Методы современной логопедии
статья по логопедии

Для современной логопедии характерен постоянный поиск способов усовершенствования и оптимизации процессов развития и обучения детей. Для этого используются современные логопедические технологии. При их применении занятия становятся более эффективными.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metody_sovremennoy_logopedii.docx18.79 КБ

Предварительный просмотр:

Методы современной логопедии

Для современной логопедии характерен постоянный поиск способов усовершенствования и оптимизации процессов развития и обучения детей. Для этого используются современные логопедические технологии. При их применении занятия становятся более эффективными.

Логопедический массаж

Это активная процедура механического воздействия, целью которой является коррекция разнообразных речевых расстройств (дизартрий, алалий и других). Массаж помогает укрепить и расслабить артикуляционные мышцы, улучшает кинестетическое восприятие, стимулирует мышечные ощущения.

Основные виды логопедического массажа:

·        ручной (классический);

·        аппаратный (с помощью вакуумных, вибрационных приборов);

·        точечный (воздействие на биологически активные точки);

·        самомассаж (ребенок выполняет процедуру самостоятельно).

Также есть массаж зондами, камнями, травяными мешочками, каштанами.

Показания:

·        короткая подъязычная уздечка (как причина возникновения дислалий);

·        ринолалия;

·        непроизвольное слюноотделение;

·        нарушения голоса;

·        алалия;

·        дисграфия;

·        нарушение тонуса мышц, принимающих участие в артикуляции;

·        заикание невротической природы;

·        отсутствие четкого произношения.

На полный курс необходимо 10-20 сеансов, иногда больше. Продолжительность сеанса определяется психоэмоциональным состоянием ребенка (наличием или отсутствием страха, нервного напряжения). Среднее время процедуры – 5-6 минут.

Надо обязательно выбирать опытного специалиста, который сможет установить эмоциональный контакт с маленьким пациентом.

Достоинства процедуры:

·        возможность выполнения в домашних условиях;

·        простота и безболезненность;

·        положительное влияние на нервную и мышечную систему;

·        повышение эластичности мышечных волокон;

·        улучшение функции сосудов;

·        нормализация речевого дыхания;

·        снижение патологических двигательных проявлений мышц речевого аппарата (судороги, гиперкинезы);

·        увеличение амплитуды артикуляционных движений.

Противопоказания:

·        вирусные заболевания;

·        стоматиты, гингивиты;

·        конъюнктивиты;

·        кожные болезни.

Телесноориентированные техники

Двигательная сфера малыша тесно связана с развитием его психических свойств. Существует ряд эффективных методик:

1. Дыхательные упражнения. Они улучшают ритмику организма, способствуют развитию произвольности и самоконтроля. Занятия обязательно проводятся в хорошо проветренном помещении или при открытой форточке. Их можно делать как в положении стоя, так и сидя.

2. Упражнения, направленные на релаксацию. С их помощью можно расслабиться, вспомнить какие-то события и ощущения.

3. Растяжка—это комплекс упражнений, связанный с напряжением и расслаблением различных частей тела. Очень хорошо их использовать при гипотонусе и гипертонусе мышц.

4. Биоэнергопластика. Данный способ основан на соединении движений кистей рук с движениями артикуляционного аппарата. Он синхронизирует работу полушарий головного мозга, улучшает речь и мышление.

Пальчиковая гимнастика

Она очень эффективна для развития речи. Когда дети занимаются и ритмично двигают пальчиками, то у них активизируются речевые центры головного мозга. При этом малыши дополнительно учатся концентрации внимания и правильному его распределению.

Также пальчиковые игры хорошо тренируют память, ведь необходимо запоминать стихи и определенную последовательность движений пальцев. Последние становятся гибкими, подвижными и сильными. Это поможет быстрее освоить навык письма в будущем.

Пальчиковой гимнастикой можно начинать заниматься с полугодовалого возраста. Ежедневно следует выделять на нее хотя бы пять минут.

Локальная гипер — и гипотермия

Данный способ создан и разработан Всесоюзным научно-методическим центром по лечению ДЦП. Он является одним из направлений криомедицины, в котором используется лечебный фактор холодового воздействия на ткани и органы. Методика корректирует мышечный тонус, нормализует мышечные реакции. Для ее проведения требуются теплая вода и лед.

Есть несколько вариантов воздействия:

·        поочередное использование теплового и холодового факторов;

·        сначала гипотермия, потом гипертермия;

·        только гипертермия;

·        только гипотермия.

Показания:

·        повышенное слюноотделение;

·        синкинезии;

·        артикуляционные апраксии;

·        некоторые формы ДЦП (гиперкинетическая, гемипаретическая).

Противопоказания к процедуре:

·        эпилепсия;

·        ОРВИ;

·        заболевания ЛОР-органов;

·        холодовая аллергия.

Упражнения на развитие ориентировки в пространстве

Основные движения, благодаря которым можно научиться хорошо ориентироваться в пространстве, являются бег и ходьба.

Виды упражнений:

·       ходить и бегать парами по кругу с соблюдением дистанции;

·       строиться парами в колонну, по кругу, врассыпную;

·       ходить по залу со сменой направлений: налево, направо, противоходом, змейкой, по диагонали;

·       ходить со сменой ведущих;

·       равномерное сужение и расширение круга.

Песочная терапия

Данный способ развивает эмоционально-волевую сферу и способствует качественной коррекции речи. Терапию песком предложил Карл Густав Юнг, основатель аналитической терапии. Она помогает совершенствовать умения и навыки практического общения с использованием вербальных и невербальных средств. В процессе занятий раскрывается индивидуальность, разрешаются психологические затруднения. Кроме того, песочная терапия развивает образное мышление, связную речь, познавательные функции, обогащает словарный запас.

Игры с песком используются как при индивидуальной работе, так и в группах. Условно можно выделить три вида занятий:

1.      Обучающие. Они развивают тактильно-кинестетическую чувствительность и мелкую моторику рук, помогают в обучении ряда навыков (счета, письма, чтения).

2.       Проективные. Способствуют развитию фантазии и творческого начала.

3.      Познавательные. Учат многообразию окружающего мира.

Чтобы организовать процесс необходимо несколько вещей:

·       чистый, просеянный песок (не слишком мелкий, и не слишком крупный);

·       песочница (водонепроницаемый деревянный ящик);

·       миниатюрные фигурки (люди, животные, растения, транспорт, природный материал и многие другие);

·       вода.

Варианты игр:

·       создание отпечатков кулачков, ладоней;

·       поочередное сжимание и разжимание пальцев, погруженных в песок;

·       скольжение ладонями по песку (круговые, зигзагообразные движения);

·       рисование всевозможных узоров на поверхности песка;

·       закапывание предметов в песок с последующим его сдуванием для обнаружения спрятанного.

Преимущества метода:

·       работа с природным материалом, обладающим собственной положительной энергетикой;

·       активизация чувствительных нервных окончаний на кончиках пальцев;

·       снятие мышечного, психоэмоционального напряжения ребенка;

·       совершенствование зрительно-пространственной ориентировки;

·       развитие моторики рук.

Противопоказания:

·        кожные болезни;

·        повреждения на руках (царапины, порезы, ссадины);

·        наличие бронхиальной астмы или аллергии на пыль;

·        повышенная тревожность ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проблемы современной логопедии

Некоторые мысли о проблемах в современной логопедии...

«Нетрадиционные методы в логопедии – биоэнергопластика.» Подготовила: УЧИТЕЛЬ-ЛОГОПЕД ГОЛОВЛЁВА Н.В.

  Чем больше уверенности в движении детской руки, тем ярче речь ребёнка,чем больше мастерства в детской руке, тем ребёнок умнее....

Биоэнергопластика в современной логопедии.

Использование метода биоэнергопластики на логопедических занятиях логопункта ДОУ....

Актуальные проблемы современной логопедии

Раскрываются проблемы современной логопедии...

Актуальные проблемы современной логопедии

Изучение логопедии является важным для всех работников детских, особенно дошкольных, учреждений. Значительный процент речевых нарушений проявляется в дошкольном возрасте, так как этот возраст является...

Современный логопед - 2017

Дети - это цветы жизни! Педагоги – бабочки!Необходимо порхать так, чтобы цветы росли, цвели и распускались!...

РОЛЬ ИКТ В РАБОТЕ СОВРЕМЕННОГО ЛОГОПЕДА.

В статье рассматриваются возможности и преимущества использования ИКТ в деятельности современного логопеда. Раскрываются особенности и эффективность средств ИКТ в практико – методологическом процессе....