дети закрепляют в произношении звук Ш, и по просьбе царя Берендея, спасают букву Ш....

Конспект индивидуально - подгруппового логопедического занятия по автоматизации звука С в старшей группе

Логопедическое занятие по автоматизации звука С в старшей группе с использованием разнообразных игровых технологий....

Конспект индивидуально - подгруппового логопедического занятия по автоматизации звука С в старшей группе

В занятии представлен оригинальный материал по автоматизации звука С  старшей группе. Здесь присутствуют массаж ладоней сосновыми шишками, авторские стихотворные тексты.. На занятии дети познаком...