Основные ошибки при обучении детей чтению
статья (подготовительная группа)
Техника чтения слова содержит четыре основных элемента:
-знание всех букв и умение произносить соответствующие им звуки;
-знание направления чтения: слева направо;
-знание всех слогов слияния, присущих языку, и умение их произносить;
-умение разбивать любое слово на отдельные буквы и слоги слияния.
Незнание или недооценка любого элемента техники чтения слова, приводит к ошибкам, из-за которых дети испытывают серьезные трудности при обучении чтению.
В основе обучения чтению – не буква, а звук.
Прежде чем показать ребенку новую букву, например М, следует научить его слышать звук [М] в слогах, словах, на протяжении всего периода обучения дома следует называть и звуки, и соответствующие им буквы ОДИНАКОВО – т. е. так, как звучит звук.
Возьмем, к примеру, звук [М]. Мы произносим отрывисто: М. И букву М необходимо называть так же: М. Ни в коем случае не ЭМ, говоря ЭМ, мы произносим два звука – [Э] и [М]. Данное обстоятельство только дезориентирует детей.
Вторая грубая ошибка заключается в обучении побуквенному чтению, т. е. ребенок сначала называет буквы слога: М! А! – и только после этого читаем сам слог: МА. Этот навык неправильного чтения очень стойкий и исправляется с большим трудом.
Правильное чтение – это чтение по слогам (конечно, на начальном этапе).
И пусть в начале обучения ребенок сколько угодно долго читает (тянет) первую букву слога, пока не сообразит, какая буква следующая: МММА. Одновременно ребенок переводит пальчик (указку) с буквы на букву. Следите, чтобы он не останавливался после первой буквы и прочел слитно буквы слога.
Не смешивайте понятия «звук» и «буква», когда учите ребенка читать. Звуки мы слышим и произносим, буквы мы видим и пишем.
Причины отказа ребенка от самостоятельного чтения могут быть разные. Не хочет читать, потому что ему трудно или потому что отсутствует интерес к книге как к таковой и он не сознает ценности чтения книг. Он может видеть небрежное отношение к книге родителей. Ведь культура обращения с книгой, интерес к ней закладывается в семье.
Даже если в семье существует культ книги, помните, что самостоятельное чтение дается детям вначале всегда с трудом. Это необходимо понимать и относиться с сочувствием. Как все просто представлялось ребенку: выучу буквы и можно читать. Но какое его ждет разочарование – буквы знает, а сложить их так трудно. Надо объяснить, что и взрослым было в начале так же трудно учиться читать, но помог труд, терпение. Надо набраться терпения прежде всего вам, взрослым, несмотря на дефицит времени и охватывающее вас раздражение.
Никогда не сравнивайте ребенка с другими детьми, не употребляйте заключение по типу: «Так ты никогда не научишься читать!».
Фактор новизны книги имеет большое значение. Если ребенку знакомо произведение, он будет сбиваться на пересказ, догадки. Значит, лучше брать новую литературу, но интересную и доступную без непонятных и сложных слов.
Хорошо взять ребенка с собой в библиотеку или магазин и выбрать книгу, учитывая его желание. В этом случае интерес к чтению возрастет. Не забывайте, что первое чтение – это чтение вслух.
Пусть он проговаривает то, что читает.
Была рада быть Вам полезной и желаю успехов!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Самые распространенные ошибки при обучении детей чтению
В статье описаны самые распространенные ошибки, допускаемые родителями при обучению детей чтению в домашних условиях. Взрослый, обучающий ребенка чтению, должен сосредоточить усилия на открытии перед ...
Самые распространенные ошибки, допускаемые взрослыми при обучении детей чтению в домашних условиях
Самые распространенные ошибки, которые допускают взрослые при обучении детей чтению в домашних условиях - как их избежать?...
Родительское собрание "Как предупредить возможные ошибки при обучении детей чтению"
Чтение – это основа для овладения знаниями по всем предметам....
Основные ошибки при обучении детей чтению
Техника чтения слова содержит четыре основных элемента: -знание всех букв и умение произносить соответствующие им звуки; -знание направления чтения: слева направо; -знание всех слогов с...
Основные ошибки при обучении детей чтению.
Основные ошибки при обучении детей чтению. Техника чтения слова содержит четыре основных элемента: -знание всех букв и умение произносить соответствующие им звуки; -знание направления чтения: с...
САМЫЕ РАСПРОСТРАНЕННЫЕ ОШИБКИ, ДОПУСКАЕМЫЕ ВЗРОСЛЫМИ ПРИ ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ ЧТЕНИЮ В ДОМАШНИХ УСЛОВИЯХ
Самые распространенные ошибки, допускаемые взрослыми при обучении детей чтению в домашних условиях...
Основные ошибки родителей при обучении детей чтению
В основе обучения чтению – не буква, а звук....