План самообразования по теме: «Использование нейрогимнастики и кинезиоупражнений в коррекционно-логопедической работе с детьми подготовительной к школе группы, имеющие нарушения речи»
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа)

Кудашова Анастасия Сергеевна

Использование нейрогимнастики и кинезиоупражнений в коррекционно-логопедической работе  в данный момент актуальна, очень эффективная  в работе учителя-логопеда.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie_kudashova.docx394.82 КБ

Предварительный просмотр:

   

План самообразования по теме:

«Использование нейрогимнастики и кинезиоупражнений в коррекционно-логопедической работе с детьми подготовительной к школе группы, имеющие нарушения речи»

Разработчик:

Учитель-логопед: Кудашова Анастасия Сергеевна

Беловский городской округ

2025-2026 г.

СОДЕРЖАНИЕ

Актуальность темы ………………………………………………………………………..

3

Этапы реализации …………………………………………………………………………

6

Планирование на 2025- 2026 учебный год………………………………………………..

8

Литература..............................................................................................................................

11

Приложение…………………………………………………………………………………..

12

АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ

В последние годы значительно увеличилось количество детей логопатов. Поэтому перед педагогами остро встают вопросы раннего распознавания, квалифицированной диагностики и выбора адекватных методов коррекционного воздействия в работе с детьми, имеющими нарушения речи.

В   системе   дошкольного   образования    наблюдаются значительные преобразования, вызванные изменением научной, материальной, методической базы обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Одним из важных условий обновления является использование инновационных технологий. Это позволяет, с одной стороны повысить эффективность коррекционно-образовательного процесса, с другой - в большей степени применить индивидуальный подход в процессе обучения.

Результативность работы с каждым отдельным ребенком всегда разная. С одним ребенком процесс коррекции идет достаточно легко, эффективно, а у другого ребенка происходит «застревание» на различных этапах логопедической работы. Эффективной работа учителя-логопеда будет тогда, когда будет выстроена дифференцированно, с учётом логики развития мозговых структур. Успех коррекционной логопедической работы с детьми с речевой патологией также во многом зависит от комплексного подхода к коррекции речевых нарушений.

В последнее время особое внимание в логопедической практике уделяется такому направлению, как нейропсихология. Нейропсихологические методы обследования успешно применяются как для диагностики, так и для коррекции высших психических функций у детей дошкольного возраста включая детей с нарушениями речи (общим недоразвитием речи).

Теоретическая основа метода нейропсихологического изучения была разработана А. Р. Лурия и его сотрудниками (Л. С. Цветковой, Е. Н. Винарской, Е. Д. Хомской,                   Т. В. Ахутиной) [1], [5]. Теоретический анализ исследований различных ученых (У. В. Ульянкова, В. И. Лубовский, И. А. Коробейникова и др.) позволяет отметить специфические особенности психического развития детей дошкольного возраста с (ОНР).

Нейрогимнастика — это название двигательной нейропсихологической коррекции (или сенсомоторной коррекции). Это немедикаментозный вид помощи детям, имеющим различные неврологические заболевания и синдромы, такие как: ЗПР, СДВГ, РАС, алалия, дизартрия и другие.

Кинезиология – наука о развитии головного мозга через движение. По исследованиям физиологов правое полушарие головного мозга – гуманитарное, образное, творческое – отвечает за тело, координацию движений, пространственное зрительное и кинестетическое восприятие. Левое полушарие головного мозга – математическое, знаковое, речевое, логическое, аналитическое – отвечает за восприятие слуховой информации, постановку целей и построений программ.

 Метод образовательной кинезиологии (гимнастика мозга, нейрогимнастики) применяется для коррекции развития детей, развития высших психических функций. С помощью специально подобранных упражнений организм координирует работу правого и левого полушарий и развивает взаимодействие тела и интеллекта.

 Каждое из упражнений нейрогимнастики способствует возбуждению определенного участка мозга и включает механизм объединения мысли и движения, также способствуют развитию координации движений и психофизических функций. Под влиянием кинезиологических тренировок в организме происходят положительные структурные изменения. Сила, равновесие, подвижность, пластичность нервных процессов осуществляется на более высоком уровне. Совершенствуется регулирующая и координирующая роль нервной системы. Гимнастика мозга позволяет выявить скрытые способности человека и расширить границы возможности деятельности его мозга. Нейрогимнастика — это универсальная система упражнений, она эффективна и для детей, и для взрослых в любом возрасте.

Нейрогимнастика и кинезиологические игры и упражнения синхронизируют работу полушарий, способствуют улучшению запоминания, улучшению восприятия речи собеседника (родителей, педагога и других детей), вызывают стойкий интерес у ребенка, активно концентрируют его внимание, позволяют быстро переключиться с одной деятельности на другую, что способствует быстрому включению ребенка в занятие. Кинезиологические игры и задания оказывают благотворное влияния на развитие психических процессов: памяти, внимания, мышления, процессов восприятия, пространственных представлений и процессов саморегуляции. Во время регулярных занятий происходит стабилизация эмоционального фона, раскрытие внутреннего потенциала ребёнка, повышение уровня самооценки. Поэтому я решила продолжить данную тему.

Цель

Продолжение повышения своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности по теме самообразования с использованием нейрогимнастики и кинезиоупражнений для успешного преодоления речевых нарушений у детей с нарушением речи.

Задачи проекта

  1. Продолжить изучение теоретического материала по теме. Проанализировать передовой педагогический опыт по использованию кинезиологических и нейропсихологических упражнений в практике работы с детьми, имеющими речевые нарушения;
  2. Внедрить в образовательной процесс современные нейротехнологии в области коррекции речевого развития детей.
  3. Повысить качество проведения коррекционных занятий на основе внедрения новых технологий.
  4. Просветить родителей в вопросах методов и приёмов коррекции высших психических функций у детей с нарушениями речи.

Сроки и этапы реализации

Срок реализации - 1 год.

  • I этап - Организационный - сентябрь 2025 г.
  • II этап – Практический - октябрь 2025 г. - апрель 2026 г.
  • III этап – Аналитический (анализ работы) - май 2026 г.

Модель реализации

1.        Самообразование.

2.        Работа с детьми.

3.        Работа с родителями.        

Принципы в использовании здоровьесберегающих технологий

  • Принцип сознательности и активности - нацеливает на формирование у детей глубокого понимания, устойчивого интереса, осмысленного отношения к познавательной деятельности.
  • Принцип активности - предполагает у учащихся высокую степень самостоятельности, инициативы и творчества.
  • Принцип наглядности - обязывает строить процесс обучения с максимальным использованием форм привлечения органов чувств человека к процессу познания.
  • Принцип систематичности и последовательности проявляется во взаимосвязи знаний, умений, навыков. Система подготовительных и подводящих действий позволяет перейти к освоению нового и, опираясь на него, приступить к познанию последующего, более сложного материала.
  • Принцип доступности и индивидуализации осуществляется на основе общих закономерностей обучения и воспитания. Опираясь на индивидуальные особенности, педагог всесторонне развивает ребенка, планирует и прогнозирует его развитие.
  • Принцип непрерывности выражает закономерности построения оздоровления как целостного процесса. Он тесно связан с принципом системного чередования нагрузок и отдыха.

Источники самообразования

  1. Специализированная литература (методическая, публицистическая, художественная);
  2. интернет-ресурсы и медиа-информация;

Предполагаемый результат

  • переоценка педагогических ценностей, своего профессионального назначения;
  • желание улучшить образовательный процесс;
  • повышение эффективности логопедических занятий.

ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОТЫ

Этап реализации

цели этапа

Содержание деятельности

прогнозируемые результаты

1-й этап «Организацион-

ный»

Цели этапа:

  • Изучение и анализ научной литературы по проблеме.

Анализ ресурсных возможностей для реализации проектной деятельности

- Определение ресурсов.

Изучение теоретических аспектов по использованию кинезиологических упражнений и нейрогимнастики при работе с детьми дошкольного возраста, имеющими нарушения речи.

-  Ознакомление с методической литературой по данному вопросу.

-Написание плана самообразования по данной теме.

Диагностика детей

- Обследование проводится индивидуальной форме на основе альбома Иншаковой О.Б.

-  Заполнение речевых карт, написание индивидуальных  планов.

Информирование родителей (законных представителей) воспитанников о цели, задачах, содержании проектной деятельности

- Родительское собрание

- Подборка информации, консультаций.

- Индивидуальное консультирование.

2-й этап «Практический»

Цель этапа:

  • Создание условий, обеспечивающих эффективность работы всех участников деятельности, практическое применение знаний.

Формирование пакета учебно-методической документации по реализации деятельности

- Разработка тематического планирования, сопроводительной документации (написание конспекта, картотеки, комплексы упражнений и пр.).

Видео, презентации.

Работа с родителями воспитанников

- Фотоотчеты о работе по развитию речи.

- Консультации, буклеты, беседы.

Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов в вопросах использования нейрогимнастики и кинезиоупражнений для речевого развития

- Проведение бесед, разработка консультативного материала,  и пособий по использованию  нейрогимнастики и кинезиоупражнений для речевого развития в работе с детьми.

3-й этап «Аналитический»

Цели этапа:

  • Обобщение результатов деятельности

Итог количественных и качественных показателей, характеризующих эффективность внедрения нейрогимнастики и кинезиоупражнений в системе коррекционно-логопеди-

ческой работы

- Систематизация и обобщение опыта.

ПЛАНИРОВАНИЕ «УМНАЯ» НЕЙРОГИМНАСТИКА ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ»

    НА 2025-2026 УЧЕБНЫЙ ГОД

Месяц

Содержание работы с детьми

Оборудование

Работа с родителями и педагогами

Октябрь

- Дыхательное упражнение:  «Хомячок»

-Развитие мелкой моторики: «Кулак – ребро – ладонь»

- Глазодвигательное упражнение стоя.

-Кинезиологические упражнения: «Щелчки»

-Дидактическая игра «Нейрокарточки».

«Нейро-карточки»

Консультация для  родителей «Кинезиологические упражнения для оздоровления дошкольников»

Ноябрь

- Дыхательное упражнение: 

«Потягуши»

-Развитие мелкой моторики «Змейка»

-Су-Джок (проговаривание слогов)

- Глазодвигательное упражнение «Язык двигается противоположно глазам»

- Массаж «прижимающий»

-Дидактическая игра «Цветные ручки».

Нейрокарточки  «Цветные ручки».

Консультация для  родителей «Ум на кончиках пальцев»

Декабрь

- Дыхательное упражнение: «Вырасти большим»

-Развитие мелкой моторики: «Колечко»

- Глазодвигательное упражнение «глаз- путешественник».

- Дидактическая игра «Жесты».

-Двуручное рисование

-Кинезиологические упражнения: «Слог — шаг»

Изготовление пособия «Жесты».

Доклад для педагогов «Кинезиологические упражнения в работе с детьми дошкольного возраста»

Январь

- Дыхательное упражнение: «Дыхание с задержкой: 1,2,3,4».

-Развитие мелкой моторики: «горизонтальная восемерка»

-Глазодвигательное упражнение «Взгляд влево вверх»

- Упражнение «Резиночки»

-Дидактическая игра «Змейки».

Изготовление пособия «Змейки».

Консультация для родителей Занимательная гимнастика для ума. «Кинезиологические упражнения с ребенком дома»

Февраль

- Дыхательное упражнение: «Свеча».

-Развитие мелкой моторики: «Лезгинка»

- Глазодвигательное упражнение «Язык двигается противоположно глазам» (2 уровень), с ручкой сидя.

-Дидактическая игра «Нейротаблички»

- Игра с ладошками по автоматизации звуков: ребенку необходимо называть

картинки в ладошках, при этом выполнять соответствующей рукой действие.

«Нейротаблич-

ки» (говорим-

дышим-показы-

ваем)

«Нейрогимнастика как технология оптимизации учебной деятельности в образовательном процессе»(консультация для педагогов)

Март

- Дыхательное упражнение:

 «Дыши носом».

-Развитие мелкой моторики: «Сортировка мелких предметов»

- Глазодвигательное упражнение «Язык двигается противоположно глазам» (3 уровень), с ручкой сидя.

-Дидактическая игра «Нейроритмы»

«Нейроритмы»

Консультация для педагогов  и родителей подготовительной группы «Нейропсихлогический подход к подготовке детей к школьному обучению»

Апрель

-Дыхательное упражнение: «Сигнальщик».

-Развитие мелкой моторики: Мы во двор пошли гулять»

-Нейрогимнастика «Ухо-нос»

- Глазодвигательное упражнение «Язык двигается противоположно глазам» (3 уровень), с ручкой сидя, «восьмерки».

-Дидактическая игра «Нейроальбом-

«Зарядка для мозга».

Изготовление пособия «Нейроальбом-

«Зарядка для мозга»

Мастер – класс для педагогов

«Кинезиология-здоровьесберегающая технология».

ЛИТЕРАТУРА

  1. Визель Т.Г. Основы нейропсихологии: учебник для студентов вузов / Т. Г. Визель. — М.: АСТАстрельТранзиткнига, 2017. — 264 с.
  2. Захарова Р.А., Чупаха И.В. Методика «Гимнастика мозга». В сб.: Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе. М., Ставрополь, «ИЛЕКСА», «СЕРВИС ШКОЛА», 2001.
  3. Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. М., 1973.
  4. Пьянова Л.А. Нейрогимнастика в коррекции нарушений речевого развития и оздоровления детей дошкольного возраста // Сборник «Образование и психологическое здоровье» в сетевом издании «Региональный социопсихологический центр». – М., 2018.
  5. Пьянова Л.А., Чаплыгина А.А. Использование балансировочной подушки и нейрогимнастики в логопедической работе с детьми дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи // Сборник материалов Регионального Фестиваля педагогических идей «Дошкольное образование: опыт и перспективы», ч. 1. 2019.

Карточка №1

Октябрь

- Дыхательное упражнение:  «Хомячок» Сделайте глубокий вдох через нос, надув щёки. Затем, хлопнув по ним руками, медленно выдохните через рот. 

-Развитие мелкой моторики: «Кулак – ребро – ладонь»

На столе, последовательно, сменяя, выполняются следующие положения рук: ладонь на плоскости, ладонь, сжатая в кулак и ладонь ребром на столе. Выполнить 8-10 повторений. Упражнения выполняются каждой рукой отдельно, затем двумя руками вместе.

- Глазодвигательное упражнение стоя. С помощью взрослого, рот открыт, язык двигается за глазами.

-Кинезиологические упражнения «Щелчки». Упражнение выполняется, проговаривая стихотворение: «Поднял ушки бурундук, он в лесу услышал звук: - это что за громкий стук, тук да тук, тук да тук? – А пойдём, - сказал барсук, - сам увидишь этот трюк: это дятел сел на сук. И без крыльев, и без рук – ищет он, где спрятан жук, - вот и слышен перестук!» Ладонь прижата к столу, пальцы разведены. Другая рука поднимает пальцы по одному, при этом, необходимо с силой прижать ладонь, сопротивляясь подъему. Затем палец отпускают, и он со стуком падает вниз. На каждую строчку – один палец. Начинать упражнение следует с мизинца правой руки. После 5-й строчки – смена рук.

-Дидактическая игра «Нейрокарточки».

Карточка №2

Ноябрь

- Дыхательное упражнение:  «Потягуши» Ребенок встает, руки вдоль туловища. На счет «один» поднимает руки вверх, делая вдох, а на счет «два» — опускает руки, делая выдох. 

- Развитие мелкой моторики «Змейка»  Скрестите руки ладонями друг к другу, сцепите пальцы в замок, выверните руки к себе. Двигайте пальцем, который укажет ведущий. Палец должен двигаться точно и четко, не допуская синкинезий. Прикасаться к пальцу нельзя. Последовательно в упражнении должны участвовать все пальцы обеих рук.

-Су-Джок (проговаривание слогов)  

- Глазодвигательное упражнение «Язык двигается противоположно глазам» С помощью взрослого, рот открыт, язык двигается в противоположную сторону от глаз

-Кинезиологические упражнения Массаж «прижимающий» Упражнение выполняется, проговаривая стихотворение: «Шёл медведь к своей берлоге да споткнулся на пороге. «Видно, очень мало сил я за зиму накопил», - так подумал и пошёл он на поиск диких пчёл. Все медведи – сладкоежки, любят, есть медок без спешки, а наевшись, без тревоги до весны сопят в берлоге»  Кисть одной руки лежит на столе ладонью вниз, пальцы разведены. Другая рука указательным пальцем по очереди прижимает каждый ноготь, сдвигает палец, «катая» его на подушечке влево-вправо. На каждую строчку – нажим на один палец. Начинать упражнения следует с мизинца правой руки, а заканчивать – мизинцем левой. После 5-й строчки – смена рук

-Дидактическая игра «Цветные ручки».

Карточка №3

Декабрь

   

 -Дыхательное упражнение: «Вырасти большим» Встаньте прямо, ноги вместе. На вдохе поднимите руки вверх и хорошо потянитесь, поднявшись на носки. На выдохе опустите руки и опуститесь на всю стопу, произнося звук «у-х-х-х». 

-Развитие мелкой моторики: «Колечко»

Поочередно перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо большой палец и последовательно указательный, средний, безымянный и мизинец. Упражнения выполнять начиная с указательного пальца и в обратном порядке от мизинца к указательному. Выполнять нужно каждой рукой отдельно, затем обеими руками вместе.

- Глазодвигательное упражнение  «Глаз – путешественник»

Развесить в разных углах и по стенам класса различные рисунки игрушек, животных и т.д. Исходное положение – стоя. Не поворачивая головы найти глазами тот или иной предмет названный учителем.

- Дидактическая игра «Жесты»

-Двуручное рисование

 -Кинезиологические упражнения «Слог — шаг» Задание: «Сделай два шага вперед!», «Сделай три шага вперед!», «Сделай шаг вперед!»

Игрок должен вспомнить слово, в состав которого входит столько слогов, сколько шагов ему предложено сделать, и четко произнести его по слогам так, чтобы каждому шагу соответствовало произнесение одного слога.

Карточка №4

Январь

   

- Дыхательное упражнение: Дыхательное упражнение "1-2-3-4" является техникой "квадратного дыхания" или дыхания по квадрату, где на каждый счет отводится 4 секунды: 4 секунды вдох, 4 секунды задержка дыхания, 4 секунды выдох, 4 секунды задержка. Это упражнение помогает успокоиться, снять стресс и улучшить концентрацию, стимулируя вегетативную нервную систему и вызывая расслабляющий эффект.  

-Развитие мелкой моторики: «Горизонтальная восьмерка»

Вытянуть перед собой правую руку на уровне глаз, пальцы сжать в кулак, оставив средний и указательный пальцы вытянутыми. Нарисовать в воздухе горизонтальную восьмерку как можно большего размера. Рисовать начинать с центра и следить глазами за кончиками пальцев, не поворачивая головы. Затем подключить язык, т.е. одновременно с глазами следить за движением пальцев хорошо выдвинутым изо рта языком.

-Глазодвигательное упражнение  «Взгляд влево вверх»

Правой рукой зафиксировать голову за подбородок. Взять в левую руку карандаш или ручку и вытянуть ее в сторону вверх под углов в 45 градусов так, чтобы, закрыв левый глаз, правым нельзя было видеть предмет в левой руке. После этого начинают делать упражнение в течение 7 секунд. Смотрят на карандаш в левой руке, затем меняют взгляд на «прямо перед собой». (7 сек.). Упражнение выполняют 3 раза. Затем карандаш берут в правую руку и упражнение повторяется.

- Упражнение «Резиночки» Вариант без использования  карточек по словесной инструкции (Одень на указательный пальчик левой руки

розовую резинку, на безымянный пальчик правой руки-синюю и т.д. Таким образом

закрепляем названия пальцев и понятия: «право-лево».

-Дидактическая игра «Змейки».

Карточка №5

Февраль

   

- Дыхательное упражнение: «Свеча». Исходное положение – сидя за партой. Представьте, что перед вами стоит большая свеча. Сделайте глубокий вдох и постарайтесь одним выдохом задуть свечу. А теперь представьте перед собой 5 маленьких свечек. Сделайте глубокий вдох и задуйте эти свечи маленькими порциями выдоха.

-Развитие мелкой моторики: «Лезгинка». Левая рука сложена в кулак, большой палец отставлен в сторону, кулак развернут пальцами к себе. Правая рука прямой ладонью в горизонтальном положении прикасается к мизинцу левой. После этого одновременно происходит смена правой и левой рук в течении 6-8 раз.

- Глазодвигательное упражнение «Язык двигается противоположно глазам» (2 уровень), с ручкой сидя.

1. Положение рук:

Держите руки согнутыми в локтях.

2. Движение глаз:

Сосредоточьте взгляд на ручке  и начните двигать глазами в одну сторону за ручкой.

3. Движение языка:

Одновременно с движением глаз в одну сторону, двигайте язык в противоположную сторону.

4. Повторение:

Повторяйте движение, меняя направления (например, глаза влево, язык вправо, затем наоборот).

-Дидактическая игра «Нейротаблички»

- Игра с ладошками по автоматизации звуков: ребенку необходимо называть

      картинки в ладошках, при этом выполнять соответствующей рукой действие.

Карточка №6

Март

   

- Дыхательное упражнение:  «Дышим носом» Исходное положение – лежа на спине или стоя. Дыхание только через левую, а потом только через правую ноздрю (при этом правую ноздрю закрывают большим пальцем правой руки, остальные пальцы смотрят вверх, левую ноздрю закрывают мизинцем правой руки). Дыхание медленное, глубокое.

-Развитие мелкой моторики: «Сортировка мелких предметов»

Сортировка по цвету, форме, размеру мелких предметов, например, бусинок.

- Глазодвигательное упражнение «Язык двигается противоположно глазам» (3 уровень), с ручкой сидя. Выполняемое сидя с ручкой, заключается в том, что вы должны одновременно выполнять два действия: смотреть на ручку, вращая ею вправо и влево, и одновременно двигать языком, совершая им движения влево-вправо. 

Как выполнять упражнение: 

  1. Примите удобное положение сидя.
  2. Возьмите ручку.
  3. Поместите ручку перед собой.
  4. Начните вращать ручку вправо и влево, следуя за ней глазами.
  5. Одновременно с этим, начните двигать языком влево и вправо, совершая противоположные движения глаз.
  6. Синхронизируйте движения: когда глаза движутся вправо, язык должен двигаться влево, и наоборот.

-Дидактическая игра «Нейроритмы»

Карточка №7

Апрель

   

 -Дыхательное упражнение «Сигнальщик» заключается в поднятии и скрещивании рук над головой при вдохе носом, с последующим возвращением в исходное положение на выдохе. Оно относится к комплексу упражнений, направленных на профилактику ЛОР-заболеваний, и выполняется сидя на стуле, откинувшись на спинку. 

Техника выполнения: 

1. Исходное положение:

Сядьте на стул, спину прижмите к спинке, ноги поставьте на пол.

2. Вдох:

Сделайте глубокий вдох носом, одновременно поднимая руки в стороны и вверх, скрещивая их над головой, как будто вы подаете сигнал флажками.

3. Выдох:

Вернитесь в исходное положение, сделав выдох.

4. Повторение:

Повторите упражнение 2-3 раза в каждую сторону (учитывая направление скрещивания рук).

-Развитие мелкой моторики: «Мы во двор пошли гулять»

Раз, два, три, четыре, пять,

(загибают пальчики по одному)

Мы во двор пришли гулять.

(«идут» по столу указательными  и средними пальчиками)

Бабу снежную лепили,

(«лепят» комочек двумя ладонями)

Птичек крошками кормили,

(«крошат хлебушек» всеми пальчиками)

С горки мы потом катались,

(ведут указательным пальцем правой руки по ладони левой руки)

А ещё в снегу валялись.

(кладут ладошки на стол то одной, то другой стороной)

Все в снегу домой пришли.

(отряхивают ладошки)

Съели суп и спать легли.

      (движения воображаемой ложкой; руки под

      щёку)

-Нейрогимнастика: «Ухо-нос» Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой — за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук «с точностью до наоборот».

- Глазодвигательное упражнение «Язык двигается противоположно глазам» (3 уровень), с ручкой сидя, «восьмерки». Выполняемое сидя, состоит в том, что во время движения глаз по траектории "восьмерки" язык должен двигаться в противоположном направлении. Это упражнение направлено на развитие координации движений глаз и языка, а также улучшение концентрации и зрительного контроля.

Как выполнять упражнение:

  1. Позиция: Сядьте удобно, спина прямая.
  2. Ручка: Возьмите в руку ручку или карандаш.
  3. Траектория: Держите ручку на расстоянии вытянутой руки и медленно рисуйте ею в воздухе горизонтальную "восьмерку", следуя взглядом за кончиком ручки.
  4. Движение языка: В процессе выполнения движения "восьмерки" глазами, попробуйте двигать языком в противоположном направлении. Например, если глаза двигаются по часовой стрелке, язык может двигаться против часовой стрелки, или наоборот.
  5. Уровень 3: Третий уровень сложности предполагает максимальное усложнение.
  6. Контроль: Контролируйте, чтобы глаза точно следили за кончиком ручки, а язык совершал движения, синхронизированные с движением глаз, но в противоположном направлении.
  7. Продолжительность: Выполняйте упражнение 3-5 минут.

-Дидактическая игра «Нейроальбом «Зарядка для мозга».

Консультация для родителей «Кинезиологические упражнения для оздоровления дошкольников»

Материал подготовила: Учитель-логопед Кудашова А.C.

Жизнь современного ребенка становится все разнообразнее и сложнее. И она требует не шаблонных, привычных действий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению больших и малых проблем. Один из методов решения этих задач является метод кинезиологии.

Учеными доказано, что после двух лет у ребенка начинают укрепляться связи между левым полушарием, ответственным за речь и правым, формирующим все наши зрительно-пространственные и другие восприятия. А речь в свою очередь – это результат согласованной деятельности многих областей головного мозга. Кинезиологические упражнения дают возможность задействовать те участки мозга, которые раньше не участвовали в обучении.

Кинезиологические упражнения – это комплекс движений, позволяющих активизировать межполушарное воздействие.

Эти упражнения позволяют :

— создавать новые нейронные связи;

— улучшать концентрацию внимания, память, пространственные представления;

— гармонизировать работу обоих полушарий мозга;

— улучшать зрительно-моторную координацию;

— тренировать периферическое зрение, которое необходимо для беглого чтения;

— управлять своими эмоциями и многое другое.

Рекомендации по применению:

        -Занятия можно проводить в любое время;

        -Систематичность выполнения, ежедневно, без пропусков;

        -Постепенное увеличение темпа и сложности;

   -Занятия проводятся в доброжелательной обстановке;

        -Требуется точное выполнение движений и приемов;

        -Упражнения проводятся стоя или сидя за столом;

        -Продолжительность занятий зависит от возраста и может составлять от 5 – 10 до

20 – 35 минут в день.

            -Упражнения можно проводить в различном порядке и сочетании.

Виды кинезиологических упражнений:

  • Растяжки нормализуют гипертонус (неконтролируемое чрезмерное мышечное напряжение) и гипотонус (неконтролируемая мышечная вялость).
  • Дыхательные упражнения улучшают ритмику организма, развивают самоконтроль и произвольность.
  •  Глазодвигательные упражнения позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие. Однонаправленные и разнонаправленные движения глаз и языка развивают межполушарное взаимодействие и повышают энергетизацию организма.
  •  При выполнении телесных движений развивается межполушарное взаимодействие, снимаются непроизвольные, непреднамеренные движения и мышечные зажимы. Оказывается, человеку для закрепления мысли необходимо движение.

Это важно! Используйте кинезиологические упражнения со своим ребенком дома. Единственное, что вам для этого нужно сделать – сначала освоить каждое упражнение самостоятельно, понять, какие ощущения оно вызывает, какие органы задействует, какой результат дает. После этого вы сможете давать своему ребёнку более четкую инструкцию по выполнению каждого задания.

Кинезиологические физминутки и упражнения

Упражнение «Ухо – нос»

        Левая рука — взяться за кончик носа, правая рука — взяться за правое ухо. По команде отпустить ухо-нос, хлопнуть в ладоши и поменять положение рук «с точностью наоборот».

Упражнение «Змейка»

        Скрестить руки ладонями друг к другу, сцепить пальцы в замок, вывернуть руки к себе.1 вариант: ребенок с закрытыми глазами называет палец и руку, к которым прикоснулся педагог.2 вариант: точно и четко двигать пальцем, который называет педагог. Следить, чтобы остальные пальцы в движении не участвовали.

Упражнение «Колечко»

        Поочередно и как можно быстрее перебирайте пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т. д. Проба выполняется в прямом и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. В начале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем сразу двумя руками.

Упражнение «Кулак-ребро-ладонь»

        Три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяют друг друга. Ладонь на плоскости, сжатая в кулак ладонь, ладонь ребром на плоскости стола, распрямленная ладонь на плоскости стола. Выполняется сначала правой рукой, потом -левой, затем -двумя руками вместе по 8-10 раз. Можно давать себе команды (кулак -ребро-ладонь).

Упражнение «Лезгинка»

        Левую руку сложите в кулак, большой палец отставьте в сторону, кулак разверните пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикоснитесь к мизинцу левой. После этого одновременно смените положение правой и левой рук. Повторите 6-8 раз. Добивайтесь высокой скорости смены положения.

Дыхание важно не только с точки зрения физиологии. Помимо предоставления кислорода каждой клеточке детского организма, оно также помогает развить производительность действий и самоконтроль у ребенка.

Дыхательные кинезиологические упражнения для дошкольников не трудные, но очень полезные.

«Задуть свечу»

Ребенок представляет, что перед ним стоит 5 свечек. Ему нужно сначала задуть большой струей воздуха одну свечу, затем этот же объём воздуха распределить на 5 равных частей, чтобы задуть все.

«Качание головой»

 Исходное положение: сидя или стоя расправить плечи, голову опустить вперед и закрыть глаза. Затем ребенок начинает покачивать головой в разные стороны и глубоко, как только может, дышать.

Рисование двумя руками

1. Начинаем с рисование линий, точек. Потом можно учить рисовать круги, овалы, волнистые линии, простые предметы (капельки, снежинки, травку и пр).

В данном процессе важно, чтобы задействованы были обе руки одновременно, а качество рисунка в этом возрасте — не имеет значения.

2. Использование щипцов, ложек и др. подручных материалов.

С помощью щипцов учим ребенка захватывать предметы обеими руками одновременно (по началу допустимо и попеременно). С помощью двух ложек, например, учим пересыпать сыпучие предметы из емкости в емкость, переливать жидкость из стакана в стакан.

3. Строим башенки.

Материал можно подобрать любой — хоть конструктор, хоть обычные крышечки из-под пюре.

После продолжительного выполнения кинезиологических упражнений, результат порадует любого родителя. Основная их польза заключается в том, что развивается мозолистое тело головного мозга ребенка, повышается стрессоустойчивость, снижается утомляемость, а также улучшается работа психических процессов.

Консультация для  родителей «Ум на кончиках пальцев»

Материал подготовила: Учитель-логопед Кудашова А.C.

Известному педагогу В. А. Сухомлинскому принадлежит высказывание: «Ум ребенка находится на кончиках пальцев». «Рука – это инструмент всех инструментов», говорил Аристотель.                                                                                                 

   О пальчиковых играх можно говорить как об универсальном,  дидактическом и развивающем материале. Методика и смысл данных игр состоит в том, что нервные окончания рук воздействуют на мозг ребенка и мозговая деятельность активизируется.

   Еще издавна пальчиковые игры были распространены в самых разных странах мира. В Китае пользуются популярностью упражнения с каменными и металлическими шариками. В Японии активно используются упражнения для ладоней и пальцев с грецкими орехами. А у нас в России с малых лет учат играть в «Ладушки», «Сороку-белобоку», «Козу рогатую». На сегодняшний день специалисты возрождают старые игры и придумывают новые.

   Над развитием мелкой моторики у детей необходимо работать и родителям, и педагогам. Очень важной частью развития мелкой моторики рук являются пальчиковые игры. Игры эти очень эмоциональные и способствуют развитию речи, творческой деятельности. В ходе пальчиковых игр дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание.

   Пальчиковые игры – это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок, стихотворений при помощи пальцев. Многие игры требуют участия обеих рук, что дает возможность детям ориентироваться в понятиях «вправо», «влево», «вверх», «вниз» и т. д.

   Пальчиковую гимнастику можно условно разделить на 2 вида:

·        Гимнастика, сопровождающаяся стишками или песенками;

·        Гимнастика, сопровождающаяся другими частями тела.

   Существует много примеров фольклорной пальчиковой гимнастики, когда стишки, сопровождающиеся движениями пальцев, передаются от бабушек к внукам и используются для игр несколькими поколениями.

   

Отличным примером такой гимнастики является фольклорнаяпотешка известная каждому:

Сорока-белобока

   Кашу варила, деток кормила,

   Этому дала (загибаем первый пальчик),

   Этому дала (второй),

   Этому дала (третий),

   Этому дала (четвертый),

   А этому не дала (пятый).

   Он воду не носил (загибаем первый пальчик на др. руке),

   Он дрова не рубил (второй),

   Он кашу не варил (третий),

   Ему ничего нет.

   Пальчиковые игры - это прекрасная возможность провести время с ребенком в общении.

   Пальчиковая гимнастика  проводится в любое удобное время, это рекомендуется всем детям, а особенно с речевыми проблемами. Крайне важно, чтобы пальчиковая гимнастика проходила в игровой атмосфере радостного общения. Развивая мелкую моторику рук через использование пальчиковых игр, мы воздействуем на весь организм в целом.

   Запомните, уважаемые родители, что благодаря пальчиковой гимнастике и пальчиковым играм ребенок получает сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредотачиваться. Такие упражнения и игры формируют добрые взаимоотношения между взрослым и ребенком.         

Консультация для родителей Занимательная гимнастика для ума. «Кинезиологические упражнения с ребенком дома»

Материал подготовила: Учитель-логопед Кудашова А.C.

Кинезиология – наука о развитии головного мозга через движение. Она существует уже двести лет и используется во всем мире.  Кинезиологические упражнение – это комплекс движений, позволяющих активизировать межполушарное воздействие.

Основателем научной кинезиологии в Древней Греции считался Асклепиад, живший более 2000 лет назад.Многие проблемы ребенка, возникновение которых приписывается социальным факторам (плохое настроение, повышенная тревожность, отклонения в поведении и т. п.), могут быть следствием недостаточной работы мозга. Основная причина, которой низкий уровень нейродинамики (низкий тонус мозга).Для преодоления имеющихся у дошкольников нарушений, предупреждения развития патологических состояний, укрепления психофизического здоровья необходимо проведение комплексной психокоррекционной работы. Формой такой работы может стать кинезиологические упражнения.Кинезиологические упражнения позволяют улучшить у ребенка речь, пространственные представления, тонкую и крупную моторику, снижает утомляемость, повышает способность к произвольному контролю, стрессоустойчивость, гармонизирует баланс жизненной энергии и обладает оздоравливающим и антистрессовым эффектом, повышает способность к произвольному контролю, улучшает мыслительную деятельность, память и внимание.  Правила выполнения упражнений:

• занятия можно проводить в любое время, ежедневно, без пропусков;

• занятия проводятся в доброжелательной обстановке;

• требуется точное выполнение движений и приёмов;

• упражнения проводятся стоя или сидя за столом;

• перед интенсивной умственной нагрузкой;

• продолжительность занятий зависит от возраста и может составлять от 5 – 10 минут до 20 – 35 минут в день;

• каждое упражнение выполняют по 1 – 2 минуты, в различном порядке и сочетании.

Для постепенного усложнения упражнений, можно использовать:

- ускорение темпа выполнения;

- выполнение с легко прикушенным языком и закрытыми глазами (исключение речевого и зрительного контроля);

- подключение движений глаз и языка к движениям рук;

- подключение дыхательных упражнений и метода визуализации.

Попробуйте выполнить ряд основных упражнений на развитие межполушарного взаимодействия:

  1. «Пальчики здороваются». Каждый палец, начиная с мизинца, касается большого пальца по очереди. Необходимо начинать с одной руки, например, ведущей, затем пробовать одновременно на обеих руках.

2. «Кулак, ребро, ладонь». Это упражнение подходит для диагностики состояния тонкой моторики ребенка. Предложите дошкольнику изобразить ладонь в виде «кулака», затем «ребром» и «ладонью» вниз. Сначала отрабатываем и пробуем на одной руке (ведущей), постепенно добавляем вторую руку. С каждым разом ускоряем темп выполнения задания. Советую выполнять упражнение вместе с ребенком, то есть поиграть: кто быстрее и точнее выполнить задание.

3. «Солдатик марширует». Левая рука в виде кулачка, а правой упереть ладонью к левой. На счет раз, поменять положение рук, то есть теперь левая будет в виде прямой ладони, а правая – кулачок.

4. «Рисование обеими руками» Название говорит само за себя: ребенку предлагается рисовать/обводить синхронно обеими руками предъявляемый рисунок. Данное упражнение отлично формирует межполушарное взаимодействие.

5. «Ухо-нос» Выполнение данного упражнения требует огромной концентрации, но если вы с легкостью выполняли предыдущие упражнения, то упражнение «ухо-нос» не вызовет затруднений.

Итак, возьмитесь правой рукой за нос, а левой рукой за левое ухо (чтобы руки образовали «крест»), запомните ощущение, где у вас находятся руки. На счет раз поменяйте положение рук, то есть левая рука коснется носа, а правая рука левого уха. На счет два поменяйте положение рук, как вы их ставили вначале упражнения. Когда будет получаться, можете добавлять хлопок ладошками при смене рук.

Итак, кинезиологические упражнение – это комплекс движений позволяющих активизировать межполушарное воздействие.

Кинезиологические упражнения развивают мозолистое тело, повышают стрессоустойчивость, синхронизируют работу полушарий, улучшают мыслительную деятельность, способствуют улучшению память и внимания, облегчают процесс чтения и письма.

Желаю Вам вдохновения и удачи в выполнении основных кинезиологических упражнений! Помните – наша речь на кончиках пальцев!

Консультация для педагогов  и родителей подготовительной группы «Нейропсихлогический подход к подготовке детей к школьному обучению»

Материал подготовила: Учитель-логопед Кудашова А.C.

Для многих готовность это умение считать, читать и писать. Эти умения важны и с позиции нейропсихологов, однако главными не являются, более того, они не являются фактором готовности ребенка стать учеником.

В школьной зрелости принято выделять три аспекта: эмоциональный, социальный и интеллектуальный.

  • Готовность эмоциональная означит, что малыш уже научился справляться со своими эмоциями, а также приобрел важный навык - получать удовольствие от учебной деятельности и познания чего-то нового.
  • Готовность социальная является потребностью ребенка в общении, умение понимать и выполнять роль ученика, а также умение слушать учителя, следовать правилам, установленным в коллективе.
  • Готовность интеллектуальную связывают с развитием процессов мыслительных, влияющих на способность классифицировать и сравнивать объекты, определять их существенные признаки, общаться и делать выводы.

Мы перечислили основную тройку составляющих школьной зрелости. Ребенку необходимо иметь их в своем вооружении перед походом в первый класс. Иначе – возможны проблемы.

К детским психологам и нейропсихологам частенько обращаются родители, уже столкнувшиеся со сложностями первого класса. Среди которых могут быть и жалобы учителей, и других деток на ребенка, и родителей этих детей, гласящие о том, что ребенок совершенно не готов к учебному процессу: «не желает учиться, отвлекается сам и мешает другим, нарушает нормы поведения в классе» и многое другое.
Частые школьные конфликты, в свою очередь, приводят к разногласиям в отношениях между членами семьи, ребенком и родителями, а также бабушками и дедушками. Важно понимать, что все это является дополнительным стрессом для ребенка, и, словно порочный круг, все это негативно сказывается на обучении, отношениях со сверстниками, учителями и поведении.

Можно старательно «воспитывать» ребенка, усердно заниматься с ним письмом и чтением, однако при этом мало что существенно изменится.
С точки зрения нейропсихологов готовность к школе не отражается в усаживании малыша за парту и обучении письму и чтению.Это скорее комплекс нейропсихологических  методик и приемов, которые активизируют мозговую деятельность. Каждая мозговая структура созревает в свое определенное время и требует для этого определенных условий. Своевременное созревание структур мозга помогает успешной адаптации к школьной среде, задержка же в созревании даже некоторых из них способна вызвать вышеописанные проблемы.
Задача 
нейропсихолога - определить, какие именно отделы нашего мозга работают не совсем так, как необходимо.

В нашем нейропсихологическом  центре  специалисты проведут подробное обследование вашего ребенка, результатом которого станет понимание того, какие именно структуры мозгаоптимально функционируют, а каким необходимо особое внимание. Когда установлены проблемные зоны, можно прицельно подбирать индивидуальную коррекционную программу и развивающие упражнения.

Из чего состоит комплекс нейропсихологической  подготовки к школе:

  • Нейропсихологическое  обследование ребенка, а именно, определение его нейропсихологического  статуса, определение уровня развития интеллектуальной, а также эмоционально-личностной сфер и выявление нормально развивающихся мозговых структур,и определение структур, которые запаздывают в развитии.
  • По результатам подобного обследования разрабатывается программа коррекции и развития.
  • С учетом результатов нейропсихологической  диагностики, подбираются коррекционно-развивающие программы для подготовки к школе различного уровня сложности. Следует отметить, что все они в себя включают:  нейропсихологическую  коррекцию, в том числе и методикой «замещающего онтогенеза», развитие произвольной саморегуляции и когнитивного блока.

Важно понимать, что нейропсихологическая  подготовка к школе – не блажь, и, к сожалению, в последние годы, она является суровой необходимостью для закладки фундамента здоровой и успешной школьной жизни.

Это серьезная программа по сенсомоторной, двигательной и прочих видов коррекции, требующая регулярных занятий и времени.

Хотелось бы сказать что эмоциональная, интеллектуальная и социальная готовность малыша к школе должна формироваться к семи-восьми годам. Не стоит торопиться устраивать в школу ребенка в более раннем возрасте.

Если у вашего ребенка выявлена задержка психического или речевого развития, имеются жалобы воспитателей на плохое поведение, вы заметили, что малыш слишком торопливый либо наоборот неловкий и медлительный, у него СДВГ (синдром дефицита внимания или гиперактивность) - специалисты настоятельно рекомендуют пройти необходимое обследование и начать занятия своевременно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учителя-логопеда по логопедической работе с детьми 5-7 летнего возраста, имеющими нарушения речи для групп общеразвивающей направленности в условиях логопункта на 2015-2016 учебный год

Аннотацияк  Рабочей программе учителя-логопеда по логопедической работе с детьми 5-7 летнего возраста, имеющими нарушения речи для групп общеразвивающей направленности в условиях логопункта...

Адаптированная рабочая программа по логопедической работе с детьми 5-7 летнего возраста, имеющими нарушения речи для групп общеразвивающей направленности в условиях логопункта

Данная адаптированная рабочая программа построена в соответствии с основной образовательной программой дошкольного обучения «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы и   отвечает требован...

Конспект непосредственно образовательной деятельности учителя-логопеда с детьми подготовительной к школе группы, имеющими тяжелые нарушения речи. Тема: «К школе – готовы!».

Формирование знаний детей о школе, закрепление названий и назначения учебных принадлежностей; обогащение словаря, развитие фонематических процессов, совершенствование грамматического строя речи и связ...

Конкурс-игра по развитию речевого слуха с детьми старшей и подготовительной к школе группы, имеющими нарушения слуха.

Конкурс-игра по развитию речевого слуха с детьми старшей и подготовительной к школе группы, имеющими нарушения слуха. Цель: совершенствовать произносительные навыки детей, речевое дыхание; развив...