Коммуникативные ситуации и игры для детей с ТНР
консультация по логопедии (младшая, средняя группа)

  Основная логопедическая задача - формирование вербальной коммуникации средствами родного языка. Данный материал - это консультация для родителей, в которой я описала некоторые игры и ситуации,помогающие разговорить "молчуна". Самое главное в процессе этих игр вызвать у ребёнка эмоцию радости от выполненных действий, не принуждать к повторению слов, на одну игру брать 2-3 действия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditeley.docx17.06 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

Коммуникативные ситуации и игры с детьми с ТНР

Подготовила учитель-логопед Бушкова Л.Н.

От многих родителей неговорящих детей часто можно услышать: «Мы заставляем повторять слова, а он их не повторяет».

Роль повторения в нормальном онтогенезе незначительна, любой ребенок усваивает материал активно. Поэтому нужно создавать ситуации для развития речи, а не просто повторять заученный материал.

Основная задача родителей: создание необходимого эмоционального фона, формирование навыков общения, закрепление полученных умений в течение определённого времени. Неговорящий ребенок должен вовлекаться в общение не только на специально организованных занятиях, но и в режимных моментах, на прогулке, в игре, чтобы полученные умения не были «пассивным багажом», а обеспечивали базу, на которой можно успешно строить дальнейшее обучение.

Если ребёнок владеет звукосочетаниями, однословной фразой, необходимо начинать работу по формированию коммуникативных умений и навыков через создание коммуникативных ситуаций и игр.

Рекомендации по проведению игр

  • Использовать не картинки, а игрушки.
  • Совершать предметные действия для формирования речи.
  • На начальных этапах работы прорабатывать не больше 2,3 слов. Изучаемое слово проговаривать многократно (первоначально в одной форме).
  • Поощрять любое действие ребёнка.
  • В непринуждённой форме побуждать ребёнка к подражанию действий, повторению слова.
  • Учитывать индивидуальные особенности ребёнка.

        Подвижная игра «Ку-ку»

        Дети бегают с платочками под песенку «Я от тебя убегу: ку-ку»

        Игры с предметами

       Предметный словарь связан с глаголами (используются реальные предметы)

Педагог

Ребёнок

Предметы

Кидай!

Бах-бах

Буль-буль

Пирамидка из кубиков

Камушки и тазик с водой

Стучи!

Тук-тук

Молоточек

Воткни!

Тык-тык

Мандарин и гвоздика

         

  Ребёнок отвечает на вопрос взрослого о своих действиях

Можно взять любимую игрушку ребёнка и действовать с ней, проговаривая ответы

Иди!

Иду

Сенсорные коврики

Тяни!

Тяну

Машинка с верёвочкой

Лови!

Ловлю

Магнитная удочка, рыбки

Свети!

Свечу

Фонарик

Стучи!

Стучу

Молоточек

Бери!

Беру

Мяч

Маши!

Машу

Флажок

Неси!

Несу

Сумка

Ищи!

Ищу  (Тут)

Сухой бассейн

Крути!

Кручу

Детская шарманка, ленточка на палочке

Смотри!

Смотрю

Рассматривание предметов через трубу

Плети!

Плету

Коса из лент

Мети!

Мету

Веник, швабра, метла

Кати!

Качу

Мяч, машинка

Соли!

Солю

Имитация движения

     Практическая деятельность

     Во время приготовления пищи на кухне есть большие возможности создания коммуникативных ситуаций.

«Варим компот»

Мой! Режь! Лей! Сыпь! Клади! Мешай!

«Печём пироги», «Готовим бутерброд» …

     Упражнение «Коллаж»

Коллаж составляется вместе с ребёнком.

Режь! – Режу. Ребёнок вырезает

Мажь! – Мажу. Мажет клеем.

Клей! – Клею. Приклеивает картинку на лист.

Следующий этап развития речи ребёнка - односоставная двухсловная фраза.

Ребёнок отвечает на вопрос собеседника о своих действиях с предметом.

        «Поручения»

Мой! – Мою.   Что моешь? – Ногу (руку, чашку, Катю)

         Лечи! – Лечу.   Кого лечишь? – Кису (лису, маму, заю/зайку)

Прячь! – Прячу.  Кого прячешь? – Лису (муху, вату, ….)

Гладь! – Глажу.   Кого гладишь? – Кису (заю, сову, …)

Неси! – Несу.  Что несёшь? – Мяту.  Кому несёшь? – Маме.

        Рассматривание действий, глядя в окно, рассматривая фото.

Дядя идёт. Тётя идёт. Папа едет.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект игровой образовательной ситуации «Поможем Курочке» для детей первой младшей группы. Образовательная область: социально-коммуникативное развитие.

Игровая ситуация проводится в утреннее время, со всей группой детей. Проводится занятие с целью создания благоприятной эмоциональной атмосферы в группе за счет включения максимального количества детей...

Образовательная деятельность по социально-коммуникативному развитию «Интерактивная игра для детей дошкольного возраста «Дорожная азбука»

Образовательная деятельность по социально-коммуникативному развитию "Интерактивная игра для детей дошкольного возраста"Дорожная азбука" предназначена для формирования у детей устойчивых навыков соблюд...

Коммуникативные ситуации для развития коммуникативных навыков у дошкольников 4-7 лет

Игры и коммуникативные ситуации на развитие эмоциональности речи....

Картотека игр и коммуникативных ситуаций по формированию грамматического строя речи для детей разного возраста.

В картотеке собраны игры на формирование граматического строя речи для детей разных возрастов. Для удобства в начеле предоставлен список всех игр, тематика и возрастная категория....

Коммуникативные и пальчиковые игры для детей с аутизмом

Коммуникативные и пальчиковые игры для детей с  аутизмом...

Игровые коммуникативные технологии. Коммуникативные игры для детей дошкольного возраста.

Игровые коммуникативные технологии.  Коммуникативные игры для детей дошкольного возраста....

Развиваем коммуникативные навыки в игре у детей 5 лет

Игры с детьми 5 лет на развитие коммуникативной сферы и доброжелательного отношения к окружающим...