Главные вкладки

    Родительское собрание "Как предупредить возможные ошибки при обучении детей чтению"
    консультация (подготовительная группа) на тему

    Радченко Светлана Евгеньевна

    Чтение – это основа для овладения знаниями по всем предметам. 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл na_sayt.docx26.46 КБ
    Файл na_sayt.docx26.46 КБ

    Предварительный просмотр:

    Как предупредить возможные ошибки  при обучению детей чтению.

    Различные нарушения речи у детей известны с давних времен и существовали всегда, но  в последние десятилетия количество речевых нарушений значительно увеличилось и имеет «утяжеленный» затяжной характер. Практика показывает, что большинство родителей не придают серьезного значения несовершенству речи детей в дошкольном возрасте и обращаются за логопедической помощью в случае длительной задержки  речи у детей или по поводу «лежащих на поверхности» дефектов звукопроизношения. Но эти замечаемы дефекты  лишь вершина айсберга, самая основная и наиболее тяжелая часть которого до поры до времени остается скрытой. Полностью она проявляет себя лишь после прихода ребенка в школу, доставив много неприятностей ему самому, педагогам и родителям.

    Каким образом, недостаточно сформирована устная речь дошкольника, может повлиять на обучение младшего школьника? В первую очередь, она приведет к трудностям и ошибкам при обучению чтению, и как следствие, к нарушению письменной речи. Как Вы знаете, правильное, грамотное чтение – это залог успешного обучения в школе. Чтение – это основа для овладения знаниями по всем предметам.

    Что такое «дислексия»? И какие бывают ошибки при обучению чтению?

    Стойкие, постоянно повторяющиеся ошибки при чтении, называют «дислексией». Распознать дислексию трудно, так как  многие дети читают медленно, плохо, с многочисленными ошибками, с постоянным «перевиранием» слов. Часто ошибки при дислексии объясняют простым нежеланием читать, т.е ленью. Эти учащиеся и в самом деле не любят читать, потому  что процесс чтения для них очень труден и они плохо  понимают прочитанное или вообще не понимают. У многих учащихся  с дислексией появляется страх перед чтением и возникают другие невротические расстройства, которые в подростковом возрасте могут приводить к отклонениям в поведении. Значительная часть этих учащихся, в случаях неоказания им логопедической помощи остается на всю жизнь полуграмотной.

    Основные виды дислексических ошибок.

    • Неправильное называние при чтении некоторых букв (неузнавание их), что может иметь двоякую причинную обусловленность: внешнее сходство; неразличение на слух соответстующих этим буквам звуков).

    • Побуквенное (вместо послогового) чтение, которое связано с неумением синтезировать отдельные буквы и слоги. Часто после каждого звука появляются призвуки (кэ-а-рэ-тэ-а).

    • Искажение звуко - слоговой структуры слов, выражающееся в пропусках букв, в добавлении лишних букв и в изменении их последовательности.

    • Зеркальное прочитывание некоторых слов («но» читает «он»).

    • Стремление ребенка читать всю строку справа налево или прочитывать всю страницу, начиная с правого нижнего угла, тоже в направлении справа налево, постепенно поднимаясь по строчкам.

    • Соскальзывание при чтении с одной строки на другую: прочитав несколько слов на одной строке, ребенок вдруг «на середину верхней или нижней строки, затем вновь возвращается на прежнюю и т.д.

    • Долгое время сохраняющися медленный темп чтения и его «неплавность», «спотыкающийся характер», при котором ни о какой выразительности чтения вообще не приходится говорить.

    • Нарушение понимания прочитанного при технически правильном чтении.

    Каковы причины дислексий?

    1. Недостаточно сформированная  фонематическая система языка.
    2. Нарушение  зрительно – пространственных представлений. Несформированность этих систем или нарушения в их развитии не позволяют ребенку полноценно овладеть первым этапом чтения – техникой.

    Как предупредить дислексию?

    Для предупреждения фонематической  дислексии, которая проявляется в нарушении слуховой дифференциации звуков: ребенок не знает как «озвучить» букву – то ли это С или Ш, (ошибки в назывании одних и тех же букв повторяются систематически) необходимо  воспитать у детей слуховую дифференциацию звуков. Т.е. необходимо научить ребенка на слух различать звуки, которые резко отличаются по звучанию (М - Р), а так же различать звуки, сходные по звучанию (Ч –Щ, С –З и т.д.).

    Для того, чтобы ребенок в процессе чтения не искажал звуко - слоговую структуру слова, необходимо в дошкольном возрасте научить проводить его фонематический анализ (например, в слове ДОМ, попросить ребенка  назвать первый звук, второй, третий) и синтез слов (составить слово из звуков. Например, назвав ребенку три звука: М,А,К, спросить его какое слово получится?

    Ребенок дошкольного возраста должен уметь различать согласные и гласные звуки, твердые согласные звуки и мягкие согласные звуки (Б – Бь, Т-Ть и т.д.); делить слова на слоги, называть первый, второй, третий слог.

    Для предупреждения оптической дислексии, которая связана с нарушением зрительно – пространственных представлений, необходимо в дошкольном возрасте сформировать пространственные представления.

    Оптическая дислексия и ее предупреждение.

    В стремлении читать справа налево.

    Проявляется в трудностях усвоения зрительных образов букв.

    Соскальзывание с одной строки на другую

    Профилактика: формирование пространственных представлений:

    • О форме и величине предметов
    • Работа над предлогами (понимать и правильно употреблять их в речи).
    • Работа над глагольными приставками с пространственным значением (шел, пришел, вышел, вошел).
    • Развитие ориентировки в правой и левой сторонах пространств.

    • Складывание  печатных букв из элементов, вырезанных из картона.
    • Узнавание букв в усложненных условиях.
    • 1 этап: сделать в листочке бумаги прорезь, в которую должна помещаться только одна строка, тогда как выше и ниже ее расположенные строки оказываются скрытыми от глаз ребенка.
    1. Этап:  использовать линейку, которая укладывается непосредственно под читаемой строкой.
    2. Этап: Линейка убирается, строка прослеживается с помощью карандаша.
    3. Этап: ребенок прослеживает строку взором.

    У детей дошкольного возраста рано проявляется интерес к букве. Можно с детьми играть: «совмещать» зрительный и слуховой образ буквы в одном объекте (буква изображается в виде  похожего на нее предмета, название которого начинается с соответствующего этой букве звука).  Буква Ж – изображается в виде жука. Т –труба и т.д. Таким образом,  мы поможем ребенку установить связь между звуком и буквой, и соответственно,  запомнить букву.

    Эти виды дислексий проявляются на первом этапе овладения чтения – на этапе овладения его техникой. Ребенка затрудняют самые элементарные вещи – различение звуков и букв и соединение их в слоги и слова.

    Существует и такой вид дислексии, который обнаруживается уже после овладения учеником техникой чтения:  

    • семантическая дислексия

    непонимание или неполное понимание смысла прочитанного при технически правильном и достаточно беглом чтении – для этого необходимо, чтобы к началу школьного обучения ребенок имел достаточный словарный запас понимаемых слов. Иначе, хорошо прочитав текст, но не зная значения многих слов, ребенок не может понять, о чем он прочитал.

    • аграмматическая дислексия

    выражается в том, что грамматически правильно написанный текст ученики воспринимают «аграмматично», что наиболее ярко проявляется в неправильном употреблении ими окончаний слов.

     Причина: несформированность грамматического строя устной речи.

    Ученики прочитывают окончания слов так, как привыкли их произносить ( напр: «я был у сестры» читается «Я был у сестре».

    Как предупредить данные нарушения? Необходимо в дошкольном возрасте сформировать грамматический строй устной речи:

    1. Помочь ребенку усвоить основное смысловое значение каждой неправильно употребляемой им грамматической формы ( употребление предлогов).
    2. Научить ребенка самостоятельно образовывать грамматические формы по аналогии (котик, носик…).
    3. Воспитывать у ребенка прочный навык правильного употребления грамматических форм.

    Важный прием для нормализации грамматического строя  речи у школьников - систематическое, неторопливое (вдумчивое) чтение.

    В обязательном дочитывании, (а не «домысливании»!) окончаний  слов, которое постепенно будет усваиваться учеником.

    В завершении разговора хочется еще раз подчеркнуть важность  целенаправленной работы в формировании устной речи у детей  дошкольного возраста и о главной роли родителей в процессе ее формирования. Только под постоянным родительским контролем над речью ребенка, сопровождаемым необходимыми поправками и пояснениями возможен хороший результат, успех.



    Предварительный просмотр:

    Как предупредить возможные ошибки  при обучению детей чтению.

    Различные нарушения речи у детей известны с давних времен и существовали всегда, но  в последние десятилетия количество речевых нарушений значительно увеличилось и имеет «утяжеленный» затяжной характер. Практика показывает, что большинство родителей не придают серьезного значения несовершенству речи детей в дошкольном возрасте и обращаются за логопедической помощью в случае длительной задержки  речи у детей или по поводу «лежащих на поверхности» дефектов звукопроизношения. Но эти замечаемы дефекты  лишь вершина айсберга, самая основная и наиболее тяжелая часть которого до поры до времени остается скрытой. Полностью она проявляет себя лишь после прихода ребенка в школу, доставив много неприятностей ему самому, педагогам и родителям.

    Каким образом, недостаточно сформирована устная речь дошкольника, может повлиять на обучение младшего школьника? В первую очередь, она приведет к трудностям и ошибкам при обучению чтению, и как следствие, к нарушению письменной речи. Как Вы знаете, правильное, грамотное чтение – это залог успешного обучения в школе. Чтение – это основа для овладения знаниями по всем предметам.

    Что такое «дислексия»? И какие бывают ошибки при обучению чтению?

    Стойкие, постоянно повторяющиеся ошибки при чтении, называют «дислексией». Распознать дислексию трудно, так как  многие дети читают медленно, плохо, с многочисленными ошибками, с постоянным «перевиранием» слов. Часто ошибки при дислексии объясняют простым нежеланием читать, т.е ленью. Эти учащиеся и в самом деле не любят читать, потому  что процесс чтения для них очень труден и они плохо  понимают прочитанное или вообще не понимают. У многих учащихся  с дислексией появляется страх перед чтением и возникают другие невротические расстройства, которые в подростковом возрасте могут приводить к отклонениям в поведении. Значительная часть этих учащихся, в случаях неоказания им логопедической помощи остается на всю жизнь полуграмотной.

    Основные виды дислексических ошибок.

    • Неправильное называние при чтении некоторых букв (неузнавание их), что может иметь двоякую причинную обусловленность: внешнее сходство; неразличение на слух соответстующих этим буквам звуков).

    • Побуквенное (вместо послогового) чтение, которое связано с неумением синтезировать отдельные буквы и слоги. Часто после каждого звука появляются призвуки (кэ-а-рэ-тэ-а).

    • Искажение звуко - слоговой структуры слов, выражающееся в пропусках букв, в добавлении лишних букв и в изменении их последовательности.

    • Зеркальное прочитывание некоторых слов («но» читает «он»).

    • Стремление ребенка читать всю строку справа налево или прочитывать всю страницу, начиная с правого нижнего угла, тоже в направлении справа налево, постепенно поднимаясь по строчкам.

    • Соскальзывание при чтении с одной строки на другую: прочитав несколько слов на одной строке, ребенок вдруг «на середину верхней или нижней строки, затем вновь возвращается на прежнюю и т.д.

    • Долгое время сохраняющися медленный темп чтения и его «неплавность», «спотыкающийся характер», при котором ни о какой выразительности чтения вообще не приходится говорить.

    • Нарушение понимания прочитанного при технически правильном чтении.

    Каковы причины дислексий?

    1. Недостаточно сформированная  фонематическая система языка.
    2. Нарушение  зрительно – пространственных представлений. Несформированность этих систем или нарушения в их развитии не позволяют ребенку полноценно овладеть первым этапом чтения – техникой.

    Как предупредить дислексию?

    Для предупреждения фонематической  дислексии, которая проявляется в нарушении слуховой дифференциации звуков: ребенок не знает как «озвучить» букву – то ли это С или Ш, (ошибки в назывании одних и тех же букв повторяются систематически) необходимо  воспитать у детей слуховую дифференциацию звуков. Т.е. необходимо научить ребенка на слух различать звуки, которые резко отличаются по звучанию (М - Р), а так же различать звуки, сходные по звучанию (Ч –Щ, С –З и т.д.).

    Для того, чтобы ребенок в процессе чтения не искажал звуко - слоговую структуру слова, необходимо в дошкольном возрасте научить проводить его фонематический анализ (например, в слове ДОМ, попросить ребенка  назвать первый звук, второй, третий) и синтез слов (составить слово из звуков. Например, назвав ребенку три звука: М,А,К, спросить его какое слово получится?

    Ребенок дошкольного возраста должен уметь различать согласные и гласные звуки, твердые согласные звуки и мягкие согласные звуки (Б – Бь, Т-Ть и т.д.); делить слова на слоги, называть первый, второй, третий слог.

    Для предупреждения оптической дислексии, которая связана с нарушением зрительно – пространственных представлений, необходимо в дошкольном возрасте сформировать пространственные представления.

    Оптическая дислексия и ее предупреждение.

    В стремлении читать справа налево.

    Проявляется в трудностях усвоения зрительных образов букв.

    Соскальзывание с одной строки на другую

    Профилактика: формирование пространственных представлений:

    • О форме и величине предметов
    • Работа над предлогами (понимать и правильно употреблять их в речи).
    • Работа над глагольными приставками с пространственным значением (шел, пришел, вышел, вошел).
    • Развитие ориентировки в правой и левой сторонах пространств.

    • Складывание  печатных букв из элементов, вырезанных из картона.
    • Узнавание букв в усложненных условиях.
    • 1 этап: сделать в листочке бумаги прорезь, в которую должна помещаться только одна строка, тогда как выше и ниже ее расположенные строки оказываются скрытыми от глаз ребенка.
    1. Этап:  использовать линейку, которая укладывается непосредственно под читаемой строкой.
    2. Этап: Линейка убирается, строка прослеживается с помощью карандаша.
    3. Этап: ребенок прослеживает строку взором.

    У детей дошкольного возраста рано проявляется интерес к букве. Можно с детьми играть: «совмещать» зрительный и слуховой образ буквы в одном объекте (буква изображается в виде  похожего на нее предмета, название которого начинается с соответствующего этой букве звука).  Буква Ж – изображается в виде жука. Т –труба и т.д. Таким образом,  мы поможем ребенку установить связь между звуком и буквой, и соответственно,  запомнить букву.

    Эти виды дислексий проявляются на первом этапе овладения чтения – на этапе овладения его техникой. Ребенка затрудняют самые элементарные вещи – различение звуков и букв и соединение их в слоги и слова.

    Существует и такой вид дислексии, который обнаруживается уже после овладения учеником техникой чтения:  

    • семантическая дислексия

    непонимание или неполное понимание смысла прочитанного при технически правильном и достаточно беглом чтении – для этого необходимо, чтобы к началу школьного обучения ребенок имел достаточный словарный запас понимаемых слов. Иначе, хорошо прочитав текст, но не зная значения многих слов, ребенок не может понять, о чем он прочитал.

    • аграмматическая дислексия

    выражается в том, что грамматически правильно написанный текст ученики воспринимают «аграмматично», что наиболее ярко проявляется в неправильном употреблении ими окончаний слов.

     Причина: несформированность грамматического строя устной речи.

    Ученики прочитывают окончания слов так, как привыкли их произносить ( напр: «я был у сестры» читается «Я был у сестре».

    Как предупредить данные нарушения? Необходимо в дошкольном возрасте сформировать грамматический строй устной речи:

    1. Помочь ребенку усвоить основное смысловое значение каждой неправильно употребляемой им грамматической формы ( употребление предлогов).
    2. Научить ребенка самостоятельно образовывать грамматические формы по аналогии (котик, носик…).
    3. Воспитывать у ребенка прочный навык правильного употребления грамматических форм.

    Важный прием для нормализации грамматического строя  речи у школьников - систематическое, неторопливое (вдумчивое) чтение.

    В обязательном дочитывании, (а не «домысливании»!) окончаний  слов, которое постепенно будет усваиваться учеником.

    В завершении разговора хочется еще раз подчеркнуть важность  целенаправленной работы в формировании устной речи у детей  дошкольного возраста и о главной роли родителей в процессе ее формирования. Только под постоянным родительским контролем над речью ребенка, сопровождаемым необходимыми поправками и пояснениями возможен хороший результат, успех.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Самые распространенные ошибки при обучении детей чтению

    В статье описаны самые распространенные ошибки, допускаемые родителями при обучению детей чтению в домашних условиях. Взрослый, обучающий ребенка чтению, должен сосредоточить усилия на открытии перед ...

    Самые распространенные ошибки, допускаемые взрослыми при обучении детей чтению в домашних условиях

    Самые распространенные ошибки, которые допускают взрослые при обучении детей чтению в домашних условиях - как их избежать?...

    Основные ошибки при обучении детей чтению

    Техника чтения слова содержит четыре основных элемента: -знание всех букв и умение произносить соответствующие им звуки; -знание направления чтения: слева направо; -знание всех слогов с...

    Основные ошибки при обучении детей чтению.

    Основные ошибки при обучении детей чтению. Техника чтения слова содержит четыре основных элемента: -знание всех букв и умение произносить соответствующие им звуки; -знание направления чтения: с...

    САМЫЕ РАСПРОСТРАНЕННЫЕ ОШИБКИ, ДОПУСКАЕМЫЕ ВЗРОСЛЫМИ ПРИ ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ ЧТЕНИЮ В ДОМАШНИХ УСЛОВИЯХ

    Самые распространенные ошибки, допускаемые взрослыми при обучении детей чтению в домашних условиях...

    Ошибки,допускаемые взрослыми при обучении детей чтению.

    Все родители мечтают, чтобы ребенок как можно быстрее научился читать.Особо нетерпеливые начинают учить ребенка сами.И часто начинают делать это неправильно.В статье подробно описано, как правильно уч...

    Памятки для родителей "Артикуляционная гимнастика" и "Ошибки, допускаемые взрослыми, при обучении детей чтению"

         Цель артикуляционной гимнастики – выработка    полноценных движений и определенных положений    губ, языка и зубов, необходимых для прави...