Конспект логопедического занятия по развитию лексико-грамматических категорий в рамках лексической темы "Наш город"
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

Замятина Светлана Леонидовна

Конспект логопедического занятия по развитию лексико-грамматических категорий в рамках лексической темы "Наш город"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

 «Детский сад № 26» Еманжелинского муниципального района Челябинской области

Конспект занятия по развитию речи

 «Наш любимый город»

 (для детей старшей группы)

                                               Подготовила:

                                                    учитель-логопед

                                                                             Замятина Светлана Леонидовна

2021г.

Цель:  формирование представлений детей о родном городе – Еманжелинске.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

Расширять представления детей о родном городе, его достопримечательностях.

Активизировать и расширять словарь детей по теме "Мой город".
Упражнять в преобразовании существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами и существительных во множественном числе.

Совершенствовать фонематическое восприятие: упражнять в умении выделять первый и последний звук в слове, подбирать слова на заданный звук, дифференцировать звуки [Ш] и [Ж].

Коррекционно-развивающие:

Развивать речевой слух.

Совершенствовать навыки речевого общения,  координацию речи  с движением.

Коррекционно-воспитательные:

Формировать навыки сотрудничества детей и педагога.

Оборудование: магнитная доска, набор «Магнитная азбука», магнитики, фотографии с достопримечательностями города Еманжелинска.

Ход занятия:

  1. Организационный момент.

Здесь  умещается ровно полмира:
Мама и папа, соседи, друзья.
Город родимый, родная квартира,
Бабушка, садик, котенок … и я.

Логопед: Ребята, обратите внимание на иллюстрации и фотографии на доске.  Вы догадались, о чем мы сегодня с вами будем разговаривать?

 (Ответы детей) 

Да, мы с вами побеседуем сегодня о нашем родном городе Еманжелинске.

Основная часть.
1. «Разминка»

Логопед:

- Как называться наша страна? (Россия)

- Назовите главный город-столицу России. (Москва)

- Как называются жители нашей страны? (россияне)

- Как называется наш город? (Еманжелинск)

- Как называются жители нашего города? (еманжелинцы)

 2. Загадки

Логопед:

Отгадайте-ка, ребятки,
Вы о городе загадки.
Я начну стихи читать,
Вам придётся продолжать.

1.   В  нём есть картины удивительные,
Картины редкие и восхитительные.
Но покупать их не позволят.
Не потому, что много стоят.
Ведь это клад страны моей,
Не магазин здесь, а
…(музей)

2.   Здесь можно опустить письмо,
Отправить телеграмму.
По телефону позвонить
В командировку маме.
Ты можешь здесь купить конверт
Послать посылку срочно.
Всем передать большой привет
Ведь это здание- 
…(почта)

3 .Если кто- то заболел
Все идут лечиться
В городскую, областную,
Детскую
…(больницу)

4.   Это что за чудный дом?
Сто детишек в доме том,
Дом детишкам очень рад.
Что же это?…
(детский сад) 

5 .   Ты сюда входи скорей
И бери корзину,
Покупай, что повкуснее
В нашем
…(магазине)

3."Узнай и назови"

Логопед: Ребята, обратите внимание на доску с фотографиями и назовите достопримечательности нашего города.

Дети называют достопримечательности города Еманжелинска (фотографии на доске).

Логопед: давайте повторим это новое длинное слово «достопримечательности». (Дети повторяют вместе и по одному)

4. Упражнение «Кто внимательный»

 Вопросы о городе по типу игры «Четвертый лишний».

1. Какого здания нет в городе Еманжелинске? 

Дворец культуры, музей, аквапарк, автовокзал.

Почта, площадь, бассейн, Дворец спорта.

2.   Какого пассажирского транспорта нет в нашем городе? 

Автобус, трамвай, такси, троллейбус.

Динамическая пауза  «Я по городу хожу» (пальчиковая гимнастика)

Я по городу хожу, (ходьба на месте)

Я про город расскажу.

Поликлинника, аптека, (сгибают пальцы на обеих руках)

Магазин, библиотека.

Много здесь жилых домов (разжимать по очереди пальцы)

И деревьев, и цветов.

Школа, детский сад, музей, (стучать пальчиком о пальчик)

Город нужен для людей  (хлопки)

Логопед: Ребята, предлагаю поиграть в игру "Один - много"

5. Дидактическая игра: "Один - много"(с мячом)

Дом - дома, дорога - дороги, улица - улицы, дерево - деревья, окно - окна, клумба - клумбы, забор - заборы, магазин - магазины, школа - школы, кинотеатр - кинотеатры...

6. Игра «Большой-маленький»

Логопед: Ребята, давайте представим город, где могли бы жить маленькие человечки-лилипуты. Как бы он назывался? (Городок)

А как можно назвать улицы в этом городке? (Улочки)

Дома-

Окна-

Дороги-

Магазины-

Площади-

Театры-

Скверы-

Логопед: Ребята, мы с вами на прошлых занятиях изучали звуки Ш и Ж. Давайте их вспомним и поиграем в игру «Подбери пару»

7. Упражнение с мячом «Подбери пару»

Логопед: ШИ

Ребенок: ЖИ

Аналогично слоги: ШЕ, ШО, ШУ, ШЭ, ША

8. Дидактическая игра «Угадай звук»

Логопед: Молодцы, ребята!

Предлагаю еще поиграть со словами.

Возьмем, например, одно очень длинное слово – Еманжелинск, обратите внимание, оно выложено у нас на доске магнитными буквами.

Сначала мы определим количество слогов в этом слове, прохлопаем его.        ( Вместе прохлопываем слово)

А давайте-ка проверим, как вы умеете определять первый и последний звук в слове. (Ответы детей).

Логопед: Верно, первый звук в этом слове – Е, а последний – К.

Давайте придумаем слова на звук Е, а затем на звук К. Придумываем слово, подходим к доске и прикрепляем магнитик около буквы Е, аналогично слова начинающиеся со звука К прикрепляем напротив буквы К.

 (Дети выполняют задание)

Логопед: Сравним, каких слов получится больше. (Сравниваем количество получившихся слов)

Итог занятия:

Логопед: Ребята, о чем мы сегодня беседовали на занятии? (о нашем родном городе Еманжелинске, его достопримечательностях)

Вы большие молодцы, выполнили все задания, отгадали все загадки, узнали много нового, мне с вами было интересно! Спасибо вам!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия по развитию лексико-грамматических категорий и связной речи Тема: признаки осени

Вид занятия: развитие лексико-грамматических категорий и связной речи;Тип занятия: подгрупповое;Тема занятия: признаки осени....

Конспект логопедического занятия по развитию лексико-грамматических категорий и связной речи

Тема: наша дружная семьяТип занятия: подгрупповоеЦель занятия: составление рассказа "Семейный ужин" по серии сюжетных картинПрезентация прилагается....

Конспект логопедического занятия по развитию лексико-грамматических категорий и связной речи у детей с ОНР подготовительного дошкольного возраста.

Материал к лексической теме "Семья", может использоваться логопедами и воспитателями логопедических групп на подрупповых занятиях по развитимю речи и в индивидуальной работе с детьми с ОНР....

Конспект логопедического занятия по развитию лексико-грамматических категорий по теме: Транспорт

Конспект логопедического занятия: Образование приставочных глаголов по теме: Транспорт...

Конспект логопедического занятия по развитию лексико-грамматических категорий в подготовительной к школе группе. Тема: Лето красное.

Конспект логопедического занятия по развитию  лексико-грамматических  категорий для детей подготовительной группы..Тема: Лето красное....

Конспект логопедического занятия по развитию лексико-грамматических категорий для детей 5-6 лет с тяжёлыми нарушениями речи. Тема: В лес по грибы и ягоды.

Обогащение знаний дошкольников по формированию лексико-грамматических категорий по лексической теме «Грибы. Ягоды»...

Конспект логопедического занятия по развитию лексико-грамматических категорий по лексической теме "Профессии"

Конспект логопедического занятия по развитию лексико-грамматических категорий по лексической теме "Профессии"...