Взаимодействие логопеда, психолога, воспитателя, координация их действий в работе с детьми дошкольного и школьного возраста, имеющими нарушения речи.
статья по логопедии

Взаимодействие логопеда, психолога, воспитателя, координация их действий в работе с детьми дошкольного и школьного возраста, имеющими нарушения речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл referat.docx44.49 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство просвещения РФ        

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«Шадринский государственный педагогический университет»

Управление дополнительного образования

     Взаимодействие логопеда, психолога, воспитателя, координация их действий в работе с детьми дошкольного и школьного возраста, имеющими нарушения речи.

Реферат

по дисциплине «Педагогические системы обучения и воспитания детей с речевыми нарушениями»

Программа профессиональной переподготовки «Содержание и организация логопедической работы»

        Выполнила:

        Городилова Елизавета Алексеевна

        Проверила:

        Кропачева Марина Николаевна

                                Шадринск 2022

Содержание

Введение………………………………………………………………………….......3

1. Методики педагогического обследования дошкольников с нарушениями речи………………………………………………………………………...................4

2. Значение правильной организации воспитания в специальном детском саду………………………………….………………….....……………....................11

3. Основные направления, содержание, методы и приемы воспитания детей раннего возраста в детском саду……….……………………………………….....13

4. Работа логопеда, психолога, воспитателя в процессе воспитания детей с нарушениями речи………………………………....……………………………….19

Заключение………………………………………………………………………….24

Список литературы……………………………………………………………........26

Введение

Речь — важнейшая психическая функция, присущая только человеку. Благодаря речевому общению отражение мира в сознании одного человека постоянно пополняется и обогащается тем, что отражается в общественном сознании, связывается с достижениями всей общественно-производственной и культурной деятельности человечества. Речь является основой коммуникативной функции, которая осуществляется посредством того или иного языка. Благодаря этому мы воспринимаем прозу Л. Толстого и Э. Хемингуэя, стихи А. Пушкина и В. Шекспира, используем теоретическое наследие Д. Менделеева и А. Эйнштейна.

Речь формируется в процессе общего психофизического развития ребенка. К условиям формирования нормальной речи относятся нормальная центральная нервная система, наличие нормального слуха и зрения и достаточный уровень активного речевого общения взрослых с ребенком.

В тех случаях, когда у ребенка сохранен слух, не нарушен интеллект, но имеются значительные речевые нарушения, которые не могут не сказаться на формировании всей его психики, говорят об особой категории аномальных детей — детях с речевыми нарушениями.

1. Методики педагогического обследования дошкольников с нарушениями речи

Все речевые навыки субъекта представляют собой сложно координированную деятельность, которая напрямую связана с психическим состоянием, и прежде всего с уровнем его тревоги.

Для обеспечения надежности результатов подбираются наиболее близкие прогнозируемой деятельности тестовые пробы, которые обращены к трем факторам:

  1. речевому расстройству;
  2. аспектам личности
  3. микросоциальным взаимоотношениям человека.

Подбор конкретных методов исследования следует производить с учетом:

  • адекватности измеряемому параметру;
  • адаптированности в случае использования иностранных методик;
  • наличия опыта применения методики в клинических целях и по возможности на близком контингенте больных;
  • существования параллельных вариантов методики для детей и взрослых;
  • наличия нормативных данных.

Экспериментальное исследование речи проводится с помощью ряда методов, которые включают:

  1. чтение стандартного текста в различных условиях (молча, вслух шепотом и с обычной громкостью, послогово, по синтагмам, с отбиванием ритма рукой, с одновременной двигательной реакцией рукой на зуммер, в условиях задержанной обратной акустической связи);
  2. использование речевого материала, имеющего различную организацию (стихи и проза, тексты различной семантической трудности, сочинения).

Для статистической обработки результатов исследований в настоящее время существует достаточно широкий спектр отечественных и зарубежных компьютерных программ (например, «Стадия», «Stastistica» и др.).

Психодиагностические методы можно разделить:

  • по направленности;
  • по теоретическому конструкту, на котором они основаны;
  • по форме применения.

Разделение методов диагностики по форме их применения носит прагматический характер. Согласно этой классификации психодиагностические методы могут разделяться на устные и письменные, бланковые, предметные, аппаратурные, компьютерные, вербальные и невербальные. Выбор формы чаще всего определяется имеющимися техническими возможностями, но может также определяться и задачами исследования. Для детального индивидуального обследования могут быть применены диалогические устные техники, компьютер, а при массовом - более пригодны бланковые методики. Для логопеда разделение методик по способу подачи материала на вербальные и невербальные перестает быть формальным и становится содержательным. В качестве примера можно привести методику Векслера, в которой раздельно оценивается вербальный и невербальный интеллект.

Во время исследования можно получать ответ в устной или в письменной форме. При свободной форме ответы испытуемых называются открытыми, при выборе из стандартного набора - закрытыми. В письменных методиках испытуемые дают ответы или в тестовой тетради, или на специально разработанном бланке.

В предметных методиках стимульным материалом тестовых заданий являются карточки, кубики, геометрические фигуры, скульптурные изображения и тому подобное. В качестве примера можно привести доски Сегена, кубики Кооса, куб Линка, цветные фигуры теста Выготского-Сахарова. Эти методики обычно проводятся индивидуально.

В вербальных методиках стимульный материал требует от испытуемых умения оперировать понятиями, совершать мыслительные действия в высшей абстрактной словесно-логической форме. Можно сказать, что задания этих методик преимущественно обращены к высшим психическим функциям. Их применение особенно связано с языковой культурой, уровнем образования, профессиональными особенностями испытуемых. Вербальные стимулы наиболее распространены среди методов оценки интеллекта, тестов достижений, при оценке специальных способностей. С вербальными ответами испытуемых обычно связывают их субъективный характер, что служит основанием считать их менее объективными, то есть менее точно отображающими действительное поведение испытуемого по сравнению с невербальными методиками. Такое мнение опровергают исследования, согласно которым вербальные ответы испытуемых достаточно полно характеризуют их поведение. Другое дело, когда, достоверно описав свое поведение, человек делает из этого описания тенденциозное заключение.

В невербальных психодиагностических методах стимульный материал представлен в наглядной форме. Инструкция в большинстве таких методик все же носит вербальный характер, но выполнение заданий опирается на манипулирование со стимульным материалом. Типичным образцом такой методики являются прогрессивные матрицы Равена. Невербальные тесты менее зависимы от языковых и культуральных различий испытуемых. Они удобны при обследовании лиц, с которыми затруднен речевой контакт или имеющих низкий уровень образования. Они часто входят в состав методов оценки интеллекта, общих и специальных способностей, тестов достижений. Эту форму психодиагностических методов особенно широко использовал Ж. Пиаже при изучении операционного мышления детей разного возраста.

При описании различных форм психодиагностических исследований было отмечено преимущественное применение их индивидуально или при обследовании группы испытуемых. Теперь следует отметить специфику этих двух форм диагностики. Индивидуальное обследование позволяет установить с испытуемым более тесный контакт, осуществлять более тщательное наблюдение за его поведением во время исследования. Оно помогает составить представление о заинтересованности испытуемого в результатах, уровне притязаний, стиле выполнения заданий и других особенностях. Кроме того, такая форма позволяет своевременно заметить, что испытуемый не понял инструкцию и выполняет задания неправильно или что он переутомился и нуждается в отдыхе.

Ценность групповой формы исследования состоит, прежде всего, в возможности получения массовой информации, охвате больших выборок испытуемых и, что особенно важно, для составления представлений о типичных характеристиках интересующего нас контингента испытуемых. Частным случаем является получение нормативных данных для какой-либо популяции. Особого внимания при групповом обследовании требует обеспечение стандартности условий проведения исследования. Такие данные чаще всего подвергаются статистической обработке для получения обобщающих характеристик, таких как средние, характер распределения, величина разброса данных и другое.

Следует отметить, что индивидуальное обследование более трудоемко и кропотливо и поэтому не позволяет получить большой объем данных; массовое обследование чревато поверхностным характером сведений о каждом его участнике, и оба эти варианта приводят к одному и тому же результату - недостаточной представительности полученных данных.

Психометрические требования к методикам.

Психодиагностика подразумевает распознавание состояния определённого объекта или системы путём быстрой регистрации его существенных параметров и последующего отнесения к определённой диагностической категории с целью прогноза его поведения и принятия решения о возможностях воздействия на это поведение в желаемом направлении.

Современная психологическая диагностика – это психологическая дисциплина, разрабатывающая методы выявления и изучения психологических и психофизических особенностей человека. Целью её является сбор информации об особенностях человеческой психики.

К методическим средствам психодиагностики относятся конкретные приемы изучения индивидуально-психологических особенностей, способы обработки и интерпретации полученных результатов.

Общепедагогические принципы исследования детей:

  • Принцип единства диагностики и коррекции;
  • Принцип целостного изучения всех психических характеристик;
  • Принцип деятельностного подхода;
  • Принцип динамического изучения ребенка;
  • Принцип каузальности;
  • Принцип качественно-количественного подхода при анализе данных;

Этические принципы

  • принцип конфиденциальности;
  • принцип соблюдения интересов обследуемого;
  • принцип не нанесения ущерба;
  • принцип компетентности и беспристрастности.

Диагностика речевых нарушений у детей дошкольного возраста с ОНР направлена на выявление специфических патологических особенностей сформированности у них лексической, морфологической, фонетико-фонематической, синтаксической сторон речи, связных высказываний. В представленной методике диагностики речевых нарушений у дошкольников учтено сложную структуру общего недоразвития речи и его психологические механизмы, а также особенности его преодоления в условиях специального учреждения.

Для того чтобы определить имеющиеся нарушения в речевом развитии ребенка дошкольного возраста с ОНР, необходимо провести диагностическое исследование особенностей развития всех молвленных систем: лексической, грамматической, фонетико-фонематической, связной речи.

1. Выявление особенностей развития лексической стороны речи.

1.1. Изучение состояния сформированности лексического значения слова:

  1. понимание контекстуально обусловленного значения слова;
  2. перенос усвоенного значения на новые аналогичные ситуации;
  3. умение подбирать синонимы, антонимы; - понимание многозначности слова.

1.2. Изучение особенностей системы морфологического словообразования:

  1. понимание образующих и производных слов и их сравнение по значению;
  2. умение практически оперировать словообразовательными морфемами в процессе словообразования (по аналогии и самостоятельно);
  3. выделение на практическом уровне общей морфемы (приставки, суффикса) в ряде слов (морфологический анализ).

1.3. Изучение характера устанавливаемых ребенком смысловых связей между словами.

2. Исследование особенностей развития грамматической стороны речи.

2.1. Изучение состояния сформированности системы морфологической словоизменения: усвоение системы значений грамматических морфем и способов их языкового обозначения, отражающие различные грамматические категории (число, род, падеж, склонение, вид, время и т. д.), их использование в процессе понимания и порождения высказывания. Для существительных и прилагательных: падежные, числовые, родовые изменения, для глаголов: категории числа, рода, вида.

2.2. Изучение особенностей синтаксической стороны речи:

  1. усвоение детьми синтаксического значения слова в предложении;
  2. понимание логико-грамматических конструкций.

3. Изучение особенностей развития фонетико-фонематической стороны речи.

3.1. Выявление состояния звукопроизношения и звуковой структуры слова;

3.2. Выявление состояния сформированности фонематических процессов: восприятия, представления, анализа.

Для получения объективных данных об уровне развития и состояния сформированности вышеупомянутых показателей речи детей уместно использовать различные методы, в том числе: педагогическое, логопедические обследования детей с учетом психологических и возрастных особенностей их развития; наблюдение за детьми в процессе игровой и учебной деятельности; беседы с педагогами (логопедами, воспитателями, психологами), родителями.

Таким образом, полученные данные изучения особенностей развития речи детей позволят не только объективно и полно оценить состояние их речи, но и разработать необходимые соответствующие направления коррекционной работы, что обеспечит более высокий и качественный уровень речевого развития на последующих этапах обучения. Психолингвистический анализ речевого развития ребенка позволяет не только из количественных, но и качественных позиций выявить и оценить лексико-семантический компонент речевой деятельности на этой основе разработать путь формирования умственных операций, обеспечивающих усвоение лексических единиц.

2. Значение правильной организации воспитания в специальном детском саду

Основной целью работы коррекционного образовательного учреждения является создание условий для развития эмоционального, социального и интеллектуального потенциала ребенка, формирование его позитивных личностных качеств.

Центральными задачами работы воспитателя специализированного учреждения являются: охрана жизни и здоровья детей, содействие развитию воспитанников; стабилизация хода психического развития ребенка для успешной интеграции его в общеобразовательную школу и общество сверстников, повышение уровня психического развития ребенка в интеллектуальной, эмоциональной, социальной сферах.

Общение на основе совместных со взрослым действий с предметами у детей с умственной отсталостью, глухих и слабослышащих, детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата возникает несвоевременно.

У большинства проблемных детей предметная деятельность не становится ведущей в раннем возрасте. Отмечается недостаточность знаний и представлений об окружающей действительности у проблемных детей, индифферентность, отсутствие любознательности и активности в освоении окружающего мира. Для многих форм нарушений психомоторного развития характерно отставание либо нарушение речевого развития.

Особенности психического развития проблемных детей раннего, дошкольного и школьного возрастов:

  • несформированность потребности в общении со взрослыми и сверстниками;
  • несформированность адекватных способов усвоения общественного опыта;
  • недостаточность знаний и представлений об окружающем мире, низкий уровень интереса и активности в нем;
  • задержка или качественное своеобразие формирования ведущей деятельности на разных этапах развития;
  • позднее начало, замедленный темп или качественное своеобразие формирования основных психологических новообразований раннего, дошкольного и школьного возраста;
  • отставание либо нарушение речевого развития;
  • недостаточность моторного развития;
  • низкий уровень развития психических процессов;
  • несвоевременное формирование предпосылок к овладению предметной, игровой, продуктивной, учебной деятельностью;
  • несформированность мотивационно-потребностной и эмоционально-волевой сфер;
  • снижение произвольности психических процессов, деятельности и поведения, приводящих к существенной задержке развития личностных новообразований и возникновения Я-сознания;
  • нарушение процессов социализации.

  1. Основные направления, содержание, методы и приемы воспитания детей раннего возраста в детском саду

В последние годы психологи все чаще обращают внимание педагогов дошкольных учреждений и родителей на значимость проблемы развития, воспитания и обучения ребенка с рождения до 3 лет. Отечественные и зарубежные ученые приходят к единому мнению о наличии особой чувствительности детей этого возраста к речевому, сенсорному, умственному, физическому, эстетическому, патриотическому и другим направлениям развития личности. Ранний возраст рассматривается как уникальный в плане решения обучающих, развивающих и воспитательных задач. В первые годы жизни важно обеспечить физическое, умственное, нравственное и эстетическое развитие детей. Большое значение в воспитании здоровых и хорошо развитых детей имеет правильная организация их жизни в период привыкания к детскому учреждению. Процесс привыкания к новым условиям труден для формирующейся нервной системы ребенка. В этот период необходимо обеспечить единство воспитательных приемов, используемых в семье и детском учреждении. Одно из условий своевременного и полноценного развития детей - их хорошее, уравновешенное настроение. Оно поддерживается правильной организацией жизни.

Именно этот период - возраст раннего детства, время созревания всех основополагающих функций, является самым благоприятным для воспитания и обучения ребенка. Период от рождения до 6 лет имеет жизненно важное значение для всей будущей жизни ребенка. Образовательная программа, учитывающая психофизиологические особенности ребёнка в возрасте от 1 года до 3 лет, является базой для развития интеллектуального потенциала ребёнка. В результате непосредственного обучения в период от 1 года до 3 лет возникает возможность гармоничного воздействия на умственное созревание благодаря занятиям по следующим направлениям:

  • сенсорное развитие,
  • развитие всех психических процессов (памяти, внимания, мышления, восприятия, воображения и речи),
  • формирование элементарных математических представлений,
  • формирование развития речи,
  • развитие мелкой и крупной моторики,
  • физическое развитие,
  • музыкальное развитие,
  • творческое развитие.

У детей, с раннего возраста занимающихся в дошкольном образовательном учреждении по образовательной программе, формируются эстетические мерки в результате усвоения норм и правил поведения, отражающие отношение к универсальным человеческим ценностям. Дети становятся все более самостоятельными, независимыми от взрослых. Обогащается их социальный опыт, усложняются взаимоотношения с окружающими, так как у них формируется самостоятельное представление о себе, оценка себя, своих действий и внешних качеств. В процессе обучения по программе дошкольного образовательного учреждения у детей возникает важное новообразование - осознание своего социального «Я». Дети, получающие задания от педагога, ненавязчиво с раннего возраста учатся организованности, что ведёт к отсутствию комплексов, к преодолению излишней застенчивости. Правильно построенная воспитательно-образовательная программа учит детей самоорганизованности - формируется предпосылка на всю жизнь к организации своей деятельности, учёбы, работы. Параллельно с получением дошкольного образования и воспитания дети учатся работать в коллективе.

Профессор Н. А. Аксарина, являясь основателем ясельного дома, в нашей стране впервые сформировала комплекс особенностей развития детей в раннем детстве. Она утверждала, что организм ребенка развивается в быстром темпе. Ни в каком ином временном отрезке детства не прослеживается такого быстрого обогащения массы и длины тела ребенка, становление всех функций мозга. Быстрый темп формирования детского организма имеет свои особенности. Непосредственно, прежде всего, это скачкообразность развития.        Критические моменты в развитии человека – 1 год, 2 года, 3года, 6-7 лет, 12-13 лет. Именно в эти временные отрезки происходит резкие изменения в формировании новейших качеств в детском развитии: 1 год – это время овладения ходьбой; 2 года — становление наглядно — действенного мышления, переломный момент в становлении речевых навыков; 3 года – период яркой связи поведения и развития малыша со второй сигнальной системой, становление личностного развития; 6 — 7 лет — период зрелости к школьному обучению; 12-13 лет – половое созревание, развитие гендерных особенностей данного возраста.

Скачкообразность отражает закономерный, обоснованный ход развития ребенка. Если скачки в развитии отсутствуют, то это является признаком дефектов в развитии малыша. Следовательно, очень важно во время обогащения ребенком опыта существования в обществе создавать эффективные условия для своевременного формирования нового качества в развитии различных функций. Очень важно понимать, что критические периоды несут преодоление огромных трудностей ребенком и могут идти параллельно со снижением работоспособности детей и другими расстройствами функций детского организма. Хороший уход, щадящий нервную систему ребенка, забота, внимание, помогают ему преодолеть все трудности на данный период.

От быстрого установления связей с окружающим миром и медленным закреплением реакций зависит темп развития ребенка. Для умений и навыков детей раннего возраста характерен неустойчивый и незавершенный характер.

Скачкообразность в развитии ребенка раннего возраста зависит от созревания множества функций в определенные временные рамки. Н. М. Щелованов и Н. М. Аксарина, наблюдая эту закономерность, выделили ведущие линии в развитии ребенка, на основе периодов, в которых прослеживается особая чувствительность малыша к определенным видам воздействий. Они отмечали что, воспитывая детей, особое внимание должно уделяться становлению тех реакций, которые созревают вновь или непосредственно впервые и которые не могут формироваться самостоятельно, без каких-либо целенаправленных действий взрослого.

В связи с быстрым темпом развития организма, для ребенка до 3 лет характерна большая ранимость, лабильность его внутреннего состояния. В данном возрасте малыш подвержен частым и внезапным заболеваниям, резко меняется его эмоциональное состояние, он легко утомляются, нервная система неустойчива.

Фундаментом в обучении детей раннего возраста является развитие ряда способностей: подражание, воспроизведение, навыки наблюдения и умения слушать, сравнивать, анализировать, различать, сопоставлять, синтезировать жизненный опыт.

Еще одной особенностью раннего возраста является взаимозависимость здоровья, физического и нервно-психического состояния детей. Крепкий, физически здоровый ребенок намного меньше подвержен заболеваниям и лучше развивается психически. Но не следует забывать, что даже незначительные нарушения в самочувствии малыша оказывают отрицательное влияние на его эмоциональную сферу, поведение.

Каждого здоровый ребенок в первые три года своего существования имеет высокую степень ориентировочных реакций на все его окружающее. Эта возрастная особенность активизирует непосредственно потребности в сенсомоторном развитии. Наукой доказано, что если детей ограничить в обогащении информацией и ее переработке, то в соответствии с возрастными возможностями, темп их развития замедляется. Сенсорные потребности являются основанием для высокой двигательной активность малыша, а движение –это естественное, обусловленное состояние ребенка, которое отвечает за развитие его интеллекта и личностного становления в будущем.

Особое место в раннем детстве отдается эмоциям ребенка, которые непосредственно возникают при проведении режимных моментов – кормлении, бодрствовании ребенка, формировании поведения. Эмоции обеспечивают всестороннее развитие личности ребенка. Положительные эмоции, возникающие при взаимодействии и общении со взрослыми и со сверстниками – залог становления полноценно развитой личности ребенка.

Ведущая роль в развитии ребенка раннего возраста принадлежит взрослому. Его функцией является обеспечение всех условий, которые необходимы для становления положительного состояния здоровья ребенка. При общении с ребенком, взрослый дарит тепло, ласку, предоставляет тот объем и содержание информации, которая будет полезна для развития ума и внутреннего состояния души ребенка. Доброжелательное отношение, спокойное, понимание, сочувствие являются залогом уравновешенного состояния малыша.

В воспитании детей раннего возраста должно главенствовать единство воздействия всех участников воспитательного процесса: педагогов, родителей и других близких членов семьи. Это одно из условий, которое обеспечивает полноценное, всестороннее развитие ребенка, его хорошее самочувствие. В семье нередко ребенку уделяют внимание и воспитывают несколько человек: мать, отец, бабушка, дедушка и другие взрослые – и действия их не всегда носят согласованный характер или непостоянство в требованиях к ребенку. Следовательно, в этих случаях малыш не может сориентироваться в правильности своего поведения, не понимает, как точно вести себя в различных ситуациях. Часть детей не подчиняется требования и просьбам взрослого, другие, более сильные, пытаются адаптироваться к возникшей ситуации, каждый раз меняя свое мнение и поведение, что является для них труднейшей из задач. Ребенок, пытаясь угодить каждой из сторон, наносит огромный вред для своего психического здоровья. Именно поэтому сами взрослые зачастую становятся причиной неуравновешенного, агрессивного поведения ребенка.

Когда воспитатель принимает ребенка впервые в детский сад, он должен знать как можно больше информации о нем. Частые беседы с родителями, врачами, пополняют общее представление о ребенке, у воспитателя появляется возможность более корректно организовать взаимодействие с каждым из воспитанников, что положительно влияет на развитие каждого из них. Не следует резко корректировать привычки малыша, ведь все должно проходить гармонично, постепенно, воспитатель должен проявлять максимум терпения по отношению к каждому своему воспитаннику.

Дети раннего возраста невероятно внушаемы, ими легко манипулировать. Непосредственно при общении им передается настроение окружающих их людей. Повышенный, внезапный, раздражительный тон, резкие переходы от ласки к грубости, окрику негативно влияют на поведение малыша.

Самостоятельность формируют у детей с раннего детства. Выполнение действий ребенком без помощи взрослого очень рано доставляют ему особое удовольствие. Едва научившись говорить, ребенок часто использует в своей речи следующее высказывание: «Я сам». Эту потребность малыша в активности, самостоятельности, самоутверждении следует любыми способами поддерживать. Пусть малыш попытается самостоятельно выполнить действия. Это одно из условий успешного формирования умений и хорошего настроения малыша.

Очень часто причиной неспокойного поведения детей являются нарушение его деятельности, вторжение в зону его комфортности. Ребенок в раннем возрасте не способен резко, произвольно закончить один вид деятельности и начать заниматься немедленно другим видом, требование немедленно прекратить деятельность и заняться чем-то другим ему непосильно, вызывает у него резкое негодование, протест против взрослого.

При воспитательном процессе необходимо учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка. У всех детей разный тип нервной системы и, следовательно, предел работоспособности их неодинаков: одни из них очень выносливы, другие же очень быстро утомляются.

4. Работа логопеда, психолога, воспитателя в процессе воспитания детей с нарушениями речи

Постоянный рост числа детей с отклоняющимся развитием выдвигает коррекционно-развивающие и профилактические направления деятельности дошкольного образовательного учреждения в ряд наиболее значимых и приоритетных.

Полноценное развитие всех средств речи и её основных функций в период дошкольного детства служит залогом сохранения нервно-психического здоровья и социализации детей, успешного становления учебной деятельности и адаптации к школьному обучению.

Актуальная потребность и задача дошкольного образования на современном этапе – всесторонняя проработка организационно-содержательных аспектов логопедической и профилактической помощи.

Эффективность работы по устранению речевых нарушений у детей в условиях группы компенсирующей направленности может быть достигнута при тесном взаимодействии логопеда, воспитателей, музыкального руководителя, инструктора по физкультуре. Все специалисты детского сада составляют план своей работы с группой, ориентируясь на перспективный план учителя-логопеда.

1. Взаимодействие логопеда и воспитателя в коррекции речевых нарушений

 Успех коррекционно-воспитательной работы определяется продуманной системой, частью которой является логопедизация всего учебно-воспитательного процесса. Поиски новых форм и методов работы с детьми, имеющими речевые нарушения, привели к необходимости планирования и организации четкой, скоординированной работы логопеда и воспитателей, в работе которого выделяются следующие основные направления:

 -коррекцйонно-воспитательное;

-общеобразовательное.

Воспитатель совместно с логопедом участвует в исправлении у детей речевых нарушений, а также связанных с ними внеречевых психических процессов. Кроме того, он должен не только знать характер этих нарушений, но и владеть основными приемами коррекционного воздействия для исправления некоторых из них.

У большинства таких детей есть отклонения и в других компонентах языковой системы: дети испытывают лексические затруднения, имеют характерные грамматические и фонетические ошибки, что отражается в связной речи и сказывается на ее качестве. Коррекционная работа не должна ограничиваться только упражнениями в плановой речи. Поэтому основными задачами в работе логопеда и воспитателя в преодолении речевых нарушений можно назвать всестороннюю коррекцию не только речи, но и тесно связанных с нею неречевых процессов и формирование личности ребенка.       

Перед занятиями логопед проводит обследование: оно длится в течение месяца. Логопед вместе с воспитателем осуществляет целенаправленное наблюдение за детьми в группе и на занятиях, выявляют структуру речевого нарушения, поведение, личностные характеристики детей.

Совместно с воспитателем оформляет родительский уголок, готовит и проводит педагогический совет и родительские собрания. Ежедневные прогулки, игры на свежем воздухе, спортивные развлечения укрепляют нервную систему, создают эмоциональный подъем.        

Правильная организация детского коллектива, четкое проведение режимных моментов оказывают положительное воздействие на физическое и психическое состояние ребенка и, следовательно, на состояние его речи.

Задачи, которые ставят перед собой воспитатели следующие:

 - Формирование пассивного и активного словаря, расширение кругозора;

- Развитие связной речи на занятиях и в нерегламентированной деятельности;

- Автоматизация и дифференциация поставленных звуков по заданию логопеда;

- Упражнение в правильном употреблении сформированных грамматических категорий;

- Развитие графических навыков;

- Развитие артикуляционной и мелкой моторики;

- Развитие познавательных способностей.

Воспитатель в подборе речевого материала должен помнить о речевых проблемах каждого ребенка. Но у него не всегда есть возможность отследить те моменты, которые могут помешать в работе правильного закрепления речевого материала.          

  Немаловажная роль отводится и речевому дыханию. Важнейшие условия правильной речи — это плавный и длительный выдох, четкая и ненапряженная артикуляция. В каждом упражнении внимание детей направляется на спокойный, ненапряженный выдох, на длительность и громкость произносимых звуков. Логопед и воспитатель следят, чтобы при вдохе поза была свободной, плечи опущены.

В процессе коррекционной работы воспитателем уделяется большое внимание развитию мелкой моторики. Так, во внеучебное время можно предложить детям складывать мозаику, пазлы, фигуры из спичек или счетных палочек, тренироваться в развязывании и завязывании шнурков, собирать рассыпанные пуговицы или мелкие предметы, карандаши разного размера. Особое место в работе воспитателя занимает организация подвижных игр для детей с речевыми нарушениями, ввиду того, что дети данной категории часто соматически ослаблены, физически невыносливы, быстро утомляются. Планируя работу по организации игровой деятельности, воспитатель должен четко представлять реальность физических возможностей каждого ребенка и дифференцированно подбирать подвижные игры.

Работа воспитателя по обучению детей сюжетно-ролевой игре – также необходимый элемент педагогической деятельности . В сюжетно-ролевых играх воспитатель активизирует и обогащает словарь, развивает связную речь, обучает ритуальному взаимодействию в знакомых ребенку социально-бытовых ситуациях.

Интересные формы работы в этом направлении проводит специалист по фольклору. Ведь народные игры с пальчиками и обучение детей ручному труду обеспечивают хорошую тренировку пальцев, создают благоприятный эмоциональный фон. Занятия по народоведению способствуют развитию умения слушать и понимать содержание потешек, улавливать их ритм, повышают речевую активность детей.

2. Роль других специалистов в коррекционно-образовательном процессе

Качественная реализация задач развития речи детей возможно только на основе комплексного подхода, то есть взаимодействия всех педагогов и специалистов дошкольного образовательного учреждения — важного условия создания единого образовательного пространства для воспитанников с нарушениями речевого развития.

Медицинский персонал участвует в выяснении анамнеза ребенка, дает направление на консультацию и лечение у медицинских специалистов, контролирует своевременность прохождения назначенного лечения или профилактических мероприятий, участвует в составлении индивидуального образовательного маршрута. Мониторинг состояния здоровья.

Руководитель физического воспитания работает над развитием мелкой и общей моторики, формирует правильное дыхание, проводит коррекционную гимнастику по развитию умения напрягать или расслаблять мышечный аппарат, координации движений. Решает следующие базовые задачи сохранение и укрепление общего физического здоровья дошкольников, формирование кинетической кинестетической основы движений, нормализация мышечного тонуса.

Инструктор по физкультуре реализует следующие задачи:

Развитие:

- оптико-пространственных представлений и навыков;

- зрительной ориентировки на собеседника;

- координации движений;

- мелкой моторики пальцев рук.

Использование психогимнастики с целью коррекции психических процессов детей с нарушениями речи.

Формирование психофизической основы речи путём развития процессов восприятия, внимания, мышления на занятиях.

Закрепление правильно произносимых звуков с помощью подвижных игр и самомассажа с речевым сопровождением.

Соблюдение оптимального двигательного режима на занятиях.

Музыкальный руководитель развивает музыкальный и речевой слух, способность принимать ритмическую сторону музыки, движений речи, формирует правильное фразовое дыхание, развивает силу и тембр голоса и т.д. На занятиях проводит работу по развитию мелкой моторики рук, активизации внимания, воспитанию музыкального ритма, ориентировки в пространстве, что благоприятно влияет на формирование неречевых функций у детей с речевой патологией.

Перед музыкальным руководителем стоят задачи:

Развитие и формирование:

- слухового внимания и слуховой памяти;

- оптико-пространственных представлений;

- зрительной ориентировки на собеседника;

- координации движений;

- умения передавать несложный музыкальный ритмический рисунок.

Воспитание:

- темпа и ритма дыхания и речи;

- орального праксиса;

- просодии;

- фонематического слуха.

Заключение

Поскольку речь представляет собой сложноорганизованную психическую функцию, то отклонение в ее развитии и ее нарушение, как правило, являются признаком серьезных изменений состояния центральной нервной системы. Это означает, что страдает не только речь, но и все высшие психические функции в целом. Дети с речевой патологией, как правило, имеют большие или меньшие трудности обучения.

В первую очередь детей, имеющих трудности в обучении и особенно в овладении процессом письма и чтения, необходимо направить к логопеду. Кроме этого, этим детям необходим более благоприятный режим обучения. Такой режим характеризуется не снижением уровня требований к усвоению программного материала, а организацией режима обучения. Они нуждаются в особой психологической поддержке стороны учителя. Это выражается в ободрении, мягком тоне замечаний, поощрении и тому подобное.

Главную роль в развитии ребенка раннего возраста играет взрослый, который непосредственно взаимодействует с ним в повседневной жизни, и от того, насколько профессионально будет организована эта деятельность, зависит психологическое и физическое развитие ребенка в данном возрасте.

В последнее время возрастает количество детей дошкольного возраста с нарушениями в развитии. Среди них значительная часть детей имеет низкий уровень речевого развития. Для таких детей создают особые специальные условия развития и воспитания – группы компенсирующей направленности с тяжелыми нарушениями речи. Приоритетным направлением работы всех специалистов в таких группах является сохранение и укрепление здоровья детей с обязательной коррекцией недостатков речевого развития. Для достижения максимального эффекта оздоравливающий, как и коррекционный процесс должен пронизывать все виды деятельности ребенка и сопровождать его в течение всех режимных моментов. Поэтому работы воспитателя – повысить эффективность здоровьесберегающей деятельности в логопедической группе через организацию единого, коррекционно-образовательного пространства.
           Система методов по внедрению педагогики оздоровления предусматривает работу по нескольким направлениям: логопедическое, психолого-педагогическое, коррекционно-педагогическое, физкультурно-оздоровительное, музыкальное, медицинское.
           Основными условиями сохранения и укрепления здоровья детей, воспитывающихся в группе детей с нарушениями в речи это: реализация здоровьесберегающих педагогических технологий по всем разделам образовательной работы; индивидуальный подход к ребенку сообразно его уровню развития, биологическому и психологическому возрасту; соблюдение рационального режима дня, обеспечивающего смену разнообразной деятельности и отдыха; создание условий для удовлетворения биологической потребности детей в движении; реализация системы мероприятий по оздоровлению ослабленных детей; реализация различных форм систематической работы с родителями и формирование у детей навыков здорового образа жизни на основе гигиенического воспитания и обучения.

Список литературы

  1. Выготский Л.С. Психология развития человека. — М.: Изд-во Смысл; Эксмо, 2013. — 1136 с.
  2. Глухов В.П. Формирование связной речи детей с ОНР. - М.: Аркти, 2012.
  3. Корнев А. Н. Основы логопатологиы детского возраста: клинические и психологические аспекты / А. Н. Корнев. - СПб. Речь, 2015. - 380 с.
  4. Аксарина Н. В. Воспитание детей раннего возраста. М., Медицина, 2017.
  5. Выготский Л. С. Мышление и речь // Собр. Соч.: В 6 т. М., 2016 Т. 2.
  6. Лисина М. И. Возрастные и индивидуальные особенности общения со взрослыми у детей от рождения до 7 лет. М., 2017.
  7. https://studopedia.ru/10_210585_organizatsiya-vospitatelnogo-protsessa-v-spetsialnih-doshkolnih-uchrezhdeniyah.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционно-развивающая работа с детьми дошкольного и школьного возраста в условиях модернизации

Мелкая моторика, развитие речи, работа с родителями, палочки Кюизенера...

СУ – ДЖОК терапия в коррекционно – логопедической работе с детьми старшего дошкольного возраста имеющими нарушения речи

Презентация для специалистов ДОУ занимающихся  с детьми дошкольного возраста с нарушениями речи....

Рабочая программа учителя-логопеда по логопедической работе с детьми 5-7 летнего возраста, имеющими нарушения речи для групп общеразвивающей направленности в условиях логопункта на 2015-2016 учебный год

Аннотацияк  Рабочей программе учителя-логопеда по логопедической работе с детьми 5-7 летнего возраста, имеющими нарушения речи для групп общеразвивающей направленности в условиях логопункта...

Адаптированная рабочая программа по логопедической работе с детьми 5-7 летнего возраста, имеющими нарушения речи для групп общеразвивающей направленности в условиях логопункта

Данная адаптированная рабочая программа построена в соответствии с основной образовательной программой дошкольного обучения «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы и   отвечает требован...

Рабочая программа учителя-логопеда по логопедической работе с детьми 5-6 летнего возраста, имеющими тяжелые нарушения речи для групп компенсирующей направленности

С О Д Е Р Ж А Н И Е  I.  ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ1.1. Пояснительная записка1.2. Характеристика детей дошкольного возраста   с ТНР1.3. Цели и задачи программы1.4.Подходы и принципы и к формир...

Адаптированная рабочая программа по логопедической работе с детьми 5-7 летнего возраста, имеющими нарушения речи для групп общеразвивающей направленности в условиях логопункта на 2023-2024 учебный год

Дошкольное образовательное учреждение является первой ступенью непрерывного образования и входят в систему общественного дошкольного воспитания. Им принадлежит ведущая роль в воспитании и развитии дет...

Адаптированная рабочая программа по логопедической работе с детьми 5-7 летнего возраста, имеющими нарушения речи, для групп общеразвивающей направленности в условиях логопункта на 2023 - 2024 учебный год

laquo;Адаптированная образовательная программа для детей с тяжелыми нарушениями речи» (далее «Программа») предназначена для занятий в логопедическом пункте МБДОУ «Детский сад ...